http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-01.jpg

Главный научно-исследовательский испытательный центр (ГНИИЦ) робототехники Минобороны РФ на форуме «Армия-2016» впервые представил разведывательно-ударный наземный робототехнический комплекс «Вихрь», выполненный на базе БМП-3. Основными инициаторами и исполнителями этой разработки стали: ГНИИЦ робототехники Минобороны РФ, севастопольский научно-технический центр АО «НТЦ «Импульс-2» и ВНИИ «Сигнал», находящийся в Коврове, а также АО «НТЦ «РОКАД», ООО «ЦАПК» и ОАО «КБ Кунцево». Разработка комплекса курируется Главным управлением научно-исследовательской деятельности Минобороны. Первоначально все разработки велись исключительно за счет средств предприятия, а вот реализовать их в полной мере и представить общественности, как говорится, на показ, удалось именно после финансирования из российского бюджета.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-02.jpg

Разведывательно-ударный наземный робототехнический комплекс (РУНРТК) «Вихрь» предназначен для повышения боевых возможностей воинских подразделений, снижения потерь среди личного состава на линии соприкосновения, защиты важных военных и государственных объектов, выполнения специальных задач. Модульность конструкции позволяет устанавливать боевой модуль на любые объекты массой порядка 7-15 т, в частности, на модернизированные БМП-1 и БМП-2. Также в качестве шасси могут применяться грузовые автомобили производства заводов АО «Автомобильный завод «Урал» и ЗАО Корпорация «Защита», а также бронетранспортер БТР-80. В настоящее время РУНРТК «Вихрь» является самым тяжелым (14,7 тонны) российским РТК, обладающим значительной огневой мощью и маневренностью.

В состав РУНРТК «Вихрь» входят:
— роботизированное базовое шасси БМП-3;
— боевой стабилизированный в двух плоскостях модуль АБМ-БСМ-30 с системой автосопровождения;
— 4 винтокрылых БЛА «Часовой» (квадрокоптеры);
— мобильная роботизированная платформа МРП-100 (МРП-300) для выполнения спецопераций;
— система связи и управлении, при этом дальность управления по защищенному каналу составляет до 10 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-03.jpg

Комплекс «Вихрь» можно использовать как в штатном режиме, так и в безэкипажном. В безэкипажном режиме управление обеспечивается тремя операторами с выносных дистанционных пультов, которые могут располагаться в бронеавтомобиле. Однако, как говорят конструкторы, в перспективе управлять «Вихрем» можно будет и в одиночку. Комплекс «Вихрь» имеет следующие характеристики: масса 14,7 т, масса полезной нагрузки 4 т, габариты 6,7x3,3x2,45 м, запас хода 600 км, максимальная скорость 60 км/ч, дальность управления по защищенному каналу связи до 10 км. Комплекс оснащен семью видеокамерами, с помощью которых происходит управление - три спереди и три сзади на корпусе машины, и одна на боевом модуле. На шасси установлен автоматический боевой модуль АБМ-БСМ-30, разработчиком и изготовителем которого является АО «НТЦ Импульс-2». Боевой модуль был разработан и изготовлен в 2015 году и первоначально предназначался для робототехнического комплекса «Уран-9».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-04.jpg

Вооружение модуля в базовой конфигурации состоит из 30-мм автоматической пушки 2А72 (50 снарядов), спаренного 7,62 мм пулемета ПКТМ (2000 патронов) и шести противотанковых управляемых ракет 9М133М «Корнет-М». Допускается установка зенитных ракет комплексов «Игла» и «Верба». Также в качестве основного вооружения может устанавливаться одиночный или спаренный 23-мм зенитный автомат 2А14, морская шестиствольная пушка АО-18 (ГШ-6-30К), огнемет «Шмель-М» или 12,7-мм пулеметы НСВТ и «Корд». РУНРТК «Вихрь» оснащен усовершенствованной оптоэлектроникой, автоматом сопровождения, лазерным дальномером, тепловизионным прицелом (3-го поколения российского производства), лазерной (1,06 мкм) системой (телеориентирования) наведения ПТУР, метеобаллистической станцией, а также устройством гироскопической стабилизации.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-05.jpg

