Взрывательное устройство ПВУ-79 предназначено для минирования железных дорог в целях крушения проходящих поездов.
Устройство взрывательного устройства ПВУ-79
Исполнительный механизм состоит из следящего устройства, срезающего механизма, импульсного генератора и корпуса. Следящее устройство предназначено для обеспечения выбора зазора между подошвой рельса и штоком ПВУ-79. Оно состоит из втулки с четырьмя упорами, стянутыми резиновым кольцом, штока (с упорной резьбой), зафиксированного чекой, двух пружин, сильфона, гайки и двух втулок, обеспечивающих крепление следящего устройства и его герметизацию. Срезающий механизм предназначен для приведения в действие генератора. Он состоит из двух ножей (подвижного, посаженного на резьбе на втулку, и неподвижного), отрезка проволоки, проходящего через отверстия в ножах и удерживающего ударник от перемещения под действием пружины.
Импульсный генератор предназначен для приведения в действие электровоспламенителей накольных механизмов. Он состоит из корпуса, кольцевого магнита с магнитопроводом, индукционной катушки, якоря с пружиной и толкателя. От индукционной катушки выведены два провода длиной 1 м, предназначенные для подключения накольных механизмов. Генератор на резьбе закреплен на корпусе. Пластмассовый корпус служит основой для всех механизмов ПВУ-79. Накольный механизм имеет пластмассовый корпус, в котором закреплены электровоспламенитель и ударник. В торце корпуса имеется резьбовое отверстие для ввинчивания запала МД-5М, закрытое пробкой. От электровоспламенителя выведены провода.
Индивидуальная упаковка служит для размещения в ней двух исполнительных и двух накольных механизмов. Она представляет собой пластмассовую коробку размерами 195х131х5 мм, состоящую из двух одинаковых частей, каждая из которых при установке ПВУ-79 используется в качестве основания (подкладки).
Принцип действия взрывательного устройства ПВУ-79
При установке взрывательного устройства ПВУ-79 под рельс после выдергивания чеки, шток под действием пружины поднимается до упора заостренным концом в подошву рельса. При подаче штока упоры проскальзывают по скошенной упорной резьбе на штоке. После упирания штока в рельс (выбора зазора) концы упоров входят в зацепление с резьбой. При проходе поезда (первой пары колес локомотива) рельс прогибается. Подошва рельса давит на шток. Давление от штока через упоры передается втулке и подвижному ножу. Нож опускается и перерезает проволоку, удерживающую ударник. Освобожденный ударник под действием пружины ударяет по толкателю. От удара по толкателю подпружиненный якорь перемещается и разрывает цепь магнитопровода кольцевого магнита. При этом скачком меняется магнитный поток. В индукционной катушке индуктируется ЭДС, под действием которой по проводам к электровоспламенителям в накольных механизмах поступает импульс тока. Электровоспламенители срабатывают и образовавшиеся газы толкают ударники, которые накалывают запалы МД-5М. От взрыва запалов взрываются заряды, разрушая рельс (железнодорожное полотно) и вызывая крушение поезда.
Установка взрывательного устройства ПВУ-79
Для крушения поезда необходимо образовать в железнодорожном полотне воронку диаметром не менее 5 м с разрушением рельсовой колеи над ней или, как минимум, выбить (разрушить) один рельс на длине 3 м. Место для установки зарядов (мин) выбирается по возможности на участках, где скорость поезда будет наибольшей, а также на высоких насыпях или на кривых участках пути. При разрушении одного рельса на кривой разрушается внешний рельс. Рекомендуются два способа установки зарядов с ПВУ-79: с двумя разнесенными зарядами массой 3-4 кг или с одним сосредоточенным зарядом массой 20-25 кг. Выбор способа определяется сложившимися условиями при установке зарядов (наличие подрывных зарядов, времени, инструмента, состояние грунта). Применяются штатные подрывные заряды или противотанковые мины без взрывателей. Исполнительный механизм ПВУ-79 устанавливается под рельс между шпалами на подкладку (половину корпуса индивидуальной упаковки).
Разнесенные заряды устанавливаются также под рельс между шпалами на глубине 0,1 м (от подошвы рельса до верха заряда). Один из зарядов устанавливается рядом с исполнительным механизмом (в общем углублении, отрытом под рельсом). При недостатке места для установки заряда вместе с ПВУ-79 заряд может устанавливаться в соседнем промежутке между шпалами. Второй заряд устанавливается на расстоянии 2,5-3 м от первого. Взаимное расположение ПВУ-79 и зарядов должно быть таким, чтобы ожидаемый поезд наезжал сначала на ПВУ-79, затем на первый и второй заряды. Сосредоточенный заряд устанавливается в колодце, отрываемом в железнодорожном полотне в междурельсовом пространстве, на глубине 0,5-1,5 м.
