Ме́ха (яп. メカ [мэка], от англ. mechanism — «механизм») — поджанр в аниме, манге и в научной фантастике, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины, частные случаи шагохода, а также общее наименование самих этих машин. Название происходит от японского сленгового сокращения английского слова «механический». Первоначально этим словом обозначались любые сложные технические приспособления, однако позднее термин закрепился именно за фантастическими человекообразными пилотируемыми военными машинами.

http://s46.radikal.ru/i111/1108/42/e755dac05f63.jpg

Обычные мехи это так называемые «гигантские роботы» (яп. 巨大なロボット) — огромные человекообразные боевые бронемашины, оснащённые встроенным и/или навесным вооружением. Кабина пилота находится внутри «туловища» или «головы» робота. Как правило, основной боевой задачей таких роботов является бой с аналогичными механизмами, либо гигантскими существами, инопланетного или иного враждебного происхождения, с которыми, по какой-либо причине (особое поле, слишком высокая скорость передвижения и маневренность), не могут справиться обычными способами.

Впервые гигантский человекообразный робот появился в манге 1958 года, а в 1963 году и аниме сериале, «Тэцудзин 28 Го» (буквально «Железный человек № 28»), которая стала родоначальником этого жанра аниме. Наибольшего пика этот жанр достиг в 1970-х годах под руководством Го Нагая, художника комиксов, создавшего сюжеты к некоторым сериалам из такой классики японского аниме, как «Мадзингер Дзет» (1972), «Грендайзер» (1975), «Комбаттлер Ви» (1976).

Технически меха обычно предстают для зрителя своеобразным чёрным ящиком, то есть отражаются только их внешние характеристики, необходимые для развития сюжета; внутреннее устройство и принципы работы не показываются. Часто меха, управляемые главными героями (как положительными, так и отрицательными), являются продуктом чуждой технологии, многократно превосходящей человеческую, и все их особенности раскрываются персонажами только по ходу действия.

http://i030.radikal.ru/1108/13/cc791a2b2ae0.jpg
"Заку"  из оригинального сериала «Gundam»

Выпущенный в 1979 году аниме-сериал «Gundam»привнёс в жанр элементы реалистичности. И меха оказалась разделена на два поджанра: супер-роботы и реалистичные роботы. Жанр «реальных роботов» стал рассматривать гигантские механизмы скорее как машины (дизайнеры начали заявлять псевдореалистичные характеристики у мехов) и концентрирует фокус своего внимания на мыслях и чувствах людей (как, например в аниме Full Metal Panic).

http://i064.radikal.ru/1108/f7/f5a89b8cb48f.jpg
"Ева 01"  из аниме "Евангелион"

В свою очередь «супер-роботы» с появлением в 1995 году аниме «Евангелион», так же успешно эволюционировали от вариации кайдзю до отдельного самостоятельного жанра. Акценты так же сместились на персонажей, а мехи стали вплетаться в сюжет более тщательно, приобретая особые фантастические или мистические свойства и становясь вариантом персонажей-роботов, а не машинами.