http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/MQ-9B-SeaGuardian-01.jpg

Американские разведывательные и разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты семейства «Predator» (в переводе с английского - «Хищник»), в которое входят уже полдюжины разных дронов, известны сегодня пожалуй каждому, кто мало-мальски интересуется вооружениями и военным делом в целом. В это семейство на сегодня входят сами MQ-1 «Predator», их развитие - MQ-9 «Reaper» (Predator B), MQ-9B «SkyGuardian» и «SeaGuardian» (Certified Predator B), а также совершенно новые дроны - палубные «Avenger» (Predator С). Причем эти БПЛА, разработанные специалистами американской компании General Atomics-Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI) и налетавшие за свою карьеру в общей сложности более 6 млн часов, уже стали героями не только новостных репортажей и аналитических трудов, но и с лету вписались в круг голливудских звезд.

Более того, начав с роли простого разведчика, беспилотники данного «звездного» семейства достаточно быстро научились еще и уничтожать обнаруженные цели, а следом - освоили морской театр войны: беспилотные летательные аппараты типа MQ-9B «SeaGuardian» (SeaGuardian - «Морской страж»), предназначенные для патрулирования акваторий морей и океанов, уже вызвали высокий интересу целого ряда государств. Причем с двумя из зарубежных заказчиков, как указывают в компании General Atomics-Aeronautical Systems, на сегодня даже подписаны контракты. Первым заказчиком этого дрона, судя по всему, стала Индия, которая в конце 2020 года срочно взяла у американцев в лизинг сроком на год два таких беспилотника. Аппараты прибыли в страну назначения в ноябре 2020 года, переданы в ведение командования Военно-морских сил Индии и будут, судя по всему, решать задачи в воздушном пространстве над акваторией Индийского океана, а также, возможно, в приграничных с Китаем районах, где недавно достаточно серьезно обострилась ситуация.

Вторым же заказчиком новой версии MQ-9 «Reaper», но теперь уже в его маринизированном варианте MQ-9B «SeaGuardian», выступил Тайвань: 3 ноября 2020 года Агентство Министерства обороны США по вопросам сотрудничества в области обороны и безопасности (Defense Security Cooperation Agency - DSCA; часто - Агентство МО США по военному сотрудничеству) уведомило Конгресс о возможной продаже Тайбэю четырех таких беспилотных летательных аппаратов и сопутствующего оборудования и систем на общую сумму около 600 млн долларов. Однако, если ранее MQ-9B «SeaGuardian» обладал способностью эффективно осуществлять контроль преимущественно за надводной обстановкой, для чего на нем был установлен современный мощный радиолокационный комплекс и другая необходимая специализированная аппаратура, позволявшие осуществлять высокоточное слежение за надводными объектами, а искать подлодки он мог лишь в ограниченном объеме, то теперь этот «бесчеловечный» охотник способен найди и вцепиться мертвой хваткой даже во вражескую подлодку, находящуюся на весьма приличной глубине. А все дело в новом противолодочном оборудовании, которое недавно прошло испытание на этом аппарате.

Речь в данном случае идет о новейшей американской интегрированной противолодочной системе, созданной на базе радиогидроакустических буев различных типов и предназначенной для оснащения различных летательных аппаратов противолодочной авиации. В состав системы, которой американские военные планируют оснащать свои MQ-9B «SeaGuardian», входят следующие основные типы одноразовых радиогидроакустических буев. Пассивный радиогидроакустический буй - батитермограф AN/SSQ-36B, который предназначен для осуществления непрерывного измерения вертикального распределения температуры воды по глубине в верхнем слое водной толщи. Такой буй обычно сбрасывается первым - он предназначен для того, чтобы собрать данные о гидрологических условиях этого конкретного района и определить, на какую глубину летчикам-противолодочникам необходимо выставлять акустическую систему поисковых буев. И только после этого можно приступать к постановке серии «настоящих» буев по одной из типовых поисковых схем. Время работы буя-батитермографа составляет порядка 12 минут, после чего он затапливается.

