http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/T929-ATAK-2-01.jpg

28 апреля в Анкаре впервые оторвался от земли и в течение получаса выполнял висения, развороты и небольшие перемещения над полосой аэродрома прототип нового турецкого тяжелого боевого вертолета Т929, создаваемого в рамках программы АТАК-2 (иногда именуется ATAK II). Контракт на его разработку был выдан компании TAI Агентством оборонной промышленности Турции в феврале 2019-го, а в мае того же года на выставке IDEF 2019 в Стамбуле продемонстрировали упрощенный полноразмерный макет машины. Сообщалось, что максимальная взлетная масса вертолета составит более 10 тонн, а масса размещаемой на шести точках подвески под крылом боевой нагрузки - 1200 кг. Недавно появились уточненные данные, согласно которым максимальная взлетная масса T929 ATAK-2 достигнет 11500 кг, а масса боевой нагрузки - 1500 кг. Ожидается, что T929 ATAK-2 будет иметь максимальную скорость полета не менее 300 км/ч (указывались значения 315 км/ч, затем - 324 км/ч) и практический потолок 6000 м (статический потолок без учета влияния земли при температуре окружающего воздуха +35°С - 1800 м).

В конце июня 2021 г. в турецких и зарубежнЫх СМИ была распространена информация о подписании соглашения между Turkish Aerospace Industries и запорожским АО «Мотор Сич» на поставку в 2022-2025 гг. для оснащения первых вертолетов T929 ATAK-2 партии из 14 турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В-01Т взлетной мощностью 2500 л.с. По данным в турецкой печати, первые два таких двигателя прибыли в Анкару в январе 2023 г., после чего специалисты TAI приступили к их монтажу и отработке на построенном к тому времени опытном экземпляре T929 ATAK-2. 23 апреля в специальном закрытом испытательном сооружении TAI состоялся первый запуск двигателей на борту вертолета с раскруткой несущего и рулевого винтов - видеосюжет об этом был опубликован агентством «Анадолу». А спустя всего несколько дней, 28 апреля, вертолет T929 ATAK-2 был выведен на аэродром и впервые поднят в воздух.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/T929-ATAK-2-02.jpg

В интервью «Анадолу» пилотировавший машину летчик-испытатель Ариф Атеш рассказал, что первое испытание T929 ATAK-2 в воздухе продолжалось около получаса, вертолет выполнил руление по полосе, вертикальный взлет, отработал висение на высоте около 6 м над землей, развороты и небольшие перемещения вперед, назад и вбок со скоростью до 20 км/ч, продемонстрировав хорошую устойчивость и управляемость. По его словам, первому взлету предшествовали 11,5-часовые наземные испытания вертолета на привязи с работающими двигателями, которые выводились на разные режимы - от малого газа до взлетного. Следующей вехой в программе испытаний будет выполнение первого полета по кругу с последующим постепенным расширением эксплуатационного диапазона скоростей и высот вплоть до заложенных в проект значений, а затем планируется приступить к отработке вооружения.

Ариф Атеш подтвердил, что максимальная взлетная масса T929 ATAK-2 составит 11,5 т, а масса боевой нагрузки - 1500 кг. Отметим, что столь тяжелые боевые вертолеты производятся сегодня только в России, и даже американский AH-64 Apache имеет меньшую взлетную массу (до 10,4 т). Тяжелые боевые вертолеты T929 ATAK-2 должны дополнить в Армии Турции более легкие T129 (АТАК), серийные поставки которых ведутся компанией TAI с 2014 г. Контракт между Turkish Aerospace Industries и компанией AgustaWestland (ныне - Leonardo Helicopters) на создание в рамках проекта АТАК боевого вертолета T129 на базе итальянского Agusta A129 Mangusta (проходил летные испытания с 1983 г:, на вооружение итальянской армии поступал с 1990 г.) был заключен в сентябре 2007 г: Турецкий T129 отличается от итальянского А129 возросшей с 4600 до 5065 кг максимальной взлетной массой, применением турбовальных двигателей LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4А мощностью 1375 л.с. (вместо Rolls-Royce Gem 2-1004D мощностью 890 л.с.) и усиленной трансмиссией. В состав оборудования и вооружения введены изделия турецкой оборонной промышленности, в т.ч. противотанковые ракеты UMTAS и L-UMTAS, легкие управляемые ракеты Roketsan Cirit с лазерным наведением и др.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/T929-ATAK-2-03.jpg

