http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-01.jpg

Вскоре после принятия на вооружение противокорабельной ракеты П-15 начались работы по ее совершенствованию, которые привели к появлению нескольких новых ракет и комплексов. Так, для береговых ракетных войск и артиллерии был создан мобильный противокорабельный комплекс, получивший обозначение «Рубеж», вооруженный последней модификацией ракеты П-15. Новый проект подвижного берегового ракетного комплекса получил индекс ГРАУ 4К51. Разработка системы была поручена машиностроительному конструкторскому бюро МКБ «Радуга», ранее являвшемуся филиалом ОКБ-155. Кроме того, к работам были привлечены и другие смежные предприятия. В частности, за разработку новой пусковой установки отвечало московское КБ машиностроения, базовое шасси разрабатывало КБ Минского автомобильного завода.

Основным элементом противокорабельного ракетного комплекса 4К51 «Рубеж» должна была стать уже разработанная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета П-15М. Это изделие являлось глубокой модернизацией базовой ракеты П-15 и отличалось от нее более высокими характеристиками, которые достигались при помощи небольших доработок конструкции и изменения состава оборудования. В частности, при помощи этих изменений удалось увеличить максимальную дальность стрельбы с 40 до 80 км. Также были переработаны некоторые другие составляющие проекта.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-02.jpg

Аванпроект противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж» был подготовлен к концу 1970 года. В следующем году его защитили, что позволило начать разработку конструкторской документации. К середине 70-х прошлого столетия береговой ракетный комплекс нового типа был готов к испытаниям. Специально для проведения испытаний комплекса, в частности для проведения тестовых стрельб, в 1974 г. на Черноморском флоте был сформирован 1267-й отдельный береговой ракетный дивизион. Вскоре личный состав части начал осваивать новую материальную часть и готовиться к участию в испытаниях. В конце 1974 года на одном из полигонов Черноморского флота в Крыму в районе мыса Фиолент состоялись первые испытания комплекса 4К51 «Рубеж» с бросковыми пусками ракет. После четырех подобных пусков начались полноценные проверки с запуском серийных ракет П-15М. До 1977 г. было выполнено 19 испытательных пусков, большинство из которых завершилась успешным поражением учебных целей. По результатам испытаний новый береговой комплекс был рекомендован к принятию на вооружение.

22 октября 1978 года Постановлением Совета Министров СССР комплекс 4К51 «Рубеж» был принят на вооружение береговых ракетных войск и артиллерии Военно-морского флота СССР. К этому времени промышленность Советского Союза была готова начать массовое производство новых систем и поставлять их заказчику. Вскоре после этого войска начали осваивать новые комплексы. При принятии комплекса 4К51 «Рубеж» на вооружение был определен оптимальный штатный состав частей береговых ракетных войск и артиллерии, имеющих на вооружении данный комплекс. Основной боевой единицей ПКРК 4К51 «Рубеж» стала ракетная батарея. Она включал в себя четыре пусковые установки с транспортными машинами и автокранами. В зависимости от тактической необходимости ракетные батареи ПКРК «Рубеж», могли сводиться в ракетные дивизионы и полки. Важной особенностью нового комплекса, серьезно облегчавшей его эксплуатацию, была полная автономность боевых машин 3П51. На одном шасси располагались и средства обнаружения, и кабина управления, и крылатые ракеты.

Благодаря этому самоходные пусковые установки могли решать поставленные задачи самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных средствах обнаружения. Тем не менее, усиление батарей дополнительными РЛС не исключалось. Для повышения боевой эффективности береговых комплексов предлагалось формировать боекомплект из ракет с разными системами наведения. Штатно в двух контейнерах КТ-161 ПУ одна из ракет, загруженных в пусковую установку, была 3М51 с активной радиолокационной ГСН, и одна ракета 3М51ТГС с тепловой (инфракрасной) ГСН «Снегирь» (экспортные варианты ракет известны как П-21 и П-22 соответственно). Благодаря этому расчет имел возможность выбрать наиболее эффективное средство поражения найденной цели, либо повысить вероятность ее поражения при помощи одновременного пуска двух ракет с разными способами наведения, в том числе при использовании противником помех.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-03.jpg

