http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/M1A2-Bangalore-Torpedo-01.jpg

По результатам боевого применения американской «Бангалорской торпеды» в годы Второй мировой войны, а также в свете новейших наработок в области разработки и производства взрывчатых веществ и создания модифицированных или и вовсе новых конструкционных материалов в первые послевоенные десятилетия этот образец инженерного вооружения прошел соответствующую существенную доработку. Последняя была связана преимущественно с тем, что армейских специалистов не устраивала достаточно высокая взрывоопасность «торпеды», а точнее ее взрывчатой начинки, в условиях поражения боеприпасами стрелкового оружия на поле боя. Вся эта история началась с запроса, направленного в начале 1950-х годов Управлением начальника артиллерийско-технической службы Сухопутных войск США (Office, Chief of Ordnance) в адрес руководства Арсенала Пикатинни (Picatinny Arsenal, также часто - Пикатинни арсенал), в котором ставился вопрос о необходимости в кратчайшие сроки разработать для подрывного комплекта типа M1A1 новые типы основного заряда взрывчатого вещества (ВВ) и расположенных по его краям промежуточных детонаторов, стойких к поражению боеприпасами стрелкового оружия, и принять впоследствии их на снабжение.

При этом от специалистов Арсенала Пикатинни, который расположен в округе Моррис, штат Нью-Джерси, и уже на протяжении многих десятилетий является одной из крупнейших научно-исследовательских и производственных организаций, действующих в интересах Министерства Армии (Сухопутных войск) США, требовалось обеспечить нормальное функционирование новых типов зарядов в условиях температур воздуха от -65 до +125 градусов по Фаренгейту, что соответствует примерно диапазону от -53,9 до +51,7 градусов по Цельсию, а также, при возможности, обеспечить повышение характеристик «Бангалорской торпеды». Суть проблемы заключалась в том, что основной заряд ВВ «торпеды» типа M1A1, который представлял собой аммотол марки Amatol 80/20, по опыту боевого применения в годы Второй мировой войны и в ходе Войны в Корее 1950-1953 годов оказался достаточно чувствителен к попаданиям боеприпасов стрелкового оружия, а промежуточные детонаторы, которые представляли собой шашки из прессованного тротила, имели в этом плане и вовсе чрезвычайно высокую чувствительность.

«Поэтому в первую очередь речь шла о необходимости разработать замену прессованному тротилу, - подчеркивается в отчете «Разработка усовершенствованного заряда взрывчатого вещества для «Бангалорской торпеды» типа M1A1 и удлиненного подрывного заряда «Змея» типа M3», подготовленном в июле 1956 года Юджином Мюрреем и Стэнли Лоуэллом из Лаборатории боеприпасов имени Самуэля Фельтмана, подчиненной Арсеналу Пикатинни. - Также было очевидно, что поскольку заряд аммотол 80/20 отличается сложностью снаряжания, чрезвычайно гигроскопичен и отличается низкой скоростью детонации, вероятно, целесообразно разработать и новый центральный заряд». Специалисты Арсенала Пикатинни первоначально решили использовать в качестве нового основного заряда ВВ заряд типа «Композиция A-3», а в качестве промежуточного детонатора - типа «Композиция B» (буква латинская). Однако в декабре 1953 года из Управления начальника артиллерийско-технической службы СВ США поступило указание дополнительно изучить возможность использования в основном заряде «торпеды» типа M1A1 еще и литого тротила.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/M1A2-Bangalore-Torpedo-02.jpg

А еще чуть позже, когда испытания с «торпедами» в арсенале уже были начаты, сверху поступило новое указание - включить в работу еще и удлиненный подрывной заряд «Змея» типа M3, который имел те же проблемы с детонацией от попадания в него боеприпасов стрелкового оружия. Впрочем, поскольку проблема с подрывными зарядами М3 была идентична той, что имела место в случае с подрывными комплектами M1A1, то специалисты арсенала решили не заморачиваться и провели испытания только с «Бангалорскими торпедами», экстраполировав полученные результаты на взрывоопасных «Змей». Испытания проводились следующим образом. «Торпеду» клали горизонтально на платформу, установленную на земле, после чего начинали ее обстрел различными типами боеприпасов. Прицеливание осуществлялось в точки, отстоящие на 2 дюйма (5,08 см) и 15 дюймов (38,1 см) от каждого из обоих концов «торпеды». Подрыв и полное уничтожение «торпеды» засчитывалось как «детонация» («подрыв»), а появление дыма - как «дым». Причем испытания проводились для трех температурных режимов: -65 градусов по Фаренгейту (-53,9 градусов С), +160 градусов по Фаренгейту (+71,1 градусов С) и стандартная температура окружающего воздуха (какая конкретно, в отчете не уточняется).

