http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Timoney-01.jpg

Бронеавтомобиль Timoney разработан в инициативном порядке в ответ на запрос предложений армии Республики Ирландия на бронированную колесную машину для замены французских бронетранспортеров Panhard M3. С неожиданным для Ирландии, не имеющей серьезной военной промышленности, проектом бронемашины собственной конструкции выступил профессор Дублинского университета С.Г. Тимони. Профессор был далеко не новичком в области конструирования бронетехники; он продолжительное время работал на английской фирме «Alvis Vehicles Limited», где принимал участие в создании машин семейства FV.600 - знаменитых «Saracen» и «Saladin». Технический проект первого ирландского бронеавтомобиля профессор выполнил вместе со своим братом. Разработка машины началась в январе 1972 г., в июле 1973 г. был построен первьий опытный образец, в середине 1974 г. - еще два.

Машины прошли успешные испытания в армии Ирландии. Для их серийного производства братья основали фирму «Timoney Technology Limited» в Дублине. Бронеавтомобиль Timoney предназначен для использования в качестве бронетранспортера, способного перевозить 12 человек, включая водителя и командира. БТР должен был способен эффективно действовать как на открытой местности, так и в стесненных городских кварталах. Каких-либо особенных тактических требований к БТР Timoney не предъявлялось, заминка была в экономике. Ирландская армия могла заказать в лучшем случае два-три десятка машин - отсюда: мелкосерийное производство и высокая стоимость. С другой стороны - недостаточно развитая тяжелая промышленность страны, неспособная, по мнению многих, освоить производство сложных конструкций.

Выход из такой ситуации, в принципе, простой - установка бронекорпуса на шасси грузовика или джипа. Правда и результат тоже простой - полицейский бронеавтомобиль, а никак не полноценная боевая машина. Профессор Тимони решил делать БТР на базе ходовой части оригинальной конструкции, считая, что только специально разработанная ходовая часть позволит получить приемлемую проходимость по пересеченной местности и обеспечит малый радиус разворота в городских условиях. Задача эффективного использования бронеавтомобиля в городских условиях выдвигала трудно совместимые требования к машине: усиленную бронезащиту (в городских условиях стреляют в упор) и хороший обзор, особенно для водителя.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Timoney-02.jpg

Корпус бронеавтомобиля Timoney - сварной, из стальных бронелистов Thyssen XAR 500, установленных с наклоном, обеспечивает круговую защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 выпущенных с близкого расстояния. Толщина брони - 12,7 мм, днища и крыши - 9,5 мм. В лобовом бронелисте имеется большая смотровая панель из бронестекла, обеспечивающая уровень защиты, аналогичный бронелистам корпуса. Два окна меньшего размера из такого же стекла расположены в боковых передних клиновидных бронелистах. Наличие окон относительно большого размера обеспечивает хороший обзор водителю, место которого находится в передней части машины над первой осью. Возможность быстрой посадки и покидания машины обеспечивается наличием дверей с каждого борта корпуса (по одной) и еще одной двери в кормовом бронелисте. Смотровое окно водителя может открываться, в аварийной ситуации водитель может покинуть машину через индивидуальный люк-окно. На крыше корпуса предусмотрена установка вращающейся башни. На втором и третьем прототипах устанавливалась башня с двумя 7,62-мм пулеметами.

Экипаж машин может вести огонь из личного оружия через восемь амбразур (по три с каждого борта и две - в кормовом бронелисте), которые закрываются управляемыми изнутри бронезаслонками. Двигатель Chrysler 360 CID мощностью 200 л. с. расположен непосредственно за местом водителя и несколько смещен вправо от оси машины. Радиатор установлен над двигателем, а воздухозаборник системы охлаждения - непосредственно над окном-люком водителя. Коробка передач автоматическая Allison АТ540, имеет четыре передачи для движения вперед и одну - для движения назад. Подвеска колес независимая на спиральных пружинах с телескопическими демпферами. Оба моста ведущие, передний мост при движении по шоссе отключается. Колеса снабжены шинами размером 11,00x20. Передние колеса управляемые, в контур управления включен гидроусилитель, однако возможно и непосредственное, ручное, управление. Передняя и задняя оси, подвеска колес взаимозаменяемы, что значительно облегчает производство и техническое обслуживание машины. Бронеавтомобиль Timoney является амфибией, на первых машинах движение на плаву осуществлялось за счет прокручивания колес.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Timoney-03.jpg

Возможно, единственный бронеавтомобиль в мире, носящий имя своего конструктора, так бы и остался малосерийной машиной, интересной патриотам Ирландии и любителям бронетехники, но профессор Тимони показал себя не только хорошим «технарем», но и неплохим менеджером. В 1975 г. министерство обороны Бельгии объявило конкурс на бронеавтомобиль для жандармерии и ВВС. Круг участников традиционный: швейцарская фирма MOWAG, предложившая «Piranha» 4x4; английская GKN с недавно разработанным AT-105; Rheinstahl из ФРГ, выставившая UR-416; американский Cadillac с бронеавтомобилем «Commando»; FIAT предложил 6614-ю модель и французская Saviem с БТР VAB. Вдруг, как чертик из кармана, появился никем из конкурентов нежданный профессор Тимони со своей машиной Timoney. В августе 1975 г. закончились испытания бронеавтомобиля Timoney в Ирландии, а уже в ноябре третий прототип был доставлен самолетом в Бельгию. Не дожидаясь даже начала испытаний машины в Бельгии, фирма Beherman-Demoen подписала соглашение с фирмой Timoney Technology о покупке лицензии и совместном производстве бронеавтомобиля. История умалчивает о том, как удалось провернуть профессору или его помощникам столь головокружительную сделку.

