http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20382-01.jpg

Малые сторожевые корабли проекта 20382 «Тигр» - разрабатывались ФГУП ЦМКБ "Алмаз", как экспортный вариант для ВМС других государств, с упрощённым вооружением и возможностью замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика. Строительство кораблей планируется на заводе №190 "Северная верфь" в г.Санкт-Петербурге.

Вооружение кораблей проекта 20382 «Тигр» состоит из:
- 1 одноствольной 100-мм универсальной башенной артустановки А-190Э с длиной ствола 54 калибра. Артустановка размещается в носовой части, на баке. Башня имеет облегчённый вариант с оптекаемыми округлыми формами. Темп стрельбы АУ составляет 80 выстрелов/мин., охлаждение непрерывное, боезапас включает 80 выстрелов в подбашенном пространстве. Заряжание ствола автоматическое, унитарное с непрерывной безобойменной двухсторонней подачей боеприпасов. Расчёт включает 3 человека. АУ при помощи дистанционного привода разворачивается влево или вправо на угол до 170° от походного положения, а вертикальный угол наведения составляет от -15° до +85°. Начальная скорость снаряда доходит до 980 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 20 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок - до 15 км. АУ имеет массу в 20 тонн. Наводка артустановки осуществляется автоматически при помощи дистанционного управления. Для управления стрельбой 100-мм артиллерии устанавливается СУО совмещённая с РЛС 5П-10Э "Пума-Э".

- 1 ЗРАК "Каштан-М"("Кортик-М") компактно размещённого в одном боевом модуле с 2 шестиствольными 30-мм автоматами с длинной ствола 54 калибра и с 2 блоками по 4 транспортно-пусковых контейнера для ЗУР 9М-311М, а так же системы управления и сопровождения, расположенных на поворотной части боевого модуля. От обычных шестиствольных корабельных установок АК-630М автоматы "Каштана" отличаются специальным кожухом на вращающемся блоке стволов, который служит для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект автоматов находится в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Скорострельность автоматов составляет до 10 000 выстрелов/мин. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов шнековое (беззвеньевое) в барабанах. Ракета 9М-311М двухступенчатая твердотопливная, выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и предназначена для поражения самолетов и ПКР в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной 350 м вправо и влево от боевого модуля на дальности до 10 км.

При средней скорости полета до 650 м/с ракета может маневрировать с перегрузками до 18 единиц. Управление ракетой в полете осуществляется автоматической радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При подходе к цели до 1 км взводится неконтактный радиолокационный взрыватель с круговой диаграммой направленности, который обеспечивает надежный подрыв БЧ (9 кг) при пролете ЗУР на удалении до 5 м от нее. Боекомплект одного боевого модуля составляет 8 ракет. Система хранения и перезаряжания обеспечивает хранение 32 ЗУР в погребе, подъем и заряжание ПУ. Масса боевого модуля 9 000 кг. Система управления состоит из радиолокационного и телевизионно-оптического канала, которая одновременно отслеживает до 6 целей от 10 км до предельно малых и на дальности от 10 до 1,5 км (на этом рубеже цели поражаются зенитными ракетами) и ближе, вплоть до 500 метров с дострелом артиллерией.

- 2 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М с длинной ствола 54 калибра, расположенных побортно на банкетах в кормовой части. Артустановка башенного типа с вращающимся блоком стволов в кожухе с продольно-поршневым затвором, обеспечивающим принудительную досылку выстрела и экстракцию гильзы. Скорострельность установок составляет 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки составляет 1 918 кг. Автоматы имеют систему дистанционного управления от РЛС 5П-10Э "Пума-Э".