Ракета П-15М имела вытянутый фюзеляж круглого сечения с оживальным головным обтекателем и конической хвостовой частью. Она получала среднерасположенное трапециевидное крыло большой стреловидности, оснащенное системой складывания. В транспортном положении консоли крыла опускались вниз и тем самым уменьшали габариты изделия. После выхода из пускового контейнера автоматика раскрывала крыло и фиксировала его в раскрытом положении. В хвостовой части фюзеляжа располагалось хвостовое оперение в виде одного киля и двух стабилизаторов, установленных с отрицательным углом, или как трактуют аэродинамики - с большим отрицательным V. Плоскости оперения имели трапециевидную форму и большую стреловидность передней кромки. Оперение устанавливалось жестко и не имело возможности складывания. Для управления на траектории полета ракета П-15М использовала набор рулей, размещенных на плоскостях. На крыле предусматривались элероны для управления ракетой по крену, контроль высоты осуществлялся при помощи рулей на стабилизаторе, а на киле имелся руль направления. Все имеющиеся рули позволяли ракете производить маневрирование, сохраняя требуемый курс или осуществляя наведение на цель.

Силовая установка ракеты П-15М «Термит» состояла из двух основных блоков. Для первоначального разгона, выхода из пусковой установки и набора маршевой высоты имелся твердотопливный стартовый двигатель СПРД-192 с тягой 29 тс. Он выполнялся в виде цилиндрического блока с соплом в хвостовой части и креплениями для монтажа на фюзеляже ракеты. После выработки топлива стартовый двигатель сбрасывался. Дальнейший полет производился при помощи маршевой силовой установки. На ракете П-15М использовался жидкостный маршевый ракетный двигатель С2.722, работавший на топливе ТГ-02 и окислителе АК-20К на основе азотной кислоты. Двигатель имел два режима работы, разгонный и поддержания скорости, предназначенные для использования на разных стадиях полета. Задачей двигателя был разгон ракеты до скорости 320 м/с и поддержание таких параметров полета до попадания в цель.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-04.jpg

Бортовая система управления ракеты включала автопилот АПР-25, радиовысотомер РВ-МБ, инерциальную навигационную систему и головку самонаведения одного из двух типов. Базовая модификация ракеты получала активную радиолокационную ГСН типа ДС-М. Второй вариант оружия комплектовался тепловой ГСН «Снегирь-М». Системы управления обеспечивали самостоятельный выход ракеты в район цели с последующим изучением акватории и поиском цели для атаки. На конечном участке они, используя ГСН, обеспечивали наведение ракеты на цель. Ракета П-15М имела общую длину 6,65 м, фюзеляж диаметром 0,76 м и крыло размахом в раскрытом полетном положении 2,4 м. Стартовая масса ракеты с ускорителем достигала 2573 кг. В центральной части фюзеляжа имелось место для установки кумулятивно-фугасной боевой части 4Г51М массой 513 кг или более легкого специального боеприпаса мощностью 15 Кт.

Используя радиолокационный высотомер, ракета П-15 «Термит» должна была лететь на высотах не более 250 м, при этом рекомендованные высоты находились в пределах 50-100 м. Крейсерская скорость на маршевом участке полета составляла 320 м/с. Запаса топлива хватало для полета на дальность до 80 км. Обнаружение цели типа «эсминец» радиолокационной головкой самонаведения производилось на дальности до 35-40 км. Характеристики тепловой ГСН были в несколько раз ниже. Для применения существующей ракеты береговыми войсками требовались самоходная пусковая установка и набор соответствующего оборудования. Усилиями нескольких организаций, задействованных в проекте 4К51 «Рубеж», была создана боевая машина 3П51. При ее проектировании были учтены все основные требования к перспективному комплексу, касавшиеся набора оборудования на базовом шасси.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-05.jpg

Специально для ракетного комплекса 4К51 «Рубеж» были разработаны новые пусковые установки (ПУ) КТ-161. Они представляли собой контейнеры пятиугольного сечения со сдвижными крышками. Внутри такого контейнера располагались короткие «нулевые» направляющие для установки ракет. Кроме того, предусматривались разъемы для соединения бортовой аппаратуры ракеты с приборами управления пусковой установки. Контейнер ПУ КТ-161 имел длину 7 м и ширину 1,8 м. Сократить поперечник пусковой установки удалось благодаря использованию автоматики раскрытия крыла, позволившей уменьшить габариты ракеты в транспортном положении. В кормовой части базового шасси предлагалось устанавливать подъемно-поворотное устройство с креплениями для двух пусковых контейнеров КТ-161. В походном положении оба контейнера должны были размещаться вдоль шасси, передней крышкой назад. При подготовке к стрельбе автоматика обеспечивала поворот пусковой установки на угол 110° вправо или влево от исходного положения и подъем контейнера на 20° с последующим открытием крышек. После этого могла следовать команда на пуск.

