https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074302_0c395fb381eb.jpg

80-летию памяти героев Северных морей посвящается.

В своих предыдущих материалах я неоднократно выдвигал  мысль, что боевая ценность Кригсмарине, особенно (на 80%) ее надводной  части была очень условной и сомнительной. По большому счету, если бы не  действия «Шарнхорста», «Гнейзенау», тяжелых крейсеров «Хиппер» и «Принц  Ойген» и рейдеров - и вообще можно было бы сказать, что эффективность  была никакая.

И наш Север – это лакмусовая бумага, показывающая,  что экипажи боевых кораблей Кригсмарине, в особенности их командиры,  скажем так, были несколько трусоваты и неинициативны.

Как себя  проявил в наших водах «Адмирал Шеер», я писал. И совершенно не зря  крейсер потом поставили на прикол вместе с экипажем, на сэкономленной  солярке могла не одна <noindex>танковая</noindex> дивизия действовать.

Но сегодня речь пойдет о событиях совсем другого характера.

Конец  лета 1941 года. Север нашей страны, город Мурманск. Горные егеря Дитля,  которые должны были помахивая альпенштоками, войти в город.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074398_gebirgs.jpg

Сперва  все пошло блицкригово: егеря смели погранзаставы, сильно потрепали  части 14-й армии, так, что командир погиб вместо со штабом. Наши войска  отступили к речке Западная Лица и… и на этом все. Фронт застыл на этом  рубеже на три долгих года. Мурманское ополчение, усиленное отрядами  моряков успешно сдержало одну из лучших частей Рейха.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074313_kp408_149_21640.jpg

Сегодня  многие «эксперты» смеют говорить, что «да если бы немцы хотели…». Ну  конечно, зная о конвоях, которые шли из Великобритании и США именно в  Мурманск, они не хотели. Самолеты, подводные лодки, эсминцы, «Тирпитц»  (теоретически) – и не хотели. Немцам, понимаете, было выгодно, чтобы  Советский Союз помучился, благодаря помощи союзников. Этакая рыцарская  война садомазохистов.

На самом деле, вопрос был в отчаянной стойкости северных людей и отчасти в командующем Северным флотом адмирале Головко.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628074458_golovko.jpg

На мой взгляд – самого талантливого и грамотного флотоводца за всю историю  СССР. Головко очень мудро распределил небогатые ресурсы флота для  отражения немцев, помогая сухопутным войскам и артиллерийским огнем, и  десантами.

Кстати, североморские десанты, по признанию многих,  были организованы на три уровня лучше, чем черноморские. Головко с  мясорубку людей не бросал. Но эти десанты – вообще отдельная тема.

Северный  флот. 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, 1 минный  заградитель, 2 тральщика, 14 сторожевых катеров. 116 самолетов, из  которых половина были гидросамолетики МБР-2. 11 бомбардировщиков СБ,  остальное истребители И-15 и И-16.

У союзников в прикрытии конвоя  обычно шло больше кораблей. А этим флотом Головко должен был не только  встречать и провожать конвои, но и патрулировать территории на предмет  поиска и противодействия подводных лодок, ледовой разведки, поддерживать  войска на суше.

С поддержкой сухопутных войск Головко вообще справился блестяще: он закрепил за сушей эсминец «Валериан Куйбышев».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074225_323360.jpg
Этот «Новик», спущенный на воду в 1915 году, стал плавучей батареей советских бойцов и потрепал немало нервов егерям Дитля.

Вторым  подвигом Головко стало создание патрульного флота. На севере до войны  был создан очень неплохой траулерный рыболовецкий флот (ловить рыбку для  советских граждан), и используя мощности флотских мастерских, Головко  призвал в ряды Северного флота большое количество гражданских судов.