Пассивный направленный радиогидроакустический буй AN/SSQ-53G системы пеленгации и дальнометрирования DIFAR - аббревиатура от Directed Frequency Analysis and Ranging, что в переводе с английского означает «направленный частотный анализ и запись». Данный радиогидроакустический буй предназначен для обнаружения и определения пеленга подводных целей, а также для дальнейшего их сопровождения и классификации. При этом для обеспечения наиболее эффективного пеленгования подводных целей в буе используется несколько методов - по максимуму сигнала, а также фазовый, фазово-амплитудный или корреляционный методы.

Активный радиогидроакустический буй AN/SSQ-62F системы DICASS - это аббревиатура от Directional Command-Activated Sonobuoy System, что в переводе с английского означает «система телеуправляемых радиогидроакустических буев направленного действия (с командным управлением)». Данный радиогидроакустический буй предназначен для обнаружения, классификации и сопровождения различных подводных целей. При этом последние такие буи способны обнаруживать на существенно больших глубинах, чем их предшественники, а именно более 450 метров, то есть в зоне образования подводного звукового канала - своего рода природного акустического волновода в океане. Буй данного типа активируется по радиокоманде с самолета-носителя или иного пункта управления противолодочными действиями и позволяет определять дальность, магнитный пеленг и доплеровские характеристики подводных целей. Причем по радиокоманде можно сменить глубину опускания излучателя/гидрофона буя, активизировать передачу сигнала по радиоканалу или затопить буй после решения задачи во избежание попадания к противнику.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/MQ-9B-SeaGuardian-02.jpg

Возможно включение в состав рассматриваемой системы и других различных типов радиогидроакустических буев, в том числе другого, меньшего типоразмера «G». Последние - это радиогидроакустические буи нового поколения, которые в два раза меньше. чем буи типоразмера «А» и на 25% легче их (в длину буи типоразмера «А» составляют 93 см, их диаметр составляет порядка 12 см, а масса - 8-10 кг). В частности, к таковым относятся разработанные компанией Ultra Electronics пассивный направленный радиогидроакустический буй AN/SSQ-553G системы DIFAR и широкополосные всенаправленные пассивные гидроакустические буи SSQ-906G/H системы LOFAR (Low Frequency Analysis and Recording, в переводе с английского - «низкочастотный анализ и запись»), предназначенные для поиска подводных целей и более широкого наблюдения за подводной обстановкой, и другие. В условиях совместного применения в ходе проведения противолодочных операций эти и другие радиогидроакустические буи позволяют с высокой вероятностью осуществлять обнаружение различных подводных целей вероятного противника, а также выполнять их классификацию и осуществлять их сопровождение и выдачу данных целеуказания по ним на свои средства поражения.

Хотя, безусловно, вероятность и точность правильной классификации конкретного контакта и дальность обнаружения подводных целей зависят во многом от совершенства и надежности аппаратуры самих буев и системы обработки получаемых с них данных, а также от степени подготовки (квалификации) личного состава, осуществляющего работу с такими системами. Для применения всех этих буев с борта MQ-9B «SeaGuardian» последний оснащается специальным подвесным контейнером, рассчитанным на размещение 10 радиогидроакустических буев типоразмера «А» или 20 менее крупных буев типоразмера «G» (упомянутые выше три буя - типоразмера «А»). Выброс буев осуществляется при помощи пневматического устройства, смонтированного непосредственно в самом транспортно-пусковом контейнере. Причем беспилотник MQ-9B «SeaGuardian», по утверждению разработчика, способен нести на внешних подкрыльевых узлах подвески до четырех таких контейнеров, что при нехитром подсчете дает нам достаточно весомый запас буев - до 40 типоразмера «А» или до 80 типоразмера «G».

