GladClub

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GladClub » Вооружение » Реактивная система залпового огня M142 HIMARS (США)


Реактивная система залпового огня M142 HIMARS (США)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-01.jpg

Информация о разработке американской РСЗО M142 HIMARS впервые на свет появилась в 1994 году. Хотя первые проработки и обоснование необходимости создания такой системы в США начались уже в середине 80-х годов XX века. Это было связано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и сил быстрого развертывания высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий, а также в связи с появлением информации о появлении в СССР новой РСЗО «Смерч», способной вести стрельбу ракетами калибром 300 мм с кассетной боевой частью с самоприцеливающимися боевыми элементами на дальность до 90 км.

Компания Loral Vought Systems начала работы по исследованию возможности разработки и интеграции шестиствольного транспортно-пускового контейнера (ТПК) для монтажа на гусеничных и колесных шасси автомобилей средней грузоподъемности и для пуска с них реактивных снарядов калибром 227 мм. Это была программа по созданию высокомобильной артиллерийской реактивной системы HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) была нацелена на создание РСЗО с возможностью воздушной транспортировки посредством военного транспортного самолета типа C-130 Hercukes. Операция Just Сause («Правое дело»), проводившаяся в декабре 1989 года в Панаме, ясно продемонстрировала необходимость этой возможности. В июне 1990 года, армия США начала вырабатывать технические требования для легковесного варианта системы MLRS на шасси грузового автомобиля. Опытный образец такой MLRS был впервые продемонстрирован в сентябре 1994 года.

В начале 1996 года командование управляемым вооружением армии США заключило с компанией Lockheed Martin Missiles и Fire Control контракт на сборку опытных образцов боевых машин РСЗО HIMARS на сумму 22,3 миллиона USD. По условиям контракта сроком на 53 месяца специалисты компании собрали четыре опытных образца боевых машин и три из них передали на двухгодичные испытания заказчику в 18-й воздушно-десантный корпус артиллерии. Четвертая машина была оставлена для заводских испытаний и оценки, проводившихся силами и средствами компании-разработчика в Далласе. В июле 1998 года специалисты сухопутных войск США успешно произвели стрельбовые испытания ракетами комплекса ATACMS с опытного образца боевой машины РСЗО HIMARS.

По условиям контракта на заводах компании-разработчика, расположенных в Далласе, штат Техас, и Кандеме, штат Арканзас, были собраны шесть боевых машин HIMARS для войсковых испытаний в сухопутных войсках США и их оценки перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство. В качестве пусковой установки на боевой машине M142 РСЗО HIMARS используется один стандартный транспортно-пусковой контейнер боевой машины (БМ) РСЗО MLRS для стрельбы шестью ракетами калибра 227 мм или одной тактической (оперативно-тактической) баллистической ракетой ATACMS. Этот ТПК взаимозаменяем с ТПК РСЗО M270A1, и составляет половину боекомплекта этой РСЗО.

Боевая машина M142 РСЗО HIMARS создана на базе трёхосного колесного шасси FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles - семейство средних тактических автомобилей) армии США. Артиллерийская часть монтируется на доработанном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6x6. Боевая масса БМ РСЗО HIMARS составляет немногим больше, чем половина боевой массы стандартной боевой машины РСЗО M270. Специалисты морского корпуса также изучали возможность монтажа артиллерийской части на доработанном шасси среднего тактического грузового автомобиля снабжения грузоподъёмностью 7 т. Боевая машина может транспортироваться транспортным самолётом типа C-130 Hercules. Вторая серия заводских квалификационных испытаний (или серия II) РСЗО HIMARS начались в ноябре 2003 года и включала стрельбы неуправляемым реактивным снарядом M26, ракетами MGM-140B (Block IA) и MGM-164A (Block II) оперативно-тактического комплекса ATACMS и 240-мм управляемыми реактивными снарядами GMLRS M30 системы MLRS. Правда, не сообщалось и не сообщается таких деталей, как возможность использования одного и того же шасси для монтажа ТПК для стрельбы ракетами различных калибров, т.к. возникает мнение, что на платформе одного шасси одного типа шасси возможен монтаж только ТПК со снарядами одного калибра.

В марте 2003 года был подписан контракт на мелкосерийное производство РСЗО HIMARS, согласно которому для армии США планировалось закупить 89 боевых машин M142 HIMARS, а для корпуса морской пехоты США - четыре БМ. Полагали, что совместная закупка двумя ведомствами в перспективе в рамках программы будет составлять более чем 900 боевых машин. В январе 2004 года заводские испытания опытного образца боевой машины реактивной системы HIMARS на соответствие тактико-техническому заданию завершились. Для проведения этих испытаний в рамках существующего контракта были собраны семь боевых машин системы M142 HIMARS и модернизированы до варианта для мелкосерийного производства. Модернизация включает: дооснащение недорогим пультом управления огнём, усовершенствование интерфейсов (т. е. элементов и блоков, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизма горизонтального наведения, процессора блока навигационной системы определения местоположения, пусковой установки и интерфейса связи V.24.

