http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Quick-Reach-1.jpg

В 2003 году в США были начаты работы по программе FALCON (Force Application and Launch from Continental US - «Концепция применения силы и запуска с континентальной части США»). Заказчиками работ являлись Управление перспективных разработок Минобороны США (DARPA) и ВВС. Одной из целей программы было создание перспективной ударной системы, способной в течение одного-двух часов поражать цели, расположенные на удалении до 17 тыс. км от США. В рамках работ по программе FALCON американская компания AirLaunch LLC разрабатывала ракету воздушного запуска Quick Reach 1 («Быстрый доступ 1»).

Ракета должна была оснащаться планирующим гиперзвуковым ударным аппаратом CAV (Common Aero Vehicle - унифицированный летательный аппарат). Масса аппарата составляла 900 кг, а масса размещаемой на нем боевой нагрузки - 454 кг. Аппарат CAV должен быть способен маневрировать в атмосфере и при этом иметь высокую точность стрельбы, позволяющую решать боевые задачи в неядерном боевом оснащении. Помимо решения ударных задач на межконтинентальных дальностях ракета Quick Reach 1 должна была обеспечивать возможность оперативного вывода на орбиту высотой 185 км и наклонением 28,5 град. полезного груза массой не менее 454 кг. Двухступенчатая ракета имела длину 19,8 м, диаметр 2,46 м и стартовую массу 32,7 т. В качестве компонентов топлива на ракете предусматривалось использовать жидкий кислород и жидкий пропан. Подача компонентов топлива в двигатели должна была осуществляться за счет давления собственных паров. Для уменьшения длины ракеты двигатель верхней ступени был «утоплен» в бак горючего нижней ступени. Такая конструктивно-компоновочная схема копировала компоновку БРПЛ, разработанных ОАО «ГРЦ имени академика В.П. Макеева».

В качестве носителя ракеты был выбран военно-транспортный самолет Boeing C-17A. Этот самолет начал поступать в ВВС США в 1993 г. Помимо транспортных перевозок он используется для воздушных пусков баллистических ракет-мишеней при отработке системы ПРО США. Грузоподъемность самолета Boeing C-17A составляет до 78 т. Он имеет большую грузовую кабину с хвостовым люком. Это позволяет использовать самолет в качестве носителя ракет различного класса, включая и БРВЗ. По заявлениям разработчиков одним из факторов выбора самолета Boeing C-17A и внутрифюзеляжного размещения на нем ракет являлось отсутствие внешних отличительных признаков, раскрывающих размещение на нем боевых ракет. Был выбран вариант размещения ракеты в грузовом отсеке самолета с ориентацией её носовой части в направлении полета самолета. Этот вариант позволял сохранить дорогостоящую полезную нагрузку в случае необходимости аварийного выброса ракеты из самолета.

Ракету предусматривалось десантировать через хвостовой люк самолета с помощью парашютов, прикрепленных к её хвостовой части. В процессе десантирования ракета должна была перемещаться по специальному конвейеру из направляющих резиновых роликов, устанавливаемому на полу грузовой кабины самолета. Десантировать ракету предполагалось на высоте около 10 км. Расчетная протяженность участка падения ракеты после выхода из самолета составила около 230 м. Через восемь секунд после отделения от самолета при угле тангажа 65 градусов предусматривался запуск двигателя первой ступени ракеты. В этом случае ракета должна была пересечь высоту сброса через 15 секунд после отделения от самолета, находясь от него на расстоянии 400 м. Проведенное моделирование показало, что при этом обеспечивается безопасность самолета даже в случае взрыва ракеты в момент запуска двигателя первой ступени.