В результате испытаний были получены следующие данные:
- основной заряд типа «Композиция В» не сдетонировал при 22 попаданиях пуль 30-го калибра (7,62 мм) и при 38 попаданиях пуль 50-го калибра (12,7 мм);
- основной заряд из литого тротила не сдетонировал при 10 попаданиях пуль 30-го калибра и при 26 попаданиях пуль 50-го калибра, но в 3 из 6 попаданий пуль 50-го калибра при температуре -53,9 градусов был замечен дым;
- в свою очередь стандартный основной заряд «торпеды» типа M1A1 не сдетонировал при 22 попаданиях пуль 30-го калибра и при 38 попаданиях пуль 50-го калибра, но в 3 из 6 попаданий пуль 50-го калибра при температуре -53,9 градусов был также замечен дым
- промежуточный детонирующий заряд типа «Композиция А-3» не сдетонировал при 55 попаданиях пуль 30-го калибра, при 83 попаданиях пуль 50-го калибра, при 6 попаданиях бронебойных и при 6 попаданиях бронебойно-зажигательных трассирующих пуль 50-го калибра, показав таким образом наилучшие результаты;
- а вот стандартный промежуточный детонирующий заряд «торпеды» типа M1A1 оказался, мягко скажем, не на высоте - он сдетонировал в 13 из 45 попаданиях пуль 30-го калибра и в 34 из 53 попаданиях пуль 50-го калибра.

В общем, результаты проведенных испытаний красноречиво говорили сами за себя, пояснений никаких в этом плане не требовалось. По большому счету, испытания можно было на этом и прекращать, однако специалисты из Арсенала Пикатинни и Форт-Нокса провели еще ряд других экспериментов, целью которых на этот раз было максимально точно оценить боевой потенциал «Бангалорской торпеды» в трех вариантах ее исполнения - стандартном M1A1 со старыми зарядами и двух новых с новыми основным и промежуточными детонирующими зарядами. В ходе первого из таких экспериментов изучался характер урона, наносимого взрывом одной «торпеды» заграждению из колючей проволоки, а в ходе другого - сколько мин в выставленном минном поле будет в результате такого взрыва обезврежено. Отдельно американскими армейскими специалистами были изучены вопросы относительно того, какую воронку после взрыва оставляют эти три варианта «Бангалорской торпеды» и насколько велика скорость детонации зарядов при использовании разных взрывателей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/M1A2-Bangalore-Torpedo-03.jpg

Для испытаний «колючкой» специалисты Арсенала Пикатинни соорудили заграждение длиной 9,14 м и глубиной 6,1 м, натянув вручную двойные нити колючей проволоки на расстоянии 61 см друг от друга в глубину (стандарт сечения проволоки - №12). Таким образом, в глубину заграждение насчитывало 11 рядов «колючки», а в высоту -4 ряда на расстоянии 46 см друг от друга. При этом «Бангалорские торпеды» укладывались на сухую каменистую почву, на расстоянии 91 см от нижней проволочной нити и перпендикулярно натянутой проволоке. В результате испытаний были получены следующие результаты: «торпеды» типа M1A2 в 5 тестах порвали 73 двойных нити колючей проволоки, «торпеды» с литым тротилом в качестве основного заряда - 68 двойных нитей, а «старушки» M1A1 - только 65 нитей. Правда, аналогичные испытания, проводившиеся в Форт-Ноксе, как указывается в отчете, «не продемонстрировали какой-либо заметной эффективности» «торпед» типа М1А2 над «торпедами» типа M1A1. Впрочем, авторы отчета особо оговорились при этом, что, хотя полевые испытания в Форт-Ноксе никакой заметной разницы в этом плане не выявили, испытательные мощности Арсенала Пикатинни все же специально «заточены» под то, чтобы выполнить тщательные количественные измерения тех или иных процессов. В общем, как говорится, наука-наукой, а реальный бой - это реальный бой.

