http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/p-750b-serval-01.jpg

Современная война на море предъявляет повышенные требования к образцам военно-морской техники и военно-морского оружия, от которых напрямую зависит успех в борьбе за господство в Мировом океане. В особенности это касается подводных лодок различных типов и всех видов морского подводного и корабельного ракетного оружия. Причем, говоря о подводных боевых кораблях, следует особо отметить тот факт, что даже в наш век ракетно-ядерного оружия в военных флотах разных стран мира имеется высокий интерес к неатомным подводным лодкам, оснащенным дизель-электрическими или воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), а зачастую имеющим главную энергоустановку комбинированного типа, обеспечивающую большую гибкость в вопросе боевого применения таких субмарин при решении широкого круга задач.

Высокая востребованность таких подводных лодок обусловлена тем, что военно-морским силам в ходе борьбы за господство в Мировом океане приходится решать задачи не только в дальней, океанской, зоне, т.е. в, как принято говорить «голубых» или «синих», водах (blue waters), но также и в ближней морской и прибрежной зонах - соответственно в «зеленых» (green waters) и «коричневых» водах (brown waters), как принято характеризовать эти морские районы в англоязычной военно-морской литературе. Не обойтись без проведения операций с участием субмарин в последних двух зонах и при решении задач по обеспечению безопасности своего побережья. Вот именно здесь и проявляются те уникальные качества неатомных подлодок, которые делают их более эффективными по сравнению с их более крупными собратьями - атомными субмаринами. Однако в то же время к таким субмаринам предъявляются и несколько отличные, чем в случае с их более «старшими коллегами», требования, некоторые из которых являются даже в определенной степени специфичными.

Принимая во внимание особенности характеристики района будущих операций (относительно небольшие или даже малые глубины, а также наличие островов, отмелей, объектов прибрежной инфраструктуры и пр.), такие субмарины, как представляется, должны отвечать - среди прочего - следующим основным требованиям:
- обладать относительно небольшими водоизмещением и главными размерениями;
- иметь гибридную или полностью воздухонезависимую главную энергетическую установку в целях обеспечения возможности на протяжении длительного времени - минимум в течение нескольких суток - совершать скрытное плавание в подводном положении в назначенном для операций районе, максимально снижая вероятность своего обнаружения противолодочными силами и средствами вероятного противника;
- наличие основного и вспомогательных движителей для повышения маневренных качеств субмарины, особенно на малых глубинах и в узкостях (гребные винты или водометы, специальные винто-рулевые колонки;
- достаточно мощный и разнообразный комплекс вооружения, позволяющий решать широкий круг задач в ходе боевых действий против надводных кораблей, подводных лодок, судов, объектов инфраструктуры военно-морских баз, пунктов базирования и портов противника, а также в процессе патрулирования или ведения всех видов разведки в открытом море или у побережья (своего или противника);
- способность обеспечивать действия сил специальных операций в различных условиях боевой обстановки, в том числе в ходе проведения операций в глубоком тылу противника или на значительном удалении от своего места базирования.

В случае, если инженерам-конструкторам удается добиться удачного сочетания всех этих требований, некоторые из которых на первый взгляд даже кажутся противоречащими друг другу, на выходе получается превосходный боевой корабль, способный с высокой эффективностью решать широкий круг задач в указанных районах Мирового океана. Как итог - флот обзаводится настоящим подводным «охотником».

Одним из таких стальных «хищников», который, благодаря своим характеристикам и реальной многозадачности, призван обеспечить господство в ближней морской и прибрежной зонах, но при необходимости сможет эффективно действовать и на границе дальней морской зоны, является малая подводная лодка П-750Б «Сервал», оснащенная газотурбинной воздухонезависимой энергетической установкой, имеющая мощный и разнообразный комплекс вооружения, включающий среди прочего крылатые ракеты морского базирования большой дальности, и способная к тому же еще и обеспечивать действия подразделений сил специальных операций. Проект этой без преувеличения уникальной субмарины-«охотника» разработан специалистами Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», авторству которого принадлежит целый ряд знаковых для отечественного и мирового военного кораблестроения проектов атомных и неатомных подводных лодок различного типа и предназначения и которое в настоящее время организационно входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Впервые общая информация о новой подводной лодке П-750Б «Сервал» была обнародована еще в 2019 году: на проходившем летом того года в Санкт-Петербурге очередном Международном военно-морском салоне МВМС на объединенном выставочном стенде Объединенной судостроительной корпорации была представлена модель перспективной малой неатомной подводной лодки с воздухонезависимой энергетической установкой проекта П-750Б, которую специалисты относили к субмаринам семейства «Пиранья».

