http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/JDAM-ER-01.jpg

Базовый вариант комплекта JDAM (Joint Direct Attack Munition) разрабатывался компанией «Boeing» в 90-х годах прошлого века. Цель проекта - создание набора оборудования для установки на свободнопадающую авиационную бомбу, превращающего её во всепогодные корректируемые боеприпасы. JDAM представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее бомбе маневрировать. Там же находится и компьютер с навигационным оборудованием. В 1997 году комплект JDAM для УАБ разных калибров поступил на вооружение тактической авиации ВВС и ВМС США. Управляемая авиационная бомба JDAM-ER предназначена для поражения стационарных и мобильных целей противника.

Семейство этого класса авиационного вооружения (АВ) разрабатывалось под руководством командования ВВС США совместно с ВМС. Созданные в рамках данной программы хвостовые комплекты наведения устанавливаются на обычные авиационные бомбы различного калибра (BLU-111, BLU-117, BLU-110, BLU-109, BLU-126, BLU-137), что позволяет добиться точности наведения на цель до 10-13 м. Такой высокий показатель обеспечивается за счет использования комбинированной системы наведения (СН), в состав которой входит инерционная навигационная система (ИНС), корректируемая приемной станцией (ПС) космической радионавигационной системы (КРНС) «NAVSTAR». Кроме того, она позволяет использовать УАБ в любых метеоусловиях. При установке на бомбы калибра 500, 1000 и 2000 фунтов полуактивной лазерной головки самонаведения (ГСН) точность наведения на цель повышается до 1-3 м с возможностью поражения мобильных объектов. Бомба типа JDAM при оптимальных условиях сброса способна пролететь до 25-28 км.

Основным подрядчиком по производству хвостовых комплектов наведения является компания «Boeing». Массовые поставки данных изделий в ВВС и ВМС США начались в 2000 году. Всего с момента поступления на вооружение Пентагон закупил 313869 хвостовых комплектов и 27299 полуактивных лазерных ГСН. Программой закупок авиационных бомб учтена стоимость установки комплектов наведения JDAM на обычные авиационные бомбы различных калибров, которые после проведенных мероприятий становятся управляемыми.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/JDAM-ER-02.jpg

JDAM реализованы как комплект оборудования на основе технологии GPS, преобразующий существующие свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. JDAM представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее бомбе маневрировать. Там же находится и компьютер с навигационным оборудованием. Бомбы, оборудованные комплектом JDAM, направляются к цели интегрированной инерциальной системой наведения в паре с GPS-приёмником улучшенной точности, обеспечивая им объявленную дальность действия в 28 км от точки сброса (при сбросах с больших высот на сверхзвуковых скоростях дальность увеличивается). Для версии JDAM-ER дальность может достигать 75 км. Величина КВО, показанная на испытаниях, составляет 11 метров.

Принцип действия JDAM отличается от бомб с лазерным наведением и бомб с инфракрасным наведением, применению которых могут препятствовать неблагоприятные условия у поверхности земли (например, непрозрачность атмосферы вследствие пылевой бури). В последнее время JDAM-боеприпасы доукомплектовываются, тем не менее, головками лазерного наведения (устанавливаются в передней части бомбы), так как такие системы наведения выгодно применять против определённых видов целей. Благодаря этому старые боеприпасы превращаются в комбинированное современное высокоточное оружие, способное поражать, в том числе, и активно маневрирующие цели. Комплект JDAM применяется для модернизации неуправляемых бомб калибром от 230 кг (500 фунтов - GBU-38) до 910 кг (2000 фунтов - GBU-31).