Проведенные испытания подтвердили высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики РСЗО M142 HIMARS. Во время одного из испытаний опытного образца боевая машина системы M142 HIMARS была доставлена на территорию восточного полигона Форт Силл (Fort Sill, штат Оклахома) военно-транспортным самолётом типа C-130. Боевая машина РСЗО была выгружена менее чем за пять минут. Затем она выдвинулась на огневую позицию и получив боевую задачу по цифровому каналу обмена данными выполнила пуск шести учебно-тренировочных реактивных снарядов. В совместных учениях участвовали: расчет БМ M142 РСЗО MLRS сухопутных войск США и расчет командования и управления корпуса морской пехоты. В войска РСЗО HIMARS начала поступать с середины июня 2005 года. Первым сертифицированным подразделением, освоившим систему HIMARS, стал 3-й дивизион 27-го полка полевой артиллерии 18-й бригады полевой артиллерии XVIII-го воздушно-десантного корпуса США, дислоцировавшегося в Форте Брэгг (Fort Bragg, штат Северная Каролина). В армии США XVIII-й воздушно-десантный корпус называется «Корпус Америки для непредвиденных обстоятельств» (America's Contingency Corps).

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-02.jpg

Первые боевые машины M142 HIMARS выпускались и поставлялись с небронированными кабинами. Однако в конце 2006 года компания Lockheed Martin получила от армии США контракт на сумму 15,8 миллиона USD на разработку кабины боевой машины с повышенным уровнем защиты номеров расчёта. По условиям контракта, до 30 сентября 2010 года специалисты BAE Systems должны были выполнять работы по ее усовершенствованию. Кабины боевых машин РСЗО получили дополнительное бронирование, обеспечивающее баллистическую защиту от пуль, осколков снарядов и мин. Правда, уровень баллистической защиты нигде не сообщается. В пресс-релизе компании Lockheed Martin от 28 марта 2008 года было сообщено о первом пуске четырёх управляемых снарядов с использованием новой универсальной системы управления огнём, которая является эволюционным блоком с возможностью модернизации системы управления огнём РСЗО MLRS и обеспечивает возможность стрельбы управляемыми снарядами, в конструкции которых использована помехозащищённая технология. По условиям контракта на заводах компаний, расположенных в Далласе (штат Техас) и Кандеме (штат Арканзас), должны были быть собраны шесть боевых машин системы M142 HIMARS для проведения развернутой программы испытаний в сухопутных войсках США перед заключением контракта на начальное мелкосерийное производство.

В середине 2008 года при стрельбе управляемым реактивным снарядом GMLRS осуществленной с боевой машины M142 HIMARS был достигнут новый показатель дальности полёта - 85 км. По прошествии чуть более года, 5 ноября 2009 года в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что в результате пуска управляемой ракеты GMLRS с боевой машины системы M142 HIMARS была достигнута максимальная дальность полёта уже в 92 км. Стоит отметить, что отсутствует информация о тактике применения управляемых снарядов. Не ясно, решена ли задача их залпового пуска с идентификацией каждым снарядом своей цели или применение таких снарядов подразумевает отход от залповой стрельбы.

Чуть ранее, 25 марта 2009 года, в пресс-релизе компании Lockheed Martin было сообщено, что на полигоне White Sands (полное наименование White Sands Missile Range, штат Нью-Мексико) состоялись испытания, в ходе которых с БМ M142 HIMARS были запущены 2 зенитные управляемые ракеты (ЗУР) SLAMRAAM. Испытания, во время которых все цели были достигнуты, включали эксплуатационные испытания модифицированных ракет и сборку рельсовых направляющих для SLAMRAAM в свободном контейнере, переделанном из ТПК для пуска ракет комплекса ATACMS. При пуске зенитной ракеты применялась система управления огнём РСЗО M142 HIMARS c доработанным программным обеспечением. После завершения работ по модернизации системы управления огнём и создания транспортно-пусковых контейнеров для ЗУР SLAMRAAM планировалось, что они поступят на вооружение. В соответствии с планами командования ВС США, боевые машины системы M142 HIMARS, оснащённые зенитными управляемыми ракетами, должны были применяться в рамках распределенной сетецентрической системы противовоздушной обороны. Однако распространения боевые машины системы M142 HIMARS, оснащённые зенитными управляемыми ракетами, не получили.

Параллельно с разработкой и испытаниями РСЗО M142 HIMARS с начала 2000-х годов подразделением Missiles and Fire Control компании Lockheed Martin велась разработка ракеты Р44 для высокоточного уничтожения движущихся целей на больших дальностях, запускаемой с боевых машин РСЗО MLRS и HIMARS. Для запуска этой ракеты был разработан специальный контейнер на 10 ракет. Опытный образец ракеты Р44 обладал возможностью работы в режиме вспомогательного инерциального наведения с помощью системы GPS (для поражения стационарных целей) и с миниатюрной головкой самонаведения из программы по единой многоцелевой ракете JCM (Joint Common Missile). В конструкцию опытного образца ракеты входила головка самонаведения с тремя режимами работы: доплеровском радиолокационным, работающим в миллиметровом диапазоне волн для всепогодного применения и поражения движущихся целей, в охлаждаемом инфракрасном режиме для определения и классификации целей и полуактивном лазерном режиме для поражения целей с использованием целеуказания.

