http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/b-612-yastreb-01.jpg

Ракета «Ястреб» не была принята на вооружение и даже не испытывалась. Ракета создавалась как альтернатива «Точке» на базе одной и той же зенитной ракеты В-611 (4К60). Заметим, что осенью 2018 г. рассматривался вопрос об утилизации ракет В-611, содержавшихся на складе Черноморского флота. На взгляд автора, изучение истории разработки «Ястреба» и «Точки» поможет конструкторам решить вопрос, что более выгодно - утилизировать ракеты В-611 или провести их простейшую модернизацию для использования в качестве управляемой тактической ракеты «земля-земля», скажем, в Сирии или на Донбассе, либо в иных локальных конфликтах (в том числе и на экспорт).

Тактико-технические характеристики корабельного комплекса М-11, впоследствии получившего название «Шторм», были заданы Постановлением Совмина СССР N9 846-382 от 25 июля 1959 г. Головным разработчиком М-11 («Шторм») был определен НИИ-10 (в дальнейшем - НПО «Альтаир»), главным конструктором назначен Г. Н. Волгин. Разработка пусковой установки была поручена конструкторскому коллективу во главе с Т.Д. Вылкостом. Создание ракеты для М-11, получившей обозначение В-611, было поручено возглавляемому П. Д. Грушиным ОКБ-2 (ныне МКБ «Факел»). В окончательном варианте ракета В-611 весом 1833 кг, из которых 125 кг приходилось на боевую часть, была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Наиболее рациональным для ракеты был признан двухрежимный двигатель, обеспечивавший ее интенсивный старт с короткой направляющей и поддержание высокой средней скорости полёта.

Первый опытный пуск ракеты выполнили с опытного судна ОС-24 (пр. 33М, бывший крейсер «Ворошилов») 14 января 1966 г. Государственные испытания «Шторма» с В-611 прошли осенью 1968 г. Комплекс М-11 дважды модернизировался. В 1969 г. был внедрен «Шторм-М», оснащённый усовершенствованными многофункциональными станциями «Гром-М», а в 1986 г. - «Шторм-Н», характеристики которого обеспечивали поражение аэродинамических целей на малых высотах. Кроме того, еще в начале 1970-х гг. были предприняты попытки глубокой модернизации «Шторма» с доведением его максимальной дальности действия до 50 км. В целом было изготовлено 44 комплекса «Шторм», установленных на ОС-24 и 22 боевых кораблях. Но к началу XXI в. в строю из них остались всего два корабля-носителя М-11 пр. 11346 - БПК «Керчь» и «Очаков».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/b-612-yastreb-02.jpg

Списанный «Очаков» был затоплен 6 марта 2014 г. у входа в бухту Донузлав, чтобы заблокировать находившиеся там украинские корабли. На БПК «Керчь» 4 ноября 2014 г. возник пожар, и в итоге 18 августа 2015 г. он был выведен из состава Черноморского флота. Однако на складах остались десятки исправных ракет В-611. Ракета В-611 была выполнена только в корабельном варианте и не имела наземных зенитных аналогов. Но еще в 1963 г. на базе В-611 началась проработка управляемой оперативно-тактической ракеты «Ястреб». Основные работы по проекту «Ястреб» возлагались на ОКБ-2 во главе с П. Д. Грушиным (МКБ «Факел»). Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград). Радиоуправляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612.

В составе В-612 удалось сохранить ракетный двигатель, энергосистему, блок радиоуправления и радиовизирования, а также рулевой тракт. В то же время ввиду намечавшегося использования различных видов боевых частей ракеты, что должно было существенно менять ее центровку и форму передней части, для достижения необходимой устойчивости ракеты требовалась установка дестабилизаторов. Кроме того, нужно было разработать боевые части, устройства их подрыва, блок управления, автопилот, антенное устройство.

Самоходная пусковая установка комплекса «Ястреб» должна была иметь четырёхосное колёсное шасси. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объёмы для размещения различного оборудования. Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжёлая машина получила четырёхосное полноприводное шасси. Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полёта и определения параметров её движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.

При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать её траекторию с требуемой. При отклонении от расчётной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Всё необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке. Согласно документам, на 1964 г. максимальная дальность должна была составлять 8-70 км, а КВО не более 230 м при дальности 70 км и не более 100 м при дальности 35 км. Ракета В-612 должна была оснащаться боевыми частями: специальной (ядерной), осколочно-фугасной, кассетной, осколочно-фугасной с носовой радиотехнической ГСН, фугасной кумулятивной и химической.

Срок предоставления «Ястреба» на совместные испытания по плану определялся в IV квартале 1966 г. Спецзаряд для В-612 разрабатывало KB-11 Министерства среднего машиностроения. Однако в 1966 г. работы по проекту «Ястреб» были закрыты. Основание - недостаточная мощность боевой части, малая дальность стрельбы и недостатки радиокомандной системы управления ракетой. К моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки.