http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k714-oka-01.jpg

Принятый на вооружение ракетных войск и артиллерии Советского Союза в начале 1980-х годов оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) 9K714 «Ока», получивший на Западе название SS-23 Spider («Паук») был гордостью Советской Армии. Генералы НАТО считали его одним из самых опасных образцов оружия, состоящего на вооружении стран Варшавского договора. Именно поэтому американские политики приложили все усилия для того, чтобы уговорить М.С. Горбачева включить этот ОТРК в списки уничтожаемых по Договору о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) ракетных комплексов несмотря на то, что «Ока» под условия Договора никак не попадала. Руководствуясь «новым мышлением», было уничтожено 106 пусковых установок и более 200 боевых ракет к ним. Обороноспособности и экономике страны был нанесен колоссальный урон.

Недостаточная точность ракеты 9М76 ОТРК «Темп-С» не вполне устраивала военных. Поэтому в конце 1960-х годов в СССР в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №959-319 от 17 октября 1967 года в Московском институте теплотехники (ныне АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» или МИТ) под руководством главного конструктора А.К. Кузнецова стартовала НИОКР по созданию нового армейского ракетного комплекса с оперативно-тактической ракетой с использованием наработок по ракете 9М76 ОТРК «Темп-С». Новый комплекс получила индекс 9К711 «Уран». ОТР «Уран» создавалась в двух вариантах - с твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ) и с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Работы по ракете «Уран-II» с ЖРД МИТ проводил совместно с КБ Воткинского машиностроительного завода (АО «Воткинский машиностроительный завод»). Эскизный проект комплекса был представлен МИТ в 1969 году. Защита эскизного проекта состоялась на полигоне Капустин Яр. По состоянию на 1970-1972 год в проектировании еще оставались оба варианта ракет, но с 1970 года только в одноступенчатом варианте. В 1972 году разработка варианта новой ракеты с ЖРД была прекращена решением Министра оборонной промышленности СССР С.А. Зверева.

В 1973 году в Коломенском КБМ под руководством С.П. Непобедимого в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №169-57 от 19 марта на базе наработок по ОТРК «Уран» и РОТА были начаты работы по созданию нового оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока», получившего индекс ГРАУ 9K714, по классификации НАТО SS-23 Spider («паук»). Комплекс предназначался для замены ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО - Scud). Оперативно-тактическая ракета комплекса «Ока» получила обозначение 9М714, в документах по Договору о сокращении РМСД использовалось обозначение ОТР-23. К началу разработки нового ракетного комплекса были выработаны и новые требования к нему. Дело в том, что из-за сложившейся в 70-е годы общественно-политической ситуации в первых разработках тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов использовалось исключительно ядерное боевое оснащение. Ракеты тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов отличались низкой точностью попадания. Кроме того, они, как утверждают специалисты, теоретически не всегда могли успешно преодолевать средства противоракетной обороны противника. Измененная вскоре военно-политическая ситуация стала толчком к использованию в ТРК и ОТРК обычного (неядерного) оснащения. Специалистами были сформулированы основные требования, которые следовало учитывать в производстве комплексов.

В соответствии с данными требованиями, боевые машины комплексов должны быть:
- автономными, мобильными, маневренными и обладать высокой проходимостью;
- способными обеспечивать скрытую подготовку с дальнейшим нанесением ракетных ударов;
- приспособленными к использованию на инженерно- и топогеодезически неисследованных стартовых позициях;
- надежными и удобными в эксплуатации;
- независящими от температурного режима.

Кроме того, ОТРК должны обладать высокой вероятностью преодоления средств, противоракетной обороны противника. В них должны быть максимально автоматизированы процессы подготовки и запуска ракеты, а также уменьшено время на развертывание самоходных пусковых установок и подготовку к запуску ракеты. В соответствии с этими требованиями и разрабатывался комплекс 9К714 «Ока». Боевая машина комплекса представляет собой одну самоходную пусковую установку, которая полностью автономна, способна преодолевать любое бездорожье, в том числе вплавь водную преграду, легко и надёжно маскируется. Её можно перебросить в любую точку земного шара - по воздуху, железнодорожным и морским транспортом. ОТРК 9К714 «Ока» предназначался для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по малоразмерным и площадным целям, таким как ракетные комплексы на стартовых позициях, подразделения реактивных систем залпового огня и дальнобойной артиллерии, авиация на аэродромах, командные пункты и узлы связи, важнейшие объекты промышленной инфраструктуры, склады ГСМ и арсеналы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k714-oka-02.jpg