Для обеспечения необходимой скорости полета ракеты конструкторы выбрали стартовый ускоритель калибра 177 мм, имеющий низкую стоимость и возможность дальнейшей модернизации. В конструкцию опытного образца ракеты могла входить увеличенная головная часть ракеты Hellfire II или кумулятивная головная часть с формирующим устройством. Определенный потенциал развития был заложен в направлении увеличения длины и массы ракеты. Согласно данным электронной базы журнала Jane's Defence Weekly от 16 марта 2007 года указано, что вслед за испытаниями в аэродинамической трубе и статическими прожигами ракетных двигателей, баллистическая экспериментальная ракета Р44 15 февраля 2007 г. успешно прошла летные испытания на территории ракетного полигона White Sands. 4 мая 2007 года в журнале Jane's Missiles and Roсkets прошло сообщение о проведении вторых успешных летных испытаний опытного образца. Для проведения испытаний была задействована боевая машина РСЗО HIMARS. К концу 2012 года работы по проекту Р44 были прекращены.

В сентябре 2011 года на вооружение своей армии РСЗО M142 HIMARS принял Сингапур. По этому случаю 5 сентября 2011 года состоялась церемония, на которой присутствовал министр обороны Сингапура Нг Енг Хена (Ng Eng Hen). Там же было объявлено о готовности к боевому применению первой батареи РСЗО HIMARS сингапурской армии, размещённой на сингапурской военной базе Хатиб Кэмп (Khatib Camp), где расположен главный штаб артиллерии вооруженных сил Сингапура, а также базируются артиллерийский институт, 23-й и 24-й артиллерийские дивизионы и учебный центр. В войска поступили 18 пусковых установок М142 РСЗО HIMARS, 9 пятитонных шасси FMTV и контейнеры с ракетами XM31 (GMLRS, Guided MLRS - управляемых ракет, оснащённых инерциаль-ной системой управления с GPS) с унитарной фугасной боевой частью, а также соответствующее вспомогательное и коммуникационное оборудование. Этот заказ не включал поставку ракет типа M26 или других типов неуправляемых реактивных снарядов MLRS.

21 сентября 2011 года на производственном объекте компании Lockheed Martin в Камдене (штат Арканзас, США) состоялась торжественная церемония посвященная поставке четырёхсотой высокомобильной РСЗО M142 HIMARS. В пресс-релизе компании сообщалось, что сухопутные войска США получили 300 боевых машин M142 HIMARS, а корпусу морской пехоты США и зарубежным партнерам были поставлены 100 БМ M142. С помощью боевой машины M142 HIMARS возможно вести стрельбу с использованием всего семейства боеприпасов РСЗО MLRS. БМ может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации типа C-130, C-5 и C-17 и может быть развёрнута в районах ранее недоступных для эксплуатации более тяжёлых боевых машин. Блоки системы управления, электроники и связи РСЗО M142 HIMARS взаимозаменяемы с блоками находящейся на вооружении боевой машины M270A1 РСЗО MLRS. Система обучения боевых расчётов РСЗО M142 HIMARS и РСЗО MLRS аналогичны. Система M142 HIMARS производится компанией BAE Systems Mobility & Protection Systems (ранее Armor Holdings, Inc.). Ракетная часть производится фирмой Lockheed Martin.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-03.jpg

По различным оценкам стоимость одного реактивного снаряда GMLRS составляет около 100 000 долларов США, а стоимость одной боевой машины M142 HIMARS составляет около трёх миллионов долларов США. В феврале 2012 г. была обнародована информация о том, что первые боевые машины из двенадцати заказанных в 2009 г. в США начала получать Иордания. Также Хашимитское Королевство закупило 72 шестизарядных транспортно-пусковых контейнера с управляемыми ракетами GMLRS, оснащёнными системой GPS. По состоянию на 2016 год США располагают 417 БМ M142 HIMARS, Сингапур - 18 БМ M142 HIMARS, Иордания 12 БМ M142 HIMARS, ОАЭ - 20 БМ. По последним данным Румыния приобрела 18 БМ M142 HIMARS. Имеется информация о том, что БМ M142 HIMARS имеются на вооружении Южной Кореи и Великобритании, однако нигде не приводится количество боевых машин. Армия Канады заказала 20 БМ M142 HIMARS, и Польша заказала аж 500 таких систем! В настоящее время прорабатывается вопрос поставки 4 боевых машин M142 HIMARS с ракетами GMLRS на Украину.

Реактивная система залпового огня повышенной мобильности M142 HIMARS предназначена для поражения артиллерии и средств ПВО противника в районах сосредоточения и на огневых (стартовых) позициях, пунктов управления, узлов связи и технической поддержки, легкобронированных вооружений и военной техники, живой силы противника и других целей противника. В состав реактивной системы залпового огня M142 HIMARS входят:
- боевая машина M142;
- транспортно-заряжающая машина (ТЗМ);
- неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
- средства управления огнем.

Боевая машина M142 HIMARS выполнена на модифицированном трёхосном колесном шасси FMTV, а именно на шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6x6. Автомобиль оснащен турбонаддувным 6-цилиндровым рядным дизелем Caterpillar 3116 ATAAC, с рабочим объемом 6,6 л, развивающим максимальную мощность 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Двигатель соединен с семискоростной автоматической коробкой передач Allison. Топливный бак объемом 212 л обеспечивает боевой машине запас хода по шоссе до 480 км. Подвеска машины зависимая рессорная. Дорожный просвет - 564мм. Машина
может преодолевать в брод водные преграды глубиной до 0,9 м. По техническому заданию корпуса морской пехоты США разработчиками изучалась возможность монтажа артиллерийской части боевой машины системы M142 HIMARS на модифицированном шасси среднего тактического грузового автомобиля грузоподъемностью 7 т. Боевой расчет машины состоит из трех человек - водителя, наводчика-оператора и командира боевой машины. По мнению разработчиков РСЗО в особых условиях стрельбу может вести и один номер расчета.

