http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-01.jpg

KAI KF-21 Boramae - южнокорейская программа разработки передового многоцелевого истребителя поколения 4++ для Военно-воздушных сил Республики Корея и ВВС Индонезии, возглавляемая Южной Кореей и Индонезией в качестве основных партнеров. Это вторая программа разработки истребителей Южной Кореи после KAI T-50 Golden Eagle. В современных условиях KF-21 Boramae (Boramae - в переводе «Сокол») стал одним из наиболее амбициозных проектов для оборонно-промышленного комплекса Южной Кореи, поскольку эта азиатская страна ранее не имела опыта подобных высокотехнологичных разработок. По состоянию на начало 2023 года южнокорейские инженеры смогли не только разработать многофункциональный истребитель поколения 4++, но и планируют оснастить его некоторыми элементами истребителей пятого поколения.

Программа создания собственного многофункционального истребителя появилась в Южной Корее в 2001 году. Проект был достаточно амбициозен, на первом этапе даже говорилось о создании полноценного боевого истребителя 5-го поколения. Но истребитель трансформировался в модель «4++», так истребитель классифицируют сами корейцы. За разработку нового самолета отвечают ведущая авиастроительная компания страны Korea Aerospace Industries (KAI) и агентство оборонных разработок Agency for Defense Development (ADD) Минобороны Южной Кореи. Практическая реализация программы создания нового истребителя началась не ранее 2010 года. В декабре 2015 года компания KAI получила контракт на полномасштабную разработку истребителя, известного на тот момент под обозначением KF-X. Заключенный в 2015 году контракт предусматривал постройку шести опытных летных прототипов и двух образцов для наземных испытаний. Именно с 2015 года работы по созданию нового истребителя достигли наибольшей степени продуктивности.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-02.jpg

При этом важно понимать, что непосредственную поддержку Южной Корее в процессе создания собственного многофункционального истребителя оказывают США. Ведущая американская авиастроительная компания Lockheed Martin передела Республике Корея более 20 технологий, которые использовались при создании многофункционального истребителя пятого поколения F-35A, представляющего собой истребитель обычного взлета и посадки (CTOL - conventional takeoff and landing) для ВВС США. В тоже время, корейский истребитель KF-X своим внешним видом и аэродинамической схемой очень сильно напоминает другую разработку, в создании которой участвовала компания Lockheed Martin - первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Корейский истребитель выделяется чуть меньшими размерениями. При этом, это по-прежнему одноместный двухдвигательный истребитель с разнесенным двойным килем и возможностью расположения вооружения во внутренних отсеках.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-03.jpg

Часть технологий США своим южнокорейским союзникам передать не смогли. К примеру, передача систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), АФАР-радара, оптико-электронных станций, была заблокирована американским правительством. Развивать данные технологии Сеулу пришлось самостоятельно, и в этом южнокорейские инженеры преуспели. Окончательно технический облик перспективного истребителя был утвержден только в сентябре 2019 года. После чего на авиационном заводе в южнокорейском городе Чинджу под наименованием «Сачхон» начался процесс строительства головного прототипа. Общая стоимость всей программы стала самой крупной за всю историю южнокорейских военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Затраты на проект создания собственного многофункционального истребителя оцениваются в 18,6 триллиона вон (примерно 16,6 миллиарда долларов), из которых непосредственно на НИОКР пошли 8,6 триллиона вон (примерно 7,7 миллиарда долларов). Остальные деньги планировалось потратить на постройку серийных образцов истребителя.

Основной целью программы создания истребителя KF-21 Boramae было создание летательного аппарата поколения 4++, который может строиться массовой партией и по своим боевым возможностям превзойдет истребитель KF-16 (корейский вариант американского F-16). В соответствии с планами государственного и военного руководства Южной Кореи, в ВВС KF-21 Boramae должен будет заменить многочисленные, по-прежнему остающиеся на вооружении, морально и физически устаревшие истребители F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, модернизация которых становится все менее экономически оправданной.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-04.jpg

Новый южнокорейский истребитель KF-21 Boramae будет обладать достаточно высоким боевым потенциалам. Машина получит многие возможности истребителей пятого поколения. По заявлениям ADD, KF-21 Boramae - это многофункциональный истребитель поколения 4++. В модели реализованы и некоторые элементы технологии всемерного снижения заметности «стелс». Во многом благодаря технической помощи, которую оказывали американские специалисты. Целью программы по созданию нового многофункционального истребителя KF-21 Boramae было создание боевой машины, которая по показателю малозаметности превзошла бы истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Скорее всего, эти показатели будут достигнуты на практике. При этом южнокорейский истребитель будет объективно уступать по тактико-техническим характеристикам Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Изначально корейцы рассчитывали создать истребитель с внутренними отсеками для размещения ракетного вооружения. Но в какой-то момент от этого было решено отказаться. Этот факт определено не будет играть на руку малозаметности машины. Достоверно известно, что истребитель KF-21 Boramae получит десять точек подвески вооружений. В том числе четыре полуутопленных точки подвески под фюзеляжем для размещения ракет «воздух-воздух» и шесть под крылом. Максимальная полезная нагрузка - 7700 кг. Для борьбы с авиацией противника истребитель сможет использовать управляемые ракеты Meteor, IRIS-T и AIM-120. Последние версии американской управляемой ракеты средней дальности AIM-120 в состоянии поражать цели на удалении до 180 километров. Основным ударным средством самолета для действий по наземным целям должна стать ракета TAURUS KEPD с заявленной дальностью действия более 500 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-05.jpg

