Начавшиеся еще в прошлом веке поиски реликтового гоминида, или снежного  человека, продолжаются и по сей день. С неизменно отрицательным  результатом. До сих пор исследователи не добыли ни одной живой или  мертвой особи этого загадочного существа. Отсутствуют и сколько-нибудь  качественные и достоверные фото- или видеоматериалы. Более того, иногда  для исследователей поисковые экспедиции заканчиваются трагически. Яркое  тому подтверждение — печальная судьба Владимира Михайловича Пушкарева.

http://batona.net/uploads/posts/2021-09/1632138839_132.jpg

То ли куль, то ли чучунаа

http://batona.net/uploads/posts/2021-09/1632138892_133.jpg

В  кругу отечественных криптозоологов В.М. Пушкарев считается фигурой едва  ли не культовой. И это невзирая на то, что на момент своего бесследного  исчезновения ему не исполнилось и 40 лет. Не успел молодой  исследователь оставить после себя и итогового научного труда. Лишь  несколько статей, опубликованных в таких журналах, как «Вокруг света» и  «Техника — молодежи».

С феноменом снежного человека Владимир  Пушкарев, геолог по первой специальности, столкнулся в 1972 году, во  время экспедиции в низовья рек Печора и Ижма в Коми АССР. Местные жители  рассказывали ему легенды о Яг-Морте -диком лесном человеке огромного  роста, покрытом черной или серой шерстью. К другим особенностям этого  существа относятся мощная мускулатура, длинные волосы, пронзительный  хохот и почему-то по шесть пальцев на ногах.

Тема эта всерьез  увлекла недавнего выпускника Ростовского государственного университета, и  он решил собирать свидетельства о встречах с дикими волосатыми людьми.  Благо работать по-прежнему приходилось на Севере — в краю в данном  отношении богатейшем. Практически у всех коренных народностей,  населяющих тайгу и тундру, и сегодня существуют свои предания о лесных  великанах. Пусть называются они по-разному, однако речь идет фактически  об одном и том же. Так, к примеру, среди хантов бытует наименование  «куль». Ненцы знают снежного человека как «тунгу», а манси называют его  «мэнк» и «комполен». Наконец, в северной части Якутии Пушкарев  неоднократно записывал рассказы о чучунаа.

Таинственный Землемер

http://batona.net/uploads/posts/2021-09/1632138875_134.jpg

И  все же наиболее перспективной для полевых исследований Пушкарев считал  территорию Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно оттуда ученый  привез историю о знаменитом Землемере. Рассказала ее бывшая сельская  учительница Марфа Ефимовна Сенькина. Еще до Октябрьской революции они с  отцом частенько ездили на промыслы по обскому северу и полуострову Ямал,  останавливаясь в чуме у одного старика ханта возле селения Пуйко. И вот  однажды в начале сентября несколько ночей подряд собаки хозяина  поднимали страшный лай. Когда же Марфа Ефимовна спросила о причинах  такого переполоха, старик, понизив голос, сказал ей, что вся причина — в  Землемере. Мол, он всегда приходит в это время года. И предложил лично  убедиться. Женщина согласилась.

На следующую ночь они вышли из  чума и прождали, наверное, с час. Вдруг, как и в прошлый раз, истошно  залаяли собаки, и в свете взошедшей луны Марфа Ефимовна увидела  высоченную фигуру с красными горящими глазами, которая легко  проламывалась сквозь двухметровый тальник, возвышаясь над ним. Когда  одна из собак отважилась приблизиться к ночному пришельцу, тот одним  ударом руки отшвырнул ее и скрылся во тьме. На вопрос опешившей женщины,  не леший ли это, старый хант страшно перепугался и буквально закричал:

— Не смей говорить этого слова. Ты позовешь его. Зови просто Землемер!

Здесь налицо явный фольклорный подтекст, запрещающий называть нечистую силу по имени.

Роковая экспедиция

http://batona.net/uploads/posts/2021-09/1632138817_135.jpg

Но  вернемся к герою нашей статьи. Пушкарев, увлекшийся темой поисков  снежного человека, оставил прежнюю работу, поступил на биологический  факультет Калининского (сейчас — Тверского) университета и продолжил  организовывать экспедиции. Преимущественно — индивидуальные. В 1977  году, вернувшись из очередной поездки в Ямало-Ненецкий автономный округ,  Владимир Михайлович сделал доклад на семинаре по реликтовому гоминиду, в  котором призвал фиксировать все без исключения сообщения о встречах с  непознанным. Даже те, что раньше проходили по разряду откровенных  быличек и отвергались учеными именно из-за налета мистики. Позиция, с  одной стороны, спорная, а с другой — как минимум оригинальная. Так или  иначе, но именно увлечение нестандартными методами исследований в  конечном счете и погубило Пушкарева.

