https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627711520_pervaja.jpg

29  февраля 2020 года в столице Катара было подписано мирное соглашение  между США и движением «Талибан» (запрещено в РФ). Ключевыми положениями  этого договора являются следующие пункты:
   
- США должны воздержаться от применения силы;

- «Талибан» обязан сложить оружие и прекратить террористическую и военную деятельность;

-  Вывод войск США и их союзников по НАТО из Афганистана начнётся в  течение 14 месяцев после подписания документа (при соблюдении условий  договора «Талибаном»);

- Правительство Афганистана должно начать  переговоры с Советом Безопасности ООН по исключению членов «Талибана» из  санкционного списка к 29 мая, Вашингтон намерен исключить группировку  из своего списка санкций к 27 августа;

- США сократят войска в  Афганистане до 8,6 тыс. в течение 135 дней в зависимости от выполнения  «талибами» своих обязательств по соглашению. Взамен «Талибан» должен  отказаться от использования афганской территории для нападения;

- Соединенные Штаты Америки обязуются не вмешиваться во внутреннюю политику страны;

- Ежегодно США будут направлять средства для обучения, консультирования и оснащения сил безопасности Афганистана;

-  Афганское правительство освободит до 5 тыс. заключённых талибов в знак  доброй воли в обмен на 1 тыс. сотрудников сил безопасности, удерживаемых  талибами.

Конечной целью соглашения между конфликтующими  сторонами является последующая интеграция «Талибана» в политическую  жизнь Афганистана. Однако это предусматривало пересмотр лидерами  «талибов» своих ключевых идеологических подходов и установок, к чему,  как показали дальнейшие события, они оказались не готовы.

Напротив,  вместо соблюдений условий договора в мае 2021 года в связи с выводом  иностранного военного контингента из Афганистана боевики движения  «Талибан» развернули масштабное наступление по всей стране. К середине  июля исламистам удалось установить контроль над 80 % территории  Афганистана. Речь в основном идёт о сельских районах, крупные города и  военные базы в основном по-прежнему находятся под контролем центрального  правительства, которое, используя бронетехнику, артиллерию и авиацию, пытается восстановить положение.

В  свою очередь США одновременно с выводом войск оказывает воздушную  поддержку афганским силам безопасности. Авиаудары наносились по запросу  афганских правительственных сил, а также для уничтожения попавших в руки  «талибов» тяжелого вооружения и техники.

Благодаря американской  воздушной поддержке в ряде районов удалось остановить наступление  боевиков, или даже отбросить их на прежние позиции. Таким образом, во  многом повторяется ситуация, сложившаяся после вывода советского  «ограниченного контингента» в 1989 году. До определённого момента  правительству Республики Афганистан, благодаря масштабной советской  военной и экономической поддержке, удавалось сдерживать натиск  моджахедов и удерживать контроль над ситуацией в стране. Однако после  распада СССР военная помощь полностью прекратилась, и уже весной 1992  года правительство Республики Афганистан пало.

Есть основания  полагать, что США постараются не допустить падения Кабула, и к концу  года в Афганистане установится шаткое равновесие, когда ни одна из  сторон не будет способна добиться безоговорочной победы военным путём.  Благодаря качественному превосходству в вооружениях, материальной и  воздушной поддержке США и их союзников, центральному правительству  удастся удерживать крупные административно-политические центры и  контролировать в светлое время суток движение по основным транспортным  магистралям. Во власти «талибов» окажутся сельская местность и дороги в  ночное время.

Впрочем, о безоговорочном установлении боевиками  контроля над дорожной сетью в ночное время речь идти не может. Помимо  стационарных хорошо укреплённых блокпостов афганской армии, усиленных  бронетехникой, против «Талибана» будут действовать беспилотные и  пилотируемые боевые и разведывательные летательные аппараты.

Понятно,  что без американской поддержки силы безопасности Афганистана долго  продержаться не смогут, но значительную роль в сдерживании исламских  боевиков должны сыграть военно-воздушные силы Афганистана, созданные  благодаря усилиям США.

На содержание афганских сил безопасности  ежегодно расходуется $7 млрд, что существенно превышает возможности  афганской экономики. При этом ВВП страны составляет не более 25 млрд. В  сложившейся ситуации США вынуждены выделять значительные финансовые  ресурсы, предназначенные для закупки техники и вооружения афганским  силам безопасности, подготовки персонала и обеспечения  материально-технического снабжения.