Пока что можно обоснованно говорить лишь об одноместной версии истребителя. При этом не исключено появление двухместного варианта в учебно-боевом исполнении. Длина KF-21 Boramae составляет 16,9 метра, размах крыла - 11,2 метра, высота самолета - 4,7 метра. Заявленная максимальная взлетная масса составляет 25,4 тонны (это примерно на 10 тонн меньше, чем у Су-35 и на 5 тонн меньше, чем у F-35A). Максимальная скорость полета должна составить 1,9 числа Маха (примерно 2300 км/ч). Дальность полета - до 2,9 тысяч км. По имеющимся данным локализация самолета уже сейчас достигает 60-65 e6_ При этом в дальнейшем Южная Корея планирует улучшать данный показатель. Большая часть важнейших систем самолета уже сейчас разработана и производится Республикой Корея. В частности, РЛС с активной фазированной антенной решеткой для KF-21 Boramae создана корейской компанией Hanwha Systems. Наиболее проблемным для импортозамещения элементом истребителя на данный момент времени является силовая установка, представленная двумя американскими двигателями General Electric F414 с тягой 5900 кгс каждый (на форсаже 9900 кгс). Производством двигателей в Южной Корее займется компания Hanwha Techwin, которая планирует увеличивать уровень локализации комплектующих при их сборке.

9 апреля 2021 года в «Сачхоне» прошла официальная презентация полностью законченного летного образца нового истребителя национальной разработки. Многофункциональный истребитель демонстрировали в штаб-квартире южнокорейской авиастроительной корпорации KAI. Многообещающий проект ранее был известен широкой общественности под обозначением KF-X. В рамках презентации было раскрыто официальное обозначение нового истребителя KF-21 Boramae («Сокол»). Важность презентации новинки подтверждает тот факт, что, помимо военных и представителей авиаконцерна, на презентации лично присутствовал тогдашний президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, а среди иностранных высокопоставленных гостей был министр обороны Индонезии Прабово Субианто. Достоверно известно, что Индонезия вместе с Южной Кореей будут первыми заказчиками нового истребителя. Индонезийские военные рассчитывают получить не менее двух десятков машин, ВВС Южной Кореи - около 140 единиц. При этом у истребителя определенно будет экспортный потенциал, на что также рассчитывают в Сеуле. Ряд военных экспертов считает, что ОАЭ и Турция могут стать покупателями перспективного южнокорейского истребителя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-06.jpg

На сегодняшний день разработчики из авиастроительной корпорации KAI находятся на этапе летных испытаний, в которых участвуют три прототипа. Совершивший первый полет в конце июля 2022 года, истребитель KF-21 Boramae впервые достиг сверхзвуковой скорости, произошло это во время испытательного полета 17 января 2023 года. Как заявили в администрации DAPA, достижение прототипом сверхзвуковой скорости означает завершение одного из ключевых этапов испытаний. Однако завершить испытания планируется к февралю 2026 года, всего к ним будет привлечено шесть прототипов. Испытания самолета, как и прежние, прошли на заводском аэродроме корпорации KAI «Сачхон». Поднявшийся в небо первый прототип истребителя провел в воздухе 56 минут, достигнув скорости 1 Маха или 1224 км/час на высоте 12000 метров.

Корейцы с самого начала рассчитывали на экспортные возможности нового истребителя. Изначально партнером в проекте выступает Индонезия, которая должна взять на себя 20 процентов расходов на разработку самолета. Из-за пандемии коронавируса сумма, полученная от Индонезии, сильно не дотягивает до заявленной. Так, по данным южнокорейских СМИ, Джакарта профинансировала работы на уровне 227,2 миллиарда вон при договоренности о вложении 831,6 миллиарда вон. За участие в проекте Индонезия рассчитывает получить один экземпляр готового истребителя, а также всю техническую документацию по данному проекту и право собственной сборки самолета. Всего для нужд ВВС Индонезии планируется выпустить до 50 истребителей KF-21 Boramae. В ВВС Индонезии самолет может получить обозначение F-33.

