Очередная модернизация РСЗО «Град» была разработана в НПО «Сплав» в 1980-х годах под руководством главного конструктора Г. А. Денежкина. В ходе этой работы была создана РСЗО 9К59 «Прима», предназначенная для замены дивизионной РСЗО 9К51 «Град». В конце 1980-х годов в 1987 году РСЗО 9К59 «Прима» была принята на вооружение Советской Армии. Однако последовавший вскоре развал СССР и финансовые трудности, постигшие вслед за этим оборонный комплекс России, привели к приостановке закупок вооружений в стране. РСЗО 9К59 «Прима» практически так и не стала производиться серийно и поставляться в войска. Поэтому в первой половине 90-х годов прошлого столетия разработчики предложили вновь модернизировать систему «Град», временно отказавшись от производства РСЗО 9К59 «Прима».
РСЗО 9К59 «Прима» предназначена для поражения живой силы и небронированной боевой техники, инженерных сооружений и других целей на больших площадях с высокой точностью, а также для дистанционного минирования местности в ближайшей тактическ
ой глубине. Одним из основных отличий новой РСЗО 9К59 «Прима» было введение в ее состав новой боевой машины 9А51, которая имела 50 направляющих для реактивных снарядов, что на 10 больше, чем в классическом «Граде». Также для системы 9К59 «Прима» в НПО «Сплав» были разработаны новые типы реактивных снарядов, обладающие большей эффективностью. В состав РСЗО 9К59 «Прима» входят: боевая машина 9А51, транспортно-заряжающая машина 9Т232М, 122-мм реактивные снаряды типа 9М53 различного назначения, 122-мм реактивный дымокурящий снаряд 9М43. Реактивные снаряды типа 9М53 имеют большую длину, чем штатные снаряды РСЗО «Град», поэтому направляющие пусковые трубы БМ на 200 мм длиннее аналогичных БМ-21 системы «Град».
Боевая машина 9А59 создана в свердловском ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (под руководством главного конструктора А.И. Яскина и представляет собой самоходную пусковую установку, состоящую из артиллерийской части и автомобильного шасси высокой проходимости Урал-4320 с колесной формулой 6х6. Основу артиллерийской части боевой машины составляет пакет из 50 трубчатых направляющих. Машина оборудована системой дистанционного ввода команд во взрыватели различных типов. Поворотный станок с пакетом из направляющих может наводиться в горизонтальной плоскости без перестановки шасси в диапазоне углов от -60° до +60°, а в вертикальной - до +55°. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня. Стрельба может вестись как из кабины, так и с выносного пульта.
Основными компонентами РСЗО 9К59 «Прима» являются 122-мм неуправляемые реактивные снаряды 9М53Ф с отделяющейся осколочно-фугасной головной частью и 9М53К с кассетной боевой частью созданные в НПО «Сплав». Реактивные снаряды имеют твердотопливный ракетный двигатель на баллиститном топливе. Для пуска ракет применена двухпроводная схема воспламенения. Высокая эффективность осколочного поражения целей, применяемых в РСЗО 9К59 «Прима» реактивных снарядов типа 9М53Ф, достигается за счет отделения боевой части на траектории и спускаемой на парашюте боевой части и подхода ее к цели под углом 85-90 градусов, а также использования в ней блока готовых осколков двух фракций, сведенных в блоки. Всего в боевой части реактивного снаряда 9М53Ф находится 2450 готовых осколков.
Ввод команд на время отделения головной части осуществляется дистанционно из кабины боевой машины. РСЗО 9К59 «Прима» комплектовалась разработанной ленинградским НИИ «Поиск» (ныне АО «Научно-производственное объединение «Поиск») аппаратурой дистанционной установки (АДУ) 9П612, служащей для выработки в заданной временной последовательности и передачи по проводной линии связи через гальванический контакт на взрыватель ракеты управляющих команд для задействования теплового источника тока и введения требуемой установки времени дистанционного действия. Фугасное действие реактивных снарядов обеспечивается без отделения боевой части. Подрыв боевой части осуществляется после встречи с преградой с замедлением. Для повышения кучности и точности стрельбы в системе применен переменный темп стрельбы.
Транспортно-заряжающая машина 9Т232М РСЗО 9К59 «Прима» создана в ГСК компрессорного машиностроения. Она смонтирована на том же колесном шасси высокой проходимости Урал-4320, что и боевая машина 9А51. Заряжание боевой машины осуществляется специальными средствами транспортно-заряжающей машины 9Т232М. В отличие от РСЗО «Град», где заряжание производится вручную, в системе «Прима» применено автоматизированное заряжание, что обеспечивает перезаряжание пакета из 50 направляющих всего за 10 минут. Транспортно-заряжающая машина 9Т232М в составе РСЗО 9К59 «Прима» была принята на вооружение в 1987 г. Как показали испытания для выполнения одной поставленной огневой задачи с использованием РСЗО «Прима» требуется от 5 до 19 раз меньше боевых машин по сравнению с системой «Град». Одна боевая машина 9А59 залпом из 50 ракет, произведенным в течение 30 секунд, способна поражать цели противника на площади 19 гектар, когда боевая машина РСЗО «Град» только на площади 3,5 гектара.
Технические характеристики РСЗО 9К59 «Прима»
Шасси Урал-4320
Колёсная формула 6х6
Расчёт БМ 3 чел.
Масса в боевом положении 13 845 кг
Длина в походном положении 7349 мм
Ширина в походном положении 2430 мм
Высота в походном положении 2680 мм
Клиренс 400 мм
Калибр 122,4 мм
Длина ствола 3200 мм
Количество направляющих 50
Дальность стрельбы минимальная 5000 м
Дальность стрельбы максимальная 20400 м
Площадь поражения 190000 м²
Максимальный угол возвышения 55°
Время залпа 30 с
Тип двигателя КамАЗ-740
Мощность двигателя 210 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 85 км/ч
Запас хода по шоссе 1040 км