http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12411-01.jpg

Большие ракетные катера проекта 1241.1 - это основной серийный вариант на базе катера проекта 1241Т "Молния", с новым ракетным комплексом П-270(3М-80) "Москит", который предназначался для уничтожения крупных кораблей и служил для замены технически устаревшего комплекса П-15М «Термит-М». Устанавливались и новые маршевые дизельные агрегаты М-510 вместо газовых турбин М-75. Строились катера проекта 1241.1 на Средне-Невском заводе №363 пос. Понтонный (Ленинград), на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде и на заводе №876 в г. Хабаровске. Головной катер Р-46 вошёл в строй флота в декабре 1981 года. Всего построено катеров с 1981 г. по 2003 г. - 34 единицы.

События Арабо-израильской войны 1967 года и Индо-пакистанского конфликта 1971 года со всей очевидностью указали на необходимость создания нового ракетного катера, способного нести более совершенные ракеты, обладающие повышенной дальностью действия, более защищенные от средств противодействия противника. Было очевидно, что катера всех модификаций проекта 205 морально устарели. Они уступали по боевым возможностям ударного и артиллерийского вооружения зарубежным аналогам, построенным в начале-середине 1970-х годов прошлого столетия (таким, например, как немецкий «Tiger», вооруженный четырьмя ПКР ММ38 комплекса «Exocet», 76-мм АУ и 40-мм зенитным автоматом). Причем они могли с успехом бороться не только с самими катерами проекта 205, но с ПКР П-15 (П-15М) до их подлета к цели. Вследствие этого встал вопрос о нанесении ракетного удара с дистанции, превосходящей дальность обнаружения радиотехнических средств противника.

С этой целью и был разработан ПКРК «Москит», чья ПКР 3М80 имеет скорость порядка 2,5Ма и максимальную дальность полета 65 миль. Как показали расчеты, массогабаритные характеристики этого комплекса не позволяли разместить их на катерах проектов 205 и 206МР - требовался принципиально новый корабль с более совершенными, чем у предшественников, системами целеуказания. Вышедшее в 1973 году постановление Правительства предусматривало создание нового большого ракетного катера проекта 1241 с противокорабельным ракетным комплексом «Москит», улучшенными тактико-техническими элементами, боевыми средствами самообороны и средствами радиоэлектронной борьбы, улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Одновременно ставилась задача создания не только нового корпуса, но и новой комбинированной легкой дизель-газотурбинной энергетической установки, которая могла бы обеспечить длительный ход в экономическом и форсированном режимах. Причем проект требовалось реализовывать как систему боевых катеров, что предполагало постройку в едином корпусе ракетных и сторожевых (патрульных и противолодочных) катеров, как для отечественных ВМФ и Морских частей погранвойск КГБ, так и на экспорт.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12411-04.jpg

Еще в 1971 году (до момента принятия постановления Правительства о создании РКА проекта 1241.1) в ЦМКБ «Алмаз» по имевшимся к тому моменту весогабаритным характеристикам ПКР 3М80 были разработаны два варианта аванпроекта размещения ПКРК «Москит» на катере: один с РАК «Гравий-М» (ЦНИИ «Гранит»), другой с РАК «Монолит» (КНИИ РЭ). Оба варианта, при полном водоизмещении 400-450 т предполагали вооружение из четырех ПКР 3М80, ЗРК «Оса-М», 76-мм АУ АК-176 и 30-мм АУ АК-630М. В перспективе предполагалось оба РАК заменить малогабаритной многофункциональной радиолокационной системой «Жемчуг», обеспечивающей целеуказание и управление всеми видами оружия корабля. Эта система должна была иметь один комплексный АП, что могло бы существенным образом уменьшить полное водоизмещение катера (примерно до 400 т). Однако систему «Жемчуг» создать так и не удалось, и когда в 1973 году было принято решение о начале работ над катерами семейства «Молния», вооруженных ПКРК «Москит», их проектировали в двух вариантах - с РАК «Монолит» (проект 1241.1) и «Гравий-М» (проект 1241РЭ) с разрозненными рабочими трактами, каждый из которых имел свой АП. Частично из-за этого было решено отказаться от ЗРК «Оса-М» и заменить его второй 30-мм АУ АК-630М. Кроме того, еще на стадии аванпроекта, размещение ЗРК «Оса-М» в корме катера признавалось неудачным: его ПУ и АП СУАО были бы подвержены сильной вибрации, воздействию дыма и газов.

