https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697257_2-05raaf8526919_0427_1080.jpg

Как  это ни странно, в США тоже думают над тем, что будет через 20-30 лет в  плане вооружений. И не только потому, что много проектов, на которые  улетают миллиарды, заканчиваются ничем. Просто потому, что  действительно, техника не вечна, и рано или поздно ее придется менять  либо на более современную, либо на ту, что не хуже.

Американский журнал «Air Force Magazine» опубликовал материал Джона Тирпака о том, какие перспективы развития имеются у ВВС США.

Действительно,  сегодня перед ВВС США стоят очень непростые задачи. Парк самолетов надо  обновлять, и более того, поставлена задача максимально сократить  разнотипность самолетов, стоящих на вооружении. Это действительно  непростая вещь. Только пять моделей истребителей-бомбардировщиков.

Да,  производство F-22 прекращено, но уже построенные самолеты до окончания  своего ресурса будут находиться на вооружении. А-10, которые воевал еще в  70-х годах прошлого века, тоже никуда не денется, ему просто пока нет  замены, как и российскому Су-25. F-35 – это вообще крылатый вопрос века,  с этим самолетом действительно пока больше вопросов, чем ответов.

И что остается так, чтобы закрыв глаза, ответить на вопрос «На чем завтра лететь»?

Да, все те же F-15 и F-16. Ну и F/А-18 на флоте.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697339_18.jpg

Интересно,  но в самой передовой в плане затрат на вооружение стране, все обстоит  примерно так же, как в России. То есть, парк военной техники очень  сильно напоминает благословенные 80-е годы прошлого века, когда во  многих странах наблюдался фантастический прорыв в вооружениях.

Действительно, и американские F-15 и F-16, и российские Су-30 и Су-35 – они все оттуда родом.

Понятно,  что в США сделают все, чтобы довести до ума F-35. Или, в перспективе,  дополнить его еще одним новым самолетом, которые вполне ожидаемо будут  разработаны.

Кроме того, эти разработки подстегивает мода на  беспилотные истребители, которые все больше занимают умы конструкторов и  военных.

Сегодня ВВС США реально находятся в переходном  состоянии. Переходят из 80-х годов в 40-е следующего века, из 20 в 21  век. Это сложно, но реально.

Для этого «всего-навсего» надо  только списать часть старых самолетов и заменить их на новые. Ну и найти  на это средства, естественно. А средства потратить как на разработки,  так и на постройку новых самолетов, которые не на бумаге, а по факту  смогут быть на равных с машинами России и Китая, которые все агрессивнее  завоевывают как небо, так и международный рынок. И с этим вторжением  тоже надо что-то делать.

В своем выступлении в июне 2021 года в  Комитету по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США,  начальник штаба ВВС США генерал Чарльз К. Браун-младший заявил, что  неспособность действовать сейчас – это явная возможность того, что Китай  сможет победить США в вероятной воздушной войне будущего.

Вообще многие военные в США сегодня очень внимательно смотрят как за развитием авиации  в других странах, так и за развитием систем ПВО. Особенно это касается  Китая, чья армия сейчас находится в состоянии долгосрочного и довольно  бурного развития.

Заместитель начальника штаба ВВС США  генерал-лейтенант Хиноте считает, что китайский истребитель J-20 с  усовершенствованной ракетой нового поколения класса «воздух-воздух»  сможет стать реальной угрозой превосходству американских самолетов.

Если  учесть, что за J-20 в КНР на испытаниях находится еще и J-31, от  которого китайцы ждут примерно тех же результатов, как в США от F-35  вслед за F-22, то повод для определенного беспокойства имеется.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697347_19.jpg

А  как известно, если в США в чем-то видят повод для беспокойства, то  американцы из себя вывернутся, чтобы это беспокойство ликвидировать.

Потому  в США была запущена программа САРЕ (Cost Assessment and Program  Evaluation), которую реализуют Министерство обороны США и Генеральный  штаб. Программа изучит реальное состояние тактической авиации и  скорректирует план развития истребительной и штурмовой авиации в  временном и финансовом аспектах.

Понятно, что «исследования»  тактической авиации в США не дадут окончательного ответа, каким должен  стать состав авиации к рубежу 2040 года, обстановка в мире меняется, но  тем не менее, планы должны быть разработаны и откорректированы. Но  развитие всей структуры ВВС США будет зависеть о того, какие выводы  сделают в рамках исследований этой программы.

