http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20385-01.jpg

Корветы проекта 20385 «Гремящий» представляют собой серьезную «работу над ошибками» допущенными в процессе создания корветов проекта 20380 «Стерегущий». Головной корабль проекта 20385, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первый серийный корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.

В проекте 20385 наши конструкторы попытались устранить все основные недостатки предыдущей серии. Легкие установки ПКР «Уран» заменены УКСК на 8 ячеек, в результате чего корветы получили возможность применять всю номенклатуру ракет семейства «Калибр», а также ПКР «Оникс» и «Циркон». Выше уже было сказано, что для корвета эти ПКР выглядят избыточными, но УКСК позволяет корветам проекта 20385 «Гремящий» применять ракето-торпеды 91Р1, что полностью оправдывает такую замену. Корветы, наконец-то, получили «длинную руку» в борьбе с подводными лодками.

Ненадежные отечественные дизели попытались заменить на импортные, производства фирмы MTU. С одной стороны, решение вроде бы разумное. Но с другой делать ставку на иностранные двигатели для кораблей массовой постройки? Важнейшей задачей которых является обеспечение безопасности ближних подступов к нашим военно-морским базам, что является важным элементом развертывания РПКСН? Впрочем, жизнь очень быстро доказала ошибочность данного подхода. Стоило только внешней политике РФ пойти вразрез с ожиданиями стран НАТО - и мы получили массу санкций, в том числе и на запрет поставок продукции двойного назначения. Пришлось возвращаться к отечественным дизелям, которые и будут устанавливаться на корветы проекта 20385, включая головной корабль «Гремящий».

Насколько оправдано такое решение - покажет время. С одной стороны, со времен СССР дизели для надводных кораблей не были сильной стороной отечественного кораблестроения. С другой - «Коломенский завод», являющийся поставщиком этих дизелей флоту, проделал большую работу по совершенствованию своей продукции в части надежности и ресурса. Но все же, возможно, стоило разработать для корветов энергетическую установку, основанную на газотурбинных двигателях, которые у нас получаются вполне удачными и надежными. Цена ошибки в данном вопросе очень велика - мы просто не можем позволить себе строительство крупной серии кораблей, которые потом встанут у причалов из-за недостаточной надежности энергетических установок. И, наконец, ПВО и ПРО. Здесь была предпринята попытка решить имеющиеся проблемы путем небольшой военно-технической революции, имя которой - МФ РЛК «Заслон». Что это такое?

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20385-02.jpg

Основой данного комплекса служит интегрированная башенно-мачтовая конструкция (ИБМК), буквально напичканная РЛС различных типов. Сайт Рособоронэкспорта сообщает о наличии в ней РЛС Х-диапазона с фиксированной АФАР 3D типа, РЛС S-диапазона с вращающейся АФАР 3D типа, станции радиомониторинга и систем управления огнём артиллерии и РЭБ (диапазоны: X, K). Разумеется, помимо ИБМК в комплекс входят системы управления расположенным в ней оборудованием. Революционность данного комплекса заключается в том, что он предназначен для решения всех основных задач, возлагающихся на радиолокационное вооружение корабля. Он должен обнаруживать, распознавать и отслеживать движение воздушных и надводных целей, включая низколетящие, обеспечивать целеуказание всем ракетным и артиллерийским вооружениям корвета, контролировать радиолокационную обстановку и, при необходимости, вести радиоэлектронную борьбу. Другими словами, МФ РЛК «Заслон» способен заменить практически всю номенклатуру РЛС кораблей проекта 20380 «Стерегущий».

Концептуально - за такими системами будущее. Но вот на практике применение МФ РЛК «Заслон» на корветах оправдано лишь в том случае, если бы у его создателей получится комплекс, способный обеспечивать эффективное поражение всей номенклатуры воздушных и морских целей. И не на рекламных плакатах, а в условиях, приближенных к боевым, в ходе проведения соответствующих испытаний. При этом комплекс должен быть сопоставим по стоимости с РЛС и оборудованием, которое он заменяет.

Увы, есть основания полагать, что с МФ РЛК «Заслон» дела обстоят совершенно иначе. Данных о всесторонних испытаниях данного комплекса нет, а те, что есть, не выдерживают критики. Так, например, читая новость «Корвет «Гремящий» в ходе государственных испытаний поразил ракету-мишень в Балтийском море», опубликованную на официальном сайте МО РФ, мы видим, что мишень была запущена с ракетного катера Балтийского флота Р-257. Но данный катер несет пусковые установки для ракет П-15 «Термит», соответственно, следует предполагать, что использовалась ракета-мишень, выполненная на его основе. Подобная цель совершенно не похожа на современную противокорабельную ракету, атакующую на малой высоте! Для имитации современных ПКР пригодна ракета-мишень ИЦ-35 (РМ-24), выполненная на базе ПКР «Уран», по своим характеристикам в части скорости, заметности и высоты полета вполне соответствует тому же «Гарпуну». Однако о ракетных испытаниях МФ РЛК «Заслон» против таких мишеней сведений нет.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20385-03.jpg

Капитан 3-го ранга в запасе М. Климов, анализируя результаты испытаний МФ РЛК «Заслон», пришел к весьма неутешительным выводам - в текущем своем состоянии комплекс фактически не работает, и не обеспечивает сколько-то заметных преимуществ в сравнении с ПВО корвета 20380 «Стерегущий». Возможно даже в какой-то степени, это шаг назад, потому что на «Стерегущем» и следующим за ним кораблях устанавливалась очень хорошая РЛС управления артиллерийским огнем «Пума». Но на корветах с МФ РЛК «Заслон» ее уже нет, и новый комплекс не предоставляет сопоставимых возможностей. И это при том, что МФ РЛК «Заслон» устанавливается не только на проект 20385 «Гремящий», но и на корабли проекта 20380 «Стерегущий», начиная с седьмого корабля, и рассматривается возможность оснащения им шести ранее построенных корветов! Также, М. Климов утверждает, что стоимость МФ РЛК «Заслон» чрезвычайно высока. Удивляться этому не приходится, учитывая и количество АФАР, и новизну концепции МФ РЛК «Заслон». А ведь корвет и без того подорожал - замена ПКР «Уран» на УКСК, увеличение количества пусковых ЗРК «Редут» с 12 до 16 и рост водоизмещения корвета до 2 430 т. Не могли не сказаться на стоимости кораблей проекта 20385.

К сожалению, приходится констатировать, что программа строительства корветов для ВМФ РФ сильно затянута. Корабли этого класса должны были взять на себя ряд чрезвычайно важных функций флота в ближней морской зоне, включая оборону подступов к ВМБ и обеспечение развертывания РПКСН путем «расчистки дороги» в открытое море от поджидающих там многоцелевых атомных подводных охотников США и НАТО. Для этого требовалась многочисленная серия, и в ГПВ 2011-2020 гг. предусматривалось строительство 35 корветов. Но на дворе уже 2022 год, а в строю всего только 8 корветов, из них один - проекта 20385, остальные - 20380 и еще два проходят испытания. Теоретически, задачи ПВО и ПРО корабля класса «корвет» могли быть решены путем установки на него пары «Панцирей-М». Последние имеют ракеты с досягаемостью по дальности 20 км и по высоте - 15 км и 30-мм пушки для уничтожения ПКР, и всего этого было бы вполне достаточно для небольшого корабля ближней морской зоны.

Возможно, что вопросы ПВО и ПРО корветов мог бы решить перспективный морской комплекс, создающийся сегодня на базе ЗРК «Тор-М2», показавшего высокую эффективность и в Сирии, и на Украине. С учетом того, что «Тор-М2» поступает в войска с 2016 г. при соответствующем госзаказе мы могли бы располагать его морской версией уже сегодня. Но - не располагаем. Вместо этого было принято решение оснащать наши корветы заведомо избыточными для них ЗРК средней дальности, а когда выяснилось, что имеющееся радиолокационное вооружение неспособно его нормально эксплуатировать - вложиться в «инновационный» МФ РЛК «Заслон» на доведение которого до нужных флоту кондиций могут уйти годы...

