http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/vpk-3927-volk-01.jpg

В июле 2010 года на Международном военно-техническом форуме «Технологии в машиностроении», который проводился в г. Жуковском, ООО «Военно-промышленная компания» впервые представила миру натурные образцы нового семейства модульных защищенных автомобилей ВПК-3927 «Волк». Появление этих автомобилей стало подобно разорвавшейся бомбе - уж очень много новшеств было в их конструкции. Казалось бы, можно только гордиться отечественным автопромом. Но прошли годы, а «Волки», как будто притаились в лесу и не показываются. Но в начале лета 2018 года появилась информация о том, что в МО РФ вновь приступили к испытаниям опытных образцов модульных автомобилей семейства «Волк». В этой статье мы расскажем об этих автомобилях и их судьбе.

Семейство бронеавтомобилей ВПК-3927 «Волк I» разрабатывалось с учётом мировых тенденций защищённости и универсальности применения с максимально возможным уровнем унификации между автомобилями семейства на основе модульного принципа конструирования с ориентацией на действующее и перспективное отечественное серийное производство. Новое семейство модульных защищенных автомобилей было разработано конструкторами ООО «Военно-инженерный центр» (входит в периметр управления ООО «Военно-промышленная компания») на основе анализа опыта действий силовых структур России и зарубежных стран в военных конфликтах и контртеррористических операциях последнего десятилетия. Ими были созданы 3 различные модификации автомобилей: бронированная и небронированная с колёсной формулой 4x4 и бронированная с колёсной формулой 6x6. В июле 2010 года (на год раньше запланированного срока) были собраны первые опытные образцы автомобилей. Прямо из цеха опытного производства первые опытные автомобили прибыли в г Жуковский для участия в Международном форуме «Технологии в машиностроении», где произвели самый настоящий фурор.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/vpk-3927-volk-02.jpg

Следуя традициям «Военно-промышленной компании», создавшей к тому времени бронеавтомобили «Тигр» и «Медведь», новые машины тоже получили звериное наименование - «Волк». Надо отметить, что имя семейству дал лично тогдашний генеральный директор ООО «ВПК» Дмитрий Галкин. Также рассматривался вариант наименование семейства «Секач», но он был отклонен. После выставки в г. Жуковском машины отправились на предварительные испытания. В ходе их проведения машинам пришлось подвергнуться пробегам в различных, в том числе самых тяжелых, дорожных условиях и в бездорожье. Машины морозили до минус 50 градусов Цельсия в морозильных камерах, после чего они запускались и выходили снова на испытательные трассы. «Волков» подвергали обстрелу из различных видов стрелкового оружия, в том числе и бронебойными пулями Б-32 из винтовки СВД. После испытаний все три опытных образца автомобилей были разобраны до винтика. В цеху опытного производства стояли три двигателя, три рамы, три кабины, дюжина колес и три горки деталей, узлов, трубочек и т.д. Через некоторое время из этих деталей были собраны новые машины, с доработанными функциональными модулями, системами и агрегатами.

В мае 2013 года в подмосковных Бронницах по на показе военной автомобильной техники по случаю Дня военного автомобилиста начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко представил семейство модульных автомобилей «Волк» Министру обороны Российской Федерации генералу армии Сергею Шойгу. Начальник ГАБТУ доложил МО РФ о достоинствах и преимуществах машин, после чего Сергей Кужугетович резюмировал: «До конца года завершить государственные испытания и принять машины на снабжение Вооруженных сил». Но видимо звезды не сошлись. Машины вернулись в ООО «ВИЦ» в Нижний Новгород и стояли там в течение 5 лет в качестве выставочных экспонатов. И вот, в 2018 году поступило распоряжение из МО РФ: машины передать для испытаний в 21 НИИИ AT. Чем закончится этот этап в жизни «Волков» покажет время.

Семейство защищенных автомобилей ВПК-3927 «Волк» предназначено для монтажа специального оборудования, использования в качестве транспортных средств и оперативно-служебных машин при проведении контртеррористических операций, выполнения задач территориальной обороны, транспортирования личного состава при совершении маршей. Основными преимуществами автомобилей семейства «Волк» перед существующими аналогами являются:
- бронированное исполнение;
- стойкость к воздействию поражающих факторов стрелкового оружия и взрывных устройств;
- высокие тягово-динамические качества;
- максимальная унификация и модульность конструкции;
- независимая управляемая гидропневматическая подвеска (ГПП) всех колес с регулируемыми упругими элементами;
- бортовая информационно-управляющая система (БИУС),
- дисковые тормоза повышенной эффективности и АБС,
- и, как всегда, высокая проходимость и маневренность.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/vpk-3927-volk-03.jpg

Автомобили семейства ВПК-3927 «Волк» имеют рамное шасси, в составе которого дизельный двигатель с турбонаддувом в сборе со сцеплением и пятиступенчатой механической коробкой передач, двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом, мосты с гипоидными главными передачами и блокируемыми межколёсными дифференциалами, двухвальные колёсные редукторы, независимая подвеска всех колёс с управляемыми пневмогидравлическими элементами с возможностью изменения характеристик демпфирования в зависимости от дорожных условий и изменения величины дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм для улучшения геометрической проходимости и минной стойкости, рулевое управление полуинтегрального типа, дисковые рабочие тормоза с пневмогидравлическим приводом с антиблокировочной и противобуксовочной системой, боестойкие колёса с жесткой вставкой; бортовую информационно-управляющую систему с постоянным контролем всех агрегатов и систем; модуль управления в бронированном и небронированном исполнении; функциональный модуль для размещения личного состава или различного вооружения, военной техники и специального оборудования.