Артиллерийская часть боевой машины M142 HIMARS не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может осуществляться всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM-164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы использованные ТПК заменяются снаряженными. Снаряжение ТПК реактивными снарядами и их герметизация осуществляются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10-12 об/мин при пуске. ТПК имеет массу 2 270 кг. Пуск реактивных снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-04.jpg

Для перезаряжания боевая машина РСЗО M142 HIMARS оснащена механизмом перезаряжания. Механизм перезаряжания представляет собой выдвижную консоль с электролебедкой. Управление механизмом может осуществляться как из кабины боевой машины, так и с помощью выносного пульта. Для заряжания ТПК обойма механизма перезаряжания устанавливается в горизонтальное положение, консоль механизма перезаряжания выдвигается. Подъем транспортно-пускового контейнера осуществляется с помощью лебедки, захватывающее устройство которой крепится к центру тяжести контейнера. Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины M270A1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины M142. Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24.

Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6 с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров. На машине и прицепе перевозятся по два ТПК. Боевая машина M142 HIMARS может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации, такими, как C-130 Hercules, C-5A Galaxy, C-17 Globemaster III, A400M Atlas, Ил-76, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан» и другими, имеющими грузоподъемность более 12 т и соответствующие размеры грузового люка и грузовой кабины. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. РСЗО M142 HIMARS обладает высокой мобильностью и после пуска всех ракет (возможна стрельба по одной ракете или залпом по две, три или сразу всех шести ракет) способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.

0

2

Боеприпасы РСЗО M142 HIMARS

Для РСЗО M142 HIMARS используются два семейства боеприпасов: MFOM и AFOM. Боеприпасы семейства MFOM (от англ. MLRS Family of Munitions - семейство боеприпасов MLRS) включают следующие типы ракет:
- M26 - неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью;
- M26A1 - неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
- M26A2 - неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (кумулятивно-осколочные субэлементы M77) и увеличенной до 45 км дальностью стрельбы (ER MLRS);
- GMLRS M30 - управляемый реактивный снаряд с инерциальной и GPS системой управления, с кассетной головной частью (субэлементы M85) и увеличенной до 70 км дальностью стрельбы (ER MLRS);
- M28 - 227-мм учебный реактивный снаряд;
- M28A1 - 227-мм тренировочный реактивный снаряд с уменьшенной дальностью стрельбы;
- AT-2 - 227-мм кассетный реактивный снаряд - постановщик мин.

Неуправляемый реактивный снаряд M26 предназначается для поражения открыто расположенной живой силы и военной техники, легкобронированных боевых машин, а также для контрбатарейной борьбы на дальностях до 32 км. M26 является первым основным неуправляемым реактивным снарядом в составе РСЗО MLRS с боевой машиной M270, но может использоваться и для стрельбы из боевой машины M142 HIMARS. Реактивный снаряд M26 имеющий калибр 227 мм и стартовую массу 307 кг, состоит из головной и ракетной частей. Кассетная головная часть снаряжена 644 кумулятивно-осколочными боевыми элементами M77 DPICM (Dual-Purpose Improved Conventional Munitions - усовершенствованные боеприпасы двойного назначения), предназначенные для поражения бронированных целей и живой силы противника. Боевые элементы плотно упакованы в гнездах цилиндрических полиуретановых блоков внутри тонкостенного алюминиевого корпуса. После срабатывания головного взрывателя на конечном участке траектории на высоте примерно 760 м, корпус головной части сбрасывается и происходит разбрасывание боевых элементов. Залпом одной боевой машины M142 HIMARS над районом цели рассеиваются 3864 таких элементов на площади около 12 500 кв.м.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-05.jpg

Детонация боевого элемента M77 происходит при встрече с преградой. Возможность поражения техники обеспечивается за счет кумулятивной струи с встроенным элементом жесткости. Бронепробиваемость составляет до 100 мм гомогенной стальной брони. За счет осколков, получаемых от дробления стального корпуса, обеспечивается воздействие на живую силу в радиусе 4 метров. Процент отказов взрывателя элемента составляет около 4-х процентов. M26 был впервые проверен в боевых условиях в 1991 году во время операции «Буря в пустыне» в составе РСЗО MLRS. В качестве недостатков были отмечены сравнительно небольшая дальность стрельбы реактивным снарядом M26, а также то, что боевые элементы M77 оказались практически неэффективными против бронированных целей. В настоящее время выпуск прекращен, снаряд снят с вооружения. В 1995 году после замечаний армейских специалистов была начата программа разработки снаряда ER-MLRS с увеличенной дальностью полета и усовершенствованного кумулятивно-осколочного боевого элемента для его снаряжения.

Неуправляемый реактивный снаряд M26A1/A2 с увеличенной до 45,5 км дальностью полета и стартовой массой 296 кг разработан на основе реактивного снаряда M26. В его состав входит кассетная головная часть. Он предназначен для поражения открыто расположенной живой силы и военной техники, легкобронированных боевых машин, а также для контрбатарейной борьбы. Программа производства НУРС с увеличенной дальностью полета, получившая обозначение ER-MLRS (Extended Range MLRS Rocket), была начата в 1996г. В состав снаряда M26A1/A2 (ER-MLRS) входят: удлиненный ракетный двигатель (по сравнению с двигателем снаряда M26) и головная часть с уменьшенным до 518 штук количеством кумулятивно-осколочных боевых элементов, новый предохранительно-исполнительный механизм и система вскрытия головной части, модифицированный центровой ускоритель, новый взрыватель головной части, взрыватель кумулятивно-осколочного боевого элемента с механизмом самоликвидации. Воспламенитель расположен в сопловом отверстии снаряда. Двигатель срабатывает от электрической команды от системы управления огнем. В полете снаряд вращается против часовой стрелки.