Совершенно неудивительно, что наш корвет считается фрегатом по официальной классификации НАТО, но это совсем не тот результат, к которому следовало стремиться. В том числе и потому, что, пока мы экспериментируем с «Заслонами», возраст подавляющего большинства наших МПК «Альбатрос» проекта 1124 уже перевалил за 30 лет и скоро этим корабликам пора будет покинуть строй. Их поисковое гидроакустическое оборудование давно уже устарело, но с их уходом мы получим очередное и критическое ослабление контроля прибрежных вод, что ставит под угрозу безопасность развертывания РПКСН.

Критические недостатки ПВО и ПРО корветов ограничивают их применение в локальных конфликтах даже против стран, не имеющих сколько-то сильных ВМС, к каковым, например, относится Украина. Практика последних лет показывает, что США и НАТО с удовольствием предоставляют разведданные формированиям, ведущим боевые действия против вооруженных сил РФ. Это происходит и сейчас, в ходе спецоперации на Украине, и сделать с этим ничего нельзя. Если американский разведывательный самолет летает неподалеку от острова Змеиный, то формально он не нарушает никаких международных законов, отогнать его оттуда невозможно. Уничтожение американского самолета будет считаться актом неспровоцированной агрессии и совершенно неприемлемо.

Не имея возможности воспрепятствовать вражеской разведке, мы вынуждены мириться с тем, что расположение наших морских сил известно противнику. А это означает, что ВМСУ всегда будет иметь возможность спланировать и осуществить атаку наших кораблей, находящихся в зоне досягаемости украинских ПКР наземного базирования и беспилотников. Соответственно, наши корабли, действующие у берегов Украины, должны обладать достаточной боевой устойчивостью для противостояния таким угрозам.

Тактико-технические характеристики проекта 20385 «Гремящий»
Длина, м. - 104.5
Длина по ватерлинии, м. - 90
Ширина, м. - 13
Ширина по ватерлинии, м. - 11.1
Осадка, м. - около 8
Водоизмещение стандартное, т. - 1800
Водоизмещение полное, т. - 2200
Скорость полного хода, уз. - 27
Скорость экономического хода, уз. - 14
Дальность плавания, миль - 4000 (на скорости 14 уз)
Автономность, сут. - 15 (по запасам)
Экипаж - 99 чел (в т.ч. 14 офицеров)
Двигательная установка - 2-е судовых установкой фирмы MTU
Энергетика - 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт, генераторы
вырабатывают электрический ток напряжением 380 вольт и частотой 50 Гц.
Механика - движители - 2 вала, 2 пятилопастных винта фиксированного шага.
Вооружение/Комплектация:
Ударный ракетный комплекс - 2 х 4 ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса "Калибр-НК" с 8 КР "Калибр" или "Яхонт"
ЗРК самообороны - 4 х 4 ПУ вертикального пуска ЗРК 3К96 «Редут» с боекомплектом от 16 до 64 ракет 9М96 и 9М100
Универсальное артиллерийское - 100-мм артиллерийская установка А190-01, два 30-мм автомата АК-630М
Зенитное артиллерийское - 2 х 6 х 30 мм установки АК-630М, со стрельбовой оптико-электронной станцией СП-521 «Ракурс», есть возможность получения ЦУ от СУО "Пума-02", боекомплект 2 х 3000 выстр.
Торпедное - 2 ПУ x 4 х 330 мм торпедный комплекс «Пакет-НК», ПУ расположены побортно в лацпортах
Прочее - 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ или подобные 2 х противодиверсионных гранатомета ДП-64 / 97У (боекомплект 240 выстрелов)
ПУ помех - комплекс "Просвет-М", ПУ КТ-308
Авиационное - Ка-27ПЛ