В 1975 г. на полигоне Капустин Яр началась подготовка к испытаниям ракеты 9М714 комплекса 9К714 «Ока». Стартовая позиция была подготовлена на 231-й площадке полигона, был отремонтирован монтажно-испытательный корпус на площадке 4с, к корпусу был пристроен навес высотой около 15 м с защитным маскирующим покрытием «Ворс» для защиты от наблюдения средствами космической разведки. К середине 1977 г. полигон был готов к испытаниям комплекса. 27 сентября 1977 г. состоялось первое заседание госкомиссии по испытаниям комплекса 9К714 «Ока», которое проходило в КБ Машиностроения в г. Коломне. На совещании были определены задачи и обязанности каждого члена комиссии, объявлен объем испытаний и порядок их проведения. В октябре 1977 г. на полигон поступила первая ракета 9М714 и опытные образцы машин комплекса. Всего на государственные испытания были поставлены 3 самоходных пусковых установки, 2 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) и 2 транспортные машины (ТМ), тренажёр и технологическое оборудование. Программой испытаний предусматривались пуски 31 ракеты, ресурсные и транспортные испытания ракет и агрегатов наземного оборудования, испытания ракеты в ходе железнодорожной транспортировки, испытания комплекса на воздействие электромагнитного излучения, испытания комплекса в условиях жаркого пустынного и холодного климатов и др. При всех видах испытаний тщательно фиксировались все отказы, неисправности и замечания, намечались сроки устранения их причин.

На первом этапе испытаний (сентябрь 1977 г. - август 1979 г.) проводились испытания ракеты как единого носителя и испытания ракеты с ядерной БЧ. Первый пуск ракеты 9М714 был произведен в середине октября 1977 г. Пуск прошел нормально, но с перелетом 8 км - после глубокого анализа работы системы управления в ЦНИИАГ установили, что причиной перелета был сбой в работе бортового процессора. В середине декабря 1978 г. для проведения испытаний по воздействию отрицательных температур был отправлен эшелон с техникой и прикомандированным ракетным дивизионом в Забайкалье. Специалисты полигона Капустин Яр и представители промышленности убыли в Читу самолетом 2 января 1979 г. Испытания проводились в районе станицы Безречная, где дислоцировался мотострелковый полк. Главной задачей испытаний было изучение воздействия на технику наиболее низких температур. В течение января 1979 г. был проведен полный цикл запланированных испытаний. В целом испытания прошли успешно, элементы ракетного комплекса отказов при температуре минус 45 градусов не имели. Госкомиссия приняла решение о возможности пуска ракеты. Пуск ракеты был произведен 29 января 1979 г. при температуре минус 39,5 градусов Цельсия. Пуск выполнен успешно.

На втором этапе испытаний (сентябрь 1979 - июль 1980 г.) испытывалась ракета с кассетной БЧ. Последний пуск программы испытаний комплекса 9К714 «Ока» проводился на полигоне Капустин Яр в середине 1980 г. Пуск прошел успешно, но на высоте 5 км ракета с имитатором ядерной БЧ взорвалась - причина - сбой в работе двигателя ракеты. Всего в ходе испытаний по разным данным произведено 26 пусков (из планировавшихся 31 пуска), а всего в период с 1977 г. по 1987 г. на полигоне Капустин Яр было произведено 104 пуска ракет 9М714. В 1980 году оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока» был принят на вооружение Советской Армии. В структуре Вооруженных Сил Советского Союза ОТРК «Ока» предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. После принятия на вооружение ОТРК 9К714 начал поступать в войска частично заменяя собой комплексы 9К72 «Эльбрус». Первой ракетной бригадой, вооруженной комплексом 9К714 «Ока», стала 189-я ракетная бригада (п. Станьково, Белорусский ВО), сформированная на базе окружной ракетной бригады. В 1981 г. комплекс был обнаружен западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER.

Армейский ракетный комплекс 9К714 «Ока» включает СПУ 9П71, ТЗМ 9Т230, транспортную машину 9Т240 для перевозки ракет в специализированном контейнере 9Я249 и головных частей в специализированном контейнере 9Я251 и контрольно-проверочную машину 9В69. СПУ и ТЗМ выполнены на шасси 4-осно-го плавающего автомобиля БАЗ-6944 с колесной формулой 8х8, транспортные машины шасси автомобиля ЗиЛ-131. Серийное производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения (ТЗМ) производились на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения с 1979 г. по 1987 г. Всего было выпущено 106 СПУ и 88 ТЗМ.

