http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-201t-01.jpg

Малые охотники проекта 201Т - это вариант катера проекта 201 с усиленным противолодочным вооружением. Охотники получили взамен кормового 25-мм автомата 2М-З два 400-мм торпедных аппарата ОТА-40-201 для противолодочных торпед СЭТ-40. Строились катера проекта 201Т на заводе Бутомы №532 в г. Керчь. Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1964 году. Всего построено катеров с 1964 г. по 1967 г. - 18 единиц.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-201t-02.jpg

Существенным недостатком катеров проекта 201 и его модификаций, несмотря на установку более мощных двигателей, оставалась невысокая скорость полного хода. Для борьбы со скоростными атомными подводными лодками, имеющими возможность длительно поддерживать высокую подводную скорость, использование катеров проекта 201 становилось неэффективным. Для этого требовался корабль нового поколения, с более мощной энергетической установкой и более эффективным противолодочным комплексом.
Противолодочные катера (как их стали классифицировать) проекта 201 и проекта 201М широко поставлялись на экспорт. В общей сложности флотам ГДР, Вьетнама, Кубы, Болгарии, Китая, КНДР, Алжира, Ирака, Южного Йемена было продано (передано) 83 катера. По нашей документации и при техническом содействии наших специалистов строительство их велось в ГДР, Китае и Египте. В НАТО катера этого типа получили обозначение "S.0.1".

Вооружение охотников проекта 201Т состояло из:
- 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
- 2 однотрубных 400-мм торпедных аппаратов ОТА-40-201 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "нет данных", расположенных побортно в корме под углом к борту. Торпедный аппарат обеспечивает хранение и боевое применение торпед в любых метеорологических условиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха от -25 °С до +35 °С, дистанционную одиночную или залповую стрельбу от системы ПУС или ручную одиночную стрельбу от аппарата, аварийный выброс торпед. Система стрельбы - пороховая. Скорость самонаводящейся электрической противолодочной торпеды составляла 29 узлов, глубина погружения до 200 метров, а дальность действия до 8 км. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600-800 м. Комплект противолодочных торпед типа СЭТ-40 составлял 2 штуки расположенных в самих аппаратах.
- 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
- 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

Тактико-технические данные катера проекта 201Т
Экипаж: 25 человек (4 офицера)
Водоизмещение:  стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.
Длина наибольшая: 42 метра
Ширина наибольшая: 6,08 метра
Осадка по корпусу: 1,8 метра
Силовая установка: 3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 1000 миль при 12 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200, 2х1 400-мм ТА ОТА-40-201
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: 1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607, аппаратура госопознавания "Кремний-2"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