Варианты А1 и А2 снаряжаются разными боевыми элементами. Специально для ER-MLRS был разработан новый кумулятивно-осколочный боевой элемент M85 повышенной надежности (планируемый процент отказов был снижен менее 1%). Для M85 из конструкции взрывателя боевого элемента M77 был удален боек. В конструкцию была введена модифицированная интегрированная микросхема, обеспечивающая выбранное замедление для последующей самоликвидации и противопомеховый датчик для обеспечения изменения установки и нейтрализации. Поскольку разработка боевых элементов M85 затянулась первые НУРС ER-MLRS оснащались КОБЭ M77 и обозначались M26A2. Снаряды с новыми боевыми элементами получили обозначение M26A1. Сообщалось о начале производства M85 с 1999г., по другой имеющейся информации КОБЭ M85 (XM85) до сих пор не принят на вооружение. Также сообщалось, что головная часть снаряда снаряжается малогабаритными боевыми элементами M101, однако информация об этих боевых элементах отсутствует.

Неуправляемый реактивный снаряд M28 представляет собой тренировочную версию неуправляемой ракеты M26, в которой боевая часть заменена стальным балластом с тремя дымовыми баллонами для обозначения места падения.

Неуправляемый реактивный снаряд M28A1 RRPR (Reduced Range Practice Rocket - учебная ракета с уменьшенной дальностью полета) является дальнейшим развитием ракеты M28. По сравнению с ней она имеет уменьшенную дальность полета благодаря тупой носовой части ракеты, обеспечивающей высокое лобовое сопротивление. Это уменьшает максимальную дальность полета ракеты до 15 км, что делает ее пригодной для использования на полигонах с небольшим излетным пространством.

Неуправляемый реактивный снаряд AT-2 представляет собой 227-мм реактивный снаряд M26 с кассетной боевой частью, снаряженной противотанковыми минами AT2. Предназначен для дистанционного минирования местности.

Управляемый реактивный снаряд M30 GMLRS. В 1994 году армия США инициировала программу разработки управляемого аналога ракеты M26, получившей название GMLRS (Управляемые РСЗО). Новый управляемый снаряд впоследствии получил обозначение M30 GMLRS. Он использует систему наведения с инерциальным измерительным блоком IMU (от англ. Inertial Measurement Unit) и приёмником GPS. Управляется с помощью четырёх небольших дополнительных рулей, расположенных в носовой части ракеты. Первый полностью управляемый испытательный пуск опытного реактивного снаряда XM30 был произведен в мае 1998 года. Окончательные заводские квалификационные испытания были успешно завершены в декабре 2002 г., а эксплуатационные испытания - в декабре 2004 года.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-06.jpg

Кассетная головная часть управляемой ракеты M30 GMLRS содержит 404 кумулятивно-осколочных боевых элементов M85, упакованных в гнёзда цилиндрических полиуретановых блоков внутри тонкостенного алюминиевого корпуса. Доля неразорвавшихся боеприпасов по результатам проведенных в ноябре 2006 г. заводских квалификационных испытаний реактивных снарядов M30 и суббоеприпасов M85, составила 6,5%, а доля неразорвавшихся суббоеприпасов в среднем составила 1,5%. Минимальная эффективная дальность действия РС M30 составляет около 10 км. Максимальная - около 60 км. Круговое вероятное отклонение на дистанции 40 км составляет более 200 м. Фактические поставки управляемой ракеты M30 GMLRS в войска начались в 2004 г. Производство было прекращено в середине 2009 года в ответ на принятое в июне 2008 г. решение Министерства обороны США в отношении кассетных боеприпасов и непреднамеренного причинения вреда мирному населению. С 2019 года применение реактивных снарядов M30 запрещено. Реактивный снаряд M30 имеет две модификации: M30A1 и M30A2.

Управляемый снаряд M30A1 в отличие от M30 имеет альтернативную боеголовку (AW), в которой суббоеприпасы заменены готовыми убойными элементами в виде вольфрамовых шариков для поражения площадей за счет кинетической энергии, полученной при полете ракеты, без детонации взрывчатого вещества. Производится с 2015 года.

Управляемая ракета M30A2 имеет боеголовку, известную под названием XM403, представляющую собой 90-килограммовую осколочную боевую часть с бризантным взрывчатым веществом, которое при детонации ускоряет два слоя готовых убойных элементов, для эффективного поражения на большой площади при недостаточно точном обнаружении цели.