В свою очередь в Форт-Ноксе провели проверку двух типов «Бангалорских торпед» и «Змей» - усовершенствованных и стандартных (соответственно M1A2 против M1A1 и M3A1 против M3) - минами, для чего были устроены заграждения с противопехотными и противотанковыми минами. Результаты испытаний показали, что в сухой почве «торпеды» типа M1A2 уничтожили 90% всех противопехотных и противотанковых мин в полосе шириной 2,44 м и 78,2% всех мин в полосе шириной 4,27 м. «Торпеды» типа M1A1 в тех же полосах уничтожили 75% и 59,5% мин соответственно. Во влажной почве результаты оказались достаточно противоречивыми: M1A2 - уничтожено 93,5% всех мин в полосе шириной 1,52 м и 72,8% мин в полосе шириной 4,27 м, тогда как у M1A1 показатели были 56,3% и 53,2% соответственно, т.е. хуже, чем в сухой почве. Кстати, показатели «Змей» были еще лучше: M3A1 в сухой почве «стерла в пыль» 100% всех мин в полосе шириной 16,76 м и 90,5% в полосе шириной 21,34 м, а во влажной почве - 100% мин в полосе шириной 7,62 м и 90,5% мин в полосе 18,29 м. Для «Змеи» типа M3 показатели были, соответственно, 87,5% и 81,5% для сухой почвы и 84% и 74,5% - для влажной.

Что касается проверки «на кратеры», то в ходе экспериментов, проведенных в Арсенале Пикатинни, выяснилось, что самую большую по размерам воронку оставляет после взрыва «торпеда» типа M1A2 - глубина воронки достигала 30,48 см, а ее объем составил почти 0,68 куб. м. Стандартная «торпеда» типа M1A1 оставила воронки глубиной максимум 20,32 см и объемом 0,34 куб. м, а «торпеда» с основным зарядом из литого тротила оставила воронки глубиной до 8 дюймов и объемом до 0,45 куб. м. Однако успехи в «рытье кратеров», в действительности, были не так плохи, как это может показаться неискушенному читателю. Все дело в том, что величина воронки самым непосредственным образом сказывается на возможностях «торпед» уничтожать мины: чем больше и глубже «кратер», тем эффективнее будет расчищено минное поле.

Большим сюрпризом для американских военных «спецов» оказалось то, что при использовании детонирующего шнура марки №60, обернутого вокруг соответствующего конца «торпеды», 8 из 10 усовершенствованных «торпед» с промежуточным детонатором типа «Композиция А-3» и 3 из 5 «торпед» типа M1A1 «ушли в несознанку», т.е., проще говоря, не сдетонировали! Причем в обычных, стандартных, а не каких-то там критичных температурных условиях окружающего воздуха. Кстати, при температуре -65 градусов по Фаренгейту (-53,9 градусов С) не взорвались 4 из 7 усовершенствованных «торпед», что тоже, как говорится, весьма показательно. Впрочем, возникли проблемы и с детонирующим шнуром марки №45: с ним не сработали по три «торпеды» старого и нового типов. Случись такое в бою, и потери американской Армии могли бы быть весьма существенными: как в личном составе, так и, что еще хуже, в темпах наступления.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/M1A2-Bangalore-Torpedo-04.jpg

Остается добавить, что «спецы» из Форт-Нокса решили заодно проверить «торпеды» типа M1A2 «на тряску»: грузовик с такими «девайсами» военные усердно погоняли по проселочным дорогам, подвергнув «торпеды» сильной тряске, ударам и вибрациям. «Торпеды» все эти «потрясные» испытания прошли уверенно и без потерь. По результатам этих достаточно масштабных - для такого вида инженерного вооружения - испытаний проводившими их специалистами было рекомендовано использовать в усовершенствованной «Бангалорской торпеде» заряды «Композиция В» (основной) и «Композиция А-3» (промежуточный детонатор), а заряд из литого тротила рассматривать на всякий случай в качестве альтернативного варианта. Хотя, отмечу, и у нового основного заряда для M1A2 все же нашелся недостаток: он был несколько более трудоемок в снаряжении по сравнению с тем, что применялся на «торпеде» типа M1A1. Впрочем, в результате на вооружение Вооруженных сил США в конечном итоге все-таки поступили подрывной комплект типа M1A2 (M1A2 Bangalore-Torpedo Demolition Kit), а также усовершенствованный удлиненный подрывной заряд «Змея» типа M3A1. В обоих в качестве основного, центрального заряда использовалась «Композиция В», а в качестве промежуточных детонаторов - «Композиция А-3».

