В рамках подпрограммы создания средних безэкипажных надводных боевых систем (Medium Unmanned Surface Vehicle или MUSV) американские адмиралы надеются получить многоцелевые платформы, способные решать широкий круг преимущественно вспомогательных задач в рамках боевого обеспечения действий сил флота. Перспективная боевая единица должна иметь полное водоизмещение в пределах 500 тонн и наибольшую длину корпуса около 45-190 футов (13,72-57,91 метра), что позволяет нам представить MUSV как малый патрульный корабль или большой катер.
Как и в случае с его более крупным «собратом», данный образец «бесчеловечной» военно-морской техники должен отличаться низкими закупочной стоимостью и эксплуатационными расходами, обладать большой продолжительностью автономного плавания и иметь модульный принцип оснащения полезной нагрузкой, для обеспечения чего разрабатывается типовой ряд специальных целевых модулей в рамках подпрограммы «Payload Delivery Systems», что можно перевести с английского как «Системы доставки полезной нагрузки». В настоящее время заказчиком пока что заявлены два базовых варианта таких модулей: модуль разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также модуль радиоэлектронной борьбы. Впрочем, принимая во внимание тот факт, что в 2016 году Пентагон закрыл программу «Remote Multi-Mission Vehicle» (RMMV), имевшую целью создание многоцелевого дистанционно-управляемого аппарата, предназначенного преимущественно для осуществления противоминных операций, американские военно-морские эксперты считают целесообразным разработку для MUSV еще и базового противоминного модуля.
Альтернативным вариантом считается создание небольшого специализированного противоминного безэкипажного катера, которому пока присвоено рабочее обозначение «Mine Countermeasures Unmanned Surface Vehicle» (MCM USV). Его «главным калибром» станет буксируемая противоминная гидроакустическая станция (ГАС) типа AN/AQS-24B, которая обеспечит катеру возможность вести эффективный поиск и классификацию любых образцов морских мин, включая донные, в мелководных районах, а также ограниченный поиск и классификацию морских мин, исключая донные, в более глубоководных районах морей и океанов. «При этом в программном обеспечении (этой платформы) будут заложены все обозначенные маршруты входа и выхода из портов, проливов и узкостей, а также подходы к транспортным и патрульным районам, назначенным в ходе проведения десантных операций», - указывается также в упомянутом нами ранее докладе представителей Министерства ВМС США, подготовленном для Конгресса США в марте 2021 года.
Разработка противоминного модуля с упомянутой ГАС была выполнена в качестве «чрезвычайно меры», после чего четырех таких комплекта поставили 5-му оперативному флоту ВМС США. Испытания же рассмотренной выше безэкипажной противоминной платформы планируется проводить на одном из литоральных боевых кораблей. Промежуточные требования к перспективной боевой системе были утверждены в 2019 году, а первый и пока единственный значимый контракт по этому проекту был подписан 13 июля 2020 года с компанией L3Harris Technologies Inc. Его стоимость составила 34 млн 999 тыс. 948 долл., плюс опцион в перспективе с увеличением стоимости до 281 млн 435 тыс. 446 долл.
Компания L3Harris Technologies Inc. выступает главным подрядчиком и системным интегратором по проекту, а также поставит для катера ряд систем для обеспечения ему возможности выполнять автономные операции (на роль главного подрядчика претендовали пять компаний, но в ВМС США отказываются назвать - какие именно). Кроме того, субподрядчиками по проекту выбраны компании Gibbs & Cox и Incat Crowther, которые выполнят проектирование катера и модификацию ряда образцов оборудования и систем под требования заказчика. В свою очередь, компания Swiftships Shipyard займется непосредственной постройкой перспективной боевой платформы.