В состав оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока» входили:
- самоходная пусковая установка 9П71;
- ракета 9М714;
- транспортно-заряжающая машина 9Т230;
- транспортная машина 9Т240 (автопоезд с тягачом ЗиЛ-131);
- контрольно-проверочная машина 9В69;
- автокран;
- учебно-тренировочный комплект 9Ф633.

Самоходная пусковая установка 9П71 и ТЗМ 9Т230

Самоходная пусковая установка 9П71 и транспортно-заряжающая машина ракетного комплекса 9К714 «Ока» выполнены на 4-осном плавающем шасси БАЗ-6944, разработанном в рамках НИОКР «Основа-1». СПУ и ТЗМ были разработана в СКБ-221, опытные образцы которых изготавливались на заводе «Баррикады». Серийное производство СПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 в 1979 году было передано на Петропавловский завод тяжёлого машиностроения им. Ленина, на котором они производились до декабря 1987 г. Всего было произведено 106 СПУ 9П71 и 88 ТЗМ 9Т230. Кабина управления БАЗ-6944 расположена в передней части, за ней расположен моторный отсек, а остальную часть корпуса занимает грузовой отсек. Передача крутящего момента от V-образного дизельного двигателя УТД-25, развивающего максимальную мощность 400 л. с., осуществлялась посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности и состоявшей из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колёсных редукторов. Между колёсами передней и задней тележек устанавливался дифференциальный механизм, исключающий жёсткую кинематическую связь. Все восемь колес машины с широкопрофильными шинами переменного давления были ведущими. Колёса первой и второй пар были поворотными. Подвеска независимая, торсионная. Для преодоления водных преграды машина оснащалась двумя водомётными движителями, расположенными в кормовой части по бортам. Шасси изготавливались на Брянском автомобильном заводе.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k714-oka-03.jpg

Расположение ракеты на СПУ открытое, без транспортно-пускового контейнера. Всё стартовое оборудование, средства связи и топопривязки, система прицеливания и испытательно-пусковое оборудование находилось внутри СПУ и обслуживалось расчётом из трёх человек. Время подготовки к пуску с марша составляло менее 5 минут. На СПУ 9П71 установлена система топопривязки 1Т125 с планшетом 9В553, система проверки и запуска ракет 9В170. Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты внутри транспортного отсека с помощью оптико-электронной системы 9Ш133. Положении шасси не должно было отклоняться от плоскости стрельбы более 90 градусов. В направлении цели разворачивается гиростабилизированная платформа в командно-гироскопическом приборе. После старта ракета разворачивается в сторону цели, отрабатывая введенный угол. Благодаря изменению угла разворота ракеты после пуска возможно быстрое перенацеливание ракеты в секторе 180 градусов без перезаряда пусковой установки. Подъём ракеты в вертикальное положение осуществлялся за 20 секунд до пуска. ТЗМ 9Т230 по компоновке была аналогична СПУ 9П71. На ней осуществлялась перевозка двух ракет. Для перегрузки ракет на СПУ транспортно-заряжающая машина была оборудована краном. Кроме того, на ТЗМ 9Т230 устанавливалась навигационная система ТНА-4. СПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 авиатраспортабельны, перевозились самолетами военно-транспортной авиации типа Ил-76 и Ан-22.

Ракета 9М714

Ракета 9К714 твердотопливная, выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью. Конструкция ракеты состоит из двигательного отсека с сопловым блоком с аэродинамическими рулями (у габаритно-весовых макетов ракет аэродинамические решетчатые рули были выполнены в виде рамки с двумя диагональными перемычками), приборного отсека, переходного отсека и отделяемой боевой части. Корпус ракетного блока изготавливался из армированного углепластика с теплозащитным слоем. Переходный отсек у ядерных БЧ и обычных БЧ отличался. Обычно в переходном отсеке размещались ложные цели и источники помех. Отделение БЧ происходит с помощью отстрела пироболтов и включением тормозного двигателя ракетного блока. Хранение и транспортировка ракетного блока осуществлялась (при необходимости) в контейнере 9Я249, переходного отсека - в контейнере 9Я258. В ракете использовалась автономная инерциальная система управления и наведения 9Б81. Ракета оснащалась как головными частями с БЧ в обычном снаряжении различных типов, так и с ядерной БЧ. Замена головных частей на стартовой позиции производилась в течение 15 минут. В конце активного участка траектории ракета достигала скорости 4М. Высота наивысшей точки баллистической траектории - 120 км.