Есть предположения,  исходя из которых можно сделать выводы о том, что истребительную  авиацию сократят с семи типов самолетов до «4+1», где «4» - это F-35, на  который сегодня в США возлагают большие надежды, новый F-15EX, F-16 или  заменяющий его перспективный самолет и опять же перспективный NGAD.  «+1» - это старый добрый A-10, которому пока нет замены даже в принципе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628697427_20.jpg

Такой расклад озвучил один из генералов штаба ВВС Браун. То есть, человек сведущий. Что интересно в списке?

Главный  «сюрприз» - это отсутствие в списке F-22 и F-15C/D и E. С первым все  понятно. «Рапторов» выпустили не столько, чтобы на них можно было бы  серьезно рассчитывать или тратить ресурсы на модернизации. Так что  «Рапторы» не будут задействованы в будущем авиации США. Слишком мало и  слишком дорого – вот две главные причины.

F-22 будет постепенно  выводиться из состава ВВС США, учитывая, что к 2030 году ему исполнится  25 лет, самое время для того, чтобы с ним попрощаться. К тому времени  станет более-менее понятно с F-35, да и проект NGAD может перейти к  стадии активных испытаний.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697500_22.jpg

Как сказал Хиноте, «F-22 – самолет с хорошими характеристиками, но у него есть свои ограничения».

А  потому в штабе ВВС прекрасно понимают, что рассчитывать на «Раптор» в  будущем они просто не могут себе позволить. С помощью этого самолета  невозможно уверенно завоевать превосходство в воздухе, даже если и  провести F-22 через череду модернизаций. Хиноте это подчеркнул, сказав,  что господство в воздухе – это не та тема, в которой они готовы  рисковать, используя F-22.

Ну а один из последних гвоздей в  крышку гроба забил заместитель начальника штаба ВВС США по планам и  программам генерал-лейтенант Дэвид Нахом. Генерал считает, что ВВС США  просто не могут чисто финансово, на длительную перспективу, позволить  себе содержать семь типов стареющих истребителей.

Семь типов –  это слишком много и опять же, слишком дорого. Нахом озвучил неприятную  цифру: 44% самолетов ВВС США приближаются к порогу выработки своего  ресурса.

Тот же F-15C уже достиг запланированного предела срока  службы и его ресурс продлять нет никакого смысла, потому что это  небезопасно во-первых и невыгодно экономически во-вторых. Да, в  распоряжении ВВС США сегодня имеется новейшая модификация F-15EX,  который и должен заменить откровенно устаревшие F-15C, которые уже имеют  ограничения по скорости и нагрузке, и в случае успешной работы, F-15EX  также заменит F-15E.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697569_23.jpg

Сегодня  средний возраст истребителей ВВС США находится на уровне цифры 28 лет.  Это тревожная цифра, которая красным цветом сигнализирует о необходимом  обновлении парка истребительной авиации. F-15EX - самый быстрый способ  снизить этот показатель.

Интересный момент, в ходе которого красной нитью проходит параллель с российской действительностью.

Если  верить источникам в Пентагоне, то новый F-15EX стоит примерно столько  же, сколько и новый F-35. Однако, как таковой F-15 давно известен и  «обкатан», плюс стоимость его эксплуатации значительно ниже, чем у F-35.

Это  напоминает российские реалии, когда ВКС РФ отказались от Су-57 в пользу  проверенного временем и эксплуатации Су-35. И это совершенно нормальное  явление.

И здесь командование ВВС США пошло по тому же пути.  Перевооружение эскадрилий с F-15C на F-15EX займет намного меньше  времени и усилий, чем аналогичные действия с F-35. Перевооружение на  F-35 намного сложнее, требуя строительства новых военных объектов,  оборудования, специалистов. Причем, специалистов обученных и  подготовленных. Плюс отдельно переподготовка летчиков на другую машину,  это тоже стоит денег.

Деньги необходимо расходовать с умом, это  факт. Даже наличие у США такого огромного денежного ресурса, как  оборонный бюджет, не говорит о том, что этот ресурс бесконечен.

Соответственно,  когда сегодня речь постоянно заход о сокращениях в оборонном бюджете,  есть смысл менять устаревшие самолеты на новые F-15EX, которые могут  быть сегодня и в достаточных количествах. Да, самолет все равно является  истребителем лишь четвертого поколения, но и противостоять ему придется  точно не армадам J-31и Су-57. Так что в этом плане все более-менее  логично выглядит.

