http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-877-01.jpg

Путь к дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ) проекта 877 «Палтус» (по классификации НАТО - «Kilo») и созданным в его развитие субмаринам семейства 636 разных модификаций (по классификации НАТО - «Improved Kilo»), начинался задолго до их создания. Стартовой точкой здесь можно считать подводные лодки первого послевоенного поколения - разработанные конструкторами сегодняшнего Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин», входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) дизель-электрические подводные лодки проектов 611 (по классификации НАТО - «Zulu») и 613 (по классификации НАТО - «Whiskey»). Причем последняя субмарина стала наиболее удачной лодкой своего времени и самой массовой в истории отечественного подводного кораблестроения - в общей сложности было построено 215 субмарин данного проекта в различных модификациях.

На базе этих двух типов подводных лодок несколько позже советскими специалистами в интересах отечественного Военно-Морского Флота (ВМФ) была спроектирована океанская субмарина второго поколения - дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 (по классификации НАТО - «Foxtrot»), отличавшаяся для того времени современным радиоэлектронным и весьма мощным ударным вооружением. Ее дальнейшим развитием стала дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б (по классификации НАТО - «Tango»). Она также принадлежала к подводным лодкам второго поколения, однако новая гидроакустика и мощное торпедное вооружение с новинкой того времени - устройством быстрого заряжания торпедных аппаратов и автоматической системой управления стрельбой значительно повысили боевые возможности нового корабля. В результате создание ДЭПЛ проекта 641Б явилось новым этапом в развитии отечественных неатомных, т.е. с обычными главными энергетическими установками, подводных лодок и позволило впоследствии сделать настоящий рывок в подводном кораблестроении, приведший к появлению субмарин проекта 877.

Однако в 70-е годы XX века военно-политическое руководство (ВНР) входившего в золотую пору своего существования Советского Союза пришло к выводу о необходимости пополнения отечественного ВМФ дизель-электрическими подводными лодками нового поколения. Они должны были быть универсальными, т.е. действовать равно успешно как против надводных кораблей, так и против подводных лодок противника, и малошумными; отличаться высокими подводными скоростью хода и дальностью плавания, а также иметь самое совершенное радиоэлектронное и гидролокационное вооружение и новейшее ударное ракетное и торпедное оружие.

Разработка нового корабля, которому был присвоен проектный номер 877 (шифр «Палтус», по классификации НАТО - «Kilo»), была поручена коллективу конструкторов Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» во главе с Юрием Николаевичем Кормилициным, который приступил к ней в 1974 году. По отечественной классификации новая субмарина стала именоваться «большая дизель-электрическая подводная лодка». Примечательно, что у нас в стране и за рубежом ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» больше известны под названием «Варшавянка», полученным вследствие того, что, согласно союзническим планам, Москва планировала построить достаточно большое количество таких субмарин для флотов стран-членов Организации Варшавского Договора.

В соответствии с полученным тактико-техническим заданием, перспективная подводная лодка должна была гарантированно выходить победителем из «дуэльной ситуации» в противостоянии с любой субмариной аналогичного класса, которая находилась на вооружении или в разработке. Достичь этого предполагалось за счет оптимального сочетания малого уровня собственных шумов, высокой дальности действия имевшихся на субмарине средств обнаружения, а также высокого быстродействия и значительной мощности корабельного комплекса вооружения, установленного на новой подлодке. При этом конструкторами в проект создаваемой подводной лодки изначально были заложены весьма значительные модернизационные возможности, что позволяло впоследствии осуществлять мероприятия по постепенному совершенствованию характеристик нашей «стальной акулы» и повышению ее боевого потенциала.

Рывком вперед в отечественном подводном кораблестроении стала главная энергоустановка новой подводной лодки - в ней был реализован принцип полного электродвижения: если дизель-электрические подлодки предыдущего поколения использовали электромоторы только для подводного хода, а в надводном положении ходили под дизелями, то на дизель-электрической подводной лодке проекта 877 «Палтус» и в подводном, и в надводном положении субмарина шла только под электромоторами (гребными электродвигателями).

Последних в составе главной энергетической установки «Палтуса» было в общей сложности четыре: один главный электродвигатель ПГ-141 мощностью 5500 л.с. (позже - новый низкооборотный ПГ-165 мощностью 5500 л.с.), один электродвигатель экономического хода ПГ-142 мощностью 130 л.с. (затем - новы низкооборотный ПГ-166 мощностью 190 л.с.) и два резервных электродвигателя ПГ-168 мощностью по 102 л.c., которые работали на два резервных движителя так называемого типа «винт в трубе» (небольшие гребные винты располагаются в полукольцевых тоннелях в кормовой части подлодки внутри ее легкого корпуса). Также в состав главной энергоустановки субмарины были включены два дизель-генератора ДЛ42МХ мощностью по 1000 кВт (позже заменены на два 30ДГ мощностью по 1500 кВт) и аккумуляторная батарея.