Комплект M1A2 также представлял собой сборный удлиненный заряд, в конструктивном плане состоящий из 10 заполненных взрывчатым веществом металлических герметично закрытых труб-секций, 10 соединительных трубчатых муфт, а также наконечника, который закрепляется на переднем конце головной трубы-секции. Соединительные трубчатые муфты, с помощью которых отдельные трубы-секции могут соединяться в единый, большой по длине подрывной заряд, в конструктивном плане представляют собой фактически отрезки труб с пружинистыми вырезами-загибами. Когда необходимо соединить несколько «торпед» в одну, эти муфты надеваются сначала на один конец трубы-секции: при надевании на последнюю пружинистые вырезы-загибы расходятся, свободно пропуская муфту и давая ей возможность «налезть» на саму трубу, но после того, как загибы упираются в кольцевой прилив, имеющиеся на оконечности трубы-секции, они защелкиваются и уже не позволяют снять муфту с «торпеды». После этого муфта аналогичным образом надевается на концевую часть другой трубы-секции.

В свою очередь, наконечник, который закрепляется на переднем конце головной трубы-секции, фактически представляет собой такую же муфту, но с пружинистыми вырезами-загибами, расположенными только с одной его стороны. Вторая же его сторона выполнена в виде закрытого конуса, который и позволяет обеспечить возможность проталкивания всей «торпеды» сквозь различные препятствия, такие, как, например, колючая проволока, спираль Бруно, высокая трава, кустарник, песок и пр. Каждая труба-секция, окрашиваемая в оливково-серый цвет и имеющая маркировку в виде обозначения типа инженерного вооружения (Torpedo, Bangalore, M1A2), имеет длину 1,52 метра и диаметр 5,41 сантиметра, причем на обоих ее концах имеется сужение с кольцевым приливом и резьбовым запальным гнездом под адаптер-переходник M4A1.

Внутри трубы-секции размещается заряд взрывчатого вещества: в середине - основной заряд в виде бризантного взрывчатого вещества массой 4763 грамма, а по обоим концам - промежуточные заряды-детонаторы весом по 226 граммов каждый. Таким образом, суммарная масса взрывчатого вещества в одной трубе-секции составляет 5,215 кг или 6,1 кг в тротиловом эквиваленте, что дает 3,44 кг взрывчатого вещества или 4,01 кг в тротиловом эквиваленте на один метр модернизированной «торпеды». При этом «торпеда» может использоваться отдельно, по-секционно, либо собираться в длинную «торпеду» из нескольких секций: один комплект позволяет соорудить «торпеду» длиной 15,2 метра! Впрочем, обычно до такого не доходит - уж слишком сложно переносить и применять такую «трубу» по предназначению в бою. К тому же буксировать такую «торпеду» при помощи техники нельзя, поскольку соединительные муфты на это не рассчитаны и могут попросту не выдержать.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/M1A2-Bangalore-Torpedo-05.jpg

Перед подрывом «торпеды» в запальное гнездо последней трубы-секции ввинчивается электродетонатор типа M6 с переходником-адаптером типа M4A1, после чего с безопасного расстояния сапер подает электроимпульс с подрывной станции, либо же можно подорвать «торпеду» при помощи детонирующего шнура, который обертывается вокруг задней части последней трубы-секции (8 колец), тогда как сам электродетонатор в этом случае крепится на второй конец этого детонирующего шнура, протянутого, в свою очередь, в укрытие, где находится сапер. Сегодня американские армейские инженеры применяют только детонирующий шнур типа Type I Class E. «Торпеды» типа M1A2 укладываются по 10 труб-секций в деревянный ящик, вес брутто которого составляет 89,81 кг (масса чистой взрывчатки в ящике достигает 52,16 кг). Маркировка данного ящика по системе Министерства обороны США - MIL-B-2427, по системе ООН - 4C1.

Существует несколько вариантов официальных обозначений «торпеды» M1A2 - в зависимости от применяемой системы обозначений (классификации): в соответствии с номенклатурой «Model designation» (в переводе с английского - «Обозначение изделия») она обозначается как M1A2; в соответствии с номенклатурой «Department of Defense identification code» или DODIC («Идентификационный код Министерства обороны») - M028; в соответствии с номенклатурой «UN Serial number (code)» («Серийный номер (код) ООН») - 0034, а вот в соответствии с номенклатурой «National Stock No» или NSN («Общенациональный складской номер») она не имеет никакого обозначения вовсе.