Испытания бронеавтомобиль проходил с апреля по июль 1976 г, В мае 1977 г., после некоторых доработок, машина под названием Timoney BDX была принята на вооружение жандармерии и ВВС Бельгии. Внешне Timoney BDX несколько отличался от исходного варианта: задняя часть крыши корпуса получила небольшой наклон для улучшения секторов обстрела пулемета; по бортам корпуса установили по три гранатомета для дымовых гранат; колеса «обули» шинами фирмы Michelin; прямоугольные амбразуры с плоскими бронезаслонками заменили на круглые. Количество членов экипажа БТР Timoney BDX уменьшилось с 12 до 10 человек, бронеавтомобиль оборудовали системой кондиционирования с воздушным фильтром на входе. Заказано было 80 машин для жандармерии и 43 для ВВС в трех вариантах: бронеавтомобиль - носитель миномета, бронетранспортер для ВВС и бронетранспортер для жандармерии. Бронетранспортер для жандармерии был оснащен бульдозерным ножом в передней части корпуса и вооружен пулеметом GPMG во вращающейся башне.

БТР для ВВС предназначались для охраны авиабаз, бульдозерными ножами они не оснащались, а пулемет устанавливался не в башне, а на кольцевой турели. Первые шесть бронеавтомобилей Timoney BDX (по две машины в трех вариантах) были переданы заказчику в январе 1978 г., последняя машина - в начале 1979 г. Еще пять бронеавтомобилей закупила Аргентина, некоторое количество бельгийских машин поставлено вооруженным силам Мексики. Бельгийская компания совместно с фирмой Timoney начала широкую рекламу бронеавтомобиля в развивающихся странах уже в 1977 г. Машина проходила испытания в Индонезии и Малайзии. Однако продать удалось только пять машин в Аргентину. По результатам заморских испытаний в конструкцию внесли ряд изменений и приняли решение заменить бензиновый двигатель дизелем. В 1980 г. фирма Beherman-Demoen построила опытную машину, оснащенную дизелем General Motors 4-53T мощностью 180 л. с. Это был последний построенный бронеавтомобиль с маркой Timoney BDX.

В 1981 г. бронеавтомобиль Timoney еще раз «сменил гражданство». Английская фирма Vickers Defence Systems заключила контракт с бельгийцами, по которому на 10 лет все права на бронеавтомобиль, который стал называться Vickers Valkyr, переходили к ней. До 1982 г. англичане построили два опытных образца, один из которых демонстрировался на выставке вооружений британской армии в 1982 г. Машина Vickers Valkyr вооружалась одним 7,62-мм пулеметом во вращающейся башне. На выставке 1984 г. был показан третий прототип «Валькирии» с несколько увеличенным корпусом. Снаружи корпуса смонтированы ящики для снаряжения; дверь с правой стороны корпуса убрана, а в кормовом бронелисте вместо одностворчатой двери установлена двустворчатая с центральной стойкой. Окна водителя - большего размера. Основной упор в модернизации бронеавтомобиля англичане сделали на усилении вооружения, предложив целую гамму вариантов. Машина предназначалась только для экспорта, поэтому было необходимо по максиму учесть требования возможного заказчика, а еще лучше - предвосхитить его желания. Для установки различных башен в центре крыши сделан люк большого диаметра.

В разное время демонстрировались бронеавтомобили Vickers Valkyr, оснащенные французскими башнями Hispano-Suiza «Serval» 60/20 (вооружение: расположенные в «три этажа» 60-мм миномет, 20-мм пушка и 7,62-мм пулемет), «Lynx» (вооружение: 90-мм пушка GIAT, спаренная с 7,62-мм пулеметом) и «Mangusta» (вооружение: 60-мм миномет и спаренный с ним 12,7-мм пулемет); двухместной башней Cockerill CM-90 (вооружение: 90-мм пушка Mk.3, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, 7,62-мм зенитный пулемет на крыше башни; двухместной башней ENGESA ET-90, разработанной в Бразилии; вариант ПВО с двумя 20-мм пушками. Англичанам удалось продать только две машины Ираку. За этими двумя экземплярами мог последовать крупный заказ, но машины были доставлены в Ирак в 1990 г. непосредственно перед нападением Саддама Хусейна на Кувейт. Последовавшие за этим нападением события сделали невозможным поставки военной техники Ираку в течение длительного времени.

Технические характеристики Timoney / BDX / Valkyr
Колесная формула 4x4
Экипаж, чел. 10 / 10 / 12
Боевая масса, кг 8200 / 10700 / 11500
Масса пустого, кг 9750 / - / -
Длина, м 4,95 / 5,05 / 5,60
Ширина, м 2,41 / 2,47 / 2,50
Высота по крыше корпуса, м 2,03 / 2,06 / 2,27
Высота по крыше башни, м 2,48 / 2,84 / -
Колесная база, м 2,87 / 3,00 / 3,10
Дорожный просвет, м 0,38 / 0,40 / 0,40
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 88 / 100 / 100
Максимальная скорость на плаву, км/ч 4,8 / - / -
Запас хода по шоссе, км 640 / 500 / 700
Емкость топливного бака, л 248 / 200 / -
Преодолеваемые препятствия:
ширина траншеи, м 1,4 / - / -
высота стенки, м 0,76 / 0,40 / 0,40