Согласно мобилизационному плану в июле-августе 1941 года было переоборудовано 126 судов:
- 29 сторожевых кораблей и
- 35 тральщиков были переоборудованы из рыболовных траулеров;
- 4 минных заградителя и
- 2 сторожевых корабля переоборудованы из ледокольных пароходов;
- 26 сторожевых катеров и
- 30 катеров-тральщиков из рыболовецких ботов.

Огромная работа. И на эти корабли легла основная часть патрульной службы и проводки конвоев по Северному морскому пути.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074212_tuman2.jpg
Бывший РТ-10 "Лебедка", СКР-12 "Туман"

Что немцы?

А  немцы, поняв, что Дитль не справится с советскими войсками, которых  поддерживает флот, немецкое командование приняло решение отправить на  поддержку Дитлю 6-ю флотилию эсминцев под командованием капитана-цур-зее  Альфреда Шульце-Хинрикса.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074289_10.jpg

Пять  эсминцев, Z-16 «Карл Лоди», Z-4 «Ганс Шеман», Z-7 «Карл Гальстер», Z-10  «Рихард Байтцен» и Z-20 «Фридрих Экольдт» были довольно грозной силой.  Корабли имели полное водоизмещение в 3100 тонн, имели скорость хода 38  узлов и дальность плавания 1530 миль. Вооружение каждого эсминца  составляли 5 орудий калибром 128-мм, 4 зенитных автомата калибром 37-мм и  6 автоматов калибром 20-мм. Плюс 2 четырехтрубных торпедных аппарата  533-мм и до 60 мин заграждения.

Итого:
- 20 стволов 128-мм;
- 20 стволов 37-мм;
- 24 ствола 20-мм;
- 40 торпед в залпе.

Плюс 300 мин – это вполне серьезное минное заграждение.

Могли  эти корабли существенно изменить баланс сил в районе? Естественно,  могли. Это как бы ¾ от имевшихся в распоряжении надводных сил Головко,  если что. Да и то, условно, потому что «семерок», которые были наравне с  немецкими эсминцами, было даже меньше. Ибо цифра «8 эсминцев» - это  лидер «Баку», 4 эсминца проекта «7» и три старых «Новика». А «Новики»  при всем уважении не могли равняться с немецкими кораблями.

Однако  немецкий командир… Нет, сказать, что капитан-цур-зее Шульце-Хинрихс был  трус, однозначно нельзя. Но некий комплекс у него явно был. Возможно  потому, что командир 6-й флотилии до этого назначения был командиром  эсминца Z-13 «Эрих Кёлльнер», который британцы потопили в сражении при  Нарвике за каких-то 10 минут артиллерийским огнем.

Так что  неизвестно по каким причинам, но Шульце-Хинрихс отказал Дитлю в  использовании эсминцев для того, чтобы покончить с обстрелами со стороны  советских кораблей. Он опасался наших береговых батарей и <noindex>авиации</noindex>…

Вместо  этого Шульце-Хинрихс решил действовать в Белом море, вне досягаемости  авиации, где собирался нарушать судоходство и рыбный промысел и тем  самым оттянуть на себя часть сил Северного флота.

В принципе –  оправданно и логично, но в том же Белом море вместо авиации эсминцы  Шульце-Хинрихса могли нарваться на советские подводные лодки. Сложно  сказать, что было бы хуже. Учитывая, что представляла из себя авиация  Северного флота, я бы на месте немцев предпочел авиацию. 11 СБ – это не  бог весть какая ударная сила. Можно было бы отбиться запросто.

И эсминцы Шульце-Хинрихса пошли в Белое море.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074277_zerstorer-hans-lody.jpg

А  там боевых кораблей не было. Совсем. Патрульную службу несли те самые  сторожевики, переоборудованные из рыболовецких сейнеров. Это были очень  неказистые, но крепкие кораблики, способные выдержать натиск северных  морей легко и спокойно. Небыстрые, но это сейнеру и не требовалось,  вооружаемые обычно зенитными полуавтоматическими пушками 21-к калибром  45-мм и пулеметами. Да, часть имела гидрофоны и глубинные бомбы (10-12  штук) и могли представлять угрозу разве что для заблудившейся подводной  лодки.

