http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-10750-01.jpg

Рейдовые тральщики проекта 10750 «Сапфир» - разрабатывались в ПКБ "Алмаз" под руководством главного конструктора В. И. Блинова. Корабль предназначался для поиска мин, их траления и уничтожения на рейдах ВМБ, прибрежных районах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров. Тральщик проекта 10750 «Сапфир» является дальнейшим развитием РТЩ проекта 1258, его проект был разработан вследствие появления новых образцов вооружения и оборудования. Кроме того, в отличие от прототипа двигатель малого хода был заменен третьим ходовым дизелем. В качестве материала корпуса был использован улучшенный стеклопластик.

В проекте содержались технические решения, касающиеся вопросов снижения напряженности физических полей корабля.
Корпус корабля изготавливался из стеклопластика, с целью уменьшения водоизмещения и снижения уровня магнитного поля для обеспечения защиты от гидродинамических мин на малых глубинах. Для изготовления фундаментов, механизмов, устройств и оборудования частично или полностью использовали маломагнитную сталь Ю3, а также специальную изоляцию. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминий-магневых сплавов(АМГ). Тральщик имел прямую верхнюю палубу с седловатостью в носовой части корпуса, фальшборт доходивший до надстройки. Надстройка с плавными обводами и большими панорамными окнами ходовой рубки, которые давали хороший обзор, как впереди по курсу корабля, так и по траверзу обоих бортов, ходовой мостик, вентиляционную выгородку и треугольную мачту, а также пост управления тралами и искателями.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик и цепной ящик;
- Агрегатная;
- Кубрик на 12 человек, цистерны пресной воды №1 и №2, ПОУ, ящик ЗИП;
- Тамбур №1 и №2, каюта командира, каюта мичманов, камбуз, помещение кондиционеров, сточные цистерны;
- Носовое машинное отделение;
- Кормовое машинное отделение, топливные цистерны №1 и №2;
- Тральная кладовая, выгородка ПЗРК, цистерна пресной воды №3;
- Румпельное отделение.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-10750-02.jpg

Численность экипажа сокращена за счет широкого внедрения автоматизации и дистанционного управления техническими средствами корабля. Система автоматики, обеспечивала управление всеми техническими средствами тральщика с ГКП. Тральщик имел защиту от оружия массового поражения и систему кондиционирования воздуха. Размагничивающее устройство (РУ) на тральщике, устанавливалось полноценное, с системой автоматического регулирования, которое содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях и дизель-генераторах). Тральные и палубные механизмы включали тральную лебёдку, одну поворотно-опускную кран-балку, якорно-швартовный шпиль с гидравлическим приводом. Рулевое устройство включало рулевую машину с гидравлическим приводом и полубалансирный руль. Система управления рулём предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-10750-03.jpg

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя высокооборотными (до 1500 об/мин.), четырехтактными дизелями 3Д-12 с непосредственным впрыском топлива и мощностью по 300 л.с. каждый, которые работали на три винта, через реверс-редукторы, которые состояли собственно из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, предназначенной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, а также изменения направления вращения гребного винта. Ресурс двигателей, до 1-й переборки (гарантийная наработка), составлял 4 500 часов, а до капитального ремонта - 14 000 часов. Масса двигателя - 2 135 кг. Для управления ГД устанавливалась система дистанционного автоматического управления. Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала три дизель-генератора мощностью по 50 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

Вооружение тральщиков проекта 10750 «Сапфир» состояло из:
- 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка 219-1".
- 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- 1 глубоководного контактного трала ГКТ-3МО, для траления якорных мин. Трал подсекающий с углублением от 5 до 120 метров и имел ширину захвата до 130 метров, при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 5 баллов. Комплект включает буксирный трос, один или два традиционных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-3), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, изготовлены из маломагнитных материалов. Отводящие элементы автоматически удерживают заданное углубление. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
- 1 соленоидного электромагнитного трала СЭМТ-1, для уничтожения донных магнитных и индукционных мин путем воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный или с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
- 1 акустического трала АТ-6, для уничтожения донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный или с углублением, буксируемый, представлял собой акустический излучатель.
- 1 комплексного искателя-уничтожителя мин КИУ-2М, для поиска, обнаружения и уничтожения мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал ГАС миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-99А1 "Кабарга-А1" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным ГАС миноискания осуществлял допоиск и классификацию обнаруженного объекта с помощью телевизионной системы и уничтожение мины путём укладки на него заряда-уничтожителя, с последующим возвращением к кораблю.
- 2 шнуровых зарядов по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.

На тральщиках устанавливались ГАС миноискания якорных и донных мин и миноподобных предметов МГ-99А1 "Кабарга-А1", РЛС навигации "Миус" и радионавигационная система "Брасс". РЛС навигации "Миус" работает в режиме кругового обзора в диапазоне длин волн 3,2 см и имеет импульсную мощность излучения 7 кВт. Комплект станции включал: антенно-поворотное устройство-прибор А, индикатор-прибор И; приемопередатчик-прибор П; преобразователь напряжения бортсети-прибор С; выпрямитель бортсети-прибор В. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 1,1°, а в вертикальной плоскости 20°. Диаметр экрана электронно-лучевой трубки 180 мм, а шкалы дальности имели деления меток неподвижных кругов дальности 0,4/0,2; 0,8/0,2; 1,6/0,4; 4/1; 8/2; 16/4; 24/4 мили соответственно. Длительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,4 мили составляла 0,1 мкс,а на шкалах дальности 24 мили - 0,3 мкс. Дальность обнаружения эсминца при высоте установки антенны 15 м над уровнем моря составляла около 10 миль, а средний морской буй обычно обнаруживается на расстоянии 1,8 мили. Мертвая зона обычно не превышает 30 м.

Строительство тральщиков проекта 10750 «Сапфир» проводилось на СреднеНевском заводе №363 в г. Ленинграде. Головной тральщик РТ-57 сдан Балтийскому флоту в декабре 1989 года. Всего построено тральщиков с 1989 г. по 2009 г. - 13 единиц.

Тактико-технические данные РТЩ проект 10750 "Сапфир"
Экипаж: 15 человек (1 офицер, 2 мичмана)
Водоизмещение:  стандартное 131 тонна, полное 135 тонн.
Длина наибольшая: 31,5 метра
Ширина наибольшая: 6 метров
Осадка: 1,58 метра
Силовая установка: 3 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система:  3 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В.
Скорость хода:  полный 12 узлов, экономический 10 узлов, траления 10-12 узлов
Дальность плавания: 400 миль при 10 узлах
Автономность: 3 суток
Мореходность: до 5 баллов
Вооружение:  .
ракетно-артиллерийское: 1х6 30-мм автомат АК-306М от ПУС "Колонка-219-1", 8 ПЗРК "Стрела-3"
противоминное: 
- 1 глубоководный контактный трал ГКТ-3МО,
- 1 соленоидный электромагнитный трал СЭМТ-1,
- 1 комлексный искатель-уничтожитель КИУ-2М,
- 1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200
гидроакустическое: 1 ГАС миноискания МГ-99А1 "Кабарга-А1"
радиотехническое: инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», РЛС госопознавания "Нихром"
навигационное:  1 НРЛС "Миус", 1 радиопеленгатор АРП–50Р,
навигационная система "Брасс", эхолот НЭЛ-М3Б.