- 2 наклонных направляющих смонтированных под углом 35° к палубе, на которых установлены по 4 транспортно-пусковых контейнера КТ-184Э для пуска ударных противокорабельных ракет 3М-24Э "Уран-Э" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями и твёрдотопливным ускорителем, расположенных в районе мидель-шпангоута попарно с каждого борта. Ракеты имеют дальность стрельбы до 130 км, скорость полёта 0,9 М, массу боевой части 145 кг. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории равном 20 км происходит захват цели радиолокационной головкой самонаведения активного типа после чего высота траектории снижается до 5 метров над уровнем моря. Высота полёта ракеты контролируется радиолокационным высотомером, который позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании.

- 2 четырёхтрубных 330-мм торпедных аппаратов, системы ПТЗ "Пакет-Э/НК", собранных в пакет для противоторпедной защиты корабля и уничтожения подводных лодок с боезапасом из 8 торпед в ТА. Торпеды управляемые имеют дальность хода до 8 км. Торпедные аппараты располагаются побортно в лацпортах и комплектуются системой управления стрельбой по данным полученным от ГАК "Заря-Э".

- 4 пусковых установок (ПУ) выстреливаемых помех ПК-10 "Смелый" калибра 120-мм с 10 устанавливаемыми снарядами. Предназначен для повышения эффективности ПВО корабля на конечном участке самонаведения средств воздушного нападения путем постановки радиоэлектронных и оптико-электронных уводящих ложных целей. Режим стрельбы автоматический - залпами, ручной - одиночными снарядами. Тип снарядов помех АЗ-СР-50 (радиолокационных), АЗ-СО-50 (оптико-электронных). Масса ПУ составляла 336 кг.

- 1 вертолёта КА-27ПЛ с двумя винтами при соосном вращении лопастей, с двумя газотурбинными двигателями и четырехопорным шасси, большими размерами фюзеляжа с главной кабиной большой вместительности. Положенная в основу конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта обеспечивает достижение повышенной маневренности, повышает безопасность полетов при их выполнении с кораблей и придает вертолету компактность. В передней части фюзеляжа находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана и летчика располагаются рядом. Среднюю часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного вооружения. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. На случай аварийной посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся баллоны, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую плавучесть.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20382-02.jpg

Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8° и 2° соответственно. В носовом нижнем радиопрозрачном обтекателе фюзеляжа КА-27ПЛ располагается поисково-прицельная система "Осьминог-Э" с обзорной радиолокационной станцией, доплеровским измерителем скорости и сноса, а так же опускаемой гидроакустической станцией ВГАС-3 "Рось-В", размещенной в задней части фюзеляжа, радиогидроакустические буи и магнитный обнаружитель. Система "Осьминог-Э" обеспечивает обнаружение подводной лодки, определение её координат и параметров движения, а так же выработку рекомендаций на применение оружия и позволяет в течение 1 часа обследовать водную поверхность площадью до 2000 квадратных километров. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета имеет высокий уровень автоматизации с использованием вычислительных комплексов, и позволяет решать боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших удалениях от корабля базирования.

На вертолете имеются автопилот, радиокомпас и система передачи данных. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время висеть в автоматическом режиме со стабилизацией заданной высоты, что необходимо при работе с опускаемой гидроакустической станцией. Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения вертолета подвешиваются 2 противолодочные торпеды калибра 324-мм или восемь противолодочных бомб ПЛАБ-250-120. Вертолёт КА-27ПЛ развивает максимальную скорость до 270 км/ч и крейсерскую скорость до 230 км/ч, дальность полёта достигает 800 км, продолжительность полёта - 3,5 часа, а динамический потолок 2950 метров. Вертолёты КА-27 серийно производятся с 1979 года.