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/JDAM-ER-03.jpg

В середине 2000-х годов компания «Boeing» приступила к созданию усовершенствованной версии комплекта JDAM. Прежде всего намечалось увеличить дальность планирующего полета - это отразили в обозначении проекта JDAM-ER (JDAM Extended Range). Разработка такого комплекта велась при участии нескольких субподрядчиков. Фирмой Alenia Marconi Systems был создан комплект Diamondback, предназначенный для повышения дальности. Выпускаемые крылья увеличивают дальность применения бомбы с 16-24 до 64-96 км. Испытания были произведены фирмой Boeing в 1999 году. Вариант с увеличенной дальностью получил обозначение JDAM-ER, его испытания были произведены в апреле 2000 года на авиабазе Иглин. В ходе испытания две УАБ GBU-31 с БЧ BLU-109/B, сброшенные с истребителя F-16 с высоты 6000 и 7600 м на скорости соответствующей 0,8М, попали в заданную точку прицеливания. При этом дальность относительно точки сброса составила 43,2 и 65 км соответственно. Согласно расчетам, проведенным специалистами фирмы Boeing для УАБ GBU-31, крыло может обеспечивать максимальную дальность (относ) до 75 км при сбросе с высот порядка 12000 м на скорости соответствующей 0,9М.

В целом проект JDAM-ER повторяет базовый JDAM. При этом изготовлен набор унифицированных компонентов и устройств, предназначенных для установки на свободнопадающие авиабомбы разного калибра - от 500 до 2000 фунтов. Благодаря такому оснащению свободнопадающая авиационная бомба получает новые боевые возможности JDAM-ER, отличающиеся повышенной дальностью полета. Как и базовый, новый комплект включает хвостовой отсек с приборами навигации и управления. Бомба оснащена спутниковой и инерциальной навигацией и способна поражать цели с заранее известными координатами, передаваемыми с борта самолета-носителя. JDAM-ER отличается использованием модуля с крылом, монтируемого на корпусе. После сброса с носителя крыло раскрывается и обеспечивает планирующий полет к цели. Предполагаемая дальность полета составляет 70-72 км. Для достижения таких характеристик сброс должен выполняться на высоте не менее 10-12 км при высокой дозвуковой скорости носителя, которым могут быть различные самолеты, оснащенные системами управления оружием натовского образца. Опытные изделия JDAM-ER прошли необходимые испытания и подтвердили расчетные характеристики.

Из открытых зарубежных источников стало известно, что 20 января Пентагоном и компанией «Boeing» заключен контракт. По условиям этого соглашения до конца июня 2023 года подрядчик должен изготовить и поставить бомбы JDAM-ER общей стоимостью 40,5 млн долларов. Кроме того, компания «Boeing» при содействии украинских специалистов разработала способ интеграции американских авиабомб в комплекс вооружений самолетов советского образца. После определенных доработок истребители старых типов смогут не только нести и сбрасывать такие бомбы, но и вводить в них соответствующие данные. Таким образом, Вашингтон принял решение о передачи киевскому режиму готовых бомб JDAM-ER или комплектов для их изготовления. Однако реальный потенциал бомб JDAM-ER зависит от ряда факторов, каждый из которых способен снизить эффективность такого оружия.

Неизвестно, насколько удачным является проект «Boeing» по доработке систем управления для планирующих УАБ на самолетах советского образца. Так, необходима возможность ввода данных в ГСН бомбы во время полета. При отсутствии такой функции ценность всего ударного комплекса резко снижается. Технические характеристики УАБ JDAM-ER позволяют носителю не входить в зону поражения зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности, но еще до выхода на рубеж пуска его смогут перехватить системы среднего эшелона. Украинская авиация постоянно несет потери, и появление у нее новой иностранной бомбы не изменит эту ситуацию. Сама бомба JDAM-ER после сброса тоже становится мишенью для средств поражения противовоздушной обороны (ПВО). Несмотря на малые размеры и другие характерные особенности, она остается аэродинамической целью с ограниченными скоростью полета и способностями к маневру. Все эти особенности способствуют ее скорейшему обнаружению и поражению силами того или иного современного российского ЗРК. Вероятность прорыва имеющейся системы ПВО крайне мала.