Для установки зарядов с ПВУ-79 необходимо:
- отрыть под рельсом по размеру пластмассовой подкладки углубление 15 см для ПВУ-79, углубления для зарядов (колодец для заряда) и канавку для проводов (грунт при отрывке укладывается на подстилку-брезент, плащ-накидку);
- установить заряды (заряд);
- установить исполнительный механизм нижним торцом корпуса в центральное углубление пластмассовой подкладки;
- установить подкладку вместе с механизмом под рельс так, чтобы подкладка опиралась на грунт всей площадью основания, шток механизма был перпендикулярным к подошве рельса (допускается наклон до 10°), а между подошвой рельса и заостренным концом штока был зазор не более 5 мм (для регулирования величины зазора под подкладку подсыпается Грунт и уплотняется) ;
- снять нижнюю часть сильфона с корпуса исполнительного механизма, извлечь чеку и надеть сильфон обратно; шток после извлечения чеки должен подняться вверх до упора заостренным концом в подошву рельса;
- замаскировать исполнительный механизм, оставив свободными концы проводов длиной 10-15 см;
- зачистить и соединить параллельно концы проводов накольных механизмов;
- ввинтить в накольные механизмы запалы МД-5М и установить их в запальные гнезда зарядов (при установке ПВУ-79 с одним сосредоточенным зарядом используется один накольный механизм или в заряде при его изготовлении предусматриваются два запальных гнезда);
- замаскировать заряды и провода, уложив их в канавку и оставив свободными концы проводов длиной 10-15 см;
- зачистить концы проводов, идущие; от исполнительного механизма, и присоединить к ним скруткой концы проводов накольных механизмов;
- изолировать сростки проводов и замаскировать их.
При установке ПВУ-79 не допускается касание рельса концами проводов. При маскировке ПВУ-79 и зарядов используется грунт, вынутый на подстилку при отрывке. Лишний грунт относится в сторону и маскируется.
Обезвреживание взрывательного устройства ПВУ-79
Для обезвреживания зарядов, установленных с ПВУ-79, необходимо:
- снять в одном месте маскировку проводов, соединяющих исполнительный механизм с накольными механизмами;
- перерезать по одному проводу, не натягивая их;
- снять маскировку с зарядов и извлечь из их запальных гнезд накольные механизмы с запалами МД-5М;
- вывинтить запалы из накольных механизмов;
- снять заряды и исполнительный механизм с мест установки.
Снятые ПВУ-79 повторно применять запрещается.
Маркировка, хранение и транспортирование ПВУ-79
Маркировка наносится черной несмываемой краской на исполнительных механизмах и упаковочных ящиках. Упаковочный ящик деревянный, размерами 638х334х289 мм. Масса ящика брутто 19 кг. В нем уложены: 14 индивидуальных упаковок (по два исполнительных и по два накольных механизма в каждой); 28 накольных механизмов; 56 футляров под запалы МД-5М; 2 рулона изоляционной ленты ПХВ. Маркировка содержит: шифр изделия; номер партии и год изготовления; номер или шифр завода изготовителя. На ящике, кроме того, указаны количество упакованных изделий и масса брутто. Хранение взрывательных устройств ПВУ-79 осуществляется в соответствии с Руководством для центральных, окружных (флотских) и войсковых складов инженерных боеприпасов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Комплекты ПВУ-79 в заводской - упаковке допускают транспортирование всеми видами транспорта.
В комплект взрывательного устройства ПВУ-79 входят: исполнительный механизм; два накольных механизма; два запала МД-5М (комплектуются перед применением) с футлярами; индивидуальная упаковка (на 2 комплекта); два рулона изоляционной ленты ПХВ (на 28 комплектов).
Основные характеристики ПВУ-79
Тип - Электромеханический нажимного действия
Масса исполнительного механизма 0,25 кг
Габаритные размеры исполнительного механизма 147х95x36 мм
Усилие срабатывания 170-350 Н
Ход срабатывания 1 мм
Количество одновременно взрываемых зарядов 2
Длина проводов напольного механизма 5 м
Температурный диапазон применения - от минус 50 до 50°С
Гарантийный срок хранения 10 лет