Система управления огнем и контроля универсальной 30-мм и 100-мм артиллерии "Пума-Э" состоит:
Из прибора управления артиллерийским огнём (ПУАО) "Пума-Э" в состав которого входят:
центральный автомат стрельбы (счетно-решающий прибор), который на основе поступающих данных от РЛС управления 5П-10Э "Пума-Э" управляет, 1 установкой 100-мм калибра и 2 установками 30-мм калибра, одновременно выдавая данные для стрельбы по 2 самым угрожающим целям с учетом маневра и движения своего корабля, а так же осуществляет ввод корректур при промахах во время стрельбы.
Телевизионного визира и лазерного дальномера.
Аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Средством обнаружения и целеуказания служит как сама РЛС 5П-10Э, так и РЛС освещения воздушной обстановки "Фуркэ-Э" или РЛС освещения надводной обстановки "Монумент-Э". После получения целеуказания до 4 целей одновременно автоматически беруться на сопровождение РЛС 5П-10Э "Пума-Э". Имитатора-тренажера для контроля функционирования системы в целом без излучения в пространство, проведения регулировочно-настроечных работ, обеспечения стрельб по имитированной цели, проведения тренировок боевого расчета. РЛС управления стрельбой 5П-10Э "Пума-Э", предназначена для управления стрельбой автоматических артустановок (АУ) калибров 30-мм, 76-мм, 100-мм и 130-мм. Станция позволяет обнаруживать и сопровождать надводные, воздушные и береговые цели и управляет стрельбой одного орудия универсального 100-мм калибра и 2 автоматов 30-мм калибра. РЛС с фазированной антенной решёткой (ФАР), с телевизионным визиром и оптико-электронным (лазерным) визиром, автоматически сопровождает до 4 целей на дальности до 60 км без помех и 50 км при их наличии, позволяя проводить селекцию подвижных целей по степени их угрозы. Станция имеет сектор обзора по азимуту в 180°, а по углу места - 40° и время реакции на воздушные цели до 5 сек., надводные - 10 сек. и береговые - 15 сек. с временем переноса огня на очередную цель в потоке - до 1 сек. Освещение обстановки и отражение текущей информации осуществляется на многофункциональных дисплеях с применением жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ) с активной матрицей.

Система управления огнем ЗРАК "Каштан-М", высокоточная интегрированная радиолокационно-оптического типа состоит:
Из приводов наведения и заряжания комплекса.
Из радиолокационного канала работающего в миллиметровом диапазоне волн и имеющего узкую диаграмму направленности, что обеспечивает высокую точность (до 2-3 метров) наведения ракет и автоматов на низколетящие ПКР без ограничения высоты их полета.
Из телевизионно-оптического канала с устройством автоматического сопровождения цели и корреляционно-контрастного метода обработки сигналов наводит ракету на цель с точностью до одного метра на любой высоте полета.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-20382-03.jpg

Информация о цели поступает от РЛС освещения воздушной обстановки "Фуркэ-Э" или РЛС освещения надводной обстановки "Монумент-Э". Корабли комплектуются РЛС освещения воздушной обстановки "Фуркэ-Э", РЛС освещения надводной обстановки "Монумент-Э", ГАК освещения подводной обстановки "Заря-Э" с буксируемой ГАС "Виньетка-МЭ", РЛС навигации, РЛК РЭБ ТК-25Э, БИУС "Сигма-Э". РЛС освещения воздушной обстановки «Фуркэ-Э», предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания корабельному оружию, а так же определения степени угрозы целей. Станция трёхкоординатная, кругового обзора работает в активном режиме. Антенная фазированная решётка (ФАР) в обтекателе, на твердотельных передающих модулях с электронным сканированием пространства, цифровой элементной базой для обработки сигналов размещается на фок-мачте. РЛС всепогодна и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. Дальность обнаружения воздушных целей на средних высотах от 1 км до 4 км составляет до 100 км, а на малых высотах до 1 км - до 18 км.