Летом следующего, 2020-го, года в рамках проведения Международного военно-технического форума «Армия», проходившего в Подмосковье, вниманию широкого круга специалистов и посетителей выставки был представлен уже полноценный концепт-проект П-750Б «Сервал», ну а в ходе проведения Международного военно-морского салона МВМС, состоявшегося летом 2021 года, на стенде Объединенной судостроительной корпорации можно было ознакомиться уже с новой, судя по всему, доработанной версией субмарины - ее масштабная модель подтверждала наличие у П-750Б «Сервал» возможности осуществлять скрытную доставку и прием обратно на борт модернизированной сверхмалой подводной лодки - группового подводного носителя типа «Тритон-2», предназначенной для обеспечения действий военно-морского спецназа (на модели, представленной на форуме «Армия-2020», такой «изюминки», насколько помнится, заметно не было). При этом военно-морские эксперты и посетители выставок «Армия» и МВМС с помощью детализированной, с демонстрирующими внутреннюю конструкцию субмарины вырезами масштабной модели П-750Б «Сервал» могли достаточно подробно ознакомиться с устройством перспективной отечественной неатомной субмарины. Сделаем это и мы.

Согласно представленным в открытых источниках и в материалах разработчика данным, малая неатомная подводная лодка типа П-750Б «Сервал» предназначена для:
- нанесения при помощи комплекса ракетного оружия морского базирования ударов по береговым стационарным объектам противника, расположенным на побережье или же в глубине неприятельской территории;
- осуществления поиска, слежения и уничтожения одиночных боевых надводных кораблей и судов противника различных типов и предназначения;
- осуществления поиска, слежения и уничтожения неприятельских подводных лодок различных типов и классов, действующих в назначенной зоне ответственности;
- обеспечения действий сил специальных операций флота - скрытной транспортировки, высадки и обратного приема на борт разведывательно-диверсионной группы военно-морского спецназа численностью до 16 военнослужащих с соответствующим набором вооружения и снаряжения, включая сверхмалую подводную лодку - групповой подводный носитель типа «Тритон-2» (последний постоянно базируется, собственно, на самом «Сервале», для чего предусмотрено штатное место в носовой части корабля);
- решения задач по охране и обороне прибрежных и морских границ государства путем несения скрытного патрулирования в назначенном районе;
- выполнения постановки минных заграждений в своих или неприятельских водах;
- ведения всех видов разведки, в том числе радиотехнической, в назначенном районе (районах) и наведения на противника своих сил для его огневого поражения.

Преимущества субмарины П-750Б «Сервал», по информации компании-разработчика, заключаются в следующем. Во-первых, подлодка отличается высокой маневренностью и относительно малыми водоизмещением и главными размерениями - нормальное водоизмещение составляет всего около 1450 куб. метров, ее длина - порядка 65,5 метра, ширина - около 7 метров, а осадка - всего около 5,2 метра, что позволяет П-750Б «Сервал» эффективно действовать по предназначению даже в районах с малыми глубинами и районах, изобилующих узкостями. При этом предельная глубина погружения субмарины составляет 300 метров, что, учитывая превосходную маневренность подлодки, вполне достаточно для решения всего спектра возлагаемых на нее задач. Способность П-750Б «Сервал» вести боевые действия в узкостях и на мелководье - одна из важных отличительных особенностей этой подлодки.

Во-вторых, перспективная отечественная малая подводная лодка проекта П-750Б «Сервал» отличается наличием единой главной энергетической установки подводного и надводного хода, благодаря чему разработчику удалось значительно повысить дальность непрерывного подводного плавания субмарины. Кроме того, это существенно повысило скрытность действий П-750Б «Сервал», что особенно важно в тех районах, где ему в основном предстоит решать возлагаемые на него вышестоящим командованием задачи.

В-третьих, следует отметить достаточно разнообразный состав вооружения субмарины - как ракетного и минно-торпедного, так и радиоэлектронного, что позволяет экипажу подводной лодки применять различные типы оружия в зависимости от решения конкретной задачи - выполнение атаки надводного корабля, судна или другой подводной лодки, нанесение ударов по береговым объектам противника или же решение задач по самообороне при задействовании неприятелем различных сил и средств противолодочной обороны, включая противолодочные подлодки. При этом конструктивные особенности субмарины позволяют при необходимости изменять состав ее вооружения - в зависимости от конкретной задачи, решаемой в данный момент времени.