Стоит отметить, что появление данного истребителя определенно усложнит экспорт российских самолетов поколения 4++ в Индонезию, которая в настоящее время имеет в составе ВВС боевые самолеты российского, американского и корейского производства. В частности, в составе ВВС Индонезии имеются истребители Су-27СК и Су-27СКМ, а также Су-30МК и Су-30МК2. В этом плане история с Индонезией как раз выглядит наглядным примером того, что с российским экспортом вооружений в эту страну возникли трудности. Ранее летом 2020 года американские и индонезийские издания писали о том, что сделка между Россией и Индонезией от февраля 2018 года на поставку 11 истребителей Су-35 сорвалась из-за давления Вашингтона и угрозы американских санкций.

Отчасти массовостью государственного заказа может объясняться нежелание южнокорейских инженеров пока создавать истребитель пятого поколения. KF-21 Boramae получается не таким дорогим, что очень важно для серьезного обновления парка ВВС. Всего южнокорейские военные рассчитывают получить 40 истребителей до 2028 года. А к 2032 году их парк должен составить не менее 120 единиц. В качестве истребителя пятого поколения пока выбран американский F-35, которых планируется приобрести не менее 80 единиц, в том числе 20 в палубном варианте для оснащения первого корейского легкого авианосца. Контракты на покупку были заключены в 2014 и 2020 гг.

Главной задачей KAI на ближайшие годы становится проведение испытаний и доводка конструкции новейшего KF-21 Boramae. Затем ожидается появление новых прототипов, которые тоже будут задействованы в испытаниях. Этот этап программы продлится до середины десятилетия. В 2026 году заказчик и разработчик проекта планируют запустить серийное производство и достаточно быстро выйти на высокие темпы. Так, к концу 2028 году Минобороны желает получить 40 новых самолетов. Не позднее 2032 году собираются принять еще 80 машин.

Самолет планируют полноценно выводить на международный рынок. Предполагается, что KF-21 Boramae сможет составить конкуренцию другим современным истребителям и получить свою долю рынка. Конкурентными преимуществами южнокорейского самолета станут ограниченная заметность и достаточно высокие летные характеристики, современная бортовая аппаратура от ведущих иностранных производителей и возможность внедрения новых приборов или вооружений. Впрочем, KF-21 Boramae пока официально не выведен на международный рынок. Как следствие, заказы на такую технику не поступали, и в списке будущих эксплуатантов числятся только ВВС Южной Кореи и Индонезии. В ближайшем будущем KAI начнет принимать заказы, и ситуация может измениться.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/KF-21-Boramae-07.jpg

Южная Корея не имела опыта разработки современных истребителей, но запустила собственный проект. Самостоятельно и при помощи зарубежных коллег KAI провела необходимые научно-исследовательские работы, создала проект и уже построила первый опытный самолет. Через несколько месяцев он пройдет необходимые наземные испытания, после чего поднимется в воздух. Затем к нему присоединятся новые летные прототипы. Не стоит сомневаться в том, что промышленно развитой Южной Корее при помощи США удастся создать истребитель с хорошими летно-техническими и боевыми характеристиками. В то же время основной претензией к проекту на протяжении всего его существования является цена разработки. Критики проекта отмечают, что новый KF-21 Boramae может оказаться в два раза дороже топовых версий американского истребителя F-16, что может негативно сказаться на его экспортных возможностях.

Однако при благоприятном развитии событий, широкой локализации производства и выпуске крупными партиями, возможно, удастся снизить стоимость самолета. В таком случае машина определенно сможет составить конкуренцию российским истребителям Су-30 и Су-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особенно, если покупка российских истребителей будет сопряжена с угрозой возможных санкций со стороны США. Таким образом, за несколько последних лет южнокорейская авиационная промышленность показала принципиальную способность разработать современный боевой самолет и построить опытные образцы. Теперь ей предстоит определить, насколько удачным получился такой проект и соответствует ли он требованиям заказчика.

Через несколько лет станет актуальной проблема запуска серийного производства в интересах собственных ВВС. Кроме того, начнется поиск зарубежных заказчиков. Однако эти этапы нового проекта прямо зависят от текущих работ. К серии, поставкам и продажам удастся перейти только после успешных испытаний. Справится ли с ними KF-21 Boramae, станет известно через несколько лет. В целом проект KF-21 Boramae на его текущей стадии можно считать удачным. Разумная постановка целей и задач с учетом своих возможностей, а также широкое использование чужой помощи позволили создать современный самолет с хорошими тактико-техническими характеристиками. Конечно, KF-21 Boramae не в состоянии конкурировать с передовыми иностранными разработками последнего поколения, однако в конфигурации «4++» он полностью соответствует требованиям исходных заказчиков и специфике предполагаемого боевого применения.

Технические характеристики KAI KF-21 Boramae
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 16.90
Высота, м 4.70
Площадь крыла, м  45.50
Масса, кг
- пустого 11800
- нормальаня взлетная 17200
- максимальная взлетная 25400
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric F414-6E-400K
Тяга, кН
- нефорсированная 2 х 57.80
- форсированная 2 х 97.90
Максимальная скорость, км/ч М=1.81
Практическая дальность, км 2900
Вооружение: Боевая нагрузка - 7700 кг на 10 узлах подвески