РЛС освещения надводной обстановки "Монумент-Э", предназначена для обнаружения надводных и береговых целей, выдачи целеуказания и управления ракетным оружием (УРО). Станция трёхкоординатная, работает в активном и пассивном режимах. В активном режиме при нормальной радиолокационной наблюдаемости дальность обнаружения составляет до 50 км, при повышенной радиолокационной наблюдаемости до 100 км, а при наличии эффекта сверхрефракции до 250 км. В пассивном режиме станция обеспечивает обнаружение излучения работающих передатчиков надводных кораблей в зависимости от диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств от 50 до 500 км. Антенный пост расположен в башенной опоре фок-мачты и имеет узкую диаграмму направленности при сканировании пространства в носовом секторе корабля, что обеспечивает высокую точность наведения ракет и автоматов на надводные и береговые цели.

ГАК освещения подводной обстановки "Заря-Э", предназначен для обнаружение подводных лодок (ПЛ), атакующих торпед и надводных кораблей (НК) в режимах гидролокации и шумопеленгования с применением подкильной и буксируемой антенн. Комплекс обеспечивает автоматическое сопровождение целей, определение координат и параметров движения целей, гидроакустическую связь с ПЛ и НК и их опознавание, контроль помех при работе, а так же автоматизированную классификацию целей с разделением на классы: ПЛ, НК, торпеда, ложная цель и автоматический непрерывный контроль функционирования, диагностики с отысканием неисправностей. ГАК имеет тракт с подкильной антенной размещённой в носовом бульбовом обтекателе и тракт с буксируемой ГАС "Виньетка-МЭ" в кормовой части корабля, что позволяет одновременно сопровождать до 10 различных целей с вероятностью правильной классификации - 0,8. Энергетическая дальность обнаружения ПЛ в режиме направленного излучения с подкильной антенной составляет до 19 км, а точность определения координат по дистанции - 1,1% от значения установленной шкалы дальности и 1° по пеленгу.

ГАС буксируемая "Виньетка-МЭ", предназначена для противолодочной обороны, охраны акваторий, сопровождения конвоя кораблей и патрулирования. Станция использует буксируемые за кормой корабля гибкую протяженную буксируемую антенну (ГПБА) и низкочастотный излучатель, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных ПЛ с сектором обзора 180° с левого и правого борта на дальности до 60 км на глубокой воде и до 20 км на мелкой воде. Точность определения координат целей в режиме автоматического их сопровождения составляет по дистанции - 1% от значения установленной шкалы дальности и 2° по пеленгу. Одновременно с гидролокацией осуществляется работа ГАС в режиме шумопеленгования, который позволяет обнаруживать торпеды на дальности до 15 км, ПЛ - до 20 км и надводные корабли - до 100 км. Точность пеленгования целей составляет 2°. ГАС используется при волнении моря до 5 баллов и скорости буксировки до 14 узлов.

РЛК радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ТК-25Э, предназначен для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. Комплекс имеет 4 антенных поста обнаружения излучения и 2 антенных постов активного противодействия, расположенных побортно на фок-мачте.
Комплекс РЭБ обеспечивает:
автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки;
автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
автоматизированное решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля;
синхронизацию работы радиоэлектронных средств корабля с целью обеспечения электромагнитной совместимости.

Комплекс имеет открытую структуру, что позволяет обеспечить дальнейшую модификацию применительно к составу радиоэлектронного вооружения и размещения на надводном корабле. С целью повышения эффективности защиты корабля от противокорабельных ракет (ПКР) совместно с комплексом РЭБ на корабле установленны 4 комплекса постановки пассивных помех ПК-10 "Смелый", два побортно в кормовом секторе и два побортно в носовом секторе.

