http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/9k79-1-01.jpg

Сразу после приёма тактического ракетного комплекса 9К79 «Точка» на вооружение начались работы над усовершенствованной модификацией ракеты, оснащённой новыми электронными компонентами. В результате модернизации в 1983 году на вооружение Советской Армии приняли тактический ракетный комплекс «Точка-Р». От базового комплекса 9К79 «Точка» он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения. Однако новым требованием военных являлось улучшение ТТХ комплекса, в первую очередь - увеличение дальности полёта и повышение точности.

С 1984 года начались работы по очередной модернизации всего комплекса, получившего название «Точка-У» (индекс ГРАУ - 9К79-1, обозначение НАТО - SS-21 Scarab B, в документации к переговорам по Договору о сокращении РСМД ракеты семейства «Точка» именовались «ОТР-21»). Испытания модернизированного комплекса начались летом 1986 года и продолжились по 1988 год. В 1989 году он был принят на вооружение Советской Армии и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый твердотопливный ракетный двигатель с зарядом топлива 1 000 килограммов. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров. С принятием на вооружение ракетного комплекса 9К79-1 «Точка-У» он стал поступать в войска на замену ранних модификаций тактических ракетных комплексов.

В конце первой декады двухтысячных годов появилась информация о возможном начале работ по модернизации тактических ракетных комплексов «Точка», в результате которой они могли бы значительно увеличить свои боевые возможности. Фигурировало даже название такой модернизации - «Точка-М». Однако руководство Министерства обороны РФ решило отказаться от дальнейшего развития комплекса «Точка» в пользу более нового и перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса 9К720 «Искандер». Тактический ракетный комплекс типа 9К79-1 «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Управляемая ракета 9М79 комплекса «Точка» или 9М79-1 комплекса «Точка-У»

Основной составляющей ракетного комплекса «Точка» («Точка-У») является ракета 9М79 (9М79-1). Ракета одноступенчатая, состоит из ракетной части и головной части. Ракетная часть выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса ракетной части, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки и приборов бортовой системы управления. Корпус приборного отсека расположен в передней части ракетной части, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за того, что до встречи с целью ракета постоянного управляется, она не считается баллистической.

На переднем шпангоуте приборного отсека расположены элементы для крепления головной части, а в нижней части приборного отсека - транспортировочный бугель и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой системы управления связаны с наземной аппаратурой пусковой установки. Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и бортовой системы управления ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне приборного отсека. Корпус двигательной установки расположен в средней части ракетной части за приборным отсеком и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/9k79-1-02.jpg

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего торца, заднего торца с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса двигательной установки покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла; до момента старта сопло двигательной установки закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит-кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша соответственно). Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем торце камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох. При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь - топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель - перхлорат аммония, связующее - каучук, горючее - алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой. Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы двигательной установки. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса двигательной установки, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд. По сравнению с ракетой 9М79, на двигателе ракеты 9М79-1 было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/9k79-1-03.jpg

Хвостовой отсек - конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока двигательной установки. Также в корпусе хвостового отсека расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса хвостового отделения расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части хвостового отделения установлен датчик схода. На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части хвостового отделения имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания. Крестообразное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Основными отличиями новых ракет от первого варианта ракеты 9М79 комплекса «Точка» стали:
- на ракете 9М79М появилась возможность использования пассивной головки самонаведения (ГСН) в составе боевой части;
- на ракетной части ракеты 9М79Р (комплекс «Точка-Р») используется новый комплект кабелей и новое ДАВУ 9Б65М. Начиная с 1983 г. все ракеты комплекса «Точка» стали выпускаются с новым комплектом кабелей;
- ракета 9М79-1 комплекса «Точка-У» получила модернизированный РДТТ, в котором масса топлива была увеличена на 80 кг, что позволило увеличить дальность стрельбы до 120 км. Кроме в новой ракете были перекомпонованы приборный и хвостовой отсеки.

Бортовая система управления ракеты 9М79-1 комплекса «Точка-У»

Ракета имеет автономную инерциальную бортовую систему управления (БСУ) с гиростабилизированной платформой и бортовым цифровым вычислительным комплексом. В БСУ реализован алгоритм терминального наведения на цель, когда попадающая траектория рассчитывается на всём протяжении полёта и ракета управляется вплоть до падения в точку прицеливания. Это отличает «Точку» от более ранних ракетных комплексов, например 9К72 «Эльбрус», в котором реализован функциональный метод наведения - когда управление ракетой заключается в определении момента выключения двигателя (обычно по достижении заданной величины и направления скорости движения ракеты, так называемая «функция отсечки тяги по псевдоскорости»), а далее ракета (или её головная часть) движется по траектории свободно брошенного тела.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/9k79-1-04.jpg

В состав БСУ ракеты 9М79 входит гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор), дискретно-аналоговое вычислительное устройство, блок автоматики гидропривода, блок управления и датчик угловых скоростей и ускорений типа ДУСУ1-30В, расположенные внутри корпуса приборного отсека. Исполнительными органами БСУ являются решётчатые аэродинамические рули, приводимые в действие гидравлическими рулевыми машинками. На стартовом участке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газоструйных рулей из тугоплавкого вольфрамового сплава, установленных на одном валу с решётчатыми. Снабжение бортовых потребителей электроэнергией осуществляется от турбогенераторного источника питания, приводимого во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов. И гидропривод рулей (в составе 4 рулевых машинок и питающей гидравлической установки), и турбогенераторный источник питания (в составе газотурбинного блока и блоков сопротивлений и регуляторов) располагаются в хвостовом отсеке, электрическая связь между приборами в приборном и хвостовом отсеках осуществляется с помощью комплекта кабелей через кабельные стволы в корпусе ракеты.