Испытания, в которых принимал участие принадлежащий компании беспилотный летательный аппарат MQ-9A Block II, прошли на территории Тихоокеанского испытательного полигона ВМС США еще 24 ноября 2020 года, но официально объявлено о них было объявлено только 19 января 2021 года. Испытания, как при этом сообщалось, были признаны успешными. «Данная демонстрация - первая для противолодочных систем авиационного базирования. Успешное завершение этих испытаний открывает путь для дальнейшего развития новых возможностей в области противолодочной борьбы с задействованием наших MQ-9, - отметил в этой связи президент компании General Atomics-Aeronautical Systems Дэвид P. Александер. - Мы с нетерпением ожидаем продолжения сотрудничества с Военно-морскими силами США, поскольку они изучают инновационные варианты распределенных операций при проведении боевых операций в подводном операционном домене».

В рамках сценария упомянутого испытания беспилотный летательный аппарат, оснащенный подвешенным под одной из консолей крыла контейнером с 10 радиогидроакустическими буями, в течение трех часов осуществлял поиск подводной цели и слежение за ней, используя для этого выставленные им буи: один - типа AN/SSQ-36B, семь - типа AN/SSQ-53G и два - типа AN/SSQ-62F. При этом получаемые с буев данные немедленно передавались посредством системы спутниковой связи на наземный командный пункт, расположенный на испытательном полигоне Юма (Laguna Flight Operations Facility/Yuma Proving Grounds). Ha основе получаемых данных находившимся на этом наземном командном пункте боевым расчетом с помощью системы обработки сигналов радиогидроакустических буев UYS-505 осуществлялась выработка элементов движения цели, что позволяло обеспечить при необходимости поражение последней комплексами противолодочного оружия (UYS-505 Sonobuoy Processing System разработана и выпускается компанией General Dynamics Mission Systems-Canada).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/MQ-9B-SeaGuardian-03.jpg

В роли «жертвы» при этом выступала мишень Мк 39 ЕМАТТ (Expendable Mobile ASW Training Target), разработанная и серийно выпускаемая корпорацией Lockheed Martin. Данная мишень используется в американском флоте и военно-морских силах целого ряда других стран мира для отработки задач противолодочной обороны. Военно-морские силы США еще в 2016 году выдали компании-разработчику контракт стоимостью 49,5 млн долларов на поставку в период до марта 2021 года крупной партии таких мишеней в модификации Mk.39 Mod 2, а всего разработчик на сегодняшний день поставил заказчикам по всему миру уже более 12 тысяч таких систем. Особо следует в этой связи отметить, что в материалах компании-разработчика указывается - данная мишень «предназначена для имитации звуков и движения дизель-электрической подводной лодки в глубоководных или мелководных районах, с возможностью варьирования скорости и уровней излучения тональных сигналов». Таким образом, можно сделать определенный вывод о той специализации, которую американцы стремятся «навесить» на свой новый противолодочный дрон. Впрочем, если он научится эффективно искать малошумные «дизелюхи», то, скорее всего, поиск атомоходов ему будет тоже вполне доступен и, что самое важное, - будет ему по силам.

Морской патрульный беспилотник MQ-9B «SeaGuardian» создан на основе планера базового сухопутного варианта дрона типа MQ-9B «Sky Guardian» (Sky Guardian, в переводе с английского - «Небесный страж» или, как вариант, «Небесный защитник»). Последний же, в свою очередь, является дальнейшим развитием хорошо нам известного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата MQ-9A «Reaper» (Reaper, в переводе - «Жнец», т.е. «Собиратель душ»). Данный аппарат, первоначально носивший в соответствии с корпоративной классификацией обозначение Certified Predator В, разрабатывался специалистами компании General Atomics-Aeronautical Systems как дальнейшее развитие линейки разведывательно-ударных дронов MQ-9, хорошо зарекомендовавших себя в ходе многолетнего применения в различных горячих точках планеты.

Причем, что интересно, его разработка изначально осуществлялась в соответствии с принятыми на сегодня, а также перспективными требованиями к сертификации беспилотных авиационных систем, разработанными или разрабатываемыми на перспективу Федеральным управлением гражданской авиации США (Federal Aviation Administration - FAA, также часто - Федеральная авиационная администрация США) и Европейским агентством по авиационной безопасности (European Union Aviation Safety Agency - EASA). В первую очередь, естественно, это касается обеспечения безопасности полетов в несегрегированном, то есть в контролируемом национальными диспетчерскими службами управления воздушным движением общем воздушном пространстве, где беспилотники смогут безопасно для себя и окружающих осуществлять полеты наряду с пилотируемыми воздушными судами.