В 2005 г. начались испытания по сбросу массогабаритных макетов ракеты с самолета Boeing C-17A. Для проведения испытаний на самолете Boeing C-17A был установлен конвейер из 84 резиновых роликов, имевших диаметр 44,4 см. Из них 54 ролика было установлено в грузовом отсеке, а 30 - на опускающейся задней рампе. 29 сентября 2005 г. с самолета Boeing C-17A был произведен первый тестовый сброс макета ракеты Quick Reach 1. Всего было выполнено три успешных испытания по десантированию ракеты с самолета Boeing C-17A. Первый тестовый сброс макета ракеты, имевшего массу 22,7 т, производился на высоте 1950 м при скорости полета самолета 270 км/ч и кабрировании под углом 6,1 град. Макет ракеты десантировался через хвостовой люк под действием силы тяжести и усилия вытяжного парашюта. Внутри грузовой кабины самолета макет ракеты двигался с ускорением 0,1g. В момент выхода макета из самолета из-за смещения центра массы угол кабрирования увеличился до 8,6 градусов. Зазор между носовой частью макета и потолком грузового отсека самолета составил 90 см.

При втором испытании, проведенном 14 июня 2006 г., масса макета составила 29,5 т. Десантирование производилось на высоте около 9 км при скорости полета самолета 611 км/ч. В третьем испытании, проведенном 26 июля 2006 г., был десантирован полномасштабный весогабаритный макет ракеты, имевший массу 32,7 т. Высота полета самолета при этом составляла 9,7 км, а скорость - 611 км/ч. На тот момент это был рекордный вес моногруза, сброшенного с самолета С-17А. Испытания подтвердили техническую реализуемость и безопасность разработанного способа старта ракеты Quick Reach 1 с транспортного самолета Boeing C-17A без проведения существенных работ по его модернизации. Помимо бросковых испытаний макетов проводились испытания двигателей и бортовой аппаратуры ракеты. До ноября 2007 г. было проведено 55 огневых испытаний двигателей ракеты Quick Reach 1. Финансирование разработки ракеты на 2008 г. не было предусмотрено, и работы по ней были прекращены.

14 апреля 2010 г. с самолета Boeing C-17A был десантирован макет твердотопливного ускорителя JTDV (Jambo Drop Test Vehicle) ракеты-носителя, разрабатываемой по программе Ares-1. Масса макета составила около 35 т. 24 августа 2011 г. масса сброшенного макета ускорителя возросла до 38,6 т. В следующем испытании планируется десантировать макет массой около 41 т. Таким образом, в США создан научно-технический и летно-экспериментальный задел, позволяющий запускать с транспортных самолетов типа Boeing C-17A ракеты массой до 38,6-41 т.

Ракета Quick Reach 1 отличается от БРВЗ только типом боевой нагрузки - у БРВЗ это боевой блок с баллистической траекторией полета, а у рассматриваемых ракет - гиперзвуковой планирующий ударный аппарат. В соответствии с 4-м согласованным заявлением к Договору СНВ-1 такие ракеты не относились к БРВЗ, однако при небольшом объеме доработок они могли быть трансформированы в БРВЗ. Сами создатели ракеты Quick Reach 1 отмечали, что «разработанная технология может быть использована для создания двухступенчатой БРВЗ межконтинентальной дальности, оснащенной инерциальной системой управления и системой спутниковой навигации».

Тактико-технические характеристики ракетного комплекса Quick Reach 1
Головной разработчик AirLaunch LLC
Период разработки 2003-2007 гг.
Стартовая масса, т 32,65
Максимальная дальность стрельбы, км  16600
Длина ракеты, м 19,8
Максимальный диаметр корпуса, м 2,46
Тип топлива жидкий кислород + пропан
Тип системы управления инерциальная +GPS
Число маршевых ступеней 2
Тяга двигателя 1-й ступени, т 78,1
Тяга двигателя 2-й ступени, т 10,9
Тип боевого оснащения гиперзвуковой ударный аппарат CAV
Размещение на самолете горизонтальное внутрифюзеляжное
Число ракет на самолете 1-2
Способ старта с самолета десантирование через хвостовой люк
Высота полета самолета при старте, км 10

12-3