http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Varta-01.jpg

Как полагают некоторые эксперты специальный бронированный автомобиль (СБА) «Варта» (в переводе с украинского - стража) является самым загадочным игроком на украинской поляне броневиков. Машина появилась тогда, когда ниша уже была заполнена и казалось, что под солнцем не хватает места. Но броневиком заинтересовались спецподразделения МВД Украины. Особенностью этой машины является то, что она обладает усиленной противоминной защитой, и является единственным образцом миннозащищенных машин среди украинских броневиков. Разработчиком СБА «Варта» является зарегистрированная в Киеве украинская частная компания «Украiнська бронетехнiка». Правда, эксперты предположили, что в этот образец также внесла свой вклад и вышеупомянутая компания «НПО «Практика». Демонстрационный образец бронеавтомобиля «Варта» впервые был представлен в начале декабря 2015 года в Киеве.

Как сообщил тогда в своем интервью министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, МВД Украины заключило предварительную договорённость на поставку до конца 2015 года десяти бронемашин «Варта» (которые планировалось передать полицейскому спецподразделению «КОРД» и в Национальную гвардию Украины) с возможностью последующего увеличения государственного заказа до 100 бронемашин. Надо отметить довольно смелое заявление, поскольку построить с нуля, без подготовленного производства в течение 2-3 недель 10 бронеавтомобилей - довольно непростая задача. По состоянию на 16 декабря 2015, в распоряжении МВД Украины имелся один, тот самый, экземпляр бронемашины, взятый для испытаний, а контракт на поставку дополнительного количества бронемашин утверждён не был. В день первого показа машины бывший в то время секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов сообщил, что стоимость одного бронеавтомобиля «Варта» составляет около 5 млн. гривен (примерно 215 тыс. долларов США), что является довольно низкой ценой для миннозащищенной бронемашины. Кроме того, А. Турчинов высказался в защиту разработки (как способствующей повышению конкуренции среди украинских производителей бронетехники) и сообщил, что полевые испытания бронеавтомобиля «Варта» планируется провести в зоне боевых действий на востоке Украины до начала массового производства бронемашин этой модели.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Varta-02.jpg

В марте 2016 года опытный и единственный на то время образец бронеавтомобиля «Варта» принимал участие в испытаниях военной техники, проводимых государственным научно-испытательном центром вооружённых сил Украины на полигоне в Черниговской области. В октябре 2017 года стало известно, что по результатам эксплуатации в ходовую часть машины были внесены изменения. В конце того же года первая партия бронеавтомобилей «Варта» была передана министерству обороны Украины. В феврале 2019 года ещё 15 единиц БМА «Варта» получил 88-й десантно-штурмовой батальон морской пехоты ВМСУ. Что касается стоимости машины, то в середине апреля 2016 года было объявлено, что стоимость каждой из десяти бронемашин «Варта», заказанных для спецподразделения полиции «КОРД», составляет 5,8 млн. гривен (около 230 тыс. долларов США), но это без учета стоимости вооружения.

Специальный бронированный автомобиль «Варта» - бронемашина с колесной формулой 4x4, изготовлена на шасси автомобиля МАЗ-5434 с использованием компонентов иностранного производства. Бронемашина выполнена по классической компоновке с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины и десантным отделением в кормовой части машины. Корпус бронемашины однообъемный, сварной, изготовлен из листов броневой стали ARMOX 560 шведского производства. Бронирование обеспечивает защиту от бронебойных пуль автомата АКМ калибра 7,62х39 мм, или по 2 уровню натовского стандарта STANAG 4569. Днище бронемашины бронировано, его нижняя часть для повышения противоминной стойкости имеет V-образную форму и обеспечивает защиту экипажа от взрыва под машиной заряда мощностью до 6 килограмм в тротиловом эквиваленте. Лобовое стекло пуленепробиваемое, с уровнем баллистической защиты, как и бронекорпус машины - 2-й по STANAG 4569.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Varta-03.jpg

Лобовое стекло не сплошное, а состоит из двух стеклоблоков, в бортах бронированного корпуса с каждого борта имеется по две двери (передние двери предназначены для водителя и командира машины, те, что за ними ведут в десантное отделение). В верхней части каждой двери установлен пуленепробиваемый стеклоблок и оборудована закрывающаяся заслонкой амбразура для ведения огня из табельного стрелкового оружия. Ещё шесть амбразур (по три с каждого борта) расположены в верхней части бортов десантного отделения под пуленепробиваемыми стеклоблоками. В корме корпуса расположена распашная одностворчатая дверь для посадки и высадки десанта, на которой имеется крепление для размещения запасного колеса. В верхней части этой двери установлен пуленепробиваемый стеклоблок и оборудованной под ним амбразурой для стрельбы из табельного оружия десанта. Кресла для членов экипажа и десанта - антитравматические, выполнены с амортизирующим креплением, оснащены подголовниками. Сидушки кресел складываются вверх, что позволяет использовать десантное отделение для перевозки грузов. Максимальная грузоподъёмность машины составляет 2000 кг.