Самоходная пусковая установка 3П51 способна перевозить две ракеты П-15М и расчет из шести человек. Боевая масса такой машины несколько превышает 40 т. Длина машины в походном положении составляет 14,2 м, ширина не более 3 м, высота - 4,05 м. В зависимости от модификации базового шасси пусковая установка способна развивать на шоссе скорость до 60-65 км/ч. Запас хода достигает 630 км. После прибытия на боевую позицию расчет машины должен проводить работы по развертыванию комплекса, на которые отводится не более 5 минут. В качестве основы для самоходной пусковой установки 3П51 было выбрано четырехосное специальное шасси МАЗ-543 с колесной формулой 8x8. Такая машина, оснащенная дизельным двигателем мощностью 525 л.с., имела грузоподъемность более 20 т и могла применяться в качестве основы для различной военной и вспомогательной техники. Важной особенностью выбранного шасси было наличие крупной грузовой площадки для размещения необходимого оборудования, которую предлагалось задействовать в новом проекте.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/4k51-rubej-06.jpg

Непосредственно за кабиной базовой машины на грузовой площадке была размещена кабина операторов, выполненная в виде фургона типа КУНГ. Внутри кабины располагались блоки радиоэлектронного оборудования для осуществления поиска целей, обработки данных и управления ракетой. Кроме того, в нише крыши фургона кабины предусматривалось место для укладки подъемной мачты с антенной РЛС обнаружения целей 3Ц51 «Гарпун» (дальность обнаружения целей - до 100 км). В ходе подготовки к боевой работе мачта должна была занимать вертикальное положение и поднимать антенну на высоту 7,3 м, обеспечивая функционирование станции. Следует отметить, аппаратура кабины комплекса 4К51 «Рубеж» представляла собой незначительно переработанное оборудование для управления стрельбой, заимствованное у ракетных катеров проекта 205У. Вероятно, именно эта особенность проекта привела к тому, что концепция самоходной пусковой установки с собственными РЛС и приборами управления получила неофициальное название «катер на колесах». На машине 3П51 также размещались газотурбинная установка электропитания и поворотная платформа с двумя контейнерами КТ-161 для ракет П-15М.

Помимо самоходной пусковой установки в состав комплекса 4К51 «Рубеж» вошла транспортная машина, предназначенная для транспортировки и подвоза ракет, обслуживания других систем. Для перегрузки ракет с транспортной машины в пусковую установку использовались подъемные краны на автомобильном шасси. При необходимости контроля сравнительно больших акваторий с комплексом 4К51 «Рубеж» могли работать дополнительные РЛС обзора различных типов, дополняющие имеющуюся систему 3Ц51 «Гарпун». Состав оборудования машины 3П51 обеспечивал выполнение всех основных операций исключительно силами расчета без необходимости привлечения сторонних средств и комплексов. Выдвинувшись на позицию и произведя развертывание комплекса, а перевод ПУ в боевое положение занимал до 5 минут, расчет должен был использовать РЛС 3Ц51 «Гарпун» для слежения за прикрываемой акваторией. При обнаружении потенциально опасного объекта следовало применять аппаратуру государственного опознавания и принимать решение о выполнении атаки. Также имелась возможность использования стороннего целеуказания.

При помощи РЛС 3Ц51 «Гарпун» и имеющихся приборов управления стрельбой операторы комплекса должны были производить расчет полетной программы для автопилота и вводить ее в память ракеты. Затем следовало давать команду на запуск одной или обеих ракет, размещенных на пусковой установке. При этом предлагалось применять ракету, головка самонаведения которой наиболее соответствовала текущей тактической ситуации и могла обеспечить эффективное поражение цели. Получив команду на старт, ракета П-15М должна была включать стартовый и маршевый двигатели. Задачей стартового был первоначальный разгон изделия с выводом из пусковой установки и подъем на небольшую высоту. После этого он отделялся, и полет продолжался при помощи маршевого двигателя. Стартовый участок полета следовало проходить на разгонном режиме маршевого двигателя, а после достижения скорости 320 м/с ракета переключалась на режим поддержания скорости.