А тут эсминцы…

Собственно, рейд того же «Адмирала  Шеера» так не смотрелся уже, после визита эсминцев. Можно было и линкор  пригнать, когда противостоят ему такие «сторожевики», смысла в бою нет  никакого.

Первым на пути немецких рейдеров оказался сторожевой  корабль СКР-22 «Пассат». Сегодня по факту незаслуженно забытый в тени  героического «Тумана».

Рыболовный траулер типа «Смена», до  момента мобилизации 25 июня 1941 года (адмирал Головко был очень  оперативен) носивший имя РТ-102 «Валерий Чкалов». Водоизмещение 1500  тонн, скорость хода 10 узлов, дальность 6 000 миль. Вооружение 2 орудия  45-мм, 2 пулемета «Максим» 7,62-мм. Плюс радиопеленгатор «Градус-К» и  военные радиопередатчики «Бриз» и «Бухта». Экипаж 43 человека.  Командовал кораблем лейтенант Владимир Лаврентьевич Окуневич.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628074290_1628074267.jpg
СКР-22 «Пассат»

Уже  7 июля новоиспеченный сторожевой корабль принял участие в боевой  операции: высаживал десант на западном берегу губы Западная Лица.

13  июля 1941 года «Пассат» сопровождал из Мурманска в Иоканьгу конвой из  двух спасательных судов ЭПРОНа, РТ-67 «Молотов» и РТ-32 «Кумжа» с  40-тонными судоподъемными понтонами (по другим данным емкостями для  топлива) на буксире. На борту «Молотова» находилась  аварийно-спасательная команда ЭПРОНа, а на «Кумже» в качестве пассажиров  находились 13 пассажиров (шесть человек с плавбазы «Умба» и семь  человек с подлодок Щ-403 и Щ-404). Командовал конвоем воентехник 2-го  ранга А. И. Кулагин на РТ-67. Переход осуществляли в условиях плохой  видимости.

И в районе Гавриловских островов конвой встретился с  немецкими эсминцами, которые благополучно проскочили мимо позиций наших  подводных лодок в Варангер-фьорде у Киркенеса (М-175) и около острова  Кильдин (М-172).

Это были «Ганс Лоди», «Карл Гальстер» и «Герман  Шеманн». Встреча произошла в 3.26 по московскому времени. Наши  сигнальщики обнаружили три корабля, идущие наперерез конвою. В 3.48 по  курсу конвоя встали три всплеска от снарядов. «Пасссат» передал в эфир  свои позывные, ответа не последовало, а немецкие корабли открыли огонь  по РТ-67.

Лейтенант Окуневич развернул «Пассат», открыл огонь по  вражеским кораблям и начал ставить дымовую завесу. По радио  сопровождаемым кораблям был дан приказ уходить в бухту Гавриловскую и  там при необходимости выбрасываться на берег.

И «Пассат» вступил в бой с тремя эсминцами.

Результат  был полностью предсказуем. Две пушки 45-мм против 15 стволов 128-мм.  Да, стреляло у немцев 12 орудий (согласно отчетам), но это особенно не  влияло на исход боя.

РТ-32, шедший концевым, прикрывшись дымовой  завесой, отвернул и пошел в сторону бухты. РТ-67, шедший головным, был  накрыт уже вторым залпом немецких эсминцев и сманеврировать не успел. По  кораблю был открыт огонь и из 128-мм орудий и трассирующими осколочными  из 37-мм зениток. Один снаряд взорвался в машинном отделении и перебил  паропровод, еще один вывел из строя машинный холодильник, а третий снес  мачту. Траулер потерял ход и с него начали спускать шлюпки. Немцы  стреляли практически в упор по морским меркам, с 10-12 кабельтовых.

