http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mvch-62-01.jpg

Для мин серии ТМ-62 имеется несколько типов взрывателей придающих минам возможность установки средствами механизации, повышенную устойчивость к воздействию ударной волны ядерного взрыва и взрыва заряда разминирования, устойчивость к тралению катковым тралом, работоспособность мины под всей проекцией танка и другие качества.  Мины серии ТМ-62, ТМ-72 и ТМ-57 имеют взрыватели предохранительного типа, которые могут находиться в транспортном или боевом положении. В транспортном положении у взрывателей предохранительного типа огневая цепь разорвана. Ряд взрывателей предохранительного типа имеют механизм дальнего взведения. Это обеспечивает безопасность и возможность заблаговременного снаряжения мин взрывателями, хранение снаряженных мин на полевых складах и транспортирование их на автомобилях и вертолетах в упаковке, а также транспортирование и установку средствами механизации минирования и вручную.

Устройство и принцип действия взрывателя МВЧ-62 к минам серии ТМ-62

Взрыватель МВЧ-62 является основным для мины ТМ-62М и обеспечивает установку мин минными заградителями ГМЗ-2 и ПМЗ-4, раскладчиком ПМР-3 и с вертолетов, оборудованных ВМР-1 и ВМР-2. Взрыватель МВЧ-62 состоит из корпуса с контактным датчиком цели, часового механизма дальнего взведения, ударного механизма, переводного крана, заглушки с детонатором, предохранительной чеки. Корпус пластмассовый, имеет на нижней части наружную резьбу для ввинчивания в мину. Контактный датчик цели воспринимает усилие гусеницы танка (колеса автомобиля), приводящее взрыватель к срабатыванию. Датчик цели закреплен сверху на корпусе и состоит из металлического конического основания и пластмассового щитка. На щитке по окружности имеются выступы для ключа, с помощью которого производится ввинчивание (вывинчивание) взрывателя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mvch-62-02.jpg

Часовой механизм дальнего взведения служит для взведения взрывателя из транспортного положения в боевое с замедлением 30-120 с, что обеспечивает безопасность установки мин средствами механизации минирования (взрыватель взводится в боевое положение после выхода из средства механизации). Механизм дальнего взведения закреплен на щитке и состоит из часового механизма и пускателя. Часовой механизм состоит из главной оси с посаженными на нее заводным рычагом и исполнительным диском, заводной пружины, ряда пар зубчатых колес и баланса. Заводной рычаг служит для передачи усилия от переводного крана на главную ось. Исполнительный диск служит для поворота и фиксации ударного механизма в транспортном или боевом положении.

Пускатель состоит из подпружиненного штока с кнопкой на верхнем конце и планки со стопором. Стопор в транспортном положении взрывателя входит в отверстие в исполнительном диске и этим стопорит часовой механизм в заведенном положении. Пускатель в транспортном положении дополнительно фиксируется предохранительной чекой, надетой на кнопку. Предохранительная чека состоит из замка (фигурной скобы) и откидной защелки. Ударный механизм закреплен на двух полуосях снизу часового механизма и может находиться в двух положениях: горизонтальном (транспортном) или вертикальном (боевом). В транспортном положении капсюль-детонатор отведен от детонатора, что обеспечивает разрыв огневой цепи. Ударный механизм состоит из гильзы, корпуса, ударника  с боевой пружиной, удерживаемого на боевом взводе двумя шариками. Гильза соединена с корпусом двумя медными срезными чеками, которые срезаются при усилии 40-110 кгс. В гильзу ввинчена втулка с капсюлем-детонатором М-1.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mvch-62-03.jpg

К корпусу ударного механизма прикреплен один конец оттягивающей пружины, а второй конец ее прикреплен к часовому механизму. Пружина поворачивает ударный механизм в вертикальное - боевое положение. Поворот ударного механизма происходит после пуска часового механизма и поворота исполнительного диска на определенный угол, когда вырез в диске встанет против ударного механизма. После поворота ударный механизм запирается этим вырезом в вертикальном (боевом) положении. Для обеспечения надежного запирания на корпусе ударного механизма имеется паз, в который входит исполнительный диск. Переводной кран служит для перевода взрывателя из боевого положения в транспортное с помощью ключа. Переводной кран закреплен в гнезде щитка. Сверху на кране имеется гнездо для ключа, которое закрывается резиновым колпачком, защищающим гнездо от засорения. Снизу кран имеет выступ, входящий в зацепление с заводным рычагом.

