http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/barys-8x8-01.jpg

Бронетранспортер «Барыс» - главный калибр казахской бронеавтомобильной промышленности. Конструкторы и инженеры СП ТОО Kazakhstan Paramount Engineering решили не останавливаться только на лицензионной сборке бронеавтомобилей, а пойти дальше. Проект было решено осуществить на основе уже имеющихся разработок южноафриканских колесных бронемашин Mbombe 6 с колесной формулой 6x6 и Mbombe 8 с колесной формулой 8x8. Разработка южно-африканской компании Paramount Group бронемашины Mbombe 6 представляла собой попытку объединить в одном проекте бронетранспортер и бронеавтомобиль класса MRAP Появление бронемашины Mbombe 8 с колесной формулой 8x8 стало результатом работ по доработке бронемашины Mbombe 6, поскольку она не смогла полностью удовлетворить требования большинства заказчиков. Именно эта машина и стала основной для разработки казахской версии бронетранспортера с колесной формулой 8x8, получившим в Казахстане наименование «Барыс», что в переводе с казахского означает ирбис или снежный барс.

К проекту также привлекались предприятия российской «НПК «Уралвагонзавод», в частности, ЦНИИ «Буревестник», отвечающий за разработку боевого модуля с требуемыми характеристиками. Бронетранспортер «Барыс», как предполагается, в перспективе должен заменить в казахской армии устаревшие бронемашины советского производства, доставшиеся Казахстану после развала СССР. Впервые прототип этой машины с боевым модулем АУ-220М «Байкал» с 57-мм автоматической пушкой был представлен широкой публике на выставке вооружений и военно-технического имущества KADEX в 2016 г. К настоящему времени бронетранспортёр «Барыс» несколько переукомплектован: он получил новый боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой, разработанный совместным казахстанско-турецким предприятием Kazakhstan Aselsan Engineering. Поскольку первоначально планировавшийся к установке российский боевой модуль АУ-220М «Байкал» еще не прошел все испытания и не интегрирован в состав бортового оборудования БТР «Барыс». На проведение требуемых работ необходимо некоторое время. Кроме того были учтены дополнительные пожелания казахских военных.

Одной из главных целей, которую преследовали казахские военные, утверждая техзадание на новую бронированную машину - это максимальное обеспечение защиты экипажа, десанта и основных агрегатов, систем и узлов машины от различных угроз, таких как огонь из основных видов стрелкового оружия, осколков мин и снарядов, а также при подрыве на минах или взрывных устройствах.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/barys-8x8-02.jpg

Компоновка бронемашины выполнена с носовым расположением силового отделения. За ним оборудовано отделение управления, в котором расположены рабочие места механика-водителя (слева) и справа место командира машины. Для обоих членов экипажа в крыше корпуса оборудованы люки, закрывающиеся бронированными крышками имеющими форму усеченных пирамид. В крышках люков установлены по три призменных прибора наблюдения. При движении по-походному крышки люков могут фиксироваться в приоткрытом промежуточном положении, а между корпусом и нижним краем крышки люка устанавливаться защитный щиток со стеклами для защиты от снега, дождя, холодного ветра, пыли т.д. За отделением управление расположено рабочее место наводчика с органами управления дистанционно управляемых модулей. Свое рабочее место наводчик занимает через десантное отделение.

Десантное отделение, рассчитанное на перевозку восьми полностью экипированных бойцов, занимает пространство в бронированном корпусе машины примерно от середины до кормы. Сиденья для десанта расположены вдоль бортов, по четыре с каждого борта. Все кресла членов экипажа и десанта антитравматические, т.е. способные гасить ускорения перемещения тел членов экипажа, возникающие при подрывах машины на минах или взрывных устройствах, тем самым снижая вероятность получения ими травм или их гибели от воз-действия взрывной волны. Посадка и высадка десанта осуществляется через откидную вниз аппарель. Для экстренного покидания машины десантом при неработающей аппарели в крыше корпуса имеются два прямоугольных люка, а также еще один люк оборудован в самой аппарели. Для обеспечения комфортных условий работы экипажа и десанта в различных климатических условиях в стандартной комплектации бронетранспортера «Барыс» установлена система климат-контроля с кондиционером мощностью 12 кВт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/barys-8x8-03.jpg