Первая половина полета, до заранее рассчитанной точки, производилась при помощи автопилота и инерциальной навигационной системы. Выйдя в район цели, ракета должна была включать головку самонаведения и производить поиск цели. При этом активная радиолокационная ГСН типа ДС-М могла находить цели типа «эсминец» на расстояниях до 35-40 км, а инфракрасная «Снегирь-М» справлялась с этой задачей лишь на дистанции 10-12 км. Конечный участок полета проходил по командам головки самонаведения. На всем маршруте ракета должна была использовать радиовысотомер, при помощи которого выдерживалась заданная оператором высота полета. Маловысотный полет позволял повысить вероятность успешного преодоления противовоздушной обороны противника. Для повышения эффективности атаки автопилот ракеты на некотором расстоянии от цели выполнял «горку» с целью атаки корабля противника сверху. При таком попадании кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты наносит цели максимально возможный урон. Для значительного повышения воздействия на цель и объекты на некотором расстоянии от нее предлагалось применять специальную боевую часть мощностью 15 кт.

В начале восьмидесятых годов была проведена модернизация комплекса 4К51 «Рубеж», в результате которой появилась самоходная пусковая установка 3П51М. Главным ее отличием от базовой 3П51 было шасси новой модели. На этот раз применялось четырехосное шасси МАЗ-543М, отличавшееся от предыдущей машины повышенными характеристиками. Прочие элементы ракетного комплекса остались без серьезных нововведений, что позволило сохранить их характеристики на прежнем уровне.

Береговые ракетные комплексы 4К51 «Рубеж» обеих модификаций поставлялись всем флотам ВМФ СССР. В общей сложности было построено и поставлено несколько десятков пусковых установок и значительное число ракет для них. В 1980 г. две ПУ 3С51 из 1267-го дивизиона были отправлены из Крыма в ГДР, где приняли участие в учениях «Братство по оружию-80». Так как к этому времени на Балтийском флоте еще не было боеготовых ПКРК 4К51 «Рубеж», ракетчики-черноморцы выступили на маневрах в роли балтийцев. Чтобы коллеги по Варшавскому договору ничего не заподозрили, ПУ ПКРК 4К51 «Рубеж» по железной дороге довезли до Балтийска, а оттуда на десантных кораблях проекта 775 морем перебросили в порт Свинемюнде. На стратегических учениях «Запад-81» ПУ ПКРК «Рубеж» 1267-го дивизиона стреляли уже на полигоне Балтийского флота Хмелевка.

В ходе учений «Запад-83», проводившихся у мыса Таран в 12 км от Светлогорска, приняли участие 4 балтийские ПУ ПКРК 4К51 «Редут» из 27-го обрп БФ, а от Черноморского флота - две ПУ ПКРК 4К51 «Рубеж» все того же 1267-го дивизиона. По наведению системы внешнего целеуказания МРСЦ-1 с вертолета Ка-25С были выпущены две ракеты П-35Б, а через 30 секунд - две П-21 с берегового ПКРК. Результаты стрельбы признаны успешными. В 1988 г. в ходе учений «Осень-88» ПУ ПКРК 4К51 «Рубеж» 1267-го дивизиона прошли маршем от места дислокации у мыса Тарханкут до мыса Егорлыцкий Кут в районе Херсона. 320-километровый марш дивизион совершил со средней скоростью 50 км/ч. Таким образом, ПУ 3П51 комплекса «Рубеж» оправдали, принятое среди специалистов, прозвище комплекса - колесный ракетный катер. РЛС «Гарпун» комплекса смогла обнаружить цель на дальности 120 км. Дивизион двумя ракетами поразил ее.

В январе 1986 года на Северном флоте был сформирован обрд с ПБРК 4К51 «Рубеж», дислоцированный на полуострове Рыбачий в поселке Скарбеевка. Первые два пуска ракет П-15М «Термит» в 1988-м оказались неудачными, и лишь 14 ноября 1989 года был произведен нормальный пуск. После распада Советского Союза имевшиеся в наличии комплексы были разделены между береговыми войсками России и Украины. Системы Балтийского флота не были разделены между вновь образованными государствами, поскольку их вовремя вывели на российскую территорию. По имеющимся данным, в настоящее время российский флот располагает не менее чем 16 машинами 3П51, которые эксплуатируются четырьмя отдельными ракетными частями в составе всех флотов.