Вертолеты советского и российского производства в Национальном воздушном корпусе Афганистана

Вскоре  после начала вооруженными силами США и их союзников операции  «Несокрушимая свобода» (октябрь 2001 года), стало ясно, что иностранному  контингенту не удастся в долгосрочной перспективе контролировать  ситуацию. На борьбу с «талибами» американцы потратили около $600 млрд,  но им так и не удалось безоговорочно разгромить радикальных исламистов. В  июле 2011 года начался постепенный вывод войск международной коалиции  из Афганистана. Через два года обеспечение безопасности в стране  формально было возложено на местные силовые структуры, после чего  иностранный воинский контингент стал играть вспомогательную роль. Но  всем было понятно, что правительство в Кабуле не в состоянии обойтись  без иностранной военной и финансовой поддержки. Главным спонсором  афганских сил безопасности всё это время являлись США.

Одним из  основных инструментов вооруженной борьбы с исламскими боевиками,  имеющимся в распоряжении центрального правительства, стал Национальный  воздушный корпус Афганистана (военно-воздушные силы).

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627711573_mi-8-i-mi-35.jpg

На  первом этапе антитеррористической кампании в Афганистане была сделана  ставка на хорошо знакомую афганцам авиатехнику. С опорой на американскую  техническую и финансовую поддержку силам Северного альянса удалось  вернуть в строй несколько угнанных в Пакистан вертолетов советского  производства. Ещё некоторое количество Ми-25/Ми-35 и Ми-8/Ми-17  поставила Россия, и передали восточно-европейские страны НАТО.

До  определённого момента вертолеты советского и российского производства  являлись главной ударной силой Национального воздушного корпуса. Пилоты  афганских боевых вертолетов в основном применяли 57-80-мм НАР С-5 и С-8.  Стрелково-пушечное вооружение против боевиков использовалось крайне  редко, так как это подразумевало сближение с целью на дистанцию, когда  была высока вероятность поражения ответным огнём из стрелкового оружия.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627711725_pusk-s-mi-35.jpg

Транспортно-боевые  Ми-8 и Ми-17 перевозили грузы и личный состав афганских сил  безопасности, но и на них зачастую подвешивали блоки НАР и бомбы, а  наличие 7,62-мм пулемета ПК в дверном проёме являлось обязательным.

Наряду  с эксплуатацией бывшей в употреблении авиатехники советской постройки,  США в рамках компании по борьбе с глобальным террором закупали в России  новые вертолеты. Так, по состоянию на 2013 год наша страна поставила 63  вертолета Ми-17В-5 (экспортная версия Ми-8МТВ-5), а также расходные  материалы и запчасти общей стоимостью около $1 млрд. После 2014 года  американцы прекратили приобретать для афганской армии технику и  вооружение в России. Тем не менее ещё несколько бывших в употреблении  Ми-17 поступили из стран Восточной Европы. Афганское правительство,  столкнувшись с дефицитом запасных частей и нехваткой боевых вертолетов,  обратилось с просьбой о безвозмездной помощи. Россия не стала  осуществлять бесплатные поставки в страну, чьё руководство находится под  контролем американцев. Четыре порядком изношенных вертолета Ми-35 в  2018 году Афганистану передала Индия, но это не оказало заметного  влияния на ситуацию.

В данный момент в афганских ВВС всё ещё  остались летающие ударные Ми-35 и транспортно-боевые Ми-17. Однако из-за  разрыва сотрудничества с Москвой их техническое состояние оставляет  желать много лучшего, и они больше простаивают на земле. Если ситуация  не изменится, то в скором будущем афганским военным придётся  окончательно расстаться с российской авиатехникой.

Цели программы замены в Воздушном корпусе Афганистана вертолетов российского производства

Ещё  до введения против России санкций, США начали реализацию программы  замены в Афганистане российских вертолетов авиатехникой, соответствующей  стандартам НАТО. Основными целями данной программы было сократить  влияние России на ситуацию в регионе, уменьшить финансовые расходы на  закупку и содержание авиатехники, оптимизировать время на подготовку к  повторным боевым вылетам и сделать их более результативными.

С  самого начала американские военные чётко расставили приоритеты. При  выборе техники для ВВС Афганистана речь шла только о выполнении  бомбово-штурмовых ударов, переброске воздухом небольших подразделений и  грузовых перевозках в интересах сухопутных войск. Приобретение  реактивных боевых самолетов, способных осуществлять перехват в рамках  задач ПВО и вести воздушный бой, не рассматривалось.