Первые девять серийных T129 были переданы заказчику в упрощенной комплектации - в варианте огневой поддержки T129A (еще без возможности применения управляемого вооружения турецкого производства), после чего начались поставки многоцелевой модификации T129B, адаптированной для использования всей предусмотренной проектом номенклатуры вооружения и оборудования. По официальным данным TAI, компания получила заказы на 59 вертолетов T129 (плюс 32 в опционе) от Сухопутных войск Турции и 24 (не считая опциона на три машины) - от Министерства внутренних дел страна: - для Жандармерии (внутренних войск МВД) и авиационного департамента Управления безопасности МВД. В 2021 т. был заключен экспортный контракт на поставку шести T129 на Филиппины: первые две машины были переданы заказчику в апреле 2022 г., еще две - в декабре. В январе этого года командующий ВВС Нигерии заявил, что его страна в ближайшее время получит шесть T129. Три десятка таких вертолетов собирался приобрести Пакистан, но США отказали в выдаче экспортной лицензии на применяемые на них двигатели. В общей сложности к началу 2023 г. заказчикам поставлено 83 вертолета T129, их производство продолжается.

В компоновочном плане новый T929 ATAK-2 подобен T129, но заметно крупнее его и вдвое тяжелее, что позволяет использовать более серьезное бронирование и больше разнообразного вооружения. Вертолет выполняется по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом с саблевидными законцовками и четырехлопастным рулевым винтом на левой стороне хвостовой балки. Неубирающееся шасси состоит из основных опор, размещенных чуть впереди центра тяжести, и хвостовой опоры под рулевым винтом. Экипаж из двух человек располагается по схеме «тандем» в двух отдельных кабинах с плоскими бронестеклами, выдерживающими попадание пуль калибра 12,7 мм.

Поскольку на T929 ATAK-2 применены двигатели с осевым компрессором и, соответственно, лобовым воздухозаборником, с выводом вала свободной турбины назад, они устанавливаются по бокам фюзеляжа рядом с главным редуктором (примерно как на отечественных Ми-28 и Ка-52, оснащаемых сходными двигателями ТВ3-117ВМА и ВК-2500). На стадии наземных отработок и при первом подъеме в воздух на вертолете еще не были смонтированы капоты двигателей, пылезащитные устройства воздухозаборников, капоты и обтекатели отсека главного редуктора, панели отсека оборудования перед ним (за кабиной экипажа), а также съемные панели хвостовой и концевой балок, под которыми расположены трансмиссионные валы привода рулевого винта и его редукторы. Благодаря отсутствующим деталям фотографии и видеоролики с первого висения T929 ATAK-2 позволяют получить неплохое представление о компоновке и устройстве силовой установки и трансмиссии вертолета.

Под носовой частью фюзеляжа установлена многоканальная оптико-электронная обзорно-прицельная система (пока, видимо, в макетном варианте) и пушечная установка на поворотной турели. Сообщалось, что на вертолете будет применяться пушка калибра 30 мм. Разнообразное неуправляемое и управляемое вооружение будет размещаться на шести точках подвески под короткими консолями крыла. В число применяемых средств поражения предполагается включить неуправляемые ракеты в блоках и авиабомбы, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (в т.ч. противотанковые) и «воздух-воздух», разработанные и производимые турецкими предприятиями. Отмечается, что возможна несимметричная подвеска вооружения.

1 мая во время мероприятия с участием президента страны Реджепа Эрдогана на территории компании Turkish Aerospace Industries в Анкаре первый T929 ATAK-2 в числе другой выпускаемой TAI техники был продемонстрирован уже в полностью собранном виде. Все недостающие в первом испытании детали установили на свои места (правда, еще не были смонтированы пылезащитные и экранно-выхлопные устройства на входе и выходе двигателей), а на шести точках подвески под крылом разместили различное неуправляемое и управляемое вооружение. Сообщается, что в соответствии с имеющимся контрактом TAI должна построить к 2027 г: и передать турецким Вооруженным силам для войсковых испытаний и освоения эксплуатации три опытных вертолета T929 ATAK-2.