Особо стоит отметить, что новая субмарина проекта 877 «Палтус» была выполнена разработчиком одновальной, что также стало определенным новшеством, а в качестве движителя было решено использовать шестилопастной гребной винт фиксированного шага (ВФШ) с пониженными оборотами (250 оборотов в минуту), что позволило разработчику обеспечить кораблю весьма малые уровни шумов. Снижению шумности способствовало и внедрение в конструкцию новой подлодки ряда новых разработок, таких, как установка большей части механизмов на амортизаторах и применение на них вибропоглощающих покрытий, а также компоновка ряда механизмов блоками на особых платформах.

Отличительной особенностью новой ДЭПЛ стал и ее внешний вид - если субмарины предыдущего поколения, дизель-электрические подводные лодки семейства 641/641Б, имели узкий длинный корпус, то на проекте 877 «Палтус» легкий корпус подлодки был выполнен веретенообразным и с круглой, как у атомных подводных лодок, формой носовой части. Причем для обеспечения корпусу будущей субмарины минимального гидродинамического сопротивления разработчик провел испытания нескольких его моделей на стендах и в опытовом бассейне, доведя форму корпуса нового подводного «охотника» до настоящего совершенства.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-877-02.jpg

Несколько же большее водоизмещение ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» по сравнению с зарубежными «одноклассниками» из того же временного периода (так, полное водоизмещение немецкой дизель-электрической подлодки «Тип 209» в надводном положении - около 1660 тонн, а в подводном - 1850 тонн) объясняется необходимостью обеспечить ее хорошую надводную непотопляемость. Наши корабли, в отличие от западных, делятся не на две зоны спасения, а поотсечно: фактически каждый отсек является отсеком-убежищем и даже в случае его полного затопления и затопления двух прилегающих бортовых цистерн подлодка останется на плаву и в большинстве случаев даже сможет сохранить ход. В отличие от зарубежных субмарин данного класса, живучесть которых - существенно ниже.

Еще одной особенностью ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» стал новейший автоматизированный комплекс вооружения - установленные на подлодке, в ее носовой части шесть 533-мм торпедных аппаратов предназначались для боевого применения по предназначению различных торпед и мин, а также обеспечивали выход личного состава подводных диверсионных сил со штатными средствами движения. В боекомплект «Варшавянки» максимально можно были включать до 18 торпед различных типов, либо же до 24 морских мин, либо же их комбинацию в различных вариантах. Управление торпедными аппаратами - дистанционное, из главного командного пункта подводной лодки: подготовка торпедных аппаратов к торпедной стрельбе, ввод данных о цели в торпеду, собственно торпедная стрельба, а после нее -перезарядка торпедного аппарата (аппаратов).

Кроме того, защиту подлодки от средств воздушного нападения противника при ее нахождении в надводном положении обеспечивали переносные зенитные ракетные комплексы типа «Стрела-3» (затем - более новые варианты данного класса средств ПВО). Специально для новой подводной лодки была создана боевая информационно-управляющая система (БИУС), обозначение которой в различных источниках указывается как «Узел» или «Лама» (последнее, вероятно, является экспортным вариантом обозначения). Данная система была выполнена на базе ЭВМ МВУ-110 «Узел» и позволила кроме решения навигационных задач обеспечить одновременное сопровождение пяти целей, в том числе двух из них - в автоматическом режиме (остальные три - в ручном режиме) с автоматической выработкой данных для выполнения торпедной стрельбы.

Первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» - Б-248 - была заложена 16 марта 1980 года (по другим данным - в 1979 году) на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, который в настоящее время носит название ПАО «Амурский судостроительный завод» и входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Субмарина была спущена на воду 12 сентября 1980 года и вошла в боевой состав флота 31 декабря 1980 года (дата подписания приемного акта). Ее служба оказалась, можно сказать, не лишенной рекорда - выведена из состава Военно-Морского Флота эта подлодка была только в 2001 году, прослужив Родине, таким образом, более двух десятков лет. Всего же на Дальнем Востоке было построено 15 подводных лодок проекта 877 «Палтус».