Также MQ-9B «SeaGuardian» соответствует действующему стандарту НАТО STANAG-4761 («Требования к летной годности беспилотных воздушных судов для военных беспилотных авиационных систем НАТО»), согласно которому военные беспилотники всех натовских стран сертифицируются на возможность безопасно осуществлять полеты в воздушном пространстве других государств-членов Североатлантического альянса. «MQ-9B «SeaGuardian» - это единственный в мире дистанционно-пилотируемый летательный аппарат, который разрабатывается для выполнения полетов в несегрегированном, контролируемом (диспетчерскими службами управления воздушным движением) воздушном пространстве, - особо подчеркивал по этому поводу в феврале 2019 года главный исполнительный директор компании-разработчика Линден Блу (Linden Blue). - Эта разработка представляет собой результат пятилетней, финансируемой на средства самой компании программы, целью которой является создание беспилотного летательного аппарата, отвечающего строгим требованиям, необходимым для получения сертификата летной годности в рамках НАТО, а также от различных гражданских служб».

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/MQ-9B-SeaGuardian-04.jpg

В целях обеспечения упомянутых выше возможностей MQ-9B «SkyGuardian» и его маринизированный вариант MQ-9B «SeaGuardian» оснащаются специально разработанной для этих целей в компании General Atomics-Aeronautical Systems системой предотвращения столкновений в воздухе (Detect And Avoid - DAA, в дословном переводе - «обнаружить и уклониться»). Данная система позволяет дрону своевременно обнаруживать потенциально опасные воздушные цели (речь идет о целях, осущеавляющих потенциально опасные для беспилотника действия/маневры) и оперативно осуществлять построение безопасного маршрута уклонения с последующим выполнением маневра расхождения с такими опасными целями. В состав этой системы входят специализированная бортовая радиолокационная станция «Due Regard Radar» (Due Regard Radar - DRR), a также бортовая система предупреждения столкновения TCAS (Traffic Collision Avoidance System) и система автоматического зависимого вещательного наблюдения ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast). Последняя предназначена для автоматической передачи различной информации о летательном аппарате - его собственного идентификатора, текущих координат, курса (направления движения), скорости и высоты полета, а также ряда других данных - в диспетчерский центр (центр управления полетами), а простому обывателю позволяет при желании наблюдать за полетами различных машин по тому же сервису Flightradar24.

Специализированная бортовая радиолокационная станция «Due Regard Radar» разработана специалистами компании General Atomics-Aeronautical Systems и относится к классу «воздух-воздух». Данная станция фактически является, если можно так сказать, «сердцем» системы DAA, позволяя обнаруживать опасные воздушные цели, которые не оснащены транспондерами или по тем или иным причинам выключили их. В конструктивном плане она состоит из двух-панельной активной фазированной антенны с электронным сканированием (Active Electronically Scanned Array - AESA) и блока электронной аппаратуры (Radar Electronics Assembly - REA). Причем станция позволяет оператору беспилотника, находящемуся за консолью наземной станции управления, обнаруживать и отслеживать воздушные цели в том же поле обзора, что и обычный человек, находящийся в кресле пилота летательного аппарата. Особо следует отметить, что при этом обеспечивается возможность одновременного слежения за несколькими уже обнаруженными воздушными целями и поиска новых целей в фоновом режиме.

Опытно-конструкторская модель такой бортовой радиолокационной станции была изготовлена в конце 2014 года и с тех пор прошла всесторонние испытания на пилотируемых летательных аппаратах и на беспилотниках типов «Ikhana» (принадлежащий агентству НАСА исследовательский дрон, созданный на базе беспилотника типа MQ-9 «Reaper» и используемый для испытаний различной целевой аппаратуры и систем) и «Predator B» (последние - это, как уже отмечалось мною ранее, разведывательно-ударные «Риперы»). Эта станция также использовалась специалистами Федерального управления гражданской авиации США в процессе выработки стандарта (спецификации) минимальных эксплуатационных характеристик (Minimal Operational Performance Standards - MOPS) для беспилотных летательных аппаратов, необходимых для осуществления ими полетов в национальном и международном воздушном пространстве (т.е. выполнения полетов в общем воздушном пространстве). 5 июня 2018 года первый такой полет в несегрегированном воздушном пространстве выполнил упомянутый выше исследовательский дрон «Ikhana», оснащенный системой DAA с радаром «Due Regard Radar».