Система управления и наведения инерциальная, коррекция траектории осуществляется на активном участке с помощью поворотных сопел двигателя и на протяжении всего полета с помощью решетчатых аэродинамических рулей. В состав управляющего оборудования входят командно-гироскопический прибор (КГП) 9Б86 с гиростабилизированной платформой на которой установлены датчики угловых скоростей и ускорений, а также датчики НИС (нуль-индикаторы скорости) - для определения боковых скоростей; цифровое вычислительное устройство 9Б84, аналоговый вычислитель 9Б83, блок автоматики 9Б85 и блок управления электропитанием 9Б813. НИСы так же использовались для горизонтирования платформы т.к. реагируют в т.ч. на земное тяготение. Рулевые машинки с газодинамическим движителем, работающие от газового генератора, работу которого можно определить по дыму перед стартом. Отделение БЧ происходит за пределами атмосферы на нисходящем участке траектории. Траектория конечного этапа полета БЧ - почти вертикальное падение. При входе в плотные слои атмосферы решетчатые аэродинамические рули управляют ракетой на нисходящем участке траектории, за счет чего повышается точность.

Для оснащения БЧ ОТР 9М714 был создан комплекс средств преодоления ПРО (ложные БЧ, средства постановки пассивных помех). Кроме того, для противодействия ПРО использованы почти все доступные в то время средства: маневр после старта, необычно высокая траектория полета, высокая скорость, термозащитное покрытие головной части, а также уже упомянутые разбрасываемые после отделения БЧ активные и пассивные помехи и имитаторы БЧ. Для затруднения точного наведения ПРО на активном участке траектории с целью придания пламени мерцания в состав топлива могли вводиться специальные присадки. Повышению боевой эффективности также способствовали малое время перехода из походного положения в состояние боевой готовности, автономность комплекса, высокая автоматизация предстартовой подготовки, достаточно высокая эффективность применения обычных головных частей, благодаря небольшому круговому вероятному отклонению, составляющему порядка 30 м. Сектор наведения ракеты при старте 180 градусов. Система прицеливания на СПУ - оптико-электронная 9Ш133.

Ракета 9М714 оснащалась твердотопливным ракетным двигателем с 4 поворотными соплами с двумя степенями свободы сопряженных с аэродинамическими рулями. На стадии НИОКР предполагалось использование дополнительных двигателей раскрутки, которые должны были придать вращение отделившейся БЧ с целью улучшения точности, но в процессе испытаний улучшения точности не произошло и в серийных специальных БЧ двигатели раскрутки не подключали к системе управления. В нижней части РДТТ в корпусе ракетного блока по окружности находятся окна обнуления тяги, которые по команде системы аварийного подрыва ракеты (АПР) вскрываются вышибными зарядами, давление в камере сгорания падает и двигатель перестает работать. Для управления соплами и аэродинамическими рулями предназначены рулевые машинки 9Б89 для работы которых задействован газогенератор 9Д153. Электропитание всех систем ракеты обеспечивается турбогенератором 9Д154. Стартовая тяга двигателя составляла 14 820 кГ. Максимальное время работы РДТТ - 70 с. В передней части ракетного блока установлен тормозной двигатель, используемый для торможения ракетного блока при отделении БЧ.

При разработке БЧ учитывался фактор радиолокационной заметности. Форма БЧ и расположение центра тяжести обеспечивают ее аэродинамическую стабилизацию на конечном участке полета. Для компенсации массы ядерного заряда, который по габаритам находится в широкой части конуса БЧ, в носовой части БЧ располагается компенсирующий груз. БЧ соединялась с ракетным блоком ракеты через переходный отсек, который у БЧ разного типа отличался. В случае с ядерными БЧ в переходном отсеке размещались обрезки фольги, пружинные самораскрывающиеся отражатели, малогабаритные источники активных помех и ложная БЧ (имитатор БЧ). Переходный отсек монтировался вместе с БЧ на заводе-изготовителе и отдельно в войска не поставлялся. Конструкция переходного отсека ядерных БЧ 9Б513 отличается от конструкции переходного отсека других типов БЧ наличием двух двигателей раскрутки, неподключенных к системе управления. Помимо боевых частей в состав комплекса входили габаритно-весовой макет и учебная (учебно-тренировочная) БЧ. Для уничтожения БЧ в комплект поставки входил специальный кумулятивный заряд, который размещался в контейнере для хранения БЧ. Он представлял собой цилиндр длиной 70-100 см и диаметром около 15 см. Для уничтожения БЧ заряд устанавливался на специальную круглую метку темного цвета, нанесенную на головную часть.