Серийно строились подводные лодки проекта 877 «Палтус» в различных модификациях также еще на двух отечественных судостроительных предприятиях:
- на Ленинградском Адмиралтейском объединении, в 1992 года преобразованном в ФГУП «Адмиралтейские верфи», а в настоящее время носящем название АО «Адмиралтейские верфи» и организационно входящем в состав АО «ОСК», - здесь построено в общей сложности 11 подводных лодок проекта 877ЭКМ);
- на горьковском Заводе «Красное Сормово» имени А.А. Жданова, который в наши дни носит название ПАО «Завод «Красное Сормово» и также входит в состав корпорации АО «ОСК», - на этом предприятии в общей сложности было построено восемь подводных лодок проекта 877 и одна - проекта 877В с водометным движителем для ВМФ СССР, а также две подлодки проекта 877Э и шесть - проекта 877ЭКМ для различных зарубежных заказчиков, плюс еще одна субмарина была достроена на заводе уже по проекту 636М.

Поставки дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» на экспорт начались в '986 году. Первая субмарина, которая строилась по проекту 877Э, вошла в боевой состав ВМС Польши в том же году. Она до сих пор числится в боевом составе польских ВМС, но командование последних активно изучает возможность закупки для ее замены неатомных подводных лодок одного из западноевропейских проектантов (главные претенденты - французы и немцы). По проекту 877Э была построена еще одна субмарина - для ВМС Румынии, сегодня она числится в резерве и используется как учебно-тренировочный корабль. Ну, а затем на экспорт стали поставляться ДЭПЛ усовершенствованного проекта 877ЭКМ. В общей сложности военно-морским силам ряда зарубежных стран в разные годы было поставлено 19 подлодок данного семейства в двух базовых модификациях - проект 877Э и проект 877ЭКМ (часть последних строилась по проекту 08773).

Особо отметим, что на протяжении всей своей истории подлодки данного семейства постоянно модернизировались и совершенствовались, а также служили платформами для испытания силовых установок нового типа (водометный движитель на подлодке проекта 877В), различного корабельного оборудования и систем вооружения. В результате в составе 877-го семейства появились следующие серийные и опытные модификации (проекты) подлодок: 877ЛПМБ (подводная лодка Б-800 с семилопастным гребным винтом с саблевидными Г-образными лопастями из сплава «Аврора»), 877В (Б-871 с опытным водометным движителем), экспортные варианты 8773 и 877ЭКМ, а также подвариант последней модификации - проект 08773, отличавшийся возможностью применения боевых средств интегрированной ракетной системы «Club-S» (другое обозначение данного комплекса - «Калибр-ПЛЭ», он представляет собой экспортный вариант отечественного ракетного комплекса аналогичного назначения «Калибр-ПЛ», который принят на вооружение ВМФ РФ).

В некоторых источниках также упоминается проект 877М, к которому ряд военно-морских экспертов относят последние восемь подводных лодок этого семейства, получивших увеличенный на одну шпацию корпус и главную энергетическую установку усовершенствованного состава. Самым совершенным из всего семейства подлодок проекта 877 стала большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ, которая представляет собой уникальный боевой корабль, имеющий сбалансированную систему вооружения и чрезвычайно низкие показатели шумности, а также ее доработанный вариант - дизель-электрическая подводная лодка проекта 08773, вооруженная интегрированной ракетной системой «Club-S» и отличающаяся рядом новаций, благодаря которым субмарина по своему боевому потенциалу приблизилась к подлодкам проекта 636.

По оценке военно-морских экспертов, ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (08773) - это хорошо зарекомендовавший себя на практике современный боевой корабль, имеющий мощное торпедное и ракетное вооружение, отличающийся низким уровнем шумности и разумной степенью автоматизации всех процессов управления, а также, что немаловажно, характеризующийся комфортными условиями обитаемости для экипажа и простотой в обеспечении его базирования и технического обслуживания. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ предназначена для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, следующих одиночно или в составе ордера, а субмарина проекта 08773 способна также наносить ракетные удары по различным целям. При этом диапазон последних определяется составом боевых средств комплекса «Club-S», имеющихся на борту подводной лодки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/podvodki/pr-877-03.jpg

Данная субмарина выполнена двухкорпусной, одновальной, с полным электродвижением. Хорошо обтекаемая веретенообразная форма корпуса в сочетании с противогидролокационным, так называемым «безэховым», покрытием и малошумным оборудованием обеспечивают уровень шумности ниже уровня шумности подводных лодок данного класса зарубежной постройки. Прочный корпус подводной лодки проекта 877ЭКМ разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. В носовой части первого отсека располагаются шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, из которых возможно выполнение стрельбы торпедами различных типов (два бортовых торпедных аппарата используются для стрельбы телеуправляемыми торпедами), ракетами комплекса «Club-S» (два верхних торпедных аппарата) и постановка морских мин различных типов.