Известно, что комплекс 4К51 «Рубеж» изначально рассматривался в качестве потенциального для поставок дружественным странам. После выполнения основных поставок в интересах собственного флота, советская промышленность начала производство экспортных вариантов комплексов. Эти системы отправлялись в дружественные государства Ближнего Востока, Северной Африки, и Восточной Европы. Среди прочих подобную технику заказывали ГДР, Румыния, Алжир, Сирия, Йемен, Ливия и т.д. На сегодняшний день в некоторых странах ПКРК 4К51 «Рубеж» советского производства уже сняты с вооружения, а в ряде других стран используются до сих пор.

Еще одной причиной вывода из эксплуатации ПКРК 4К51 «Рубеж» является отсутствие самих крылатых ракет П-15М. Дело в том, что сборка изделий П-15М «Термит» продолжалась до 1989 г., после чего их сняли с производства в пользу более новых и совершенных ракет. Таким образом, в настоящее время все, кто использовал на вооружении комплексы 4К51 «Рубеж» и другие комплексы, использующие ракеты семейства П-15, постепенно расходуют последние подобные ракеты, у которых к тому же завершаются сроки хранения. Подвижный береговой ракетный комплекс 4К51 «Рубеж» имел как плюсы, так и минусы. Положительные особенности этой системы видны при ее сравнении с предшественниками. Так, от комплексов «Сопка» и «Редут» новый ПКРК «Рубеж» отличался значительно меньшим количеством составляющих: в его состав входили, только пусковая установка и несколько вспомогательных машин. Также большим плюсом было использование пусковой установки с двумя пусковыми контейнерами, что давало соответствующие преимущества перед существующими системами.

Естественно, не обошлось без минусов. Один из основных - сравнительно малая дальность стрельбы. По этому параметру ракета П-15М, появившаяся в середине шестидесятых, заметно уступала более новым системам, которые были приняты на вооружение одновременно с комплексом 4К51 «Рубеж». Кроме того, со временем появились определенные проблемы с устойчивостью к помехам, применяемым противником. Несмотря на высокие характеристик в момент своего появления, ракета П-15М «Термит» за несколько десятилетий эксплуатации успела устареть и растерять все свои преимущества.

Береговые ракетные комплексы 4К51 «Рубеж» до сих пор состоят на вооружении нескольких стран, в том числе и ВМФ России. Эти системы используются для защиты морских границ и все еще могут решать поставленные перед ними боевые задачи. Тем не менее, их характеристики уже не в полной мере соответствуют требованиям времени, материальная часть стареет морально и физически, а количество пригодных для использования ракет постоянно сокращается. В обозримом будущем подобные комплексы могут быть списаны и окончательно заменены более новыми аналогами. Однако за несколько десятилетий службы комплексы 4К51 «Рубеж» стали важным элементом береговой обороны и заслуженно занимают свое место в истории отечественных ракетных вооружений.

Технические характеристики ПКРК 4К51 «Рубеж»
Тип ракеты П-15М, П-21/ П-22 "Термит"
Дальность стрельбы, км 8-80
Маршевая высота полета ракеты, м 25 / 50 / 250
Маршевая скорость полета ракеты, км/ч 1100 (М=0,9)
Дальность обнаружения целей, км:
- норм. режим  40
- загоризонтный режим >100
Размеры, м:
- длина 6,565 (7,5)
- размах крыльев 2,5
- макс. диаметр корпуса 0,78
Стартовая масса ракеты , кг. 2523
Боевая часть - фугасная
Масса БЧ, кг 513
Тип старта - наклонный из контейнера
Органы управления - аэродинамические рули
Система наведения - ИНС + АРЛ ГСН, ИНС + ИК ГСН "Снегирь-М"
Дальность захвата цели ИК ГСН, км 10-20
Маршевый двигатель - двухрежимный ЖРД
Топливо ТГ-2 ("тонка") + азотная кислота
Тяга двигателя, кгс 1217/515
Стартовый двигатель РДТТ
Тяга, кгс 29000
Сектор обзора РЛС, град 360

Колесная формула 8 х 8
Установлена на шасси МАЗ-543 (МАЗ-543М)
Масса ПУ, кг 40000-40900
Размеры в маршевом положении, м:
- длина 14,2
- ширина 2,97
- высота 4,05
Двигатель - тип / мощность, кВт дизель / 385
Макс. скорость, км/ч 60-65
Запас хода, км 625-635
Боевой расчет, чел. 6
Число ракет на ПУ 2
Пусковой контейнер КТ-161
Размеры контейнера, м:
- длина 7,0
- ширина 1,8