http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/ULAQ-01.jpg

«ULAQ» является первым открытым проектом необитаемого надводного аппарата турецкого производства. В древней турецкой культуре улак - это титул посла в государствах Центральной Азии, известного своими знаниями, мудростью и военными талантами. Проект «ULAQ» - результат сотрудничества верфи Ares Shipyard (г. Анталия) и оборонного предприятия Meteksan Defense (г. Анкара). По многочисленным заявлениям официальных лиц ВС Турции, «Улак» рассматривается разработчиками как семейство необитаемых надводных платформ, предназначенных для решения широкого спектра задач в интересах ВМС и других видов вооруженных сил в прибрежной зоне и в открытом море.

Сегодня известный календарь активности проекта ULAQ выглядит так:
- 2018-2019 годы: исследовательская деятельность и обоснование различных концепций;
- 2019 год: изучение национальных возможностей и начало процесса создания прототипа;
- 2020 год: завершение проектирования прототипа, начало и завершение строительства прототипа ННА;
- октябрь 2020 года: официальное объявление о проекте на совместной конференции разработчиков;
- февраль 2021 года: спуск прототипа на воду и начало его ходовых испытаний;
- май 2021 года: проведение в рамках учений «Морской волк 2021» первых стрельб (на дальность 5 км) из четырех ракетных комплексов CIRIT и двух L-UMTAS, предоставленных национальным производителем ракетных систем Roketsan;
- август 2022 года: сообщение о готовности к серийному производству «ULAQ» в противолодочной версии (ASW) в объеме до 50 аппаратов в год.
Ожидается, что в течение 2023 году ННА «ULAQ» поступит на вооружение ВМС Турции.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/ULAQ-02.jpg

В коллаборации участников программы ответственность за проектирование, строительство и оснащение судна возложена на верфь Ares Shipyard, интеграцию полезной нагрузки - на Meteksan Defens. Основной поставщик ракетнь[х вооружений - Roketsan. Спущенный на воду прототип ННА «ULAQ» имеет изготовленный из современных композитных материалов корпус длиной 11 м, водоизмещением 6 тонн и грузоподъемностью до 2 тонн. Корпус оснащен системами пассивной и активной стабилизации, позволяет поддерживать плавучесть при повреждениях. Двигательная установка прототипа (вероятно, дизельная, но характеристики не сообщались) позволяет развивать максимальную скорость до 35 узлов (65 км/час). Запас топлива обеспечивает дальность плавания до 400 морских миль. Следует добавить, что в сентябре 2022 года появились сообщения о договоренности Ares Shipyard с турецким производителем двигателей компанией TOMOSAN Motor and Tractor Industry Inc. (r. Конья) относительно обеспечения серийных образцов ННА «ULAQ» дизельными двигателями национального производства.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/ULAQ-03.jpg

Конструкция «ULAQ» имеет модульную структуру, позволяющую конфигурировать полезную нагрузку аппарата в зависимости от решаемых задач. В её состав входят оптико-электронная (день/ночь) система наблюдения; защищенная от помех глобальная навигационная спутниковая система; аппаратура зашифрованной связи, интегрированная с системами боевого управления GENESIS и ADVENT, разработанными специально для ВМС Турции. Конструкцией аппарата предусмотрены телескопическая мачта, антенная система, повышающая возможности обнаружения и идентификации, радиолокационная система навигации и наблюдения за надводной обстановкой. Предусматривается также интеграция высокотехнологичных передовых возможностей: ИИ, технологий роения, сетецентрической связи и совместного использования данных.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/ULAQ-04.jpg

В зависимости от решаемых задач «ULAQ» может нести средства разведки и РЭБ, управляемое ракетное оружие с лазерным и инфракрасным наведением, легкое торпедное вооружение или 12,7 мм дистанционно управляемую стабилизированную пулеметную платформу STAMP. Считается, что STAMP (производства Aselsan) особенно эффективна против асимметричных целей благодаря их автоматическому отслеживанию и высокой вероятности попадания. Как и ННА спроектированная Meteksan береговая станция управления (турецкая аббревиатура SAKI) создана по модульному принципу, что позволяет интегрировать её в наземные транспортные средства или корабли ВМС. Станция обслуживается экипажем в составе капитана и наводчика. Оборудование SAK включает помехоустойчивый канал передачи данных С-диапазона, навигационные системы и программное обеспечение (ПО). В целом, SAKI позволяет управлять несколькими ННА в море и гарантирует совместную работу «ULAQ» с другими ННА или БПЛА, а также пилотируемыми самолетами на расстоянии прямой видимости (до 200 км).

Связь с ними организуется через разработанный Meteksan тактический канал передачи данных KEMENT. Для управления на больших расстояниях возможно применение ретрансляции через инфраструктуру интегрированной системы связи ВС Турции (Turkish Armed Forces Integrated Communication System, TAFICS). После разработки прототипа, ставшего первой фазой более широкого проекта, на основе его открытой архитектуры и масштабируемой структуры инженерами Ares Shipyard и Meteksan Defense планируется создание различных версии ННА. Согласно профильным публикациям, семейство «ULAQ» будет включать аппараты: для обеспечения безопасности порта (PSV); ведения разведки, наблюдения и РЭБ (ISR & EW); ударный для борьбы с надводными кораблями (ASuW); противоминной обороны (MCMV); противопожарное судно (FiFi) и ННА для противолодочной войны (ASW). Согласно открытым источникам, серийное производство перечисленных вариантов, кроме версии ASW, еще не началось. Готовая же к производству версия ASW будет иметь увеличенные размеры (длина чуть более 20 м) и грузоподъемность 4,5-5 тонн.