В следующем году он сошелся  с некими московскими экстрасенсами, напророчившими ему встречу со  снежным человеком в районе озера Ярото, что в бассейне реки Хулга.  Возможно, эти же «доброжелатели» посоветовали ученому не брать с собой  ни ружье, ни топор, ни даже нож! Звучит невероятно, но, по свидетельству  другого известного криптозоолога Майи Генриховны Быковой, в свою  последнюю экспедицию в октябре 1978 года Пушкарев в одиночку отправился  по начинавшей остывать реке в надувной лодке и в совершенно неподходящей  одежде — в не очень теплой куртке и резиновых сапогах. У него не было с  собой ни ружья, ни ножа, ни топора. И это не начитавшийся научной  фантастики дилетант-горожанин, а опытный геолог, имевший за плечами не  один полевой сезон. Неужели он не понимал, что идет на верную смерть?  Объяснений тут только два. Или экстрасенсы убедили Владимира Михайловича  в его неуязвимости, или же к моменту рокового похода он был человеком,  мягко говоря, не совсем адекватным. Одержимым навязчивой мечтой.

Истину  сейчас уже установить невозможно, поскольку сам Пушкарев из той  экспедиции так и не вернулся. А если точнее — бесследно исчез. В разное  время в трех местах на Хулге были обнаружены резиновая лодка, палатка,  спальный мешок, соль, обгоревшие носки и две записки, не внесшие в дело  никакой ясности. До сих пор истинные причины гибели талантливого,  самобытного ученого продолжают оставаться загадкой.

Вышел на контакт!

http://batona.net/uploads/posts/2021-09/1632138860_136.jpg

Вообще,  загадочные смерти и трагические несчастные случаи среди криптозоологов и  криптобиологов — не редкость. В 1980-е годы своеобразную пальму  первенства у Владимира Пушкарева перехватил инженер-гидролог Олег  Владимирович Шаров. Основная работа его тоже как нельзя лучше  соответствовала попутным поискам реликтового гоминида. В 1989 году Шаров  вместе с женой находился в экспедиции на реке Амгуэма в Иультинском  районе Чукотского автономного округа. От охотников и рыбаков супруги  неоднократно слышали о появлении в округе высокого человекоподобного  существа, сплошь покрытого светло-серой шерстью. Как правило, у  свидетельствами очевидцев все и ограничивалось. Однако Олегу Шарову  посчастливилось (посчастливилось ли?) лично столкнуться с ископаемым  реликтом.

20 октября он выполнял наблюдения в полутора  километрах от метеостанции. Погода была плохая. Шел мокрый снег, дул  пронизывающий ветер. И вот, спускаясь с сопки, инженер неожиданно увидел  перед собой серую шевелящуюся фигуру. У Шарова мелькнула мысль о  медведе, но тут фигура выпрямилась, превратившись в огромное  обезьяноподобное существо с длинными мускулистыми руками, свисающими  ниже колен. Продлилась встреча секунд десять-двадцать, после чего  снежный человек (а это, видимо, был он) развернулся и, сбежав по склону  сопки, скрылся в пелене падающего снега.

Непосредственное  наблюдение реликтового гоминида окрылило Олега Шарова. В следующем году,  снова вместе с женой Викторией, он отправился к притокам реки Оби для  сбора бытовавших среди местных манси легенд о лесных демонах мэнках.  Однако аборигены наотрез отказались разговаривать на эту тему. При одном  только слове «мэнк» они замолкали. Очевидно, боялись накликать беду. А  вот Шаров, судя по всему, не боялся. И зря.

Еще через год он  прислал своему знакомому криптобиологу Валентину Борисовичу Сапунову  сообщение из тайги следующего содержания: «Вышел на контакт со снежным  человеком. Скоро привезу сенсационный материал». Но увы. Сенсация не  состоялась. Вскоре вслед за первым пришло известие о том, что у Олега  Шарова по невыясненным причинам остановилось сердце... И совсем уж  вопиющий случай произошел в 1983 году в сибирской тундре. В горной  расщелине снежная лавина погребла под собой экспедицию из восьми (!)  московских исследователей. Трупы нашли только весной. Погибшие тоже  искали снежного человека. Кстати, по мнению местных жителей, он и  направил на москвичей погубившую тех лавину.

В реликтового  гоминида можно верить или нет, однако, отправляясь в труднодоступную и  малоисследованную местность, следует до мельчайших подробностей  продумывать оснащение экспедиции. Да и подбор участников тоже. Ни горы,  ни тайга, ни тундра легкомыслия не прощают.