Различные варианты проекта (ракетный, противолодочный и патрульный) должны были отличаться друг от друга лишь составом вооружения. Хотя полностью эти планы реализовать не удалось, катер проекта 1241.1 является одним из вариантов этого семейства, имеющим на вооружении ПКРК «Москит» и оснащенным дизель-газотурбинной установкой (ДГТУ). Однако в связи с задержкой в освоении промышленностью ПКРК «Москит» и ДГТУ, первую серию ракетных катеров пришлось вооружить ПКРК «Термит» (проект 1241.1) и использовать на них в качестве главной энергетической установки ГТД. В экспортном варианте (проект 1241РЭ) ракетные катера типа «Молния» вооружались ПКРК П-20 и РАК «Гравий-М». Они также имели газотурбинную силовую установку.

В 1979-1983 годах для советского флота было построено 13 катеров проекта 1241.1. Один корабль проекта 1241РЭ (зав.№ 1710) передали учебному центру в Риге, где готовились экипажи для иностранных катеров семейства «Молния». Еще два катера проекта 1241РЭ были построены по заказу правительства Вьетнама, но после того, как его аннулировали, оба корабля включили в состав советского флота. Из 13 катеров проекта 1241.1 три - «Кировский комсомолец», «Полтавский комсомолец» и Р-6 -были вооружены РАК «Гравий-М» вместо РАК «Монолит-Т».

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12411-02.jpg

Корпус катера гладкопалубный, стальной, с небольшой седловатостью и комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки (за исключением газоотбойников), выполнены из легких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках. Двухвальная установка обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность работы любого из маршевых двигателей на оба валопровода. Подобная схема позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших размерах корабля. Силовая установка механическая, двухвальная с двумя маршевыми дизельными агрегатами М-510 по 5000 л.с. каждый, которые состояли из дизелей М-504 с двухскоростными реверс-редукторами и гидротрансформаторами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передовали вращение на два винта фиксированного шага, а так же из двух форсажных газовых турбин М-70 по 12000 л.с. каждая с редукторами, которые обеспечивали полную скорость 41 узел.

Вооружение катеров проекта 1241.1 состояло из:
- 4 контейнерных пусковых установок КТ-152 для пуска противокорабельных ракет П-270 "Москит" со складывающимися и автоматически раскладывающимися после старта крыльями, расположенных побортно на верхней палубе в двух спаренных ненаводящихся, нестабилизированных, небронированных, неамортизированных стартовых контейнеров. Боекомплект, включал 4 крылатых ракеты 3М80 "Москит", размещённых в контейнерах ПУ. КТ-152 имела постоянный угол вертикального наведения для пуска ракет +15° от уровня палубы. Срок хранения ракет в боеготовом состоянии в контейнерах ПУ составлял 18 месяцев. Корабельная система управления (КСУ) обеспечивала приём целеуказаний от РЛК управления "Монолит", обработку данных, поступающих от средств целеуказания, проверку и подготовку ракет к пуску, ввод их в систему наведения ракет, распределение ракет по целям, проведение пуска - одиночного и залпового - до полного израсходования боекомплекта в течении 15 секунд. Крылатая ракета 3М80 "Москит" имела нормальную самолётную, аэродинамическую схему с фюзеляжем овальной формы в носовой части и Х-образным расположением крыла и оперения. Крыло было сложено при размещении в контейнере пусковой установки и автоматически раскрывалось после старта при помощи мощного гидравлического автомата. Старт осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя. После сброса ускорителя (через 3-4 секунды) включался маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Ракета 3М80 "Москит" имела вес фугасно-кумулятивной БЧ 300 кг при весе самой ракеты 3,95 тонны и могла оснащаться ядерной боеголовкой. Длина ракеты 9,38 метра, диаметр корпуса 0,76 метра, размах крыльев 2,1 метра. Скорость полёта ракеты равнялась 787 м/с (2,35М), высота на маршевом участке 20 метров, высота атаки цели 7 метров, а максимальная дальность стрельбы до 270 км (прицельная дальность с надводного корабля до 90 км), а минимальная - 10-12 км. Скорость хода корабля при пусках ракет может быть до 24 узлов, а скорость цели до 40 узлов.