Замена Ми-8/Ми-17 вертолетами американского производства

На  первом этапе США пытались компенсировать нехватку многоцелевых  вертолетов Ми-8/Ми-17 взятыми с долговременного хранения Bell UH-1Н  Iroquois. Хотя эти ветераны Вьетнамской войны прошли капитальный ремонт и  были оснащены новыми средствами связи, они уже не удовлетворяют  современным требованиям, и проявили себя не лучшим образом в условиях  высокогорья.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627711936_irokez.jpg
Вертолет UH-1Н Iroquois

Основной  альтернативой российским транспортно-боевым вертолетам в долгосрочной  перспективе должны стать модернизированные Sikorsky UH-60А Black Hawk,  взятые с хранения.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712011_bljek-hok.jpg
Вертолет UH-60А+ Black Hawk Воздушного корпуса Афганистана

Вертолеты,  построенные в середине 1980-х годов, прошли капитальный ремонт и  модернизацию, после чего получили обозначение UH-60А+. В ходе  модернизации устанавливаются двигатели General Electric T700-GE-701C,  улучшенная трансмиссия и обновлённая система управления. Заявлено, что  по своим возможностям UH-60А+ соответствуют современной модификации  UH-60L. Всего США планируют поставить 159 многоцелевых вертолетов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712024_bljek-hok-stroj.jpg

Вертолеты  UH-60A+ оснащены пулеметами калибра 7,62-мм, и в случае необходимости  на внешних подвесках могут нести блоки с неуправляемыми ракетами и  контейнеры с шестиствольными 12,7-мм пулеметными установками GAU-19.

Справедливости  ради стоит сказать, что «Чёрный ястреб» является очень неплохим  вертолетом. Однако афганские пилоты и наземный технический персонал не  испытывают большого энтузиазма от перехода на UH-60A+. Это связано с  тем, что «Чёрный ястреб» при всех своих достоинствах гораздо более  требовательная к обслуживанию машина, чем освоенные афганцами вертолеты  Ми-8/Ми-17, доказавшие свою высокую эффективность и неприхотливость.  Кроме того, поставляемые американцами транспортно-боевые вертолеты не  являются новыми, что неизбежно скажется на эксплуатационной надёжности.

Замена Ми-35 легкими разведывательно-ударными вертолетами и турбовинтовыми штурмовиками

В  прошлом основной ударной силой афганских ВВС являлись вертолеты Ми-35.  Эта машина представляет собой экспортный вариант Ми-24В и вооружена  подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм  пулеметом ЯкБ-12,7. Стандартной боевой нагрузкой афганских Ми-35  являлись 2-4 блока Б-8В20А ёмкостью по двадцать 80-мм ракет С-8.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712191_mi-35.jpg

Обычно  афганские Ми-35 использовались как «летающие РСЗО». Стараясь не  подставляться под зенитный огонь с земли, экипажи выполняли залповый  пуск НАР «по площади» с дистанции не менее 1 км.

В 2015 году  американские представители заявили, что в силу высокой затратности и  неочевидной эффективности они прекращают финансирование технической  поддержки Ми-35. Тем не менее афганцы не отказались полностью от  «крокодилов», но их боеготовность резко упала и сильно снизилась  интенсивность полетов. В настоящее время в Национальном воздушном  корпусе Афганистана имеется не более восьми Ми-35, способных подняться в  воздух.

В какой-то мере заменой российских ударных вертолетов  стал легкий вертолет MD Helicopters MD530F Cayuse Warrior, который  является представителем семейства, ведущим свою родословную от  однодвигательного легкого многоцелевого вертолета McDonnell Douglas  Model 500. В Воздушном корпусе Афганистана имеется около 30 MD530F.  Всего парк легких боевых вертолетов планируется довести до 68 единиц.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712509_defender.jpg
Вертолет MD530F Cayuse Warrior Cayuse Warrior Воздушного корпуса Афганистана

Вертолеты  модификации MD530F, предназначенные для ВВС Афганистана, оснащены  газотурбинным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C30 Turboshaft взлетной  мощностью 650 л.с. и винтом с увеличенной подъёмной силой. Это  позволяет эффективно действовать при более высокой температуре и в  горной местности, превосходя другие вертолеты в своём классе. MD-530F  может нести широкий спектр вооружения, в том числе контейнеры НМР400 с  12,7-мм пулеметом МЗ (скорострельность 1100 выстр./мин, боекомплект 400  патронов), а также ПУ НАР и ПТУР. Масса полезной нагрузки на внешней  подвеске – до 970 кг.

Легкий боевой вертолет MD530F стал первым в  семействе, получившим «стеклянную кабину», которая включает в себя  сенсорные дисплеи GDU 700P PFD/MFD и Garmin GTN 650 NAV/COM/GPS, а также  интегрированную систему слежения (HDTS), которая объединяет  прицельно-поисковое оборудование, аппаратуру ночного видения FLIR и  лазерный дальномер-целеуказатель.