В настоящее время, по данным компании-разработчика, данная радиолокационная станция находится в стадии мелкосерийного производства и уже поставлена ряду заказчиков, тогда как специалисты компании ведут работу над созданием новой, усовершенствованной ее модификации, которая будет полностью соответствовать новому, выпущенному в сентябре 2017 года, техническому стандарту Федерального управления гражданской авиации США, известному под обозначением TSO С-212 «Радиолокационная станция класса «воздух-воздух» (ATAR) для наблюдения трафика» (FAA Technical Standard Order С-212 Air-to-Air (ATAR) Radar for Traffic Surveillance). Примечательно, что название упомянутой выше бортовой радиолокационной станции «Due Regard Radar», которое можно перевести с английского как «Радар должного внимания», в действительности является частью фразы, содержащейся в требованиях Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization - ICAO) к военным летательным аппаратам: от последних требуется осуществлять полеты «с должным вниманием к безопасности полетов гражданских летательных аппаратов». В англоязычном оригинале эта фраза звучит так: «Due Regard for the safety of navigation of civil aircraft».

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/MQ-9B-SeaGuardian-05.jpg

В свою очередь обработка всей информации, собираемой тремя упомянутыми выше подсистемами DAA, осуществляется при помощи еще одной ее подсистемы - прогнозирования и отображения информации. Следует также отметить, что в процессе разработки MQ-9B «SkyGuardian» разработчиком были выполнены и иные мероприятия по повышению возможностей нового беспилотника, а именно:
- усилен планер дрона и повышена его устойчивость к разного рода повреждениям (столкновения с птицами, удары молнии, сильные ветровые нагрузки и пр.);
- установлены новая электроимпульсная антиобледенительная система передней кромки крыла и система противообледенительного обогрева воздухозаборника двигателя и приемников воздушного и статического давления (в результате, как утверждается в зарубежных источниках, MQ-9B «SkyGuardian» может осуществлять полеты при температуре окружающего воздуха до - 41 град. Цельсия);
- установлена противомолниевая защита;
- использована усовершенствованная система автоматического взлета и посадки;
- в бортовую систему управления внедрено новое, более совершенное и надежное программное обеспечение, а также использована новая авионика и пр.

Плюс к тому в составе беспилотной авиационной системы, построенной на базе беспилотных летательных аппаратов семейства MQ-9B «SkyGuardian» / «SeaGuardian», компанией-разработчиком применена и новая наземная станция управления. Согласно информации, изложенной на сайте компании General Atomics-Aeronautical Systems, беспилотник MQ-9B «SkyGuardian» имеет максимальную взлетную массу 5670 кг (MQ-9A «Reaper» - 4763 кг) и способен взять на борт 2721 кг топлива (1769 кг) и до 2177 кг полезной нагрузки, из которой 363 кг размещаются во внутренних отсеках, а еще 1814 кг - на одном подфюзеляжном и восьми подкрыльевых внешних узлах подвески (у MQ-9A «Reaper» этот показатель составляет 1747 кг - 386 кг внутри и 1361 кг на внешних узлах подвески). Максимальная длина аппарата - 11,7 метра (11 метров), а размах его крыла достигает 24 м (20 метров).

