http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/mbr-mx-Big-Bird.jpg

В начале 1981 года компании BK Dynamics и Leading Systems подготовили предложение о размещении перспективной МБР MX на новом специализированном самолете-носителе длительного патрулирования в воздухе. Самолет получил название «Big Bird». Продолжительность полета самолета без дозаправки топливом должна была составить 2 дня, а с дозаправками - от 3,8 до 5,6 дней. Для обеспечения такой продолжительности полета самолет должен был иметь крыло большого удлинения, обладавшее высоким аэродинамическим качеством и двигатели с малым удельным расходом топлива. Проведенные расчеты показали, что длина самолета составит 50 м, а размах крыла - 110 м. Самолет мог совершать длительный полет на высоте 3300-6700 м с крейсерской скоростью 240-330 км/ч.

Предусматривалось, что 100 самолетов «Big Bird» будут базироваться на двух аэродромах, расположенных на восточном и западном побережье США. Половина самолетов-носителей «Big Bird» должна была постоянно находиться в воздухе, перемещаясь от авиабаз до районов патрулирования, расположенных над Атлантическим и Тихим океанами. Развертывание носителей «Big Bird» было возможно с 1988 года. В 1981 году компания «Боинг» провела научно-техническую экспертизу предложения и дала положительное заключение. В этом заключении отмечался высокий уровень выживаемости предлагаемой системы оружия. После этого предложением заинтересовался министр обороны США Каспар Уайнбергер. Заместитель министра обороны США по исследованиям и разработкам Ричард Делауэр представил предложение по воздушному базированию МБР MX на самолете «Big Bird» в профильный комитет Конгресса США.

При обсуждении предложения было отмечено, что ещё окончательно не подтверждена возможность воздушного старта с самолета МБР MX, имеющей массу около 90 т, летных испытаний по сбросу с самолетов моногрузов подобной массы не проводилось, а запущенная с военно-транспортного самолета Lockheed C-5A МБР LGM-30 Minuteman имела в 2,5 раза меньшую массу. Другим проблемным вопросом являлось обеспечение необходимого уровня точности стрельбы МБР MX при запуске с самолета. Для повышения точности стрельбы предлагалось использовать 1200 наземных радиопередатчиков и спутниковую навигационную систему GPS. Однако и в этом случае МБР MX с воздушным стартом вряд ли могла бы эффективно поражать защищенные точечные объекты. Главным образом она могла применяться по площадным объектам. Таким образом, МБР воздушного базирования больше подходила для ответного удара, чем для превентивного разоружающего удара по шахтным пусковым установкам МБР и командным пунктам противника.

Первого октября 1981 г. президент США Рейган утвердил программу модернизации стратегических сил (Директива № 12). Эта программа предусматривала размещение 100 МБР MX в усиленных шахтных пусковых установках МБР «Титан-2» и LGM-30G Minuteman III и дальнейшую проработку варианта базирования ракеты на самолете-носителе длительного патрулирования в воздухе. Параллельно с вариантом воздушного базирования должен был быть исследован вариант сверхглубокого наземного базирования. В 1984 г. планировалось принять окончательное решение о способе дальнейшего базирования МБР MX. Директивой № 35, выпущенной 17 мая 1982 г., ещё раз была подтверждена необходимость проработки вариантов базирования МБР MX на самолете длительного патрулирования в воздухе, сверхглубокого базирования и добавлен вариант «плотной упаковки» (Closed Space Basing).

Создание нового специализированного самолета-носителя типа «Big Bird» требовало больших финансовых затрат и продолжительного времени. В связи с этим создание ракетного комплекса с МБР воздушного базирования предложили разбить на два этапа. На первом этапе в качестве носителя МБР предусматривалось использовать модернизированный военно-транспортный самолет Lockheed C-5A. На втором этапе, после окончания разработки и развертывания самолетов «Big Bird», вооруженных МБР MX, самолеты Lockheed C-5A могли быть возвращены в транспортную авиацию. В 1977 году США имели 77 военно-транспортных самолетов Lockheed C-5A. Производство самолетов этого типа было прекращено в 1973 году, однако сохранялась возможность его возобновления. Первый самолет-носитель МБР мог поступить в эксплуатацию в 1986 году. Для размещения

на самолете Lockheed C-5A МБР MX было необходимо провести его модернизацию. Требовалось повысить стойкость самолета к электромагнитному импульсу ядерного взрыва и оборудовать системами обеспечения запуска МБР. На самолете могла быть размещена одна МБР MX. При старте ракету, размещенную на платформе, предусматривалось десантировать через хвостовой люк фюзеляжа самолета. Принятая схема старта была аналогична использованной в испытании по запуску МБР LGM-30 Minuteman с самолета Lockheed C-5A. Расчеты показали, что стартовая масса варианта МБР MX воздушного базирования может составить 87 т. В совокупности с пусковой установкой вес размещаемой в фюзеляже нагрузки был близок к максимальной грузоподъемности самолета, составлявшей 110 т. В связи с этим требовалось усиление конструкции самолета.

Рассматривались варианты, предусматривавшие дежурство 34 либо 100 самолетов-носителей Lockheed C-5A на сети имеющихся в США базовых и запасных аэродромов. Для нахождения на дежурстве в готовности к взлету 100 самолетов-носителей требовалось по разным оценкам от 115 до 291 самолета. На одном аэродроме в готовности к взлету должно было находиться два самолета. В случае возникновения кризисной ситуации либо при получении сигнала предупреждения о ракетном нападении самолеты-носители должны были взлететь и находиться в воздухе в течение 8 часов в ожидании команды на дальнейшие действия. Рассматривался вариант постоянного дежурства в воздухе части самолетов-носителей. Компанией «Локхид» предлагался также аэротранспортабельный ракетный комплекс с МБР MX, размещаемой на самолете Lockheed C-5A. В этом комплексе предусматривался только наземный вариант старта МБР.

Вариант МБР MX воздушного базирования не получил дальнейшего развития и не был принят на вооружение, как и другие рассматривавшиеся варианты подвижного базирования этой ракеты. МБР MX в количестве 50 ед. были развернуты в усиленных шахтных пусковых установках МБР LGM-30 Minuteman.