Уже к 2026 году ВВС США планирует списать и  вывести из эксплуатации огромное количество – 421 самолет. А на замену  успеют встать только 304 самолета. То есть, чистое сокращение составит  117 самолетов, а это получается крупнейшее сокращение ВВС США за два  последних десятилетия.

Это очень серьезный момент.

К концу  2026 года должны быть списаны все 234 истребителя F-15C. На замену  придут всего 84 истребителя F-15ЕХ. Больше выпустить не в состоянии  фирма-изготовитель «Боинг» в отведенные сроки. Второй серией станут еще  60 истребителей, а всего контракт с «Боингом» предусматривает выпуск до  200 самолетов.

Да, F-15ЕХ смотрится на фоне «старичков» F-15С и Е намного более уверенно. «Воздушный грузовик с оружием»  будет иметь большую дальность из-за наличия новой системы баков для  горючего, два дополнительных узла подвески для вооружения, способность  нести крупногабаритное вооружение класса «воздух-земля».

Так что  расклад вполне: F-15ЕХ в качестве основного истребителя-бомбардировщика и  F-35 в качестве самолета для специальных операций.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697647_24.jpg

F-22  и F-16 будут выводиться из строя. Да, тот же «Раптор» какое-то время  еще послужит, но точно не до 2040 года, так как даже постоянно  модернизируя этот самолет нереально дотащить еще 20 лет. К тому же сами  американцы говорят о том, что этот самолет просто не сможет стать  конкурентоспособным, несмотря на все модернизации.

А «Боевой  сокол» F-16 также будут «тащить», пока не наделают новых F-15ЕХ. Самые  ранние, первые «блоки» F-16 будут списаны, это 124 самолета, а  оставшиеся 812 после 2026 года будут использовать до выработки ресурса,  модернизируя насколько это позволят средства.

Возможно, будет  списано намного больше самолетов. Если верить выкладкам штаба ВВС, для  обеспечения безопасности страны в ближайшие 15 лет будет достаточно  около 600 самолетов для участия во всех возможных конфликтах. Вопрос  только в том, на каких театрах военных действий и против каких  противников придется воевать.

Конечно, для того, чтобы воевать с  террористами и обеспечивать ПВО самих США, вполне достаточно и  модернизированных F-16. Если же боевые действия будут вестись против  стран, обладающих развитыми и приличными ВВС, то здесь эффективность  F-16 откровенно ставится под сомнения. Причем, самими американцами.

Да,  тот же F-35 мог бы выполнять роль «универсального солдата», если бы его  эксплуатация была бы не такой разорительной. Вообще с ценой  использования F-35 надо что-то решать, либо, как вариант, бросить все  силы на отработку альтернативы, перспективного многоцелевого истребителя  «Multi-Role Fighter-Experimental» (MR-X).

Разработки ведутся  пока не в самом быстром темпе, но есть сведения, что через 6-8 лет  наступит время принятия решения по этом проекту.

Да, в течении  следующих лет, с 2025 до 2030 года, ВВС США планируют приобрести 220  F-35А. Это, конечно, весомая цифра, но она не сможет компенсировать все  старые самолеты, которые будут выведены из эксплуатации. Так что F-15ЕХ  действительно единственный разумный вариант для ВВС США.

Говоря о  А-10, стоит сказать, что ресурс имеющихся в распоряжении ВВС  штурмовиков тоже не вечен. И «Бородавочников» тоже будут сокращать до  семи эскадрилий, 218 штук. Есть планы модернизировать имеющиеся А-10  путем замены крыльев и двигателей и таким образом протянуть до 2035  года.

Если посмотреть внимательно на А-10, то он штурмовик.  Самолет передней линии боя, наносящий удары по противнику, по его  передовым позициям. Каким образом этот самолет может стать полезным в  системе ПВО США – вопрос.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697640_25.jpg

А-10  не может сражаться с другими самолетами, не сможет осуществлять ПВО  континентальной части США, не сможет решать вопросы противодействия  SEAD. Причем, невысокая живучесть А-10 и довольно узкий спектр  применения поставили крест на будущем не только этого штурмовика, но и  проектов, которые могли бы прийти на замену А-10.

По словам  Хиноте, в Пентагоне идут жаркие споры, так как другие виды вооруженных  сил настаивают на разработке собственных ударных систем большой  дальности, и в будущем непосредственная авиационная поддержка будет  «сильно отличаться» от сегодняшней.