В-четвертых, важной отличительной особенностью подлодки проекта П-750Б «Сервал» является чрезвычайно высокая степень автоматизации всех боевых и рабочих процессов, благодаря чему разработчику удалось существенно сократить численность экипажа подводной лодки - она составляет всего-навсего 18-20 военнослужащих (напомним, что при этом субмарина может брать на борт еще и группу боевых пловцов численностью до 16 человек, вместе с вооружением и снаряжением). И, наконец, в заключение можно указать на тот факт, что новая подводная лодка будет обладать способностью осуществлять базирование в уже существующих военно-морских базах, пунктах базирования и портах. Дополнительных масштабных преобразований последних для этого не потребуется - в значительной мере достаточно будет уже имеющейся флотской инфраструктуры.

В ходе работы над проектом малой неатомной подводной лодки типа П-750Б «Сервал» сотрудники СПМБМ «Малахит» реализовали множество «оригинальных технических решений и передовых технологий». В частности, как утверждается, широко применялись методы 30-проектирования, позволившие уже на ранних стадиях намного более точно просчитать гидродинамические характеристики корпуса субмарины и более оптимально выполнить компоновку вооружения, бортовых систем и различной аппаратуры, размещенных на перспективной подлодке. Особенно незаменимым 30-проектирование оказалось при прокладке на чертежах трубопроводов и кабельных трасс. Главная же «изюминка» проекта новой неатомной подводной лодки - применение единой главной энергоустановки, в состав которой входят: воздухонезависимая энергоустановка, построенная на базе двух газотурбинных двигателей замкнутого цикла мощностью по 400 кВт, и гребной электродвигатель мощностью около 2500 кВт. Причем данная энергоустановка может работать как по замкнутому, анаэробному циклу, так и по обычному разомкнутому.

В надводном положении газотурбинные двигатели работают, потребляя поступающий снаружи атмосферный воздух (разомкнутый цикл), а в подводном положении, после перехода энергоустановки на работу по замкнутому циклу, на двигатели из специального хранилища в виде сосудов Дьюара подается воздушная смесь - очищенные, охлажденные и обогащенные кислородом отработанные выхлопные газы двигателей. По другой версии, на двигатели подается кислородная смесь, получаемая из жидкого кислорода, хранящегося в специальных криогенных емкостях, а отработанные газы поступают в криохранилище. В частности, о такой схеме работы энергоустановки рассказывал в июле 2019 года на МВМС-2019 ведущий конструктор СПМБМ «Малахит» Игорь Караваев: «Разработанная нами ВНЭУ не похожа на те, которые ранее предполагалось ставить на подводные лодки. Многие из существующих сегодня анаэробных установок основаны на так называемых топливных элементах или на двигателях Стирлинга. Здесь же газовая турбина, работающая по замкнутому циклу, то есть на борту хранится запас жидкого кислорода в криогенных емкостях. Кислород поступает на турбину в качестве окислителя, а в качестве топлива используется дизельное. Вырабатываемый турбогенератором электрический ток затем расходуется как на общекорабельные системы, так и на движение. Ток поступает на главный электродвигатель и обеспечивает движение подводной лодки». Однако из приведенных ниже слов можно увидеть, что в конечном итоге, видимо был выбран первый вариант устройства работы газотурбинных двигателей в подводном положении.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/p-750b-serval-03.jpg

Энергоустановка П-750Б «Сервал» относится к воздухонезависимым. Основным элементом ВНЭУ является газотурбинный двигатель, который позволяет получать значительную мощность при небольших массогабаритных характеристиках. Такой двигатель быстро и просто вводится в действие, обладает высокой маневренностью, хорошей взрыво- и пожаробезопасностью - в силу отсутствия водорода в рабочих контурах, а также позволяет достигать достаточно высоких ресурсных показателей оборудования, что снижает стоимость эксплуатации. Как известно, газотурбинные двигатели повсеместно применяются на надводных кораблях. У ВНЭУ отличия касаются только «рабочего тела», которое формируется не из атмосферного воздуха, а из обогащенных кислородом отработавших газов, предварительно очищенных и охлажденных. Помимо этого, на лодке будет установлен и электродвигатель. По нашим расчетам, П-750Б «Сервал» сможет находиться в режиме автономного подводного плавания до тридцати суток. Причем переходы энергоустановки субмарины П-750Б «Сервал» из одного рабочего режима в другой осуществляются без какого-либо перерыва в работе и без необходимости промежуточного перехода на аккумуляторную батарею. Такая установка позволяет регулировать ее выходную мощность в достаточно больших диапазонах, поэтому в подводном положении возможно осуществление движения также при питании от этой установки, а не от аккумуляторной батареи. Такая установка является уникальной в мире, ни в одной из стран пока что такая установка не разрабатывалась.

