http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/TAI-ANKA-3-01.jpg

18 марта 2023 г: Turkish Aerospace Industries представила еще одну свою новинку - выполненный по схеме «летающее крыло» малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат TAI ANKA-3. Поначалу были продемонстрированы только несколько фотографий новейшего дрона, выведенного из сборочного цеха на аэродром, затем распространили видеоролик о его первых рулежках, а 1 мая аппарат вместе с образцами различного вооружения, которое предполагается применять с него, предстал перед президентом страны, прессой и многочисленным коллективом TAI с семьями на мероприятии «Столетие будущего» под Анкарой.

БПЛА TAI ANKA-3 - это уже третья модель военного беспилотника, разработанного Turkish Aerospace Industries. Первой стал разведывательно-ударный средневысотный БЛА большой продолжительности полета ANKA («Феникс») взлетной массой 1600 кг с одним дизельным двигателем с толкающим воздушным винтом, взлетевший в декабре 2010 т. и запущенный в серийное производство в 2015-м. По имеющимся данным, к настоящему времени изготовлено уже более 60 таких аппаратов, которые несут службу не только в Вооруженных силах и других силовых структурах Турции, но и поставляются на экспорт. Среди их заказчиков - Пакистан, Тунис, Казахстан, Кыргызстан, Алжир, Индонезия, Малайзия, Чад и другие страна:.

Дальнейшим развитием беспилотного «Феникса» стал двухмоторный TAI ANKA-2, известный также как «Аксунгур» («Кречет») и имеющий взлетную массу 3300 кг. Он впервые поднялся в воздух в марте 2019-го и поставляется турецким ВВС и ВМС с осени 2021-го. К настоящему времени построено восемь «Аксунгуров», еще шесть этой весной находились на сборке. Среди первых их зарубежных заказчиков называют Анголу и Кыргызстан. В состав силовой установки аппарата входят два разработанных TUSAS Engine Industries четырехцилиндровых турбодизеля PD170 взлетной мощностью 172 л.с. (крейсерская мощность на высоте 6 км - 170 л.с., на высоте 9 км - 130 л.с.) с тянущими винтами под крылом. Аналогичным двигателем с 2018 г: оснащаются и одномоторные БЛА TAI ANKA.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/TAI-ANKA-3-02.jpg

Представленный нынешней весной малозаметный TAI ANKA-3 имеет уже реактивный двигатель и может летать существенно быстрее своих предшественников, поднимая более серьезную нагрузку. По официальным данным, его максимальная взлетная масса составляет 6500 кг, а масса вооружения, размещаемая во внутренних отсеках и на внешней подвеске может достигать 1200 кг. Аппарат рассчитан на полет со скоростью до М=0,7 (около 740 км/ч) на высоте 12,2 км при практическом потолке около 13,4 км. Сообщается, что время барражирования с крейсерской скоростью порядка 450 км/ч может достигать 10 часов. Компоновка TAI ANKA-3 - типичная для беспилотных «летающих крыльев». Двухконтурный турбореактивный двигатель (на опытном образце, по всей видимости, используется приобретенный на Украине запорожский АИ-25ТЛТ тягой около 1700 кгс) располагается в хвостовой части, а его воздухозаборник находится на верхней поверхности аппарата ближе к носу. Размах крыла можно оценить величиной не более 14 м, длину аппарата - примерно в 10 м. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 50°, по задней - 20°.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/TAI-ANKA-3-03.jpg

Штатный комплект вооружения TAI ANKA-3 размещается в двух внутренних отсеках - по одной планирующей управляемой бомбе типа KGK-82 или KGK-83 калибра 500 и 1000 фунтов (227 и 454 кг) соответственно или по четыре малогабаритных планирующих корректируемых бомбы в каждом. Кроме того, предусмотрена возможность подвески одного более крупного и тяжелого боеприпаса под средней частью аппарата - это может быть крылатая ракета SOM-J стартовой массой 540 кг, управляемая бомба калибра до 2000 фунтов (907 кг) - например, HGK-84 с инерциально-спутниковым наведением, или мощная противобункерная авиабомба. Два узла подвески имеются и под крылом: во время первого показа на них были закреплены две выкрашенные в яркий оранжевый цвет разработанные TAI скоростные (М=0,9) реактивные воздушные мишени «Simsek-3» («Super Simsek») массой 200 кг со стреловидным крылом и V-образным хвостовым оперением, на базе которых в дальнейшем планируется создать «верных ведомых» (Loyal Wingman) различного целевого назначения, «дроны-камикадзе» с боевой частью массой 35 кг и крылатые ракеты с большой дальностью пуска.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/TAI-ANKA-3-04.jpg

Новая крылатая ракета «Super Simsek» создана на базе воздушной мишени с турбореактивным двигателем «Simsek» («Молния»), чей первый полет с наземной пусковой установки с катапультным стартом TAI провела в августе 2012 г. Такие аппараты, оснащенные прямым крылом и классическим хвостовым оперением, способные летать со скоростью до 650 км/ч в диапазоне высот от 15 до 7600 м в течение 45 минут на расстоянии до 120 км от наземного пункта управления, широко используются для тренировок расчетов ПВО и испытаний нового ракетного вооружения (именно с их помощью отрабатывались турецкие ракеты «воздух-воздух» «Bozdogan» и «Gokdogan»). Сообщается, что TAI ANKA-3 может применяться для нанесения ракетно-бомбовых ударов на большом удалении, ведения разных видов разведки, наблюдения и рекогносцировки. Предполагается возможность его работы во взаимодействии с истребителями KAAN, а также F-16 и легкими боевыми самолетами TAI Hurjet и другими БЛА в комбинированных боевых группах, а также совместно с роем «верных ведомых» на основе «Simsek-3».

Разработка и постройка аппарата была выполнена в крайне сжатые сроки: от утверждения проекта в феврале 2022 г. до выкатки со сборки в марте 2023-го прошло немногим более года. Созданию TAI ANKA-3 предшествовали изготовление и летные испытания уменьшенной модели подобной конфигурации, с помощью которой на практике были отработаны особенности управления летательным аппаратом, выполненным по схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. А бортовая аппаратура, обеспечивающая автономный полет беспилотника и управление им по командам оператора, как и вся наземная часть комплекса созданы на основе опыта, полученного в рамках проектов ANKA и «Аксунгур», с высокой степенью унификации. Ожидается, что первый полет TAI ANKA-3 совершит уже в мае этого года.