- 1 одноствольного 76-мм автомата АК-176 с длинной ствола 59 калибров, расположенного на баке. Темп стрельбы установки составляет 30, 60 или 75 выстрелов/мин. на ствол, после 75 выстрелов требуется перерыв в стрельбе в течении 30 минут. Охлаждение ствола непрерывное наружное, забортной водой со скоростью 3,5 м/с, которая пропускалась между кожухом и моноблоком. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы по надводным целям до 15 км. Питание автоматов непрерывное, обойменное, с двух сторон. Механизмы подачи разделены на две одинаковые группы и имеют привод от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой расположены 2 горизонтальных транспортера с обоймами по 76 выстрелов, 2 цепных элеватора с приемниками и 2 маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся части производится маятником. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки - нет данных. Автомат имеет систему дистанционного автоматического управления с помощью электро-следящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС УАО МР-123/176 "Вымпел-А", полуавтоматически с местного поста (визирной колонки) с помощью ЭСП-221 и вручную по визирам-дублерам ВД-221 , находящимся в самой установке.

- 2 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с длинной ствола 54 калибра, расположенных побортно в корме. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от РЛС МР-123/176 "Вымпел-А".

- 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.

- 2 пусковых установок (ПУ) выстреливаемых помех ПК-16 (КЛ-101) калибра 82 мм с 16 направляющими трубами и с дистанционной системой управления. Предназначены для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направлющие пусковой установки ПК-16 и далее процесс стрельбы идет автоматически. Темп стрельбы составляет 2 залпа/сек. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами. Боевой расчет включает 3 человека. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляет 400 кг.
Катера комплектовались новой РЛС навигации "Печора-2", антенный пост которой расположен в средней части надстройки спереди от РЛС «Вымпел-А».

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12411-03.jpg

РЛС навигации "Печора-2" предназначалась для средне тоннажных кораблей, работала в диапазоне длин волн 3,2 см и имела импульсную мощность излучения 12 кВт. Комплект станции включал: антенно-поворотное устройство-прибор А, индикатор-прибор И; приемопередатчик-прибор П; устройство истинного движения-прибор Д. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 0,8°, а в вертикальной плоскости 20-25°. Диаметр экрана электронно-лучевой трубки 310 мм, а шкалы дальности имели деления меток неподвижных кругов дальности 0,5/0,25; 1/0,25; 2/0,5; 4/1; 8/2; 16/4; 32/8; 48/12 мили соответственно. Длительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,5 и 1 мили составляла 0,07 мкс. Дальность обнаружения берега высотой 60 метров при высоте установки антенны 15 м над уровнем моря составляла не менее 37 км, эсминца около 18,5 км, а средний морской буй обычно обнаруживается на расстоянии 5,6 км. Мертвая зона обычно не превышает 25 м. Время, необходимое для приведения станции в работу, не превышает 4 мин. Время непрерывной работы станции не ограничено.

Тактико-технические данные БРКА проекта 1241.1
Экипаж: 41 человек (5 офицеров, 8 мичманов)
Водоизмещение:  стандартное 436 тонны, полное 493 тонны.
Длина наибольшая: 56,1 метра
Длина по КВЛ: 49,5 метра
Ширина наибольшая: 10,2 метра
Ширина по КВЛ:  8,74 метра
Осадка по корпусу: 2,5 метра
Силовая установка: 2 маршевых ДРА М-510 по 5000 л.с., 2 форсажных ГТД М-70 по 12000 л.с., 2 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 1 ДГ на 75 кВт, 2 ДГ по 200 кВт переменный ток
Скорость хода: полная 41 узел, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов по применению оружия, 6-7 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение:  .
артиллерийское: 1х1 76-мм автомат АК-176, 2х6 30-мм автомат АК-630 с РЛС УАО МР-123/176 "Вымпел-А"
ракетное: 2х2 контейнерные ПУ КТ-152 для П-270 "Москит"
зенитно-ракетное: 1х4 тумбовая ПУ ПЗРК "Стрела-3"
радиотехническое: РЛК "Монолит", система опознавания «Нихром-М», РЛС РЭБ "Вымпел-Р2"
навигационное: НРЛС "Печора-2", 1 компас, эхолот, лаг