В качестве же движителя на перспективной подводной лодке П-750Б «Сервал», судя по представленной на выставках «Армия» и МВМС детализированной масштабной модели субмарины типа «Сервал», используется гребной винт в насадке. О наличии вспомогательных (резервных) движителей разработчиком ничего не заявлялось. Подводя итог рассмотрению главной энергоустановки П-750Б «Сервал», необходимо отметить следующее. Применение разработчиком такой схемы ее построения в конечном итоге не только позволило повысить маневренные характеристики и увеличить дальность непрерывного подводного плавания перспективной подводной лодки, но еще и обеспечило возможность существенно повысить скрытность ее действий, что особенно важно, если принимать во внимание особенности тех районов Мирового океана, которые определены для этой субмарины основным «полем боя». Так, согласно обнародованным в отечественных открытых источниках, включая информационно-рекламные материалы разработчика, данным, общая дальность плавания П-750Б «Сервал» в подводном и надводном положении может достигать порядка 4300 морских миль, тогда как непрерывная дальность подводного плавания с учетом использования воздухонезависимой энергоустановки составит до 1200 морских миль. Автономность же действий субмарины может достигать 30 суток. При этом, комбинированная главная энергетическая установка позволяет перспективной подлодке проекта П-750Б «Сервал» развивать полную скорость подводного хода 18 узлов, тогда как скорость экономического хода составит 4 узла.

Судя по представленной на выставках масштабной модели малой неатомной подводной лодки типа П-750Б «Сервал», она выполнена двухкорпусной: легкий корпус охватывает прочный на всем его протяжении. В качестве материала для корпуса субмарины, по данным разработчика, используется сталь. В носовой части корпуса подводной лодки устроена достаточно большая проницаемая носовая оконечность, в которой размещаются торпедные аппараты, транспортно-пусковые контейнеры, отсек для размещения, выпуска и приема сверхмалой подлодки, шлюзовая камера для обеспечения выхода и приема обратно на борт боевых пловцов и другое оборудование, а в нижней ее части можно видеть характерного серебристого цвета обтекатель антенны гидроакустической станции.

Между носовой частью и рубкой подлодки, ближе к последней, размещаются два носовых горизонтальных руля, тогда как в кормовой части можно увидеть крестообразное кормовое оперение, включающее кормовые горизонтальные рули и вертикальный стабилизатор с рулем, обеспечивающим управление кораблем по курсу. Причем на вертикальном стабилизаторе можно видеть размещенную сверху веретенообразную «капсулу», в которую обычно помещается буксируемая антенна корабельной гидроакустической станции. Прочный корпус П-750Б «Сервал», как можно судить по представленной на выставках СПМБМ «Малахит» детализированной масштабной модели, делится на три водонепроницаемых отсека, каждый из которых выполнен двухпалубным. В первом отсеке на верхней палубе размещаются - по направлению от носовой части в корму - жилые помещения экипажа и, вероятно, разведывательно-диверсионной группы военно-морского спецназа; камбуз с кают-кампанией; центральный боевой пост субмарины и некое помещение, которое напоминает каюту командира субмарины. На нижней палубе этого отсека размещается различное корабельное оборудование.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/p-750b-serval-04.jpg

В свою очередь, во втором и третьем отсеках прочного корпуса субмарины расположена главная энергетическая установка подлодки и различное электромеханическое оборудование и валопровод гребного винта. Причем в кормовом отсеке располагаются упомянутые выше сосуды Дьюара, обслуживание которых вкупе с другим оборудованием осуществляется, видимо, с расположенного тут же боевого поста. В кормовой части подлодки, вне ее прочного корпуса располагаются транспортно-пусковые контейнеры, о которых более подробно будет рассказано в материале далее. Рубка подводной лодки - лимузинного типа, характеризуется сглаженными обводами. Она предназначена для размещения ходового мостика для несения вахты в надводном положении и ряда выдвижных устройств, точное количество и предназначение которых, кроме традиционного для субмарин всех классов и типов командирского перископа, радиолокационной станции, подъемно-мачтового устройства для радионавигационного оборудования и, вероятно, шахты забора атмосферного воздуха (в том числе для обеспечения работы двигателя под водой), разработчиком не указывается.