Управляемый реактивный снаряд M31 является дальнейшим развитием ракет семейства M30 GMLRS. Он представляет собой по сути управляемый снаряд M30A2 с унитарной осколочно-фугасной боевой частью массой 90 кг, но предназначенной для использования в городской и гористой местности. Для боевой части применен новый взрыватель ESAF, который имеет три режима срабатывания: дистанционный подрыв, контактный и с замедлением. Дальность применения управляемой ракеты M31 - от 15 до 84 км. Первые ракеты M31 были поставлены в мае 2005 г. А в августе 2005 г. начались полевые испытания этих ракет, но не на полигонах в США, а в Ираке. Управляемый реактивный снаряд M31 имеет две модификации: M31A1 и M31A2. Отличаются между собой конструкцией и назначением боевой части.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-07.jpg

Управляемый реактивный снаряд ER GMLRS. В середине второй декады XXI столетия Пентагон заказал разработку очередной версии реактивного снаряда с увеличенной до 150 км дальностью стрельбы. Этот проект получил название ER GMLRS (Extended Range GMLRS); контракт на его разработку получила компания Lockheed Martin. В течение нескольких последних лет подрядчик проводил необходимые конструкторские работы, а в конце 2020 г. проект перешел на новую стадию - стадию летных испытаний. После необходимых наземных проверок, в ноябре того же года начались тестовые стрельбы. Несмотря на все сложности, эти стрельбы были проведены, хотя их результаты оказались неудовлетворительными. Первый испытательный пуск новой ракеты ER GMLRS завершился неудачей. После выхода из транспортно-пускового контейнера произошла поломка стабилизатора, из-за чего ракета не смогла продолжать полет. Компании Lockheed Martin пришлось потратить несколько месяцев на выяснение причин аварии и поиск способа ее предотвращения в новых пусках.

Первый успешный пуск состоялся 4 марта 2021 г. на полигоне White Sands. В испытаниях была задействована пусковая установка M142 HIMARS и один опытный боеприпас. Ракета сошла с направляющей, без каких-либо проблем и неполадок вышла на требуемую траекторию и, пройдя предполагаемый маршрут, упала в расчетном районе. Дальность стрельбы составила 80 км - на треть больше максимальной дальности применения снарядов типа M30/31. Опытная ракета подтвердила все расчетные характеристики. Подтверждена полная совместимость с аппаратурой серийной пусковой установки, а также получены расчетная траектория полета и желаемая дальность. Первый пуск признан полностью успешным, что позволило продолжать летные испытания. Согласно плану испытаний, осуществлялось повышение дальности стрельбы до 150 км и отрабатывались различные особенности конструкции. Правда, пока были достигнуты более скромные результаты, характеристики, хотя они и превосходят характеристики предшествующих образцов.

0

3

Проект ER GMLRS предусматривает модернизацию базового снаряда за счет установки нескольких новых агрегатов, что не должно привести к критическому усложнению производства. Главным нововведением проекта является новый твердотопливный двигатель увеличенного диаметра с повышенными параметрами тяги. По расчетам, он должен обеспечивать полет на дальность до 150 км. Техническими особенностями управляемых ракет типа ER GMLRS является то, что для их применения разработан обновленный ТПК на шесть ракет с возможностью установки на машины MLRS и HIMARS. Стрельба на увеличенную дальность требует обновления программного обеспечения пусковой установки. Кардинально перестроены средства управления. Серийные GMLRS оснащаются раскладываемым хвостовым стабилизатором и головными рулями. В проекте ER GMLRS рулевые поверхности переносятся на хвостовой отсек. Навигация и расчет команд для полета осуществляется при помощи инерциальной системы и GPS. За счет изменения систем наведения удалось повысить маневренность и точность управления, что позволяет более полно реализовывать энергетический потенциал ракеты и получать максимально возможную дальность полета.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m142-HIMARS-08.jpg

Компания Lockheed Martin подготовила серийное производство новых ракет на своем заводе в г. Камден (шт. Арканзас). Серийные изделия для армии в зависимости от боевого оснащения получили индексы M30A2 и M31A2. Ракеты M30A2 и M31A2 могут нести кассетную боевую часть с 404 боевыми элементами M85 или один из трех типов унитарных осколочно-фугасных зарядов соответственно. Реактивные снаряды с такими боевыми частями пригодны для атаки точечных или площадных целей с известными координатами. Уже получен первый экспортный заказ. Первым иностранным эксплуатантом ракет ER GMLRS станет Финляндия. Ее армия желает получить 25 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами M30A2 (150 шт.) и 10 ТПК с изделиями M31A2 (60 шт.). Общая стоимость контракта превышает 91 млн. USD. Следует отметить, что с 2015 г. на вооружении финской армии состоят ракеты M30A1 и M31A1 GMLRS. Появление реактивных снарядов типа ER GMLRS позволит повысить дальность стрельбы боеприпасами меньшего калибра без потерь в размерах залпа, точности и других боевых качествах. Одновременно это приведет к расширению номенклатуры боеприпасов для строевых РСЗО, что положительно скажется на гибкости применения и упростит подготовку огневых ударов.

Боеприпасы семейства AFOM (от англ. Army TACMS Family of Munitions - семейство боеприпасов ATACMS. ATACMS - Army TACticalMissile System - Армейский тактический ракетный комплекс) включают следующие типы ракет ATACMS:
MGM-140А ATACMS Block I - тактическая ракета с кассетной головной частью с дальностью полета до 165 км и инерциальной системой управления;
MGM-140B ATACMS Block IA - оперативно-тактическая ракета с кассетной головной частью с инерциальной системой управления с приемником GPS, с вертикальным конечным участком траектории и с дальностью стрельбы до 300 км;
ATACMS Block IA Unitary - оперативно-тактическая ракета с фугасной боевой частью инерциальной системой управления с приемником GPS и дальностью стрельбы до 270 км;
ATACMS Block II - тактическая ракета с кассетной головной частью и дальностью стрельбы до 140 км;
ATACMS Block IIA - оперативно-тактическая ракета с кассетной головной частью и дальностью стрельбы до 220 км.