Согласно условиям контракта, компания должна выполнить проектирование и постройку одного прототипа безэкипажного катера типа MUSV, а в случае реализации опциона по решению заказчика - сдать ему еще 8 таких «роботов». Передать первый прототип исполнитель должен в четвертом квартале 2024 фин. года (вначале срок сдачи катера был установлен на 2023 фин. год), после чего вместе с флотом провести его доводочные и эксплуатационные испытания. Другого бюджета на этот проект в 2024-2028 фин. годы пока что не предусмотрено. Согласно информации, обнародованной компанией L3Harris Technologies Inc., перспективный БЭК будет спроектирован и построен заново, как говорится «с нуля», а не с использованием какого-то уже существующего судна. Хотя доступные на коммерческом рынке технические наработки и экспертиза, безусловно, в процессе реализации рассматриваемого проекта будут активно использоваться. Наибольшая длина катера составит 195 футов (59,44 метра), а его основной изюминкой станет применение автономной технологии управления ASView, разработанной в L3Harris Technologies Inc.
Перспективные безэкипажные катера типа MUSV, по оценке ВМС США, будут способны нести многонедельное боевое дежурство в назначенных районах и совершать трансокеанские переходы, а также эффективно взаимодействовать с авианосными ударными и боеготовыми амфибийно-десантными группами, и отрядами боевых надводных кораблей либо действовать самостоятельно. Как и корабли типа LUSV, их меньшие «собратья» тоже рассматриваются ВМС США в качестве одного из ключевых элементов «Концепции распределенных морских операций» (DMO). В отличие от подпрограммы LUSV, в данном случае командование ВМС США не стало запускать отдельные предпроектные проработки в целях проверки возможностей безэкипажных надводных платформ такого класса и наиболее точного определения их возможностей и возможного круга решаемых задач. Дело в том, что здесь у американских моряков уже имелся вполне приличный опыт, полученный в ходе работы с безэкипажными катерами (БЭК) «Sea Hunter» (в переводе с английского - «морской охотник») и «Seahawk» (в переводе - «морской ястреб»).
Разработка БЭК «Sea Hunter» была выполнена в рамках программы Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel (ACTUV; можно перевести с английского как «Безэкипажный корабль для длительного слежения за подводными лодками»), которая осуществлялась с начала 2010-х годов в интересах ВМС США под эгидой Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам Минобороны США (Defense Advanced Research Projects Agency - DARPA). Главным подрядчиком по программе стала компания Leidos, получившая соответствующий контракт стоимостью около 20 млн долл., а сам катер, судя по данным зарубежных источников, строился на судоверфи компании Vigor Shipyards в Портланде, шт. Орегон (до 2014 года компания носила название Oregon Iron Works и специализировалась на проектировании и постройке различных «экзотических» катеров специального назначения), где он и был спущен на воду 7 апреля 2016 года.
В конструктивном плане «Sea Hunter» представляет собой тримаран полным водоизмещением около 145 тонн, чей основной корпус имеет длину 132 фута (ок. 40 метров). Корпусные конструкции практически полностью выполнены из высокопрочных композиционных материалов (корпус - пенопластовая основа с обшивкой из прочного стекловолокна), а главная энергоустановка включает два экономичных морских дизеля, работающих на два гребных винта, оборудованных системой защиты от тросов и сетей quicKutter разработки компании Quickwater Marine (г. Перт, Австралия), и позволяет катеру «Sea Hunter» развивать скорость полного хода до 27 узлов. При этом дальность плавания экономическим ходом 12 узлов может достигать 10 тыс. миль (ок. 18,5 тыс. км), что, по расчетам, достаточно для перехода по маршруту Сан-Диего - Гуам - Перл-Харбор.
Запасов топлива на борту - около 40 тонн - хватает, согласно расчетам разработчика, на 70 суток плавания, в ходе которого установленная на катере аппаратура позволяет последнему выполнять непрерывный поиск и слежение за подводными целями и передавать данные по ним на свой ближайший боевой корабль или самолет базовой патрульной авиации либо в вышестоящий штаб флота через спутниковый канал связи. При этом мореходность катера «Sea Hunter», позволяющая ему эффективно решать все возложенные на него задачи, составляет 5 баллов (значительная высота - SWH - волны до 2,5-4 метров, скорость ветра до 39 км/ч), но «выжить» на море он сможет и при волнении до 7 баллов (значительная высота волны до 6-9 метров). В значительной мере высокая мореходность рассматриваемого БЭК обеспечивается за счет тримаранной схемы, также позволяющей ему активно маневрировать в узкостях и на мелководье.