Помимо нанесения ударов по  наземным целям, MD530F способен вести патрулирование и разведку, а также  корректировать артиллерийский огонь и наводить на цель другие ударные  вертолеты и самолеты. Наличие на борту лазерного  дальномера-целеуказателя позволяет осуществлять подсветку цели для  управляемых артиллерийских снарядов и авиационных боеприпасов.

Хотя  MD530F по боевой живучести не может сравниться с Ми-35, при правильном  использовании он вполне эффективен. Залогом неуязвимости этого вертолета  является высокая маневренность, тяговооруженность и малые  геометрические размеры. В силу гораздо меньшего взлетного веса MD530F  чувствительней к командам органов управления и превосходит Ми-35 по  эксплуатационной перегрузке. Попасть в MD530F гораздо сложней, чем в  бронированный «крокодил». Кроме того, ряд наиболее уязвимых узлов MD530F  прикрыт полимерно-керамической бронёй, а топливные баки протектированы и  выдерживают попадания 12,7-мм пуль. Несущий винт с повышенным КПД  сохраняет работоспособность при простреле 14,5-мм пулями.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712296_defender-md530f.jpg

На  боевой живучести MD530F отрицательно сказывается наличие одного  двигателя, выход из строя которого неминуемо приведёт к падению или к  вынужденной посадке. В то же время следует признать, что, хотя машины  семейства Ми-24 лучше защищены от огня легкого стрелкового оружия,  крупнокалиберные 12,7-14,5-мм пули представляют огромную угрозу для всех  без исключения вертолетов и самолетов, имеющихся в Национальном  воздушном корпусе Афганистана.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712534_defendery.jpg

Немаловажным  фактором принятия на вооружение легких боевых вертолетов MD530F стала  их относительно невысокая цена. Холдинг «Вертолеты России» в 2014 году  предлагал экспортную модификацию Ми-35М за $10 млн, в то же время  стоимость одного MD530F без вооружения составляет $1,4 млн. Кроме того,  большое значение имеет топливная эффективность. Два двигателя Ми-35 в  среднем расходуют 770 л топлива в час. Газотурбинный двигатель,  установленный на MD530F, потребляет 90 л в час. С учётом того, что  авиационное топливо на афганские авиабазы доставляется  военно-транспортными самолетами или автомобильными конвоями, для которых  необходимо выделять сильную охрану – это существенно сказывается на  интенсивности использования боевой авиации и стоимости летного часа.

Руководство  американского оборонного ведомства категорически возражало против  поставки Афганистану не только современных боевых вертолетов AH-64E  Apache Guardian, но и относительно простых AH-1Z Viper. В основном это  связано с опасениями, что используемые в вооруженных силах США ударные  вертолеты могут оказаться в распоряжении китайских или российских  специалистов. Также большие сомнения вызывала способность афганцев  самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии весьма сложные и  трудоёмкие в обслуживании боевые вертолеты. К тому же крайне желательно  было снизить стоимость летного часа и время подготовки к повторному  боевому вылету.

По замыслу американских военных, полноценной  заменой Ми-35 должен стать турбовинтовой штурмовик Embraer А-29В Super  Tucano, победивший в 2011 в конкурсе на легкий боевой самолет.  Соперником американо-бразильского турбовинтового штурмовика выступал  Hawker Beechcraft AT-6B Texan II. Победе в конкурсе способствовало то,  что компания Embraer совместно с корпорацией Sierra Nevada (SNC) начали  сборку «Супер Тукано» на территории США.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712703_dzheksonvil.jpg
Спутниковый снимок Google Earth: самолет А-29В рядом с ангаром предприятия SNC в Джексонвилле

По  состоянию на 2016 год стоимость одного «Супер Тукано» составляла $16  млн. Цена одного самолета А-29В, собранного на предприятии в  Джексонвилле во Флориде, в 2019 году – более $18 млн. Специалисты  отмечают, что рост стоимости собираемых в США самолетов, по сравнению с  бразильскими «Супер Тукано», в основном связан с установкой более  совершенного БРЭО американского производства.

Выбор «Супер  Тукано», находящегося в эксплуатации с 2004 года, также обусловлен тем,  что он очень хорошо проявил себя в противоповстанческих операциях,  проводимых правительствами Бразилии и Колумбии. Этот вооруженный  турбовинтовой самолет оказался успешным при перехвате легких  транспортно-пассажирских самолетов, перевозящих нелегальные грузы.