Основной боевой модуль АБМ-БСМ-30 оптимизирован для установки на боевые машины пехоты, гусеничные и колесные бронетранспортеры различного типа. Боевой модуль стабилизирован в двух плоскостях и имеет систему автосопровождения цели. Скорость наведения 110 градусов в секунду. Отличительными чертами является компактность и малый вес в сравнении с аналогами. Вес боевого модуля составляет около 1450 кг. По заявлению разработчиков, он может использоваться не только для установки на бронетехнику в качестве вынесенного боевого модуля, но и являться частью боевых робототехнических комплексов. Управление может осуществляться с расстояния до 50 км по радиоканалу с помощью автоматизированной системы управления Страж-М. Один оператор способен управлять одновременно четырьмя роботизированными боевыми модулями. Боевой модуль АБМ-БСМ-30 может поражать различные типы целей:
- воздушные скоростные и не скоростные;
- наземные;
- морские.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Vihr-06.jpg

В состав робототехнического комплекса «Вихрь» также входят: многоцелевая колесная робототехническая платформа МРП-100, система связи и управления и 4 мультикоптера. Сочлененная платформа МРП-100 имеет модульную конструкцию и колесно-шагающий движитель, что обеспечивает ей повышенную проходимость на пересеченной местности и позволяет подниматься по лестничным маршам. МРП-100 крепится к корме боевой машины и по команде оператора отстыковывается для выполнения различных заданий. Например, может вывезти раненого солдата с поля боя, доставить груз в заданную точку, а также использоваться в качестве средства огневой поддержки для борьбы с живой силой и огневыми средствами противника, неся на себе короткоствольное оружие, или стать передвижной миной. Масса полезной нагрузки перевозимой платформой: номинальная 80 кг, максимальная 120 кг. Запас хода при средней нагрузке 15 км. Максимальная скорость 25 км/час. Дальность управления до 2 км.

В состав комплекса «Вихрь» входит «привязной» в прямом и переносном смысле мультикоптер. Он следует за машиной по сигналу радиомаяка, а электропитание получает по постоянно подключенному кабелю. За счет этого он не нуждается в смене батарей, может подниматься на высоту до 30 м, то есть выше крон деревьев, и обнаруживать движение на расстоянии до 5 км. Также на борту машины могут находиться еще три автономных мультикоптера, которые будут сопровождать «Вихрь» с тыльной части на высоте от двух до пяти метров. Беспилотники обеспечат более широкий угол зрения для оператора, анализирующего местность на наличие препятствий и угроз. Помимо этого, коптеры могут нести боеприпасы с поражающими элементами и, при необходимости, уничтожить противника, укрытого за препятствием.

23 марта 2017 года в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (г. Кубинка) состоялась II военно-научная конференция и выставочная экспозиция «Роботизация Вооруженных Сил РФ». На экспозиции были представлены сразу два новых варианта робота «Вихрь». Первый был оснащен малогабаритным боевым модулем МБ2-03 разработки АО «Муромтепловоз» и АО «ВНИИ «Сигнал». Кроме них в разработке нового варианта принимали участие АО «ЦНИИ «Буревестник», НТЦ КБ «Кунцево», НТЦ «Элине» и НПК «Сетецентрические платформы». Робот поддерживает экипажный, дистанционный и полуавтономный режимы управления. Модуль вооружен 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренным 7,62 мм пулеметом ПКТМ, гранатометом АГС-17, а также дымовыми гранатами. Кроме того, как и предыдущий вариант, робот оснащен двумя мобильными роботизированными платформами МРП-100 и пятью БЛА коптерного типа, один из которых - привязной.

Второй вариант робота «Вихрь», представленный на конференции, был оснащен боевым модулем АУ-220М «Байкал», разработки «ЦНИИ Буревестник», г. Нижний Новгород. Модуль вооружен автоматической пушкой калибра 57 мм. Темп стрельбы 120 выстр./мин. Пушка представляет собой усовершенствованный вариант зенитного артиллерийского комплекса С-60. Могущество боеприпасов 57-мм пушки позволяет поражать на поле боя большинство существующих БМП и БТР Модуль имеет также пулемет калибра 7,62 мм. Последний раз РТК «Вихрь» с боевым модулем МБ2-03 выставлялся в конце августа на форуме «Армия-2017» и имел в кормовой части специальную площадку для размещения мультикоптера. На данный момент разработка «Вихря» доведена до 80% готовности.