Как и его разведывательно-ударный предшественник MQ-9A «Reaper», беспилотник MQ-9B «SkyGuardian» оснащается надежным турбовинтовым двигателем ТРЕ331-10 разработки и производства компании Honeywell. Последний позволяет новому боевому дрону развивать максимальную истинную воздушную скорость полета до 210 узлов, что соответствует примерно 388,9 км/ч. Кстати, у MQ-9A «Reaper» этот показатель больше - 240 узлов (444,5 км/ч), что вызвано меньшей массой летательного аппарата. Также больше у MQ-9A «Reaper» и максимальная высота полета - 50 тысяч футов (15240 метров) против «более 40 тысяч футов» (не менее 12190 метров) у MQ-9B «SkyGuardian». Зато последний существенно превосходит своего предшественника по продолжительности полета - она у него может достигать 40 часов, что позволяет ему совершать полет на дальность до 6 тысяч морских миль (более 11100 км), тогда как MQ-9A «Reaper» может продержаться в воздухе только 27 часов.

Первый серийный образец базового варианта MQ-9B «SkyGuardian» поднялся в небо 30 марта 2020 года. Полет происходил с аэродрома компании-разработчика в калифорнийском Эль-Мираже и был признан полностью успешным. Следующим же серийным аппаратом этого типа стал MQ-9B «SkyGuardian» с заводским номером ВС04/UK1, который предназначен уже для первого, или, как принято говорить, стартового заказчика, в роли которого выступила Великобритания. Руководство британского военного ведомства еще в 2016 году подписало с компанией-разработчиком предварительное соглашение на разработку для национальных Военно-воздушных сил таких дронов, получивших местное обозначение «Protector» RG Mk 1 (Protector, в переводе с английского - «Защитник»).

Новые беспилотные летательные аппараты должны заменить в войсках эксплуатируемые разведывательно-ударные беспилотники типа MQ-9A «Reaper». Впервые в небо головной серийный дрон «Protector» RG Mk 1 поднялся 25 сентября 2020 года, ну а сами поставки этих аппаратов начнутся в 2021 году (правда первый дрон останется в Соединенных Штатах для подготовки и различных тестов). В июле 2020 года заинтересованные стороны подписали окончательный контракт, по которому британские военные получат до 16 беспилотных летательных аппаратов «Protector» RG Mk 1 (первый твердый заказ на три аппарата плюс еще 13 машин прописаны в опционе), а также до семи наземных станций управления (три станции по первому контракту и еще четыре - при исполнении опциона) и различное обеспечивающее и вспомогательное наземное оборудование. Стоимость контракта - 65 млн фунтов стерлингов, но при выборе опциона эта сумма должна, судя по всему, вырасти.

Согласно информации, изложенной в пресс-релизе Королевских ВВС Великобритании «MOD Signs £65m Contract For Protector Aircraft» от 15 июля 2020 года, британские дроны дополнительно оснащаются системой спутниковой связи Х-диапазона и улучшенными противообледенительной системой и системой противомолниевой защиты. Данные аппараты также доработаны под применение современных авиационных средств поражения, используемых в британских Военно-воздушных силах: управляемой ракеты класса «воздух-поверхность» типа «Brimstone» (выпускается компанией MBDA) и управляемой авиабомбы с лазерным наведением «Paveway IV» (Paveway IV Laser Guided Bomb, выпускается компанией Raytheon UK). Полной боеготовности первые три дрона должны достичь к середине 2024 года. Размещение «Защитников» планируется на военно-воздушной базе Королевских ВВС Великобритании «Уоддингтон», расположенной в графстве Линкольншир.

Данный беспилотник выбрала себе также Бельгия: соответствующий контракт с ее Минобороны был подписан в августе 2020 года, поставки будут идти через ВВС США в рамках Программы продажи вооружений и военной техники иностранным государствам (Foreign Military Sales - FMS), первая поставка ожидается в 2023 году. А совсем недавно покупателем стала и Австралия, чьи Военно-воздушные силы в рамках проекта Project Air 7003 намерены закупить партию американских MQ-9B. Возможно, кстати, что последние будут выполнены все же не в базовом, а в маринизированном варианте, который больше подходит для Австралии с учетом тех физико-географических условий, в которых расположена эта страна. MQ-9B «SeaGuardian» также прошел в октябре 2020 года и серию испытательных полетов в интересах Береговой охраны Японии.