На  сегодняшний день две сотни «Супер Тукано», используемые в зоне боевых  действий, налетали более 24 000 часов. Благодаря высокой маневренности,  низкой тепловой заметности и хорошей живучести, самолеты прекрасно  зарекомендовали себя в ходе выполнения боевых заданий. Хотя имели место  летные происшествия, ни один турбовинтовой штурмовик не потерян от  зенитного огня.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712810_a-29.jpg
Легкий турбовинтовой штурмовик А-29В Super Tucano Воздушного корпуса Афганистана

Все  расходы, связанные с приобретением самолетов, доставкой их в  Афганистан, закупкой для них вооружения, запасных частей и расходных  материалов, а также обучением пилотов и механиков, взяли на себя США.  Подготовка афганского летного и технического состава осуществлялась  инструкторами 81-й истребительной эскадрильи ВВС США на авиабазе Муди в  Джорджии.

По сравнению с одноместной модификацией А-29А,  используемые ВВС Афганистана двухместные самолеты А-29В оснащены гораздо  более совершенным БРЭО. Благодаря наличию второго члена экипажа,  выполняющего обязанности оператора вооружения и летчика-наблюдателя,  этот самолет является оптимальным для использования в операциях, где  осуществляется вооруженная разведка и возможно применение управляемых  средств поражения.

Благодаря турбовинтовому двигателю Pratt &  Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л.с., «Супер Тукано» имеет  достаточно высокие летные данные. Максимальная скорость в горизонтальном  полете составляет 590 км/ч. Крейсерская скорость — 508 км/ч. А-29В  может находиться в воздухе более 8 часов. Перегоночная дальность полета –  2500 км. Боевой радиус с нагрузкой 1500 кг – 550 км. Нормальная  взлетная масса составляет 2890 кг, а максимальная – 3210 кг.  Турбовинтовой штурмовик способен работать в условиях высокой  температуры, обладает хорошими взлетно-посадочными характеристиками, что  даёт возможность базироваться на ограниченных по протяжённости  грунтовых взлетно-посадочных полосах.

В распоряжении экипажа  имеются средства отображения информации израильской компании Elbit  Systems и прицельно-поисковые системы производства Boeing Defense, Space  & Security. При наведении на цель управляемых боеприпасов  задействуется система отображения данных на шлеме пилота,  интегрированная с аппаратурой управления авиационными средствами  поражения. Сообщается, что в 2013 году для А-29В компанией OrbiSat  создан подвесной радар, способный работать по воздушным и наземным целям  и обнаруживать с высокой вероятностью одиночные минометные позиции. На  борту также имеются инерциальные и спутниковые навигационные системы и  аппаратура, обеспечивающая закрытый канал радиосвязи.

Боевая  нагрузка, или подвесные контейнеры с разведывательно-поисковой  аппаратурой общим весом до 1550 кг размещаются на пяти узлах подвески. В  состав вооружения А-29В входят свободнопадающие и корректируемые бомбы,  бомбовые кассеты, НАР, а также 70-мм реактивные снаряды с лазерным  наведением HYDRA 70/APKWS. В крыле установлены два 12,7-мм пулемета FN  Herstal M3P с темпом стрельбы по 1100 выстр./мин. Боекомплект – 200  патронов на ствол. Также предусмотрена подвеска 20-мм пушки GIAT M20A1 и  четырех контейнеров с 7,62-12,7-мм пулеметами.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627712886_nabor-vooruzhenija-a-29.jpg

В  случае необходимости на месте второго пилота может быть установлен  дополнительный протектируемый и заполняемый нейтральным газом топливный  бак ёмкостью 400 литров.

В силу конструктивных особенностей  боевая живучесть А-29В выше, чем у большинства боевых вертолетов. На  турбовинтовом штурмовике, в отличие от вертолета, нет многих уязвимых  узлов, при повреждении которых управляемый полет невозможен. Заметность  А-29В в ИК-спектре существенно ниже, чем у боевых вертолетов, а  горизонтальная скорость полета больше примерно в два раза, что сокращает  время нахождения в зоне зенитного огня. Для противодействия ракетам с  тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела  тепловых ловушек и дипольных отражателей. Предусмотрена возможность  подвески контейнера с лазерной аппаратурой противодействия ракетам с ИК  ГСН. Впрочем, у «талибов» сейчас не имеется работоспособных ПЗРК. Для  стрельбы по воздушным целям боевики в основном используют легкое  стрелковое оружие, у них также есть 12,7 и 14,5-мм зенитные установки.