Бронированный корпус имеет сложную конфигурацию, вызванную стремлением сокращения общей массы машины. От носа до отделения управления (примерно до второй пары колес) корпус имеет максимальную ширину, соответствующую всей ширине машины. Далее, бронированный корпус сужается к центру на ширину надколесных ниш, примерно по 50 см с каждого борта. Этот объем корпуса до максимальной ширины машины занят многочисленными ящиками для различного имущества. Такая конструкция снижает воздействие взрывной волны при подрыве мин или взрывных устройств, благодаря тому, что ее основная энергия уйдет не на бронекорпус, а вверх вместе с относительно слабыми по конструкции ящиками. Кроме того, эти ящики прикрывают борта машины, повышая тем самым баллистическую стойкость. На днище корпуса установлен подрамник, в котором расположены элементы трансмиссии. Более того, при подрыве взрывных устройств под днищем подрамник с элементами трансмиссии служит рассекателем взрывной волны, благодаря чему снижается ее действие по днищу корпуса. С другой стороны, такая конструкция снижает надежность работы трансмиссии при движении на бездорожье, особенно на каменистых участках местности.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/barys-8x8-04.jpg

Благодаря комплексу мер, использованному в конструкции бронированного корпуса БТР «Барыс», по заявлению разработчиков обеспечивается баллистическая защита экипажа и основных систем машины в соответствии с 3 уровнем защиты стандарта STANAG 4569. Т.е. обеспечивается защита от попадания бронебойных пуль патронов калибра 7,62x54 мм (пуля Б-32) и 7,62x51 мм (пуля АР).Как сообщают разработчики, по желанию заказчика баллистическая защита может быть усилена дополнительными навесными модулями. Противоминная защита, благодаря оригинальной конструкции бронированного корпуса бронетранспортера, а также клиренса высотой 450 мм, по заявлениям разработчиков, соответствует 4b уровню по стандарту STANAG 4569, т.е. комплекс мер защиты должен обеспечивать выживание экипажа и десанта при подрыве машины на минах или взрывных устройствах мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте под колесом или днищем, или при подрыве взрывного устройства мощностью 50 кг ТНТ в 5 м от машины.

В качестве силового агрегата в БТР «Барыс» используется турбодизель, развивающий максимальную мощность 550 л.с. Марка дизеля и страна производитель не указываются. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач, крутящий момент от которой через агрегаты трансмиссии передается на восемь ведущих колес. По сообщениям представителей компании ТОО Kazakhstan Paramount Engineering силовая установка вместе с трансмиссией и ходовой частью обеспечивает бронетранспортеру полной массой 28 т максимальную скорость на шоссе до 100 км/ч. Запас хода по топливу составляет 800 км.

В ходовой части машины используется подвеска на поперечных рычагах. Тип подвески не указывается, но скорее всего подвеска или гидропневматическая, или пружинная. Колеса используют шины Michelin размерностью 16.00 R20 с системой централизованной подкачки. Наличие двух первых пар управляемых колес обеспечивает машине радиус разворота не более 12 м. Ходовая часть позволяет преодолевать БТР «Барыс» вертикальные стенки высотой до 600 мм и траншеи шириной до 2 м. Машина не имеет водоходных качеств, что для условий Казахстана не является критическим. Она может преодолевать водные преграды по бродам глубиной до 0,9 м. Лебёдка для самовытаскивания, системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия, а также вспомогательная силовая установка в машину устанавливаются опционально по требованию заказчика.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/barys-8x8-05.jpg

В качестве комплекса вооружения для БТР «Барыс» могут быть использованы дистанционноуправляемый боевой модуль АУ-220М с 57-мм автоматической пушкой разработки и производства АО «ЦНИИ «Буревестник» (в составе НПК «Уралвагонзавод») или дистанционноуправляемый боевой модуль разработки и производства казахско-турецкой компании Kazakhstan Aselsan Engineering с 30-мм автоматической пушкой 2А42. Именно с этим боевым модулем сейчас БТР «Барыс» проходит испытания и в мае 2018 г будет представлен на выставке KADEX в Астане. Несмотря на то, что в разработке боевого модуля участвовали турецкие специалисты, оружие в составе комплекса вооружения используется российского производства, поскольку Казахстан входит в ОДКБ и здесь требуется унификация боеприпасов. В данном боевом модуле установлен многоканальный прицельно-наблюдательный комплекс, имеющий в своем составе тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы. Разработчиками отмечается высокие скорости приводов пушки и башни, высокую степень автоматизации. Так, например, сообщалось, что на мониторе наводчика можно произвести захват до «10 целей одновременно и вести обстрел 6 из них». Правда, не совсем понятно как можно вести обстрел 6 целей имея из оружия автоматическую пушку и спаренный с ней пулемет?