Тактическая ракета MGM-140А ATACMS Block I оснащена кассетной боевой частью M39 массой 560 кг, снаряженной суббоеприпасами M74, предназначенными для поражения живой силы и легкозащищенной материальной части противника. Каждая ракета оснащена приблизительно 950 суббоеприпасами M74 и имеет дальность стрельбы до 165 км. Боеголовка состоит из алюминиевой обечайки с силовыми элементами, передней и задней переборками. В центре проходит цилиндрический канал, внутри которого размещена кабельная трасса. Боевая часть содержит систему подрыва, обеспечивающую разрушение обечайки и разведение суббоеприпасов в требуемый момент времени. Взлетная масса ракеты 1 670 кг, диаметр 610 мм.

Суббоеприпас M74 представляет из себя сферический контейнер диаметром около 60 мм со стальной оболочкой, заполненный взрывчатым веществом. При столкновении с целью или грунтом и взрыве каждый суббоеприпас дает большое количество стальных осколков, которые эффективно поражают небронированную технику, легкобронированные транспортные средства и антенны РЛС. Радиус поражения живой силы каждым суббоеприпасом составляет 15 м. Этот боеприпас не эффективен против бронированных транспортных средств. Ракета MGM-140A ATACMS Block I была испытана в 1990 году. Несмотря на полученные в ходе испытаний неудовлетворительные результаты по точности попадания, в целом система была оценена как достаточно эффективная. Тактические ракеты MGM-140 ATACMS Block I применялись в ходе операции «Буря в Пустыни» с боевых машин MLRS.

Оперативно-тактическая ракета MGM-140B ATACMS Block IA представляет из себя управляемую ракету с увеличенной до 300 км дальностью полета. Увеличение дальности полета достигнуто путем уменьшения полезной нагрузки - вместо 950 суббоеприпасов M74 ракета MGM-140B несет 275-300 M74, общая масса боевой части составляет 160 кг. Для повышения точности инерциальная система управления дополнена подсистемой спутниковой навигации GPS NAVSTAR. Круговое вероятное отклонение для этой модели составляет не более 25 м. Если подсистема спутниковой навигации по каким-либо причинам не действует, управление осуществляется только инерциаль-ной системой управления. Возможна установка дополнительной тепловой защиты на носовом обтекателе ракеты MGM-140B. Взлетная масса ракеты 1 320 кг, диаметр 610 мм.

Испытания ракеты MGM-140B ATACMS Block IA проходили в августе и сентябрь 1996 года. В ходе испытаний был выявлен ряд недоработок в системе управления ракеты. 25 июня и 3 декабря 1997 года доработанная ракета успешно прошла летные испытания. В апреле была 1996 подписана программа производства и приобретения 70 таких ракет. На базе оперативно-тактической ракеты MGM-140B ATACMS Block IA разработан вариант оперативно-тактической ракеты, получивший обозначение MGM-140B ATACMS Block IA Unitary, с дальностью полета до 270 км и новой унитарной боевой частью массой 227 кг.

Тактическая ракета MGM-164A ATACMS Block II с дальностью полета до 140 км, предназначена для поражения движущихся бронированных целей, а также для поражения хорошо защищенных огневых позиций противника и важных узлов снабжения. Для выполнения таких задач данная модификация снабжена кассетной боевой частью с 13 самонаводящимися боевыми элементами P31 BAT (Brilliant Anti-Tank - противотанковый бриллиант). Масса боевой части составляет 450 кг. Взлетная масса ракеты 1 480 кг, диаметр 610 мм. Боевой самонаводящийся элемент ВАТ имеет корпус цилиндрической формы с каплевидным утолщением в носовой части и четыре прямоугольных складывающихся крыла в центральной части корпуса и хвостовой четырех-элементный складывающийся (закручиваемый вокруг корпуса) стабилизатор. Крылья и стабилизатор раскрываются после разведения боевых элементов из кассетной головной части и обеспечивают его планирование и медленное проворачивание вокруг продольной оси. Для эффективного поражения перспективных танков в самонаводящемся боевом элементе используется кумулятивный заряд тандемного типа. После разведения элемента ВАТ над районом расположения цели он функционирует автономно, осуществляя поиск, распознавание цели, самонаведение и поражение.

ВАТ оснащается комбинированной ГСН в составе ультразвукового и ИК датчиков цели. Двухдиапазонный ИК датчик цели располагается в носовой части летательного аппарата, а микрофоны акустического канала - в тонких штырях, установленных на концах крыльев и сильно выступающих вперед. В результате образуется акустическая антенная решетка, имеющая четыре приемника. BAT, имея массу 20 кг, длину 914 мм, диаметр 140 мм, поражает цели в сложных метеоусловиях: при низкой облачности, сильном ветре и при высокой запыленности атмосферы. Поражение цели ракетой MGM-164A ATACMS Block II происходит в следующей последовательности:
- внутри отсека с боевыми элементами находится специальный воздушный мешок. При переходе ракеты через апогей происходит подача давления в воздушный мешок и происходит разделение боевых элементов, которое может происходить на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях;
- BAT стабилизирует свое движение закручиваясь вокруг оси симметрии, затем снижает скорость при помощи своих средств;
- осуществляется селекция целей, каждый боевой элемент BAT работает по своему, заранее определенному, сектору, на который разбита вся площадь поражения;
- после разбора целей происходит преследование и поражение при помощи современной тандемной кумулятивной боевой части.