«Пассат»  продержался чуть дольше. Корабль маневрировал, потому его накрыло  только пятым залпом. Прямое попадание в мостик убило всех офицеров  (командир корабля Окуневич, старпом Подгоных, командир БЧ-2 Пивоваров,  замполит Вяткин) и несколько матросов.

Оба орудия, тем не менее, продолжали вести огонь, а экипаж боролся за живучесть корабля.

Все  закончилось, когда один снаряд попал в импровизированный артиллерийский  погреб. Над носовой частью корабля встал столб пламени и «Пассат» начал  быстро погружаться носом в воду.

Выжившие члены экипажа РТ-67  показали, что до самого момента погружения, кормовое орудие «Пассата»  продолжало стрелять по противнику. Около орудия оставался всего один  человек, который продолжал бой.

Экипаж «Пассата» спустил шлюпку, в  нее село всего 11 человек и шлюпку затянуло водоворотом тонущего  корабля. Несколько человек прыгнуло в воду и вплавь попробовало  добраться до шлюпок с РТ-67. Но в условиях пусть и летнего, но Белого  моря это было сделать нереально.

Покончив с «Пассатом», эсминцы  обстреляли уходящий РТ-32, но догонять не рискнули, опасаясь мелководья.  С «Карла Гальстера» вслед РТ-32 выстрелили торпеду, довольно точно, но  она прошла под кораблем.

И немцы принялись добивать неподвижный  РТ-67. Траулер почти сразу затонул, вместе с 33 членами экипажа, которые  не успели на тот момент покинуть судно. А по тем, кто успел сесть в  шлюпки, немцы открыли огонь из 20-мм зенитных автоматов.

После этого, сочтя задачу выполненной, эсминцы ушли на северо-запад.

Рт-32  выбросился на берег. Из 25 членов экипажа уцелело 12, пятеро раненых,  остальные в строю. Позже подошли шлюпки с РТ-67. На них спаслись еще 26  человек, из них всего двое – с «Пассата». Выжили комендор кормового  орудия Борис Моцель и подводник из числа пассажиров Мефодий Трофименко.

26 человек из 99 на двух кораблях.

Подведем итог.

Три  немецких эсминца уничтожили три бывших траулера. Так себе честь и  слава, но есть один интересный нюанс. После этой «победы» немецкие  корабли ушли на базу, потому что в этом бою израсходовали почти весь  боекомплект. На уничтожение трех траулеров (РТ-32 через два года сняли с  мели, но восстанавливать не стали) ушло 1 440 снарядов 128-мм, одна  торпеда и неизвестно сколько снарядов 37-мм и 20-мм.

Это при том,  что немцы стреляли с минимальной дистанции и без реальной угрозы со  стороны траулеров. Две 45-мм пушки никак нельзя считать угрозой для  эсминцев проекта 1934, которые обладали хоть и не очень толстой, но  броней.

Три эсминца провозились с тремя невооруженными траулерами  больше часа. Для сравнения, британцам для того, чтобы отправить на дно  эсминец Z-13, которым командовал Шульце-Хинрикс, понадобилось 10 минут.

Командование  Северного флота отправило по координатам «Пассата» 5 эскадренных  миноносцев и 24 самолёта. К сожалению, немцев они уже не нашли.

До  10 августа 1941 года 6-я флотилия еще дважды выходила на свободную  охоту. Во втором рейде эсминцы не обнаружили наших кораблей и вернулись  на базу.

В третьем рейде немцы 24 июля потопили гидрографическое  судно «Меридиан», водоизмещением 840 тонн, которое было вооружено одним  пулеметом «Максим». Из 70 членов экипажа и пассажиров выжили 17.

10  августа три эсминца (Z-4 «Рихард Битцен», Z-10 «Ганс Лоди» и Z-16  «Фридрих Экольдт») вступили в бой и потопили СКР-12 «Туман» (бывший  РТ-10 «Лебедка).

