https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630241471_110614.png

Лично мой вопрос прозвучал бы так «зачем, где и на что».
 
Одна часть обозревателей ВО считает, что авианосцы нам  нужны. Другая часть – что их время прошло. И что создание авианосных  групп есть глупое растранжиривание и без того тощего бюджета ВМС РФ.

Наше «зачем и стоит ли» оставим на потом.

А  какой нам авианосец нужен и каково их количество? И можем ли мы,  вообще, спроектировать и построить современный авианосец? И поскольку,  если уж строить, то, понятно, нам их нужно несколько. Ну, или хотя бы  два. Один – на СФ, другой – на ТФ.

Конструкторские бюро у нас  есть. Это Крыловский государственный научно-исследовательский центр  (КГНЦ). Еще есть Невский ПКБ. Есть и готовые проекты – проект 23000  «Шторм» (70–80 тыс. т), проект 11430 «Ламантин» (90–100 тыс. т) и  прочие. Итак, спроектировать мы можем. Причем достаточно быстро,  пользуясь своими наработками. Опять же, нужно понимать, что мелочь нам  не нужна, а нужно что-то ближе к 70–100 тыс. т.

Теперь отвечаем на вопрос «где»?

Очень  непростой вопрос. Нужен достаточно большой док, который вместит наш  авианосец. Необходимы крупные развитые предприятия, которые обеспечат  его материалами. Понятно, они должны быть рядом, а еще лучше – в том же  городе или хотя бы регионе, чтобы сократить расходы и время доставки  грузов. Это предприятие должно обладать опытом крупноузловой сборки.  Иметь большой штат опытных специалистов. Желательно имеющих опыт по  перестройке «Горшкова» в «Викрамадитьи». Эта стройка не должна нанести  ущерба Государственной программе развития вооружений. Другими словами,  все прочие программы, выполняемые на этом и других предприятиях, не  должны пострадать. Это значит, что запланированное число кораблей и  вооружений должно в срок вступить в строй, а не так, что все силы и  средства были бы отданы одному проекту.

Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне Приморского края сразу отметаем.

Да  есть док, есть оборудование. Но этот комплекс создавался под совсем  другие задачи и нужды. Он расположен на другом конце нашей страны, а это  говорит о том, что постройка там даже одного авианосца обойдется в разы  дороже. Простая логистика.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630241497_zaliv1-1728x800_c.jpg
Крым. Керчь. Завод «Залив»

Док  подходящего размера есть. Уже сейчас на этом предприятии  изготавливаются универсальные десантные корабли проекта 23900. К 2030-му  году их строительство планируют окончить. За это время коллектив  предприятия наберется опыта, переоснащение предприятия будет завершено.  Производственные мощности освободятся. Но все-таки как-то сомнительно,  что они «потянут».

Есть еще фактор геополитики. Турция  достаточно легко может не пропустить наш авианосец в Средиземное море  через свои проливы. И мы ничего не сможем с этим поделать. Нужен прямой  путь в океан. Отпадает.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630241503_panorama-ao-baltiiskii-zavod-v-sostave-pao-obedinennaya-sudostroitelnaya-korp-mc7npa7m-1617231421.jpg
Санкт Петербург. Балтийский завод

Так  же не пойдет. Стапель не рассчитан для спуска таких огромных судов. Он  относительно узок. Крупноузловая сборка в силу разных причин не  применяется. А для производства такого сложнейшего корабля, как  авианосец, потребуется именно крупноузловая сборка. Иначе производство  серьезно затянется. Проблема в том, что Балтийский завод строит корпуса  кораблей из небольших конструкций и отдельных листов метала весом до 80  тонн. Опять мимо.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630241596_sevmash.jpg
Североморск. Севмаш

А вот это уже интересно.

Предвижу  гору аргументов против. Мол, это единственное в стране предприятие по  производству АПЛ. А это, понятно, святое. Опять же – север, холода и так  далее. Кто понимает в данной теме, приведет другой аргумент – наливной  бассейн хоть и подходящего размера, но требует модернизации, углубления и  перестройки. Не спорю, все так. Однако большая глупость считать, что  это невозможно.

Итак, почему все-таки Севмаш?

Здесь уже  сейчас есть два огромных крытых эллинга, позволяющих круглогодичную  сборку металлоконструкций. Их размеры – 360*130 м (цех 50) и 430*130 м  (цех 55).

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630241566_sevmash-nalivnoj-bassejn.jpg

Слева цех 55 с плавдоком «Сухона», справа – цех 50. Перед ним «Викрамадитья». На переднем плане хорошо виден наливной бассейн.

Полвека  назад, в далеком 1969 году существовал проект постройки авианосцев  именно здесь. Но так сложилось, что переиграли. Новейшие АПЛ решили  строить в Северодвинске, а авианесущие корабли – в Николаеве.  Следовательно, новый наливной бассейн до первоначального проекта не  довели.

Итак, требуется реконструкция наливного бассейна для  обеспечения вывода корпуса авианосца из эллинга. Участок напротив цеха  55 потребуется расширить. Технически это совсем не сложно. Также  требуется реконструкция выводного отверстия полшлюза.

По  сравнению с нашими последними масштабными стройками это работа пары лет.  Ее можно провести даже во время непосредственной постройки нашего  корабля. Это будет относительно недорого.