Примечательно, что в начале 1990-х годов Министерство обороны США провело так называемые испытания на штабелирование стандартного деревянного ящика типа MIL-B-2427 (заводской №9216100) с самой «Бангалорской торпедой» типа M1A2 (заводской №8863370) и с ее массогабаритными и содержательными, со взрывчаткой, имитаторами, по результатам которых был подготовлен соответствующий отчет. Последний составлен Фрэнком Снижеком (Frank M. Sniezek) и датирован 7 сентября 1993 года. Некоторое время назад он был рассекречен и находится в открытом доступе в одной из американских специализированных электронных библиотек. Далее я приведу вкратце основную информацию из этого достаточно любопытного документа. Испытание проводилось на территории Арсенала Пикатинни. Непосредственно за работы по организации и проведению испытания отвечало Командование вооружений, боеприпасов и химического оружия СВ США (U.S. Army Armament, Munitions and Chemical Command, сокращенно - AMCCOM). В отечественной военной терминологии этот орган военного управления классифицировался ранее как «управление».

В рамках этого эксперимента американскими армейскими специалистами был взят стандартный деревянный ящик типа MIL-B-2427, который использовался для хранения и транспортировки комплекта подрывного заряда «Бангалорская торпеда» типа M1A2 и имел следующие массогабаритные характеристики: масса - около 89,8 кг, внутренние размеры - 18,30 х 3,98 х 1,23 м, внешние размеры - 19,82 х 4,58 х 2,13 м. В испытании использовались три таких ящика, составленные вместе и заполненные массо-габаритными имитаторами стандартного комплекта «Бангалорской торпеды»: масса ящика с таким имитатором составила 93,44 кг, что незначительно, всего на 3,63 кг, превысило требуемую. В ходе рассматриваемого испытания укладочный вес (stacking weight; вес груза, который может быть уложен на угловые стойки контейнера/ящика при силе тяжести 1,8g) составил 1588,48 кг, а запланированное время испытания с таким весом - 24 часа. Причем такой вес превышал установленные в СВ США лимиты, которые для штабеля ящиков высотой 3,05 м составляли 1539,5 кг.

В ходе эксперимента также было проведено испытание незакрепленного груза (Loose Cargo Test), которое призвано имитировать движения незакрепленного грузового контейнера или, как в рассматриваемом нами случае, ящика, в ситуации, когда он неоднократно соударяется по полуэллиптической траектории со стенками и полом четырехстороннего складского помещения или с другим грузом (как в нашем случае). В этом испытании также были задействованы три указанных ящика, которые непосредственно перед этим в течение одного часа проходили испытание на укладочный вес. В ходе испытания, проводившегося на вибрационном стенде, ящики во время имитируемой тряски приподнимались в вертикальной плоскости минимум на 16 мм.

Заключительным стало испытание на падение или ударную прочность (Drop Test), в ходе которого ящик, прошедший до этого два ранее упомянутых испытания, сбрасывался с высоты около 1,22 м. При этом ящик сбрасывался по-разному: днищем и крышкой вниз, обоими боками вниз (длинным и коротким), а также под углом 45 градусов. Причем после испытаний по последнему сценарию с участием массогабаритного имитатора «Бангалорской торпеды» было решено использовать для сброса ее реальный комплект - на этот раз испытание проводилось «с участием» всех трех ящиков с боевыми «торпедами». Результаты испытаний были признаны положительными, поскольку в ходе них не было зафиксировано никаких повреждений подрывного комплекта, которые могли бы привести к его выводу из строя или, тем более, вызвать его неконтролируемую детонацию.

Технические характеристики подрывного комплекта M1A2 Bangalore-Torpedo Demolition Kit
Размеры секции: диаметр 0,541 м, длина 1,52 м.
Общая длина комплекта 15,2 м.
Масса ВВ 4,763 кг Композиции B4.
Масса ВВ промежуточного детонатора 2 шт. по 226 гр Композиции А3.
Общее количество ВВ в секции 5,215 кг.
Тротиловый эквивалент (RE) – 1,17.