Pindad APR-1V (Angkut Personel Ringan, "Легкий бронетранспортер") - первый серийный бронеавтомобиль, разработанный индонезийской компанией PT Pindad для нужд национальной армии и полиции. Созданный в начале 2000-х годов, он стал основой для последующих моделей, таких как APS-1, APS-2 и APS-3 Anoa. APR-1V применялся в боевых операциях, включая конфликт в Ачехе, и доказал свою надежность в условиях реальных боевых действий. Разработка APR-1V началась в 1999 году в ответ на запрос индонезийской армии, которой требовался легкий и маневренный бронетранспортер для борьбы с повстанцами в провинции Ачех. До этого Индонезия использовала устаревшую технику, включая британские Scorpion и французские AMX-13, но нуждалась в более современном и адаптированном к местным условиям транспортере.
Историческое развитие колесных бронированных машин в Индонезии, а именно бронетранспортеров (БТР - по индонезийской терминологии Panzer) и тактических транспортных средств (по индонезийской терминологии Rantis) началось в 2003 году в компании РТ Pindad по причине наращивания военного вмешательства в ряде индонезийских провинций. В частности, во время проведения военной операции в провинции Ачех, специальные бронированные транспортные средства для перевозки личного состава войск была насущной необходимостью. Казалось бы, как и ранее надо было бы купить бронемашины у зарубежных производителей. Но, начиная с 1999 г. США ввели эмбарго на поставки военной техники в Индонезию.
Техника, поставлявшаяся ранее из других стран, в том числе и из СССР, и составлявшая основную часть боевого парка индонезийской армии, к началу 2000-х годов сильно устарела, либо вышла из строя. Тогда Главнокомандующий Национальной армией Индонезии (TNI) генерал Эндриартоно Сутарто (Endriartono Sutarto) обратился к руководству компании РТ Pindad сделать специальные транспортные средства для перевозки личного состава, чтобы удовлетворить потребности военных. Инженерами компании в короткие сроки к 2004 г был создан опытный образец колесной бронированной машины с колесной формулой 4x4, получившей наименование APR-1V.
В 2002 году PT Pindad выпустила первые прототипы APR-1V на базе коммерческого шасси Isuzu с двигателем мощностью 120 л.с. Без лишней помпы легкий бронеавтомобиль Pindad APR-1V был запущен в серийное производство на предприятиях компании РТ Pindad. В том же году было выпущено 40 таких машин. Заказ на постройку еще 26 бронеавтомобилей Pindad APR-1V был впоследствии отменен после того, как в 2004 году на побережье страны обрушилось цунами, принесшее значительные разрушения и жертвы. В 2004–2005 годах совместно с индонезийским агентством BPPT был создан улучшенный прототип APS (средний бронетранспортер), который позже эволюционировал в 6×6 модели. Всего было выпущено 14 единиц APR-1V, которые отправили в Ачех для боевых испытаний. Однако дальнейший заказ на 26 машин был отменен из-за разрушительного цунами 2004 года.
Легкий бронеавтомобиль Pindad APR-1V с колесной формулой 4x4 представлял собой броневик с тонким и удлиненным корпусом, выполненным из пуленепробиваемой стальной брони, соответствующий STANAG 4569 Level 1 (защита от 7,62-мм пуль и осколков). Возможность установки навесных бронепанелей для повышения живучести. Кроме того, на крыше корпуса могла устанавливаться бронированная башня или вращающаяся на 360 градусов платформа. И хотя бронемашина была создана на базе коммерческого автомобиля, она обладала приемлемыми для военной машины характеристиками. Машина способна была передвигаться в условиях пересеченной местности и обладала высокой маневренностью. Она способна была разгоняться по шоссе до 100 км/ч, что позволяет эффективно преследовать противника.
В 2004 году бронеавтомобиль Pindad APR-1V хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях во время введения военного положения в провинции Ачех. Свои высокие боевые и эксплуатационные характеристики бронеавтомобиль Pindad APR-1V подтвердил на поле боя, став первой бронемашиной индонезийского производства, получившей почетный титул «проверена в бою». Примечательно, что из 40 бронеавтомобилей Pindad APR-1V, которые были использованы в провинции Ачех, только две машины получили повреждения - одна из них случайно и вторая попала под цунами.
Индонезийский бронеавтомобиль Pindad APR-1V был способен нести различные виды оружия, начиная от автоматического гранатомета AGL-40 и крупнокалиберного 12,7-мм пулемета до станкового пулемета калибра 7,62 мм и 60-мм миномета. Воодушевленные успехами и оценками бронеавтомобиль Pindad APR-1V, индонезийские инженеры компании РТ Pindad стали развивать линейку бронемашин и создали новый БТР APR-2, но уже на шасси с колесной формулой 6x6, позднее был создан полноценный БТР APS-3 ANOA с колесной формулой 6x6, являющийся копией БТР VAB 6x6 производства французской компании Renault Truck Defence.
Бронеавтомобиль Pindad APR-1V стал важным этапом в развитии индонезийской бронетехники. Несмотря на скромные характеристики, он доказал свою надежность в бою и заложил основу для более совершенных машин, таких как Anoa и Harimau. Сегодня APR-1V остается в ограниченной эксплуатации, а его наследие прослеживается в современных разработках PT Pindad.
Технические характеристики Pindad APR-1V
Масса 5,2 тонны
Экипаж 2 (водитель, командир) + 10 десантников
Двигатель Дизель, 120 л.с.
Скорость До 90 км/ч
Запас хода ~500 км
Бронирование STANAG 4569 Level 1
Вооружение FN MAG / STK 40 AGL