Причем установленное на подводной лодке устройство быстрого заряжания предоставляет личному составу возможность в течение буквально нескольких минут автоматически производить перезарядку торпедных аппаратов и их подготовку к выполнению следующей торпедной (ракетной) стрельбы. Максимальный боезапас - 18 торпед и/или ракет (в том числе четыре ракеты комплекса «Club-S», например противокорабельные 3М-54Э с дальностью стрельбы 220 км) или 24 морские мины, либо их комбинация - в зависимости от текущей оперативно-тактической обстановки и возложенных на конкретный корабль боевой задачи.

В целях обеспечения обороны подводной лодки рассматриваемого проекта в надводном положении от атак средств воздушного нападения противника - низколетящими самолетами, вертолетами и разведывательно-ударными (ударными) беспилотными летательными аппаратами - на субмарине имеется переносной зенитный ракетный комплекс «Игла-1М», боезапас в шесть ракет для которого располагается в герметичном кранце, расположенном в ограждении выдвижных устройств. Главная энергетическая установка дизель-электрической подводной лодки проекта 877ЭКМ включает два дизель-генератора, один главный гребной электродвигатель, один электродвигатель экономического хода и два гребных электродвигателя резервного движения, а также аккумуляторную батарею.

Радикально боевые возможности российских дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ возросли после того, как на них была установлена интегрированная ракетная система «Club-S». Последняя в общем случае включает в свой состав различный набор боевых средств, позволяющий наносить удары как по подводным лодкам и надводным кораблям противника, так и по расположенным в глубине неприятельской территории наземным объектам. Отличительной особенностью большой подводной лодки проекта 877ЭКМ, вооруженной интегрированной ракетной системой «Club-S» и оснащенной новыми перспективными комплексами радиоэлектронного вооружения для обеспечения применения ракетной системы по предназначению, является ее способность наносить ракетные удары на достаточно большую дальность, оставаясь, таким образом, вне зоны обнаружения и поражения корабельными средствами противника.

Устанавливаемый на подводную лодку при этом малогабаритный инерциальный навигационный комплекс обеспечивает кораблевождение и использование главного ударного и торпедного оружия без необходимости всплытия в надводное положение в течение 48 часов, а новая автоматизированная боевая информационно-управляющая система позволяет обеспечить управление всеми видами оружия, в том числе ракетным, торпедными аппаратами и решение всех информационных и командирских задач. Как указывалось в материалах разработчика, за счет принятия на вооружение комплекса противокорабельных крылатых ракет дальностью 220 км, входящих в состав интегрированной ракетной системы «Club-S», существенно увеличивается вероятность выхода этой подводной лодки в атаку на высокоскоростные цели и вероятность поражения подводных лодок и надводных кораблей противника.

Плюс к тому за счет исключения необходимости выполнять прорыв линии корабельного и авиационного сопротивления (противолодочной обороны) противника повышается боевая устойчивость подводной лодки при ответных действиях неприятеля, а за счет исключения необходимости в форсировании районов, характеризующихся повышенной минной опасностью, увеличивается степень безопасности субмарины при действиях вблизи побережья. Причем модернизированная таким образом подводная лодка, как указывается в материалах разработчика, получает возможность нанесения ракетных ударов по целям с сильной объектовой защитой.

В общей сложности для различных иностранных заказчиков было построено 17 дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, которые находятся на вооружении военно-морских сил ряда зарубежных стран (Алжир, Индия, Иран и КНР). Кроме того, еще одна подводная лодка проекта 877ЭКМ, построенная на Заводе «Красное Сормово», была передана отечественному Военно-Морскому Флоту и позже ей было присвоено собственное наименование «Дмитров».

Тактико-технические характеристики ДЭПЛ проекта 877 «Палтус»
Тип корабля - Многоцелевая ДЭПЛ
Кодификация НАТО - «Kilo»
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 17-19 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 суток
Экипаж 57 человек (в т. ч.12 офицеров)
Водоизмещение надводное 2300 (2350) т
Водоизмещение подводное 3040 (3100) т
Длина наибольшая (по КВЛ) 72,6 (73,8) м
Ширина корпуса наиб. 9,9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м
Силовая установка - Дизель-электрическая с полным электродвижением:
- 2 дизель-генератора по 1000-1500 КВт,
- главный электродвигатель 4050-5500 л.с.,
- электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.,
- два резервных электродвигателя по 102 л.с.,
- один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага,
- 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов
Минно-торпедное вооружение - 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины
Ракетное вооружение - РК «Калибр» на Б-187, «Club-S» модификация 08773
ПВО - ПЗРК «Стрела-3М», «Игла-1М», «Верба» 8 ЗУР.