Основная задача БЭК типа «Sea Hunter» - несение противолодочной патрульной службы в назначенном районе Мирового океана и поиск различных подводных целей самостоятельно или во взаимодействии с другими силами и средствами противолодочными силами ВМС США. В результате изначально катер не несет средств поражения - на нем установлено лишь гидроакустическое и радиосвязное вооружение. В состав бортового гидроакустического комплекса (ГАК) катера, как сообщается, входят средства активного и пассивного обнаружения подводных объектов. При этом установлены гидроакустические станции (ГАС), работающие на разных частотах - средних, высоких и ультравысоких, что позволяет в итоге эффективно решать задачу по обнаружению подводных целей, их классификацию и определение их параметров и элементов движения. Также имеются магнитометры с цифровой обработкой данных.
Кораблевождение «Sea Hunter» в автономном режиме обеспечивается при помощи современного навигационного оборудования, включающего радиолокационную станцию, оптико-электронную систему обнаружения, средства обработки навигационной информации и пр. Кроме того, на «Морском охотнике» установили съемную временную операторскую кабину, чтобы размещенный на БЭК на время проведения его испытаний специалист мог при необходимости оперативно вмешаться в процесс управления катером. «Это не просто дистанционно-управляемый катер», - отмечал в этой связи руководитель программы создания данной безэкипажной системы Скотт Литлфилд. По его словам, бортовые компьютеры будут управлять катером, а экипаж будет постоянно наблюдать за процессом и при необходимости вмешиваться в управление им. Такая концепция получила название «Sparse Supervisory Control», что можно перевести с английского как «выборочный контроль со стороны оператора».
Особо стоит отметить, что постройка и эксплуатация БЭК типа «Sea Hunter» являются весьма низкими. По словам Скотта Литлфилда, по состоянию на 2016 год, постройка головного катера оценивалась в 22-23 млн. долл. с последующим снижением стоимости серийных образцов до 20 млн. долл. за единицу, а его эксплуатация - примерно в 15-20 тыс. долл. в сутки. Для сравнения, ежедневная эксплуатация эсминца УРО типа «Арли Берк» обходилась флотскому бюджету на тот момент примерно в 700 тыс. долл. В июне 2016 года «Sea Hunter» был передан агентству DARPA, специалисты которого затем провели необходимые испытания начального этапа, после чего летом 2017 года, а по другим данным - в начале 2018 года, катер был передан в ведение Научно-исследовательского управления ВМС для продолжения программы всесторонних испытаний. Последняя завершилась в сентябре 2018 года.
В ходе испытаний БЭК типа «Sea Hunter» американские военные изучали особенности его действий в одиночном плавании - противолодочном патруле, а также в составе противолодочных нарядов авианосных ударных, амфибийно-десантных и корабельных ударных групп. Кроме того, оценивался характер и эффективность взаимодействия катера с самолетами базовой патрульной авиации P-8A «Poseidon», флотским стратегическим высотным беспилотным разведчиком MQ-4C «Triton» и другими средствами, входящими в состав противолодочных сил американского флота. После анализа первых результатов испытаний БЭК «Sea Hunter» заказчик в лице Научно-исследовательское управления ВМС подписал с компанией Leidos контракт стоимостью 35,5 млн долл. на постройку второго, которому присвоили наименование «Seahawk». Причем новый БЭК строился по несколько доработанному проекту, в котором, по заявлению представителей компании-разработчика, были учтены более 300 замечаний, выявленных по итогу испытаний головного образца.
«Мы не просто поставили автономную навигационную систему на уже имеющийся корабль, - пояснял в этой связи вице-президент компании Leidos по морским программам Дэн Бринцингхоффер. - Каждая механическая и электрическая система, установленная на борту «Seahawk», имеет уникальную конфигурацию и разработана с учетом необходимости обеспечить непрерывную работу в течение нескольких месяцев без необходимости обслуживания со стороны личного состава». В августе 2020 года катер был спущен на воду, а в начале апреля 2021 года он был передан флоту и вскоре присоединился к своему «систершипу» в составе 1-го дивизиона по разработке методов и способов применения безэкипажных надводных систем ВМС.