Первый демонстрационный образец бронеавтомобиля «Варта» был вооружён 12,7-мм пулемётом НСВТ-12,7 «Утес», установленным в открытой сверху башне типа «корона». В качестве других вариантов вооружения предлагалась установка башни БПУ-1 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм спаренным пулемётом ПКТ (разработанная в СССР и устанавливавшаяся на БРДМ-2 и бронетранспортерах БТР-70 и БТР-80) или другой боевой модуль с 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом. В мае 2018 сообщалось, что специалисты конструкторского бюро «ЛУЧ» приняли участие в разработке принципиально нового дистанционно управляемого боевого модуля в партнерстве с представителями иностранной компании, которая специализируется на технике данного типа. Наименование иностранной компании не указывалось. Новый модуль был установлен на бронеавтомобиль «Варта». В составе комплекса вооружения на ДУБМ установлены 12,7-мм пулемет типа M2 Browning, управляемые ракеты «СКИФ» разработки КБ «ЛУЧ» и автоматизированная система управления огнем.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Varta-04.jpg

24 августа 2018 года на параде в Киеве демонстрировался СБА «Верба» с башней типа «корона» в которой были установлены 7,62-мм пулемет ПКС и американский переносной противотанковый комплекс Javelin. Как сообщают разработчики машины, конструкция бронекорпуса позволяет устанавливать на крышу башню или боевой модуль массой до 550 кг. На первом демонстрационном образце бронеавтомобиля «Варта» был установлен двигатель ЯМЗ-238 мощностью 270 л.с., однако в последующем на бронеавтомобили стали рассматривать установку дизельного мотора Cummins мощностью 300 л.с. Последняя модификация бронеавтомобиля «Варта» оснащена 6-ти цилиндровым турбодизелем Weichai мощностью 380 л.с. с максимальным крутящим моментом 1 460 Нм. С двигателем соединена механическая 9-ступенчатая коробка передач, но рассматривается возможность установки и автоматической коробки переключения передач.

На бронемашину установлены колеса с пулестойкими вставками «RunFlat System», которые кроме того подключены к системе централизованной подкачки шин. Шины импортные, производства немецкой компании Continental AG, однако рассматривается возможность их серийного производства на Украине. При необходимости бронеавтомобиль «Варта» оборудуется проблесковыми маячками, прожектором и средствами связи. На переднем бампере установлена лебёдка с тяговым усилием 9000 кг и тросом из синтетического материала длинной 25 метров. На базе бронемашины «Варта» был создан 120-мм самоходный миномёт. В переоборудованном десантном отсеке был установлен опускающийся для стрельбы из него на грунт за машиной 120-мм миномёт. Возимый боекомплект включает 40 мин.

11 октября 2016 года на проходившей в Киеве выставке вооружения «Зброя та безпека-2016» был представлен демонстрационный образец бронеавтомобиля «Варта-2». В отличие от базового варианта машины на новом образце увеличилась полная масса машины с 15,5 до 17,5 тонн. Также имеется вариант санитарно-медицинский вариант бронеавтомобиля «Варта-2». Демонстрационный вариант был представлен 10 октября 2017 года на проходившей в Киеве выставке вооружения «Зброя та безпека-2017». Масса машины 17 тонн. В феврале 2020 года было объявлено о разработке нового бронеавтомобиля «Камрат», представляющего собой проект бронемашины «Варта» на шасси грузовика КрАЗ-5233. По оценкам различных источников на 2021 г. в Министерстве внутренних дел, национальной гвардии и вооруженных силах Украины находится чуть более 200 единиц бронеавтомобилей «Варта». Казалось бы, с украинским бронеавтомобилем «Варта» вопрос исчерпан, но в середине декабря 2017 года все то же конструкторско-производственное предприятие ЧАО «Украiнська бронетехнiка» презентовало руководству Национальной гвардии Украины новый специализированный бронеавтомобиль с колесной формулой 4x4 «Варта-Новатор».

Технические характеристики бронеавтомобиля «Варта»
Класс бронеавтомобиля - MRAP
Колёсная формула 4x4
Экипаж + десант, чел. 2 + 8
Боевая масса, т 15,5
Размеры, мм:
- длина корпуса 6800
- ширина 2550
- высота 2700
- клиренс 400
Уровень защиты по STANAG 4569
- баллистической 2
- противоминной 2b
Вооружение
Пулемёты 1 x 12,7-мм НСВТ
Мощность двигателя, л. с. 380
Скорость по шоссе, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 700
Преодолеваемый подъём, град. 30
Глубина преодолеваемого брода, м 0,8