http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12700-01.jpg

Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» являются новым поколением кораблей противоминной обороны (ПМО) ближней морской зоны. Данный проект базового тральщика должен стать основой ПМО ВМФ России. Подавляющее большинство кораблей ПМО, которые находятся составе ВМФ - это устаревшие морально и физически старые советские корабли. Современные требования, предъявляемые к морской минной войне, требуют боевых кораблей нового типа. Новые тральщики должны быть абсолютно неуязвимыми для минных вооружений и способны с максимальной эффективностью ликвидировать все минные угрозы в прибрежных морских зонах.

Несмотря на отсутствие на борту ударных вооружений корабли ПМО имеют стратегическое значение для флота. Современные технологии минирования как с воды, так и с воздуха позволяют в короткие сроки насытить морскую акваторию различными минами. Каким бы мощным не был флот, если он будет заперт в местах своего базирования минными постановками противника, его боевые возможности будет сведены к нулю. Прорвать минную блокаду в состоянии лишь корабли ПМО. Без тральщиков не удастся вывести атомные подводные ракетоносцы и крейсеры на патрулирование, высадить морские десанты, организовать эффективную оборону побережья. В последние годы командование ВМФ России всерьез озаботилось состоянием минно-трального флота и вопросами его пополнения новыми кораблями. До 2050 года потребность российского флота в новых тральщиках оценивается как минимум в 30-40 кораблей.

Проект 12700 разработан в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для ВМФ России. Идея о создании противоминного корабля с применением абсолютно новых конструктивных материалов давно вынашивалась в высшем военно-морском руководстве государства. Но лишь в начале двухтысячных годов из технического задания стала обозначаться реальная программа, получившая шифр «Александрит». Разработка проекта начата в 2002 году под руководством главного конструктора О.К. Коробкова. Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов, противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий, обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море, постановки минных заграждений и ведения противоминной разведки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12700-02.jpg

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 «Александрит» было запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо. Судя по тому, что новой информации по этому вопросу не появилось, СНСЗ продолжает оставаться единственным заводом, строящим тральщики проекта 12700 «Александрит». Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо, что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года «Александр Обухов» был выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду. Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Вошёл в состав ВМФ 9 декабря 2016 года. 24 апреля 2015 года на СНСЗ был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара. 20 августа 2021 года вошел в состав ВМФ.

В течении 2015-2021 годов в состав ВМФ вошли ТЩ «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» и «Яков Беляев». ТЩ «Пётр Ильичёв» сейчас переводится в Петропавловск-Камчатский. По сообщению СНСЗ, 11 июля 2022 года построенный на этом предприятии тральщик «Пётр Ильичёв» (заводской номер 526) проекта 12700 (шифр «Александрит») приступил к переходу на буксире из Санкт-Петербурга к месту базирования на Тихоокеанском флоте - в Петропавловск-Камчатский. Переход до базы пройдет через Северный морской путь и завершится во второй половине сентября. После чего будет проведен контрольный выход корабля в море, подписание передаточных документов, а также зачисление корабля в состав ВМФ РФ.

По состоянию на июль 2022 года в строю находились 5 кораблей проекта 12700 «Александрит», до конца года планировалась передача флоту ещё двух тральщиков (один из них войдет в строй после перехода на ТОФ), а в постройке были еще три корабля. В ходе форума «Армия-2021» стало известно, что ВМФ России получит ещё по меньшей мере 10 тральщиков проекта 12700 «Александрит» (или его модификаций). Итого на данный момент в составе БФ - 1 шт., в составе ЧФ - 3 шт. и в составе ТОФ - 2 шт. Аналитики считают, что для ведения эффективной ПМО необходимо следующее число кораблей этого проекта: 6 - на БФ, по 8 на ЧФ, СФ, ТОФ и 4 - на КасФл. Итого - 34 штуки. Закупки новых кораблей такого типа говорят о том, что командование ВМФ России всерьез озаботилось состоянием минно-трального флота.

Особенностью проекта 12700 «Александрит» является то, что корпус изначально разрабатывался под возможность строительства на его основе патрульных кораблей или вспомогательных судов различного назначения, как для военных, так и для гражданских заказчиков. В проекте удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70. За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Два звездообразных 42-цилиндровых дизельных двигателя М503Б-1 мощностью по 2500 л.с. (производства ПАО «Звезда») обеспечивают максимальную скорость хода в 16 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 морских миль, автономность плавания - 10 суток.

