http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/f-22-verenica-01.jpg

МБР Ф-22 «Вереница» - проект мобильной малогабаритной межконтинентальной баллистической ракеты. Разработка велась по решениям Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР от 5 апреля 1976 года № 57 и от 26 мая 1977 года № 123 в рамках темы «Горизонт-1». Головной разработчик - КБ «Арсенал». Назначение комплекса - нанесение ответного удара после ракетно-ядерного нападения противника. Проработка показала возможность создания такой МБР в течение 7 лет.

Предполагалось, что МБР Ф-22 «Вереница» будет трехступенчатой. На всех ступенях планировалось установить твердотопливные ракетные двигатели, работающие на смесевом топливе ОПАЛ-55 разработки Алтайского НИИ химической техники. Управление нанесением удара возлагалось на подвижные командные пункты (ПКП), выдающие односторонние команды на мобильные ПУ по радиоканалу. Доведение команды на приведение в действие комплексов предполагалось со следующих источников:
- стационарные КП, размещаемые на охраняемых площадках в неотчуждаемом позиционном районе;
- внешние командные звенья - командные ракеты, воздушные КП РВСН;
- запасные КП позиционных районов;
- мобильных контейнерных КП при дублировании команд со стационарного КП;

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/f-22-verenica-02.jpg

Система управления и наведения была инерциальной одноканальной с БЦВМ. Вес системы управления составлял всего 95 кг. Управление нанесением удара возлагалось на подвижные командные пункты, выдающие односторонние команды на мобильные пусковые установки по радиоканалу. Доведение команды на приведение в действие комплексов предполагалось со следующих источников: стационарные КП, размещаемые на охраняемых площадках в неотчуждаемом позиционном районе; внешние командные звенья - командные ракеты, воздушные КП РВСН; запасные КП позиционных районов; мобильных контейнерных КП при дублировании команд со стационарного КП. Предполагалось применение новых систем и наземного вычислительного комплекса автоматического определения географического положения и применение комплекса без предварительной топогеодезической привязки на произвольных маршрутах патрулирования. Коррекция топогеодезической аппаратуры предполагалась на каждых 100 км маршрута.

Размещение МБР планировалось в автомобильных контейнерах. В качестве вариантов базирования рассматривались речные суда и баржи, а также железнодорожные платформы. Пусковая установка - самоходная контейнерная ПУ на колесном ходу с ТПК, выполненная в габаритах универсального унифицированного контейнера УУК-30 для перевозки грузов народно-хозяйственного назначения. Транспортировка предполагалась штатными контейнеровозами МАЗ-6422 на полуприцепах МАЗ-9389 с имитацией технологических работ типичных для контейнеров УУК-30. Старт ракеты осуществлялся из ТПК с применением порохового аккумулятора давления (ПАД). В качестве варианта базирования рассматривались речные суда и баржи, а так же железнодорожные платформы.

Разработка МБР Ф-22 «Вереница» остановлена на этапе эскизного проектирования. Испытания не проводились.

Технические характеристики МБР Ф-22 «Вереница»
Количество ступеней - 3
Длина, м - 11,4
Диаметр, м - 1,28
Стартовая масса, т - 13,5
Забрасываемый вес, т - 0,5 (?)
Максимальная дальность, км - 10 000
Точность (КВО), км - ?
Тип головной части - моноблочная
Количество боевых блоков - 1
Мощность заряда, Мт - 0,1-0,15
Время проведения пуска из полной боевой готовности - до 2 мин
Время проведения пуска из постоянной боевой готовности - до 20 мин