С  учётом имеющихся угроз кабина экипажа и наиболее важные части афганских  А-29В прикрыты полимерной бронёй, не пробиваемой бронебойными  винтовочными пулями, выпущенными с дистанции 300 м. Топливные баки имеют  защиту от прострела и заполняются нейтральным газом. При сильном  зенитном противодействии бронирование двухместной кабины может быть  усилено керамическими пластинами, что обеспечивает защиту от 12,7-мм  пуль на дистанции 500 м. Но в этом случае на 200 кг уменьшается масса  боевой нагрузки и снижается дальность полета.

Афганцы приступили  к освоению первых восьми А-29В в 2016 году. В 2020 году в ВВС  Афганистана имелось уже 26 самолетов. Ожидается, что в ближайшее время  парк афганских «Супер Тукано» превысит 30 единиц. Пилоты афганских А-29В  совершили первые боевые вылеты в начале 2017 года. После поступления  новых самолетов и освоения их экипажами и наземными службами,  интенсивность боевых вылетов увеличивалась. Уже в апреле 2017 года  «Супер Тукано» совершали до 40 боевых вылетов в неделю.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627713048_pusk-nar-s-super-tukano.jpg

Согласно  рекомендациям, выданным американскими советниками, афганские пилоты  избегали входить в зону эффективного зенитного огня, осуществляя пуск  реактивных снарядов и сбрасывая бомбы с безопасной высоты. Крыльевые  12,7-мм пулеметы против «талибов» не использовались.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713161_a-29-polveska-bomby.jpg

Для  повышения эффективности боевых вылетов в марте 2018 года на афганские  «Супер Тукано» начали подвешивать корректируемые бомбы GBU-58 Paveway  II. Это не только резко улучшило точность бомбометания, но и позволило  уничтожать стационарные цели с известными координатами в ночное время.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713043_podveska-bomby-na-a-29.jpg

В  целом «Супер Тукано» очень неплохо проявили себя в ходе боевых действий  в Афганистане, и, согласно оценкам западных экспертов, смогли  компенсировать вывод вертолетов Ми-35 из эксплуатации. Хотя цена А-29В  несколько выше, чем у экспортных Ми-35, турбовинтовые штурмовики  компенсируют её гораздо более низкими эксплуатационными расходами.  Стоимость летного часа афганских А-29В в 2016 году составляла примерно  $600. В то же время стоимость летного часа транспортно-боевого вертолета  Ми-17В-5 превышала $1000, а у Ми-35 приближалась к $2000. Время  подготовки вертолета к повторному боевому вылету занимает гораздо больше  времени, чем у «Супер Тукано». При аналогичной или даже более высокой  боевой эффективности, легкие турбовинтовые боевые самолеты в условиях  Афганистана оказались экономически более выгодными.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627713228_nochju.jpg
Афганский А-29В с управляемой авиабомбой GBU-58 Paveway II готовится совершить боевой вылет ночью

Большим  достоинством А-29В является способность успешно действовать в тёмное  время суток, что крайне проблематично для афганских Ми-17В-5 и Ми-35. В  отличие от боевых вертолетов, турбовинтовой самолет легко преодолевает  горные хребты, неся при этом максимальную боевую нагрузку.

Транспортно-пассажирские и разведывательно-ударные самолеты Национального воздушного корпуса Афганистана

До  падения режима Мохаммада Наджибуллы в ВВС Афганистана эксплуатировались  транспортно-пассажирские самолеты: Ан-2, Ил-14, Ан-26, Ан-32. После  того как в ноябре 2001 года боевики движения «Талибан» без боя покинули  Кабул, все самолеты, полученные от СССР, находились в состоянии  металлолома, и западной коалиции пришлось заново создавать афганскую  военно-транспортную авиацию.

В конце 2009 года вновь  сформированным ВВС Афганистана передали два средних военно-транспортных  C-27A Spartan. «Спартанец», в котором используются узлы американского  С-130, создан компанией Alenia Aeronautica на базе итальянского самолета  G.222.

Компания Alenia North America получила контракт общей  стоимостью $485 млн на модернизацию и переоборудование 18 C-27A. На  афганских самолетах установлена баллистическая защита кабины, устройство  отстрела тепловых ловушек и дополнительное оборудование для действий со  слабо подготовленных аэродромов. Топливные баки заполняются нейтральным  газом.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627713390_c-27a.jpg
Военно-транспортный C-27A Национального воздушного корпуса Афганистана

С-27А  с максимальной взлетной массой 31800 кг имеет грузоподъёмность до 11600  кг. Вместимость: 60 пассажиров или 46 вооруженных десантников.  Дальность полета с полезной нагрузкой 4535 кг – 5110 км. Практический  потолок – 9140 м. Максимальная скорость – 602 км/ч. Крейсерская – 583  км/ч.