Соответственно, будут отличаться и набор самолетов, которые станут осуществлять защиту интересов США.

Есть  система Next-Generation Air Dominance (NGAD), на которую делается  основная ставка в штабе ВВС США. На разработку программы уже потрачено  более 1,5 миллиарда долларов и в рамках этой программы ведутся  разработки проектов самолетов завтрашнего дня. И ведутся успешно.

Первый  образец NGAD уже поднялся в воздух в 2020 году. Сведения глубоко  секретны, но есть информация о том, что в результате полетов были  установлены рекорды высоты.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697693_26.jpg

Генерал  Браун сообщил, что NGAD будет «многоцелевым» самолетом, способным  поражать наземные и воздушные цели». Браун заявил, что самолет получит  все виды вооружений, которые помогут ему решить все задачи по поражению  целей и гарантировать выживаемость самолета. Плюс NGAD «будет иметь  малозаметность по всему спектру».

NGAD описывается как «семейство  систем», которое, вероятно, будет включать в себя беспилотные самолеты  сопровождения для таких задач, как подавление ПВО (SEAD), РЭБ и несение  дополнительного вооружения.

Концепция NGAD предусматривает  довольно небольшое количество самолетов подобного плана, от 50 до 100  единиц. Самолет должен будет успевать за изменением обстановки в мире и  оставаться актуальным. Считается, что будет проще спроектировать и  изготовить через 6-12 лет самолет нового поколения, чем в течении  долгого времени модернизировать старые самолеты.

Считается, что  такой подход будет более рациональным и экономичным. Здесь все упирается  в технологии и возможности быстрого реагирования системы. Руководство  ВВС приветствовало бы вариант «раздвоения» проекта NGAD на две стороны:  один для действий в Тихом океане, с увеличенным радиусом действия, и  другой, для более коротких расстояний в Европе и на Ближнем Востоке.

Однако  Хиноте честно выразил сомнение в том, что 10 лет будет достаточно для  того, чтобы ввести в строй первый NGAD. Несмотря на то, какое  впечатление на летчиков, членов Конгресса, которые были допущены на  испытания и самого Хиноте произвел летающий прототип самолета.

Кроме  того, руководство ВВС еще не определилось на тему того, какую роль при  самолете будут играть беспилотники или дистанционно управляемые ударные  системы. И что они будут собой представлять. Пока идет работа по  изучению недорогих автономных ударных систем Low-Cost Autonomous  Attritable Systems (LCAAS).

LCAAS – это в первую очередь  беспилотные самолеты, достаточно дешевые, чтобы их можно было бы  безболезненно терять в рамках любой военной кампании. Сегодня в ВВС США  считается, что после 2030 года правильное сочетание и грамотное  использование обычных и беспилотных самолетов будет залогом успеха.

А на закуску бюджет.

Интересно,  но с бюджетом все не так просто. В 2022 году запланирован вывод из  состава ВВС 42 единиц A-10, 48 единиц F-15C/D и 47 единиц F-16C/D.

И  при таком количестве списываемых самолетов будет закуплено всего 48  единиц F-35A и 12 единиц F-15EX. Кроме того, ВВС США запросили еще 12  самолетов F-15EX в своем списке нефинансируемых приоритетов,  представленном Конгрессу США в июне 2021 года. И ни одного  дополнительного F-35.

Возможно, что в ВВС США рассчитывают на то,  что Конгресс может добавить некоторое количество самолетов в программу  по своей инициативе. Но основные источники информации говорят о том, что  в год будут заказывать не более 43 единиц F-35, пока не пойдет в серию  версия F-35 Block 4.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628697770_28.jpg

При этом считается, что F-35 уже устарел, так как разработки по нему начались в 80-х годах прошлого века.

Основная  задача, которую предстоит решить завтра ВВС США – это изобретение и  закупка самолетов, которые смогут эффективно, без вливания  дополнительных средств, прослужить 10-20 лет. Не дольше. И без  дорогостоящих модернизаций.

И немаловажный момент: летчики будут  использовать такие самолеты без переучивания. Летая на протяжении всей  своей карьеры без траты времени на переучивание.

Хиноте считает,  что если в ВВС США смогут решить такой комплекс задач, то превосходство в  воздухе американцы себе обеспечат в любом регионе мира.

Автор:Роман Скоморохов