Тральщик проекта 12700 «Александрит» имеет уникальный, самый большой в мире корпус (длиной почти 62 метра) из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Для успешного внедрения этой технологии была произведена закупка современного оборудования и программных продуктов, а также создано опытное производство. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) - единственный в России завод, владеющий такой технологией и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Ранее для изготовления кораблей противоминной обороны использовалась немагнитная сталь. СНСЗ стал первым в мире предприятием, которое освоило выпуск монолитных композитных корпусов большой размерности. Технология изготовления корпуса была разработана при участии ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и ЦНИИ имени академика Крылова. На данный момент проект 12700 «Александрит» принято считать самой успешной российской разработкой за последние десятилетия

Основными достоинствами монолитного стеклопластикового корпуса являются:
- пониженный фон в электро- и физических полях, это уменьшает возможность подрыва на неконтактных минах;
- повышенная прочность по сравнению с традиционным стальным корпусом;
- увеличенный срок эксплуатации, стекловолоконные конструкции могут без потерь служить до 40 лет и им не страшна коррозия;
- повышенные характеристики живучести;
- малый вес.

http://www.dogswar.ru/images/stories/korabli/pr-12700-03.jpg

Для создания уникального корпуса для тральщиков проекта 12700 «Александрит» на листы стеклоткани выливается полимерная смола, которую рабочие СНСЗ втирают специальными валиками. Ещё одним элементом конструкции являются пласты вспененных полимеров. Вакуумная инфузия позволяет создавать рабочую полость с уложенным армирующим материалом (внутренним каркасом). Данный метод считается менее трудоёмким и более технологичным. Он повышает качество изделия, уменьшая при этом стоимость его производства. При соединении всех слоёв композитных материалов корпус приобретает особую прочность. «Такому корпусу не страшна коррозия, а срок службы при соблюдении норм эксплуатации практически неограничен. Кроме высокой прочности и малой массы, к достоинствам композитного корпуса можно отнести его немагнитность, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин», - отмечается в материалах военного ведомства РФ. В проекте предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших, высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, интегрированной мостиковой системы, главного командного пункта автоматизированной системы управления противоминными действиями

На головном и первых серийных кораблях проекта 12700 «Александрит» предусматривалось установить французское оборудование системы поиска мин. Безэкипажные катера Inspector MK II) были поставлены несмотря на санкции (вернее до их введения). В дальнейшем были разработаны и произведены российские аналоги (безэкипажные катера «Сканда» на базе БЛ-680). Безэкипажных катера представляют собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Каждый такой 9-метровый катер оснащен активной ГАС миноискания на выдвижной матче в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 метров, включая якорные) и буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 метров, включая объекты на дне). Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 километров от корабля-носителя. В конце июня 2017 года в рамках международного военно-морского салона, который прошел в Санкт-Петербурге, коммерческий директор ECA Group Доминик Малле заявил, что концерн рассчитывает через два года наладить в России лицензионное производство катеров Inspector Mk.2 и автономных подводных аппаратов Seascan Mk2. Кроме этого в первоначальном варианте предполагалось использование двух автономных противоминных подводных аппаратов типа Alister 9, двух управляемых подводных аппаратов типа K-Ster, десять одноразовых телеуправляемых подводных аппаратов - уничтожителей мин K-Ster С.

Бортовое артиллерийское вооружение тральщиков проекта 12700 «Александрит» представлено одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 калибра 30-мм (1500 выстрелов) и одной морской тумбовой пулеметной установкой (МПТУ) калибра 14,5-мм (пулемет КПВТ). Возможна также установка вместо 14,5мм пулемета двух 12,7-мм пулеметов Корд на шкворневой установке (6П59). Также на борту тральщика имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК 9К38 «Игла» с боекомплектом 8 ЗУР 9М39). Тральщики проекта 12700 «Александрит» оснащены современными комплексами поиска и обнаружения мин, которыми управляет автоматизированная система «Диез» («Диез-Э»). Помимо этого, тральщики располагают гидроакустической станцией миноискания «Ливадия-М» («Ливадия-МЭ»). Система управления «Диез» в реальном времени принимает, обрабатывает и отображает на электронных картах оперативную информацию, которая поступает от навигационных систем, что заметно облегчает работу штурману. С тральщика также могут использоваться различные надводные и подводные автономные противоминные аппараты.

Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами противоминной обороны: контактным тралом ГКТ-2 (ГОКТ-1) и акустическим (неконтактным) - ШАТ-У. Первый из них представляет из себя два длинных гибких стальных поводка с жестко закрепленными на них пассивными резаками, а также разводящими устройствами в виде поплавков на концах. Если наблюдать за этим тралом с высоты, то своими очертаниями он будет напоминать ласточкин хвост. Схема действия подобного трала достаточно проста. Зацепившись за трал, минреп (трос с якорем, который удерживает морскую мину под водой) начинает по нему скользить, после чего попадает на один из резаков и обрывается. После этого всплывшая на поверхность мина может быть оперативно ликвидирована с помощью установленного на тральщике артиллерийско-пулеметного вооружения. А с появлением и распространением донных мин были созданы так называемые неконтактные тралы, которые, имитируя физические поля, инициировали детонацию мин данного типа. Кроме этого, встречаются упоминания о наличии на кораблях этого проекта одинарного универсального контактного трала ОУКТ-Б, парного контактного трала ПКТ-Б и трала-имитатора «Желатин».

Корабли проекта 12700 «Александрит» оснащены средствами борьбы с минами:
- многочастотная подкильная гидроакустическая станция миноискания (ГАСМ);
- система управления подводными аппаратами;
- система управления тралами;
- буксируемый гидролокатор;
- комплект приборов гидрометеорологического и навигационно-гидрографического обеспечения;
- система автоматизированного управления противоминными действиями (АСУ ПМД), объединяющая работу всех перечисленных средств.

Радиотехнические средства:
- РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК;
- РЛС обнаружения воздушных и надводных целей;
- РЛС целеуказания ПКР;
- Навигационная РЛС «ПАЛ-Н»;
- РЛС системы управления огнем артиллерийской установки;
- Прочие средства наблюдения;
- Навигационная инерциальная система;
- ГАС звукоподводной связи «Структура-35»;
- ГАС измерения скорости звука «Алтын-М»;
- Опускаемая ГАС (противодиверсионная) «Анапа»;
- Станция обнаружения лазерного излучения;
- Комплекс связи «Рубероид»;
- Общеэксплуатационная система управления.

В прессе встречаются упоминания о различных модификациях и модернизациях проекта 12700 (например, проект 12701 - экспортная модификация, проект 12702 - усовершенствованный вариант базового тральщика для ВМФ России). Однако на всех закладных досках построенных и строящихся кораблей указан только один проект - 12700. Тем не менее, корабли серии с каждым кораблем имеют небольшие отличия по конструктиву и средствам вооружения, что свойственно для всех больших серий кораблей. Последние корабли серии представляют собой продвинутую модификацию с расширенным спектром средств ПМО, позволяющие по факту, на текущий момент, считать проект 12700 «Александрит» самым оснащенным кораблем ПМО в мире.

Основные характеристики проекта 12700 «Александрит»
Водоизмещение 800 т (стандартное), 890 т (полное)
Длина 61,6 м (наибольшая)
Ширина 10,3 м (наибольшая)
Осадка
2,6 м (минимальная)
3,1 м (на миделе)
3,6 м (наибольшая)
Двигатели
ГЭУ: дизельные 2 х М503Б-1 «Звезда», дизель-генераторы 2 х АДГР-315/1500 ОМ4, 2 х ДГФ2А 200/1500
Мощность 2 х 2500 л.с.(1838 кВт), 2 х 315 кВт, 2 х 200 кВт
Движитель 2 вала, 2 ВРШ, 2 носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф, 2 кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70
Скорость хода 10 узлов (экономическая), 16,5 узлов (полная)
Дальность плавания 1500 миль (на 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 44 человека
Материал корпуса - стеклопластик
Вооружение
Радиолокационное вооружение - НРЛС «ПАЛ-Н»
Радиоэлектронное вооружение - КС «Рубероид», ПГАС «Анапа», ГАС ЗС «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М»
Артиллерия 1 х 14,5 мм МТПУ или 2 х 12,7 мм пулемёта «Корд» на установке и стойке 6П59
Зенитная артиллерия 1 х 6 - 30 мм АК-306 (1500 выстрелов)
Ракетное вооружение 8 х 1 ПЗРК 9К38 «Игла 1» (8 ЗУР 9М39) или ПЗРК 9К333 «Верба»
Минно-торпедное вооружение - УДМ, УДМ-2, УДМ-500; МТПК-1, МТПК-2; МРПК-1; ПМР-1, ПМР-2; ОУКТ, ОУКТ-Б; ПКТ, ПКТ-Б; ШАТ-У;
трал-имитатор «Желатин» 1 х ГАС миноискания «Ливадия-М»
Авиационная группа БПЛА «Орлан-10»