БИУС "Сигма-Э" - боевая информационно-управляющая система, предназначена для боевого управления кораблем и тактическим соединением на основе объединения радиоэлектронного вооружения в единый комплекс и автоматизации процессов выработки и принятия решений по боевому использованию сил и их вооружения. Система состоит:
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) командира корабля, для сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке от различных источников информации, в том числе вертолетов и кораблей соединения, а также информации о состоянии боевых средств корабля;
Из рабочего места (РМ) рулевого, для управления движением корабля;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) вахтенного офицера, для навигации, кораблевождения, тактического маневрирования и безопасности плавания корабля, решения процесса документирования информации об обстановке, обстоятельствах плавания, состоянии боевых и технических средств корабля и результатах решения информационно-расчётных задач, информационной поддержки командного состава корабля при борьбе за живучесть;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) штурмана, для решения процесса обеспечения навигационной безопасности плавания и других штурманских задач, а так же корректуры электронных навигационных карт;
Из прибора баз данных;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) командира БЧ-7, для обмена информацией по КВ, УКВ средствам радиосвязи и спутниковым системам связи;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) руководителя ПВО, для управления ПВО корабля и тактического соединения;
Из прибора обмена данными;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) операторов противолодочной и противоракетной обороны, для управления борьбой с подводными целями и борьбой с надводными целями кораблем и тактическим соединением;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора-планшетиста БЧ-7, для отображения надводной, подводной и воздушной обстановки на электронном планшете, а так же сохранении отображаемой информации на электронных носителях;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора взлёта-посадки ЛАК, для управления взлётом и посадкой вертолёта при любых метеоусловиях;
Пост контроля ближней воздушной и надводной обстановок, для обмена информацией РЛС, взаимному ориентированию, индивидуальному опознаванию и определению;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора боевого управления ЛАК и приданной авиацией, для управления полётом противолодочного вертолета, а так же действиями приданной истребительной и штурмовой авиацией;
Из автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора контроля системы, для диагностики сети и отображения неисправностей оборудования и систем;
Из прибора сопряжения с РЛС.
Из приборов системы электропитания.

Система "Сигма-Э" обеспечивает тренировки личного состава на фоне имитированной тактической обстановки, документирование информации и её отображение на плоскопанельных жидкокристаллических индикаторах, защиту от несанкционированных и некорректных действий пользователя, регистрацию каждого входящего/ исходящего сигнала / пакета / формуляра на жесткие магнитные диски с привязкой по времени, с точностью до 1 мс, перенос на внешний носитель задокументированных эпизодов, а также их воспроизведение в реальном, ускоренном и замедленном масштабах времени, а так же отображение информации на табло коллективного пользования - с любого АРМ.

Тактико-технические данные проекта 20382 «Тигр»
Экипаж: 99 человек
Водоизмещение:  стандартное 1800 тонн, полное 2000 тонн
Длина наибольшая: 104,5 метра
Длина по КВЛ: 90,7 метра
Ширина наибольшая: 13,0 метра
Ширина по КВЛ:  10,3 метра
Высота борта в носус бульбом: 14,4 метра
Высота борта на миделе: 8 метров
Высота борта в корме: 4,6 метра
Осадка по корпусу: 3,4 метра
Осадка с бульбом: 7,5 метра
Силовая установка: 4 дизеля 16Д49 по 6 000 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 4 ДГ по 500 кВт, переменный ток 380 В, 50 Гц
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 3500 миль при 14 узлах
Мореходность: до 5 баллов по применению оружия
Автономность: 15 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х1 100-мм автомат А-190Э и 2х6 30-мм автомата АК-630М от РЛС 5П-10Э "Пума-Э"
ракетное: 2х4 ПУ ПКР "Уран-Э"
зенитное ракетно-артиллерийское: 1 ЗРАК "Каштан-М"
торпедное: 2х4 ПУ 330-мм "Пакет-Э/НК"
авиационное: 1 вертолёт КА-27ПЛ постоянного базирования.
радиоэлектронной борьбы: 4 ПУ постановки пассивных помех ПК-10 "Смелый", РЛК РЭБ ТК-25Э.
радиотехническое: 1 РЛС «Фуркэ-Э», РЛС "Монумент-Э", 1 БИУС «Сигма-Э».
гидроакустическое: 1 ГАК "Заря-Э" с БГАС "Виньетка-МЭ",
навигационное: 3 НРЛС, 1 гирокомпас