Бронированный корпус и бронестекла машины соответствуют 6а классу защиты по ГОСТ Р50963 (соответствует 3 уровню защиты по STANAG 4569) и обеспечивают безопасность экипажа при ведении по машине огня из основных видов стрелкового оружия, попадания в нее осколков артиллерийских снарядов и при подрыве машины на минах и взрывных устройствах. Концепция защищенности автомобилей семейства построена на основе изучения мирового опыта по каркасно-панельному типу. Особенностью семейства автомобилей «Волк» является то, что оно изначально разрабатывалось как в бронированном варианте за счет установки навесной каркасно-панельной брони и противоминной защиты с расчетом на дальнейшее повышение ее уровня, так и в небронированном исполнении. Монтаж и демонтаж броневой защиты может осуществляться силами личного состава без применения специальных средств и приспособлений.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/vpk-3927-volk-04.jpg

Для повышения защищенности экипажа и десанта при подрыве на минах или взрывных устройствах на машине применено двойное днище с изолированным нижним элементом и прослойкой. Сиденья подвешены к крыше, как в кабине, так и в функциональном модуле, предназначенном для перевозки людей. В базовом варианте машина имеет сравнительно легкое бронирование, уровень которого в зависимости от необходимости повышается путем навески дополнительных керамических защитных элементов, это легко выполняется в полевых условиях. В конструкции использованы бронированные стекла самого высокого класса стойкости толщиной 68 мм без изменения оптических показателей. Машина оснащена бортовой информационно-управляющей системой. Она позволяет выполнять диагностику, контролирует параметры работы основных агрегатов и узлов, не дает водителю совершить ошибочные действия. Это ведет к сокращению объемов обслуживания и увеличению срока службы машины. Модульный принцип построения обеспечивает высокий уровень унификаций автомобилей внутри семейства.

Базовый двухосный вариант ВПК-3927 «Волк I» с колесной формулой 4x4 имеет бронированные модуль управления (кабину) и функциональный задний модуль вместимостью 10 человек, грузоподъемность машины - 1,5 тонны. Машина предназначена для перевозки личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа вооружения и специального оборудования с обеспечением заданного уровня защиты.

Транспортный автомобиль ВПК-39272 «Волк II», грузоподъёмностью 2,5 т, с колесной формулой 4x4 предназначен для перевозки воинских грузов, личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа ВВТ, с возможностью установки функциональных модулей.

Многоцелевой автомобиль ВПК-39273 «Волк III» грузоподъёмностью 2,5 т, с колесной формулой 6x6 имеет защищённые модули управления и функциональный модуль. Машина предназначена для перевозки личного состава, буксирования прицепных систем, монтажа ВВТ с обеспечением заданного уровня защиты, с возможностью установки различных функциональных модулей.

В настоящее время на базе бронеавтомобиля ВПК-39273 «Волк III» совместно со специалистами «НПО «Буревестник» создан опытный образец самоходного 120-мм нарезного орудия, способного вести огонь как специальными осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами, так и всеми типами 120-мм минометных мин.

На образцах семейства установлены новые дизельные двигатели ЯМЗ-534 мощностью 240 л.с. с выполнением требований токсичности на уровне Euro-4, а в перспективе и Euro-5. Конструкция семейства автомобилей ВПК-3927 «Волк» и двигателей ЯМЗ предусматривает многократную модернизацию, как по защите, так и по повышению мощности двигателя. Автомобили оснащены независимой управляемой подвеской всех колес. Изменение жесткости подвески позволяет обеспечивать высокие средние скорости движения автомобилей семейства по всем видам дорог и местности. С целью повышения проходимости, автомобили оснащены принудительно блокируемыми межосевым и межколесными дифференциалами. Для движения в особо тяжелых дорожных условиях, автомобиль оборудован понижающей передачей в раздаточной коробке. Гидропневматическая подвеска с системой изменения дорожного просвета в диапазоне 250-550 мм обеспечивает высокую геометрическую проходимость машины.

В настоящее время специалистами компании ведется работа по расширению модельного ряда семейства и возможности использования образцов семейства ВПК-3927 «Волк» в коммерческих целях. Близка к завершению разработка небронированного автомобиля с измененным экстерьером и интерьером повышенной комфортности и расширением функционального назначения.

Основные тактико-технические характеристики автомобилей семейства «Волк»
Модификация ВПК-3927 / ВПК-39272 / ВПК-39273
Колёсная формула 4x4 / 4x4 / 6x6
Экипаж + десант,чел. 2+8 / 2+9 / 2+18
Длина, мм 5410 / 5770 / 6940
Ширина, мм 2500 / 2500 / 2500
Высота, мм 2500 2800 (по тенту) 2500
Полная масса, кг (бр./небр.) 10000/9500 / -/8800 / 13100/13200
Грузоподъемность, кг (бр./небр.) 1500/2500 / -/2500 / 2500/4500
Максимальная скорость, км/ч 120 / 120 / 110
Полная масса буксируемого прицепа, кг 2500
Дорожный просвет, мм 300-540 / 250-550 / 250-550
Двигатель модель/мощность, л. с. ЯМЗ-5347-20/240
Запас хода, км 1000
Преодолеваемые препятствия, град:
- подъём 30
- косогор 25
Преодолеваемый брод, м 1,5
Уровень защищённости:
- баллистическая по ГОСТ Р 50963 6а
- минная, кг ТНТ 2,0