Всего в Афганистан было доставлено 16 «Спартанцев». Однако  в январе 2013 года США решили не выделять средства на поддержку в  рабочем состоянии парка С-27А. Сообщается, что это связано с чрезмерными  эксплуатационными затратами. Согласно одним источникам, по состоянию на  2020 год в Национальном воздушном корпусе в рабочем состоянии имелось  четыре С-27А, по другим данным, все афганские «Спартанцы» списаны.

Для  осуществления транспортно-пассажирских перевозок в интересах  вооруженных сил Афганистана с 2013 года используются четыре бывших в  употреблении американских С-130Н Hercules.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713376_s-130.jpg
Афганский С-130Н

В  мае 2008 года США приобрели для ВВС Афганистана четыре украинских  Ан-32Б, ранее находившиеся в эксплуатации. Судя по всему, Ан-32Б уже  списаны по причине выработки ресурса.

В связи с тем, что служба  самолетов С-27А в Афганистане не задалась, не удалось реализовать планы  по оснащению афганских ВВС «ганшипами» AC-27J Stinger II. В 2008 году  Командование специальных операций выделило на эти цели $32 млн. В период  с 2011 по 2015 год планировалось приобрести 16 AC-27J. Самолет должен  был быть вооружен 30 или 40-мм пушкой, установленной в дверном проёме, а  также высокоточными авиационными боеприпасами.

В 2008 году  взятый с хранения С-27А прибыл на авиабазу Эглин во Флориде, где его  должны были переоборудовать в исследовательской лаборатории ВВС США.  Однако уже в начале 2010 года работы были остановлены.

В июле  2012 года итальянская компания Alenia Aermacchi и американская компания  АТК объявили о намерении создать на базе военно-транспортного C-27J  многоцелевой самолет MC-27J. В зависимости от поставленной задачи эта  машина в рамках антиповстанческих операций может оказывать огневую  поддержку наземным подразделениям, вести разведку и патрулирование,  перевозить грузы и личный состав.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713420_mc-27j.jpg

В  2014 году первый MC-27J приступил к испытаниям. Основой  прицельно-разведывательного комплекса стала платформа L-3 Wescam MX-15Di  с оптикоэлектронной и инфракрасной аппаратурой. Обмен информации с  наземными командными пунктами осуществляется по линии связи стандарта  Link-16.

В рамках концепции создания недорогого многоцелевого  самолета с быстросъёмным вооружением самолет оснастили 30-мм  автоматической пушкой GAU-23 (авиационная модификация ATK Mk. 44  Bushmaster).

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713472_30-mm-pushka.jpg

Пушка  с системой боепитания размещается на стандартном грузовом поддоне и  монтируется в грузовой кабине для стрельбы через грузовую дверь. Монтаж  либо демонтаж пушки должен занимать не более четырех часов. Помимо 30-мм  артустановки в состав вооружения MC-27J планируется ввести ракеты  AGM-176 Griffin и AGM-114 Hellfire.

В 2017 году самолет MC-27J  был предложен Командованию сил специальных операций, которое фактически  несёт ответственность за оснащение ВВС Афганистана авиационной техникой.  Однако решение о поставках MC-27J не принято до сих пор.

Для  доставки небольших грузов, в том числе и на грунтовые взлетно-посадочные  полосы, используются шесть самолетов общего назначения Cessna 208  Caravan.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713552_c-208-combat-caravan-afghanistan.jpg
Самолет Cessna 208 Национального воздушного корпуса Афганистана

Этот  самолет, благодаря неприхотливости, невысоким эксплуатационным расходам  и способности действовать с неподготовленных площадок, пользуется  популярностью в странах «третьего мира». В ВВС США он известен как  U-27A.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627713576_karavany.jpg

Самолет  с одним турбовинтовым двигателем мощностью 675 л.с. имеет максимальный  взлетный вес 3629 кг, и может перевозить 9 пассажиров с крейсерской  скоростью 344 км/ч. Максимальная скорость – 352 км/ч. Дальность полета –  1980 км.

Первые Cessna 208 появились в афганских ВВС в 2011  году. Согласно справочным данным, Национальный воздушный корпус также  эксплуатирует 10 разведывательно-ударных AC-208 Combat Caravan – с  прицельно-поисковой аппаратурой и ракетами AGM-114 Hellfire. Впрочем,  подтвердить наличие этих самолетов в Афганистане не удалось, в сети  имеются фотографии только не вооруженных афганских самолетов. Возможно,  речь идёт о модификации MC-208 Guardian Caravan, используемой  американскими силами специальных операций.