Есть информация, что некоторые боевые элементы BAT оснащались GP-передатчиками и видеооборудованием для получения информации с поля боя.

Оперативно-тактическая ракета MGM0-164B ATACMS Block IIA является модификацией ракеты MGM-164A Block II, на которой была увеличена до 220 км дальность полета. Это было достигнуто за счет уменьшения массы боевой части до 268 кг. Эта боевая часть несет вместо 13 боевых элементов BAT - 6 модернизированных боевых элементов P31 BAT. Взлетная масса ракеты 1 463 кг, диаметр 610 мм. Дальнейшим развитием ракеты MGM-164 стала разработка получившая наименование All-In-One-Dispenser - по-нашему «все в одном флаконе», перспективная, модульная, гибкая система, разработанная для интеграции всего комплекса высокоточных боевых средств в единую ракету Block II. В ходе ведения современных боевых действий при скоротечном изменении боевой задачи теперь появляется возможность прямо в полевых условиях оперативно менять боевое оснащение ракеты, используя различные боевые части: кассетные с 950 или 300 суббоеприпасами М74, кассетные с 13 или 6 суббоеприпасами P31 BAT.

Перспективная оперативно-тактическая ракета Block III - ракета с новой боевой частью с боевыми элементами, обладающими возможностью проникновения в грунт. Предлагается конструкция, состоящая из корпуса ядерной боеголовки Мк4 (используется для оснащения баллистических ракет атомных подводных лодок Trident-1 и Trident-2), внутри которого размещены боевой элемент проникающего типа, снаряжаемый обычным взрывчатым веществом, и система управления полетом на конечном участке траектории. Такие ракеты предназначены для поражения хорошо защищенных объектов (подземные пункты управления, склады боеприпасов, ангары и т.п.) с круговым вероятным отклонением около 10 м.

Перспективный оперативно-тактический ракетный комплекс Precision Strike Missile (PrSM). Перспективный оперативно-тактический ракетный комплекс PrSM разрабатывается в интересах сухопутных войск США С 2016 г. Ожидается, что первая модификация комплекса, способная поражать неподвижные наземные цели, поступит в войска в опытную эксплуатацию в 2023 г. В перспективе планируется завершить разработку нового варианта PrSM с самонаводящейся ракетой, которая сможет поражать и движущиеся объекты, в т.ч. корабли. В первой модификации оперативно-тактический ракетный комплекс PrSM сможет поражать неподвижные цели с известными координатами на дальностях до 500 км. Такая дальность определялась техническим заданием, поскольку на момент его составления действовали ограничения Договора о РСМД, после того, как договор «приказал долго жить», руководство США приняло решение создавать новую модификацию ракеты с более высокими характеристиками дальности полета. В дальнейшем, планируется провести глубокую модернизацию PrSM с заменой всех основных компонентов. В первую очередь, будет усовершенствован двигатель с целью увеличения дальность полета ракеты до 700-800 км. Кроме того, планируется для самостоятельного поиска цели оснастить ракету головкой самонаведения.

Первый испытательный пуск опытной ракеты PrSM компания Lockheed Martin провела в декабре 2019 г. Пуск производился из ТПК боевой машины M142 HIMARS. Ракета пролетела 240 км, испытания были признаны удачными. В мае 2021 года была уже достигнута дальность полета ракеты PrSM 400 км. Считается, что разработка и принятие на вооружение новой высокоточной управляемой ракеты имеет наивысший приоритет для сухопутных войск США. Эта ракета должна заменить армейскую тактическую ракетную систему MGM-140 ATACMS всех модификаций и обеспечить способность армии США наносить глубокие удары. Поскольку размеры PrSM значительно меньше размера ракет ATACMS, диаметр новой ракеты не превышает 432 мм, то платформы-носители, такие как HIMARS или MLRS смогут нести вдвое больше ракет: M142 HIMARS 4 ракеты, а M270 MLRS - 8 ракет. По боевому оснащению PrSM не будет уступать серийным ракетам ATACMS, оснащенным моноблочной боевой частью массой 227-кг. Таким образом, армия США уже в следующем году может получить оперативно-тактический ракетный комплекс с баллистической ракетой с дальностью до 500 км, а после 2025-го года ему на смену может прийти ракетный комплекс с дальностью стрельбы до 700-800 км.

Технические характеристики M142 HIMARS
Экипаж (расчёт), чел. 3 (оператор, водитель, командир расчёта)
Калибр, мм 227
Масса, кг 16 000
Скорость, км/ч 85
Запас хода, км 480
Основное вооружение 6 ракет РСЗО типа MLRS или 1 тактическая ракета типа ATACMS
Длина, мм 7000 мм
Ширина, мм 2400 мм
Высота, мм 3200 мм
Ракетное вооружение - M26, M26A1, M26A2, M28, GMLRS M30, MGM-140 ATACMS и Precision Strike Missile
Скорострельность, выстрелов/мин - 1, 2, 3, все 6
Прицельная дальность, м от 2 км до 300 км
Максимальная дальность, м
- 300 км для MGM-140 ATACMS
- 500 км для PrSM (с 2023 года)

0


Вы здесь » GladClub » Вооружение » Реактивная система залпового огня M142 HIMARS (США)