На данную минуту оба  стапеля полностью заняты постройкой наших АПЛ проектов 885 «Ясень» и 955  «Борей». Проекты рассчитаны до 2028 года. Однако уже в это время  стапель цеха 55, при условии не продления одного проекта, может  освободиться.

Учитывая наши «сдвиги в право», вполне возможно, и  позже. В любом случае если захотеть, то место для постройки серии  авианосцев у нас есть. Вопрос в желании. Отмечу, что в цеху 50 имеется  сразу четыре стапельных линии (по две в каждом доке). Это позволяет  единовременно строить 8 многоцелевых АПЛ нужных нам проектов. Тогда как  цех 55 имеет лишь три стапельных линии, позволяющих строить лишь 6 АПЛ.

Итак, мы можем спроектировать современный авианосец.

У  нас есть где его построить. Пусть это перспектива не сегодняшнего дня.  Правда, на ВО полно сомневающихся. Кто-то обвиняет правительство во всех  смертных грехах. Видимо, у местных экспертов порулить страной получится  намного лучше. Кто-то просто сомневается в компетентности наших  инженеров и конструкторов. Они-де остались в СССР. Ну, а нынешние – тень  прошлых. И, конечно, могут только пилить выделенные деньги.

Напомню сомневающимся оконченную масштабную стройку последних лет.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1630350929_5d729897370f2ca13f8b45cb.jpg

Космодром  восточный. В августе 2010 года был заложен первый камень, а уже в  апреле 2016 года с космодрома на орбиту были выведены 3 искусственных  спутника Земли. Всего шесть лет и с чистого листа. Бог знает где. Многие  не верили, а мы смогли. И других масштабных проектов уже запущенно  десятки. Хотя нет. Сотни. Это Крымский мост и Золотой мост во  Владивостоке. Блоки АЭС, газохимические комплексы, газовые потоки,  небоскребы вроде «Лахта-центр».

А вот теперь наше «зачем и нужен ли».

Вроде  как и нужен. А вроде как и нет. Нужно понимать его назначение. А оно  звучит так: действие в дальней океанской зоне. А также способность  наносить удары по наземным и морским целям силами бортовой <noindex>авиационной</noindex> группы. Обеспечение ПВО корабельных группировок и боевой устойчивости. Проекция силы и демонстрация флага. И еще много чего.

Где  мы его (или их) будем применять? В серьезной войне против НАТО или США?  Вряд ли. Слишком опасно. Гонять папуасов? Избыточен. Демонстрация  флага? Как бы дороговато.

Теперь о деньгах.

Авианосная  ударная группа – это не один корабль. Это много кораблей. И не только.  То есть ему нужно придать 1–2 эсминца, 2–3 фрегата, суда обеспечения и 1  многоцелевую АПЛ. А так как у нас авианосцев будет как минимум 2,  умножаем надвое.

Кроме того, инфраструктура на двух <noindex>флотах</noindex>,  которой у нас тоже нет. Авиагруппа и пилоты. Допустим, к тому времени  мы создадим Су-57 морской вариант и развернем их производство. Что-то  древнее вроде Су-33 я не рассматриваю. Нужны самолеты РЭБ и ДРЛО.  Возможно, транспортные самолеты. Это все великолепие так же придётся  создавать практически с нуля.

Справимся ли мы с этим?

Думаю, да. Но это годы и большие деньги.

Еще нужны современные катапульты. И много всего еще. Стоимость всего этого будет впечатлять.

Сам  перспективный авианосец проекта 23000 «Шторм» с водоизмещением около  70–80 тыс. т на словах обойдется в 500 млрд рублей. Можно смело  увеличивать в полтора раза.

Есть ли в стране свободные такие деньги?

Возможно, и есть. А может, и нет.

К  тому же большой нужды в авианосных группах сейчас явно нет. Не  забываем, что мало все это создать, все это придётся содержать. А чтобы  все это работало как надо, это будет обходиться очень дорого. Ежегодно.

Как по мне, лучше потратить наши деньги на другие виды вооружений. Это будет дешевле и станет не так обременительно.

Один  авианосец с авиагруппой и сопровождением нам может стоить до $10–12  млрд. А вот несколько ракет, достаточных для его уничтожения – всего  несколько сот тысяч. А у нас уже есть такие ракеты и средства их  доставки. Это обнуляет возможность применения авианосных групп против  нас в большой войне.

Лучше продолжить производство новейших  фрегатов проекта 22350 и в перспективе 22350М. И прочих кораблей. Их нам  нужно много, а постройка авианосных групп вполне может привести к  существенному замедлению их ввода в строй. И, конечно, не только их.

Так  что построить современный авианосец мы вполне можем. Есть где и есть  кем. Да, не быстро, очень затратно и напрягая все силы. Можем создать и  обкатать ему ядерное сердце. На ледоколах проекта «Лидер». Я говорю о  «РИТМ-400».

Но нужно ли оно нам?

То оружие,  которое применить по назначению мы не сможем? Или эти деньги мы можем  потратить с большей пользой? Пример США, где 45 % морского бюджета  съедают авианосные группы, говорит однозначно – нет.

Автор:Матвей Ливанов
Использованы фотографии:https://www.korabel.ru/news/comments/ssk_zvezdahttp://kerch-most.ru/kerchenskij-zavod-zaliv, https://www.bz.ru/about/, https://briogroup.ru/projects/nalivnoj-bassejn-sevmasha/https://vpk-news.ru/articles/58851