3аглушка закрывает механизм взрывателя снизу. Она ввинчена в корпус взрывателя на лаке. Отвинчивание заглушки у взрывателя МВЧ-62 запрещается. В заглушке закреплен детонатор, который обеспечивает передачу детонации от капсюля-детонатора М-1 дополнительному детонатору мины. Взрыватель МВЧ-62 выпускается с завода в транспортном положении с заведенным часовым механизмом. В упаковку с взрывателями вложены ключ для ввинчивания (вывинчивания) взрывателей или пробок в мины (из мин) и ключ для перевода взрывателя из боевого положения в транспортное. Взрыватели в упаковке герметизированы полиэтиленовым пакетом. При транспортировании воздушным транспортом полиэтиленовый пакет перед загрузкой в самолет во избежание разрушения упаковки избыточным давлением воздуха протыкается. На каждом десятом ящике с взрывателями закреплена металлическая шпилька для протыкания пакета через отверстие, имеющееся на передней стенке каждого ящика.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/mvch-62-04.jpg

Взрыватель МВЧ-62 переводится в боевое положение автоматически после снятия предохранительной чеки и нажатия кнопки пускателя. При нажатии кнопки шток вместе с планкой и стопором опускается. Стопор выходит из отверстия в исполнительном диске и освобождает его - часовой механизм начинает ход. Исполнительный диск поворачивается и через 30-120 с освобождает ударный механизм, который под действием оттягивающей пружины поворачивается в вертикальное (боевое) положение и запирается в этом положении исполнительным диском. При наезде гусеницы танка (колеса автомобиля) на щиток взрывателя коническое основание деформируется. Щиток вместе с закрепленными на нем часовым и ударным механизмами опускается. Втулка с капсюлем-детонатором М-1 упирается в детонатор, закрепленный в заглушке. При дальнейшем опускании щитка происходит срезание медных чек. Шарики при совмещении с отверстиями в корпусе ударного механизма выкатываются и освобождают ударник, который под действием боевой пружины накалывает капсюль-детонатор М-1 и вызывает его взрыв. Детонация от капсюля-детонатора передается через детонатор дополнительному детонатору и заряду мины.

Взрыватель переводится из боевого положения в транспортное поворотом с помощью ключа переводного крана по ходу часовой стрелки на 3/4 оборота. Выступ переводного крана поворачивает заводной рычаг, посаженный на главной оси. Вместе с осью поворачивается исполнительный диск, который своим вырезом поворачивает ударный механизм в горизонтальное (транспортное) положение. Одновременно при повороте оси заводится пружина часового механизма. При повороте диска стопор пускателя скользит по диску до входа в отверстие в нем. При входе стопора в отверстие шток пускателя вместе с кнопкой поднимается и диск стопорится в этом положении. Гнездо под ключ в переводном кране имеет такую конструкцию, что заводной ключ можно вынуть из гнезда только после поворота крана в исходное положение (на 3/4 оборота против хода часовой стрелки). При обратном повороте переводного крана выступ на кране отводится от заводного рычага и в последующем не мешает его повороту при ходе часового механизма.

При транспортировании мин, снаряженных взрывателями со снятыми предохранительными чеками, в средствах механизации минирования через каждые 300 км пробега производится проверка взрывателей для сохранения ими транспортного положения. В случае обнаружения взрывателей, переведенных в боевое положение, они переводятся в транспортное положение. Перевод взрывателей предохранительного типа из транспортного положения в боевое производится на месте установки мин автоматически (взрывателей, имеющих механизм дальнего взведения) или вручную.

Основные тактико-технические характеристики МВЧ-62
Тип - Механический нажимной с механизмом дальнего взведения
Материал корпуса - Металл и пластмасса
Масса - 0,9 кг
Масса ВВ детонатора (тетрил) - 10 г
Диаметр - 145 мм
Высота - 90 мм
Тип механизма дальнего взведения - Часовой
Усилие прожатия кнопки - 3-15 кгс
Время взведения - 30-120 с
Усилие срабатывания - 150-550 кгс
Ход срабатывания 8-20 мм
Температурный диапазон применения +-50'C