Существовали следующие модификации ракет для ОТРК 9К714 «Ока»:
- ракета 9М714 - серийный базовый ракетный блок;
- ракета 9М714Ф - ракета с фугасной и/или с проникающей БЧ;
- ракета 9М714К - ракета с кассетной БЧ 9Н224 включающей в себя 95 фугасных суббоеприпасов 9Н225 (масса - 3,84 кг, масса ВВ - 0,64 кг, габариты - 328 х 64 мм), центральный заряд 9Х313, комбинированный взрыватель 9А253, устройство разделения боевых элементов 9Ч59, резервный взрыватель 9А133, электрическую батарею 9Б246 (напряжением 28,5 В) и радиовысотомер 9А333-1. Вскрытие ГЧ происходило на высотах порядка 3 000 м, при этом площадь поражения составляла от 80 000 до 100 000 м. На вооружении ВС СССР состояли ракеты 9К714К с БЧ 9Н74К оснащаемыми самонаводящимися кумулятивно-фугасными боевыми элементами, которые в полете вращаются вокруг своей оси в поисках массы металла, которой мог быть танк или БМП. Если при подлете к земле нужная масса металла была обнаружена, то на малой высоте срабатывает двигатель, направляющий суббоеприпас к цели, которая поражается кумулятивной струей. Если цель не обнаружена, то происходит подрыв боевого элемента при ударе о землю как обычного осколочно-фугасного боеприпаса. Если взрыватель при ударе о землю не сработал, то по прошествии некоторого времени срабатывает взрыватель самоуничтожения;
- ракета 9М714Б - ракета с ядерной БЧ (индекс ГРАУ 9Н63) с зарядом АА-75 мощностью 10-50 кт. Перевозка и хранение осуществлялось в контейнере 9Я252. БЧ соединяется с ракетой переходным отсеком 9Б513. Масса БЧ - 375 кг;
- ракета 9М714Б1 - ракета с термоядерной БЧ 9Н63 с зарядом АА-75 мощностью 200 кт. Перевозка и хранение осуществлялось в контейнере 9Я252. БЧ соединяется с ракетой переходным отсеком 9Б513. Масса БЧ - 375 кг;
- ракета 9М714ГВМ - габаритно-весовой макет ракеты (визуально отличается решетчатыми рулями с крестообразными диагональными перемычками):
- ракета 9М714УТ - учебная ракета (визуально отличается уменьшенными по размеру решетчатыми рулями и другой конструкцией соплового блока ракеты).

В дополнение к указанным типам боевого оснащения, ракета 9М714 могла оснащаться головными частями, снаряжёнными химическими отравляющими веществами. Серийный выпуск ракет осуществлялся на Воткинском машиностроительном заводе.

Транспортная машина 9Т240

Для транспортирования ракет в составы комплекса 9К714 «Ока» включена транспортная машина 9Т240. Представляла собой автопоезд, состоящий из тягача - автомобиля ЗиЛ-131 (6х6) и специального полуприцепа, на котором в специальных контейнерах транспортировались ракеты и боевые части к ним. Для перевозки ракетная части без БЧ использовался контейнер 9Я249. Для перевозки кассетных БЧ предназначались контейнеры 9Я251, а для перевозки специальной (ядерной) БЧ применялся контейнер 9Я252.

Модернизация ракетного комплекса 9К714 «Ока»

В 1982 году конструкторами Коломенского КБМ совместно с ЦНИИАГ были начаты работы в рамках НИОКР по разработке модернизированного оперативно-тактического комплекса 9К714У «Ока-У» с ракетой 9М714У. По классификации НАТО новый комплекс получил обозначение KY-19. Модернизированный ракетный комплекс предполагалось принять на вооружение для замены ОТРК 9К714 «Ока». В процессе модернизации ракета оснащалась радиолокационной головкой самонаведения и управляемой боевой частью с аэродинамическими рулями для обеспечения наведения на конечном участке траектории с круговым вероятным отклонением от цели порядка 30 метров. Таким образом, система наведения модернизированной 9К714У «Ока-У» позволяла управлять полётом ракеты и отделившейся от нее головной части на всём его протяжении. Для повышения точности попадания на комплексе 9К714У «Ока-У» использовалась коррекция по данным радиолокационной головки самонаведения.