Головные части ракет 9М79 комплекса «Точка» или 9М79-1 комплекса «Точка-У»

За годы разработки и эксплуатации тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-У» для ракет 9М79, 9М79М и 9М79-1 была создана широкая номенклатура типов боевого оснащения - были разработаны и приняты на вооружение головные части, как в специальном (ядерном), так и в обычном снаряжении, такие как:
- 9Н39 - ядерная боевая часть с ядерным боевым блоком АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 - ядерная боевая часть с ядерным боевым блоком АА-68 мощностью до 100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н123Ф - осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14 500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие - до 5 г. При подлёте к цели ракета совершает доворот, чтобы обеспечить угол встречи заряда с целью близкий к 90° для наиболее эффективного использования энергии взрыва боевой части. Для этого же ось заряда осколочно-фугасной головной части 9Н123Ф развёрнута относительно продольной оси ракеты на некоторый угол. Воздушный подрыв головной части 9Н123Ф производится на высоте 20 метров над поверхностью для достижения максимальной площади поражения;
- 9Н123К - кассетная боевая часть, содержащая 50 осколочных элементов 9Н24 с 1,5 кг взрывчатого вещества (гексал) и 316 осколками в каждом. На высоте в 2 250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до 7 гектаров. Предназначена для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 - боевые части, снаряжаемые 65 элементами снаряжённых зоманом или газом VR. Всего в боевой части умещается 60 и 50 кг отравляющих веществ соответственно. Информация о производстве или применении подобных БЧ отсутствует.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/9k79-1-05.jpg

Головная часть соединяется с ракетой болтами, питание на ГЧ подается через кабель. Также может применяться кассетная боевая часть 9Н123К. Она содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг взрывчатого вещества и при инициировании даёт до 316 осколков со средней массой 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 гектар. Ракеты с кассетной боевой частью являются более эффективными, чем с осколочно-фугасной. Так, считается, что для уничтожения артиллерийской батареи (в том числе и самоходной) требуется одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели ракетами с осколочно-фугасной БЧ требуется не менее двух ракет. Если координаты цели определены с меньшей точностью, например, до 150 м, штатный расход ракет составит две ракеты с кассетной боевой частью или четыре ракеты с осколочно-фугасной боевой частью. Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Самоходная пусковая установка комплекса 9К79-1 «Точка-У»

Базой для самоходной пусковой установки (СПУ) тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-У», получившей обозначение 9П129 (9П129-1 - для комплекса «Точка-У») служит шасси полноприводного, с колесной формулой 6х6, плавающего автомобиля БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем 5Д20Б-300, развивающим максимальную мощность 300 л.с., соединенным с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой развивать по шоссе максимальную скорость до 60 км/ч. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. Высокую маневренность машине обеспечивает наличие двух поворотных осей - передней и задней. При длине машины почти 9,5 м радиус поворота составляет всего 12 м. При необходимости СПУ типа 9П129 могут преодолевать водные преграды вплавь со скоростью до 10 км/ч. Для движения на плаву используются два водомета.

В передней части отсека для ракеты самоходная пусковая установка имеет специальный теплозащитный кожух, который предохраняет боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения. Также машина оснащена средствами защиты от оружия массового поражения. Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту СПУ, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу. На подготовку к пуску с марша по нормативам отводится не более 20 минут. Большая часть этого времени уходит на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры происходят значительно быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требуется менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимает всего 15 секунд, после чего ракета сразу может стартовать. Вне зависимости от дальности стрельбы возвышение направляющей пусковой установки составляет 78°. При этом механизмы СПУ позволяют доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° влево или вправо от продольной оси машины. Полет ракет 9М79 или 9М79-1 на максимальную дальность занимает порядка двух минут. За это время расчет из четырех человек должен перевести СПУ в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводится 19-20 минут.

Для эксплуатации различных модификаций ракет комплекса дорабатывались и самоходные пусковые установки. Основные отличия связаны с возможностью использовать те или иные типы ракет. Так, СПУ 9П129 может применять любые типы ракет, кроме ракет 9М79Р и 9М79-1. СПУ 9П129-1 могут применять любые ракеты кроме ракет 9М79Р. СПУ 9П129М, 9П129М1 и 9П129-1М - могут применять любые ракеты.