Малая неатомная подводная лодка типа П-750Б «Сервал» обладает мощным комплексом разнообразного вооружения, который включает крылатые ракеты морского базирования, торпеды различных типов, а также морские мины калибра 533 мм. Общий боезапас составляет 12 единиц. Применение всех типов оружия обеспечивается из торпедных аппаратов-ракетных пусковых установок калибра 533 мм, которые расположены в носовой, проницаемой части корпуса субмарины и скомпонованы в два вертикальных ряда. Причем, как указывается в обнародованной в отечественной специализированной литературе информации, все торпедные аппараты объединены в единый конструктивный блок, который устанавливается на подводную лодку или снимается с нее во время ремонта или модернизации как единое целое, без необходимости разбора на части.

Примечательно, что в российских СМИ указывается: количество 533-мм торпедных аппаратов на подлодке - четыре. Столько же аппаратов можно увидеть и на масштабной модели П-750Б «Сервал», которая демонстрировалась разработчиком на выставках «Армия» и МВМС. Однако в то же время стоит отметить, что на представленной масштабной модели в носовой части субмарины видны шесть внешних крышек аппаратов, размещенных в три вертикальных ряда по две в каждом. Впрочем, не исключено, что один из этих рядов, верхний - это не торпедные аппараты, а 324-мм транспортно-пусковые контейнеры, которые предназначены для хранения, транспортировки и выстреливания полезной нагрузки (торпед, ракет, мин) с подводных лодок. Причем так же утверждается, что такие же транспортно-пусковые контейнеры размещаются еще и в кормовой части субмарины.

Действительно, на масштабной модели П-750Б «Сервал» хорошо видны размещенные в носовой и кормовой частях подлодки контейнеры красного цвета, которые, видимо, и являются упомянутыми выше транспортно-пусковыми контейнерами калибра 324 мм. При этом в носовой части эти контейнеры ориентированы горизонтально - смотрят в нос корабля, а в кормовой части они в количестве четырех штук на борт установлены вертикально (на модели хорошо видны в этой части и специальные крышки, которые, видимо, поднимаются перед пуском или стрельбой). Однако, стоит отметить, что установленным в носовой части 324-мм транспортно-пусковым контейнерам - на разрезе видны три таких контейнера по правому борту подлодки - на внешней части носовой оконечности субмарины соответствует большая прямоугольная крышка, тогда как упомянутые выше внешние крышки круглого диаметра, являющиеся стандартными для торпедных аппаратов, располагаются существенно дальше - ближе к диаметральной плоскости корабля. Поэтому вопрос о том, чему соответствуют две из шести крышек в носовой оконечности П-750Б «Сервал», остается открытым.

Впрочем, возможно, что они соответствуют пусковым устройствам для выстреливания самоходных имитаторов подводной лодки или, возможно, вывода в наружную среду каких-то необитаемых подводных аппаратов, о которых упоминали представители СПМБМ «Малахит» (верхний ряд упомянутых крышек, кстати, находится как раз на уровне отсека с «Тритоном-2», где кроме последнего и могут размещаться упомянутые подводные роботы различного назначения). Но не будем утверждать этого. В носовой же части корпуса перспективной российской субмарины располагается небольшой отсек со специальным подъемно-опускным механизмом, в котором размещается сверхмалая подводная лодка - групповой подводный носитель типа «Тритон-2» и средства его выпуска и приема обратно на борт. Данный отсек закрывается двустворчатым люком и позволяет осуществлять скрытное развертывание группы военно-морского спецназа при нахождении субмарины в подводном положении. Здесь же, в носовой части корпуса, внизу имеется еще и шлюзовая камера, обеспечивающая выход боевых пловцов в наружную среду.

В заключение рассказа о вооружении П-750Б «Сервал» следует отметить, что при проектировании этой подводной лодки специалисты СПМБМ «Малахит» реализовали концепцию сменно-модульного размещения всей полезной нагрузки субмарины - от торпед и ракет до групповых подводных носителей и необитаемых подводных аппаратов. Одной из наиболее заметных инноваций является реализация сменно-модульной концепции размещения полезной нагрузки, включающей вооружение, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Все это размещено за пределами прочного корпуса, и комплектация в зависимости от поставленных задач может меняться перед каждым новым выходом в море.

Подводя итог нашему обзору, следует отметить, что специалистам Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» удалось, как и многократно до этого, создать - пусть пока и в виде концепт-проекта - совершенно уникальный подводный боевой корабль, способный, судя по имеющейся информации о его возможностях, эффективно решать самый широкий круг задач в прибрежной и ближней морской зонах, в том числе со сложными физико-географическими и гидрологическими характеристиками. И если такой стальной «хищник» появится в боевом составе российского Военно-Морского Флота, его возможности по обеспечению национальной безопасности и государственного суверенитета нашей страны существенно возрастут.