Это также позволяло реализовать возможность применения ракетного комплекса в составе разведывательно-ударных комплексов (РУК) с получением целеуказания с удалённого источника информации. Другими словами, предусматривалась возможность оперативного переприцеливания ракеты на другой объект поражения в ходе её полёта, по командам с самолёта дальней радиолокационной разведки типа А-50 или с самолёта разведки и целеуказания М-55 «Геофизика», видящего и цель, и ракету. Для ракетного комплекса 9К714У «Ока-У» были разработаны новые СПУ и ТЗМ на неплавающем шасси БАЗ-69481 с колесной формулой 8х8. Машина оснащалась двумя дизельными двигателями КАМАЗ, развивающими мощность 240 л.с. каждый. СПУ оснащалась автоматическим основанием АГК и системой вывешивания с винтовыми домкратами. В конструкции СПУ и ТЗМ комплекса «Ока-У» широко применялся блочно-модульный принцип построения.

Техническое задание на разработку СПУ и ТЗМ для комплекса 9К714У «Ока-У» КБМ выдало в волгоградское ЦКБ «Титан» в конце 1982 года. Опытные образцы СПУ и ТЗМ были изготовлены в 1987 г. и отправлены на полигон для проведения испытаний в составе комплекса. На СПУ размещалась 1 ракета, на ТЗМ - 2 ракеты. Новый ОТРК 9К714У «Ока-У» с дальностью стрельбы 500 км проходил испытания до 1987 г. на полигоне Капустин Яр. Комплекс должен был быть запущен в серийное производство, к которому уже велись приготовления на заводах. Работы над модификацией ОТРК 9К714У «Ока-У» были прекращены в 1987 г. на стадии подготовки к серийному производству и принятию на вооружение. После заключения Договора о сокращении РСМД планировалось провести НИР по уменьшению дальности действия комплекса 9К714У «Ока-У», провести доработку систем самонаведения и принять комплекс на вооружение. Но американские «партнеры» настояли на том, чтобы и этот комплекс попал под нож еще на стадии разработки. Принятие Договора о ликвидации РСМД, не позволило закончить работу над ОТРК 9К714У «Ока-У» и запустить его комплекс в производство.

На основе задела по ракетам 9К714 «Ока» и 9К714У «Ока-У» конструкторами Коломенского КБМ в 1991 г. был разработан проект геофизической ракеты-носителя «Сфера» и «Сфера-М». В марте 1993 года проект был впервые продемонстрирован на одной из аэрокосмических выставок. Но дальнейшего развития он не получил.

Технические характеристики ракеты 9М714
Длина ракетного блока без БЧ, мм 5170
Длина ракеты 9М714К, мм 7315
Длина ракеты 9М714Б, мм 7516
Диаметр, мм 974
Размах раскрытых решетчатых рулей, мм 1848
Масса ракеты, кг:
- 9М714К  4630
- 9М714Б  4400
- 9М714Б1 4480
Масса ракеты без БЧ, кг 3990
Масса БЧ, кг от 372 до 715
Дальность действия, км:
- минимальная  50
- максимальная 450
Скорость ракеты в конце активного участка траектории, чисел М 4
Скорость БЧ на конечном этапе, чисел М 10
Время развертывания с марша, мин.  5
Время гарантированного хранения, лет  10
Время гарантированного хранения в полевых условиях, лет 3

Технические характеристики СПУ 9П71 И ТЗМ 9Т230
Колесная формула  8 х 8
Расчет, чел. 3
Длина, мм СПУ / ТЗМ - 11760 / 11800
Ширина, мм  3128
Высота в походном положении, мм  3000
Высота СПУ с ракетой в стартовом положении, мм  10130
Угол стартового возвышения ракеты, град.  82
Полная масса, кг СПУ /ТЗМ   29100 / 29985
Грузоподъемность шасси, кг 12000
Двигатель: тип, марка и мощность, л.с. - дизель, УТД-25, 400
Максимальная скорость, км/ч
- по шоссе 65
- по грунту 20-40
- на плаву 8-10
Запас хода, км 700
Грузоподъемность крана на ТЗМ, кг 5000