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074212_tuman2.jpg

История  «Тумана» более известна, чем история «Пассата», хотя по сути они очень  похожи. Оба корабля не имели ни малейших шансов, но вступили в бой.  Хотя, «Туман» даже не стрелял, поскольку кормовое орудие было уничтожено  в первые минуты боя, но экипаж успел сообщить о кораблях и даже завести  эсминцы под огонь береговой батареи.

Но если о подвиге экипажа  «Тумана» помнят, то подвиг «Пассата», полностью выполнившего свой долг  по защите конвоя, к сожалению, в нашей истории так не освещается.

Неприятно,  но СКР-22 «Туман», ни 43 члена его экипажа, ни 13 подводников,  находившихся на борту и однозначно не сидевших, сложа руки во время боя,  не отмечены никакими наградами. Хотя попытки восстановить  справедливость и предпринимались не единожды.

Да, благодаря  мемуарам адмирала Головко, в 1956 году (только в 1956-м!) из книги  «Североморцы» люди вообще узнали о подвиге «Пассата».

С 1966 года координаты гибели «Пассата» (69°14′ с. ш. 35°57′ в. д.) объявлены координатами славы североморцев.

Но вот экипаж… Обидно. Да, не ради наград воевали, но все-таки.

И  вот, спустя 80 лет с момента героического и абсолютно неравного боя,  все что можно – это вспомнить тех, кто принял этот бой. Экипаж бывшего  рыболовного траулера, ставшего сторожевым кораблем и погибший почти  полностью в первом же бою достоин уважения и памяти, как никогда.

«Пассат»  сражался как настоящий боевой корабль, защищая вверенные ему корабли  конвоя. Один из беспримерных и малоизвестных подвигов той войны, в одном  ряду с «Туманом», «Дежневым», «Александром Сибиряковым».

Вечная память героям.

В Мурманске есть очень красивый и трогательный памятник. Памятник кораблям и экипажам тралового флота.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074216_2.jpg

Есть  подробность, которая известна не всем. Если на памятной табличке  значится имя капитана с отметкой «погиб» - это говорит о том, что вместе  с кораблем и капитаном погиб весь или почти весь экипаж.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074265_1593508313-dscn0939.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628074256_dscn0940.jpg

Сосредоточение чести и славы.

Что  можно сказать о вроде бы «героях» нашего повествования, которые пришли  за честью и славой в наши моря? Об экипажах немецких эсминцев?

Честно  говоря, поведение экипажей Кригсмарине до боли напоминает действия асов  Люфтваффе через три-четыре года. Когда армады американских  бомбардировщиков будут стирать с лица земли кварталы немецких городов,  лучшие из асов будут отстреливать истребители, увеличивая свои счета, но  совершенно не оказывая сопротивления бомбардировщикам.

«Асы»  Кригсмарине так действовали в самом начале войны. В июле-августе 1941  года пять эскадренных миноносцев потопили 4 траулера с четырьмя 45-мм  орудиями на всех и одно малое гидрографическое судно с пулеметом.  Израсходовав на маленький конвой «Пассата» весь боекомплект.

Если  учесть, что в это же время орудия «Куйбышева» и «Карла Либкнехта» от  души потчевали егерей Дитля снарядами, срывая их планы, те же  рыболовецкие сейнеры безнаказанно высаживали десанты в тылу у егерей,  нанося потери австрийским горным стрелкам, то «сражения» немецких  эсминцев в Белом море смотрятся действительно позорно.

Впрочем, как закончили свой «боевой» путь основной большинство надводных кораблей Кригсмарине, напоминать, наверное, не стоит.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628074224_1.jpg

А  стоит лишний раз вспомнить подвиг тех, кто не испугался 80 лет назад  выходить с ними в совершенно неравный, без малейшего шанса бой. Вот то  были настоящие моряки.

Автор:Роман Скоморохов