В ВВС Афганистана  также имеются турбовинтовые бизнесджеты Pilatus PC-12NG. Самолет с  максимальным взлетным весом 4740 кг оснащён турбовинтовым двигателем  мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость полета составляет 540 км/ч.  Крейсерская скорость – 502 км/ч. Дальность полета с одним пассажиром на  борту – 3530 км. Дальность с одним пилотом и 10 пассажирами — 2371 км.

Известно,  что в 2012 году американская компания Sierra Nevada получила контракт  стоимостью $220 млн на переоборудование закупленных в Швейцарии 18  самолетов PC-12NG. Авиационные эксперты полагают, что афганские PC-12NG  должны быть модифицированы в самолеты наблюдения и разведки.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-07/1627713716_razvedyvatelnaja-u-28a.jpg
Американский разведывательный самолет U-28A

В  трех эскадрильях ССО ВВС США с 2006 года эксплуатируются самолеты U-28A  Draco (военный вариант PC-12NG). Модификация U-28A HB-FOB –  предназначена для ведения оптоэлектронной разведки и патрулирования в  любое время суток. U-28A HB-FOG – предназначен для определения координат  и перехвата сообщений в радиодиапазоне от 30 МГц до 2 ГГц. От  пассажирских самолетов разведывательные U-28A HB-FOG и U-28A HB-FOB  визуально отличаются зашитыми иллюминаторами, антеннами связных и  радиотехнических систем, дополнительными контейнерами в нижней части  фюзеляжа и датчиками оптикоэлектронной системы.

Есть основания  полагать, что специальными самолетами, созданными на базе PC-12NG,  американцы пытаются компенсировать отсутствие в ВВС Афганистана  разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

Состояние и перспективы Национального воздушного корпуса Афганистана

В  целом Национальный воздушный корпус Афганистана оснащён достаточно  современной авиационной техникой, и по своей численности вполне  соответствует размерам страны. По западным данным, боеготовность  афганских самолетов и вертолетов в среднем составляет приблизительно 70 %  от общей численности. Большая часть пилотов, летающих сейчас на  западной авиатехнике, прошла обучение за пределами Афганистана. Персонал  наземных технических служб в основном обучался на месте иностранными  военными инструкторами и гражданскими специалистами, работавшими по  контракту.

В целом уровень подготовки афганского  летно-технического состава оценивается как хороший. Однако даже при  наличии необходимой квалификации пилоты ВВС Афганистана не всегда  обладают достаточным уровнем мотивации и порой чрезмерно осторожны.  Неоднократно отмечались случаи формального выполнения летного задания.  Когда имелся риск напороться на зенитный огонь с земли, афганские  летчики сбрасывали бомбы не прицельно, а пуск НАР выполняли с  максимальной дистанции. Технический наземный персонал, задействованный в  подготовке к вылетам самолетов и вертолетов, а также в их ремонте,  требует пристального контроля со стороны иностранных специалистов. В  противном случае афганцы могут отклоняться от требований инструкций,  выполнять ремонт и регламентные работы халатно, что, в свою очередь,  чревато высоким риском летных происшествий.

С учётом  численности, уровня подготовки личного состава и состояния авиационного  парка самолеты и вертолеты афганских ВВС могут выполнять 50-60 вылетов в  сутки. Это, конечно, возможно при условии, что на авиабазах имеется  достаточное количество авиационного топлива и боеприпасов, а также при  своевременном проведении обслуживания и ремонта. Материально-техническое  снабжение Национального воздушного корпуса Афганистана целиком зависит  от поставок, контролируемых США, а качество технического обслуживания –  от присутствия иностранных инструкторов, контролирующих работу афганских  механиков. В свете последних событий, на фоне активных операций,  проводимых «талибами» во многих районах страны, боевой мощи ВВС  Афганистана может быть недостаточно, чтобы сдержать их наступательный  порыв.

Согласно американским планам, к 2022 году парк ВВС  Афганистана предполагалось довести до 245 самолетов и вертолетов. Однако  имеются большие сомнения, что это будет воплощено в жизнь. Так или  иначе, если США заинтересованы в сохранении в Кабуле нынешнего  правительства, придётся выделять очень крупные ресурсы для поддержания  его жизнеспособности. Ряд военных экспертов считает, что проамериканский  режим в Афганистане не удержится без прямого масштабного участия в  боевых действиях боевой авиации США, чего администрация Джозефа Байдена  старается избежать.

Автор:Линник Сергей