Транспортно-заряжающая и транспортная машины

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включена транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 или 9Т218-1 (9Т218-1М), созданная на шасси БАЗ-5922 производства Брянского автозавода. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована ТЗМ 9Т218 (9Т218-1, 9Т218-1М). Перегрузка ракеты с ТЗМ на СПУ занимает от 15 до 30 минут.

При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач ЗиЛ-137Т или ЗиЛ-4401 с полуприцепом 99511. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоездов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Тактические ракетные комплексы «Точка» начали поступать в соединения Советской Армии уже в 1976 году. Всего через несколько лет первые такие системы отправились служить на базы, размещенные с Группе Советских войск в Германии на территории ГДР. После вывода советских войск из Германии все комплексы «Точка» и «Точка-У», ввиду военно-политической обстановки, оказались сосредоточенными в европейской части страны. Тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» (9К79-1 «Точка-У») составлял основу ракетных войск мотострелковых и танковых дивизий советских, а затем и российских Сухопутных войск. Комплексы находились на вооружении отдельных ракетных дивизионов этих соединений. Отдельный ракетный дивизион танковой (мотострелковой) дивизии включал в себя две стартовых батареи имевших в своем составе по две самоходных пусковых установки. Всего в дивизионе было 4 СПУ тактического ракетного комплекса «Точка» или «Точка-У».

В 1988 г. отдельные ракетные дивизионы были выведены из состава мотострелковых и танковых дивизий и были сведены в отдельные ракетные бригады окружного и армейского подчинения. В состав такой бригады входило 3-4 дивизиона (12-16 СПУ типа «Точка»). Всего в Вооруженных Силах СССР было сформировано не менее 16 отдельных ракетных бригад с тактическими ракетными комплексами «Точка» и «Точка-У». Все они дислоцировались в европейской части России. В ходе эксплуатации ракетных комплексов типа «Точка» и «Точка-У» для них были определены пять степеней готовности. Готовность №5 предусматривала нахождение на транспортной машине 9Т238 или ТЗМ 9Т218 (9Т219-1) или на СПУ 9П129 (9П129-1) проверенных ракетных блоков без боевых частей. Срок нахождения в готовности №5 - 10 лет в закрытом помещении или 2 года в полевых условиях. Временной норматив приведения в готовность №4 - 21 мин (27 мин при использовании ядерных боевых частей). Готовность №4 предусматривала нахождение на ТЗМ или на СПУ 9П129 ракетных блоков с присоединенными к ним боевыми частями. Ракеты проверены. Срок нахождения в готовности - 2 года. Временной норматив приведения в готовность №3 - 23 мин.

Готовность №3 предусматривала нахождение ракет с боевой частью на СПУ, находящейся в походном положении в расположении ракетной бригады (отдельного ракетного дивизиона). Координаты цели неизвестны. Срок нахождения в готовности - 2 года. Временной норматив приведения в готовность №2 - 20-30 мин. Временной норматив на пуск ракеты из готовности №3 - 17 мин. после заезда на стартовую позицию. Готовность №2 - предусматривает нахождение СПУ с ракетой с боевой частью на стартовой позиции, опоры СПУ опущены на землю, топопривязка произведена, ракета проверена средствами СПУ, координаты цели неизвестны. Срок нахождения в готовности - 6 месяцев. Временной норматив приведения в готовность №1 - 2-3 мин. Временной норматив на пуск ракеты из готовности - 4,5 мин. Готовность №1 - предусматривает нахождение СПУ с ракетой с боевой частью на стартовой позиции, опоры СПУ опущены на землю, топопривязка произведена, ракета проверена средствами СПУ, автономные источники питания СПУ включены, начата подготовка к старту ракеты. Срок нахождения в готовности - 180 часов циклами по 3 часа с паузами по 25 минут или 6 часов без перерыва. Временной норматив на пуск ракеты из готовности - 2 мин. 20 с.

Технические характеристики комплекса 9К79-1 «Точка-У»
Год принятия на вооружение 1989
Боевой расчет, чел.  3
Дальность стрельбы, км:
- минимальная 15-20
- максимальная 120
Высота траектории полета ракеты, км  6-26
Полетное время на максимальную дальность, с  163
Максимальное отклонение ракеты от цели, м  235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин  2
Время подготовки к пуску с марша, мин  16
Диаметр ракеты по корпусу, мм  650
Длина ракеты, мм  6410
Длина ракетной части, мм  4085
Размах рулей, мм  1440
Стартовая масса ракеты, кг  2010
Масса снаряженной ракетной части, кг  1528
Масса СПУ 9П129М-1 (с ракетой и расчетом), кг  18145
Технический ресурс , км  15000
Длина СПУ, мм  9490
Ширина СПУ, мм  2890
Высота СПУ в походном положении, мм  2340
Дорожный просвет, мм  357
Температурный диапазон эксплуатации, град.  от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет  не менее 10
Колесная формула  6x6
Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе  70
-  на плаву  8-10
Запас хода, км  650
Тип двигателя - дизель, V6
Мощность двигателя, л.с  300