Боевой модуль оснащён баллистическим вычислителем и метеостанцией, которая замеряет боковую составляющую скорости ветра и температуру наружного. Баллистический вычислитель обрабатывает информацию от комплекса датчиков стрельбы и вырабатывает исходные данные для производства выстрела, которые передаются в виде электрических сигналов на электромеханические приводы подъема пушки и поворота башни. Функция наводчика после обнаружения цели и принятия решения на ее поражение сводится к тому, чтобы свести на мониторе две прицельные марки и нажать на гашетку. Одной из важных характеристик для дистанционно управляемых боевых модулей является энергообеспечение, поскольку отсутствие электроэнергии сразу же делает такой модуль неработоспособным. В связи с этим в конструкции боевого модуля БТР «Барыс» предусмотрено несколько контуров резервирования. И самое главное в конструкции дистанционно управляемого боевого модуля - размещение боекомплекта отдельно от обитаемого отделения БТР В случае детонации боекомплекта экипаж остаётся живым.

Минувшей зимой «Барыс» прошел испытания на казахском полигоне в Спасске. Разработчики в целом довольны их результатами. Бронетранспортёр прошёл ходовые испытания на различной местности, а также былипроведены стрельбы днем и ночью при температуре окружающего воздуха минус 40-50 градусов Цельсия. Кроме того, в ходе испытаний бронемашину поднимали на ледник Туюксу в Заилийском Алатау на высоту 3600 м над уровнем моря. Машина и, в частности, ее силовая установка отработали штатно. Тем не менее, в ходе испытаний были выявлены определённые недостатки. Но на то они испытания и проводятся, чтобы выявить эти самые недостатки и устранить их, до того, как машина пойдет в бой. Первая опытная партия бронетранспортеров «Барыс» планируется к поставке в 2019 г. Но конструкторы ТОО Kazakhstan Paramount Engineering не стоят на месте. Уже сейчас ими проработан бронетранспортер «Барыс» 6x6 на базе шасси южноафриканской машины Mbombe 6. Эта машина разработана, прежде всего, для экспортных поставок. Как заявляют разработчики уже в 2019 г она может отправиться на испытания на Ближний Восток.

Испытания «Барыса» проводились в течение четырех лет и показали неутешительные результаты. Офицеры армии Казахстана отмечали, что бронированная машина часто ломалась и требовала дорогостоящего ремонта. Амортизаторы не выдерживали длительного движения по пересеченной местности. Стоило проехать на «Барысе» 100-200 км, как элементы подвески требовалось менять. Были случаи, когда отрывались колеса. Проблемы отмечались и в работе боевого модуля (он не мог вести огонь с полным боекомплектом), и в программном обеспечении. Несмотря на лоббирование военными проекта «Барыс», эта бронемашина испытания фактически провалила. Военные всячески пытались подделать и исказить результаты испытаний, давили на их участников с тем, чтобы они писали в отчетах нужные формулировки. Но благодаря деятельности журналистов, правда все равно выплыла наружу.  Причинами неуспеха казахско-юаровского бронетранспортера могло стать как то, что конструкция его прародителя Mbombe не было рассчитано на такие нагрузки, так и отсутствия должного опыта у компании Paramaunt Group. До Mbombe она не занималась столь сложной военной техникой, производя простые бронеавтомобили.

Технические характеристики бронетранспортера «Барыс»
Экипаж - 2+1+8;
Собственный вес - 19 000 кг;
Клиренс - 450 мм;
Колесная база - 2 300 мм (перед), 2 550 мм (зад);
Боевой вес - 28 000 кг;
Максимальная скорость - 100 км\ч;
Диаметр разворота - 22-24 м;
Запас хода - 800 км.
Вооружение:
- 57-мм дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М;
- Дистанционно-управляемый боевой модуль компании КAE c 30-мм пушкой 2A42;
Двигатель - турбодизельный, 550 л.с;
Трансмиссия - АКПП
Тормоза - пневматические, дисковые с АBS;
Шины - 16.00 R20;
Кондиционер - 12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля;
Электрическая система - 24 В;
Баллистическая защита STANAG 4569 уровень 3 5,56x45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7,62x39 бронебойный (ББ), 7,62x51 (ББЗ), 7,62x54 (ББЗ), 12,7x9 9 патрон НАТО;
Противоминная защита STANAG 4569 уровень 4b Защита от взрыва 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.

Опции:
Лебёдка;
Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия;
Блок вспомогательного питания.