http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/AbramsX-01.jpg

В октябре 2022 года компания General Dynamics Land Systems представила новую демонстрационную концепцию будущего основного боевого танка для вооруженных сил США. Прототип танка получил название - AbramsX, он предлагается в качестве преемника M1 Abrams, который может заполнить пробел в танке будущего. Демонстрационная версия танка окрашенная в привлекательную серо-черную пилообразную цветовую гамму дебютировала в выставочном зале ежегодного собрания Ассоциации армии США. Танк AbramsX дополняет такие машины, как Panther KF51 и EMBT, которые позиционируются как основные боевые танки будущего. Интересно отметить, однако, что ни один из этих танков не построен на новых корпусах, включая AbramsX. Тем не менее, танк AbramsX оснащен рядом особенностей, которые значительно отличаются от текущих конструкций и могут даже считаться революционными с точки зрения философии танков США.

Напоминаем, что эта машина представляет собой всего лишь демонстрационную концепцию технологии, созданную General Dynamics, и в настоящее время не находится на рассмотрении американских военных. Наиболее заметные различия в AbramsX связаны с весом и мощностью. M1 Abrams становился все тяжелее с каждым обновлением из-за пакетов динамической брони. На сегодняшний день Abrams весит 73,6 тонны, что тяжелее любого из его конкурентов, и значительно ограничивает его маневренность. Этот танк также является огромным пожирателем бензина: он потребляет 10 галлонов только для запуска двигателя, около двух галлонов на милю и до 10 галлонов на милю на холостом ходу. Такое большое потребление топлива было огромной проблемой, особенно в передовых районах с рискованными наземными маршрутами снабжения.

Для сравнения, AbramsX весит всего 60 тонн, новый танк снижает вес за счет перемещения экипажа из башни внутрь корпуса, что позволяет снять тяжелую броню с башни. Сразу же самое большое изменение в AbramsX - это его башня, которая теперь является беспилотной и содержит автомат заряжания для основного орудия. Заряжающий полностью исключен из состава экипажа, сократив экипаж до трех человек (командир, механик-водитель, наводчик). Это радикальное изменение для американской машины, поскольку со времен Второй мировой войны основные танки страны имели экипаж не менее четырех человек.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/AbramsX-02.jpg

Чтобы решить проблему расхода топлива, General Dynamics Land Systems заменило газотурбинный двигатель Abrams (1970-х годов разработки) на дизельную гибридно-электрическую систему Advanced Combat Engine (ACE). Это горизонтально-оппозитный шестицилиндровый (12-поршневой) двухтактный дизельный двигатель Cummins. Модульный двигатель, специально разработанный для военных, может быть настроен для конкретных задач и выходной мощности в диапазоне от 750 до 1500 л.с. Кроме того, благодаря ACE AbramsX будет оснащен гибридной трансмиссией. Сообщается, что эти разработки дадут танку значительный прирост топливной экономичности по сравнению с нынешним Abrams. По словам представителей компании, в сочетании с мощным электрогенератором он обеспечивает столько же энергии, как и старая турбина, что обеспечивает невероятную 50-процентную экономию топлива. Аккумулятор также позволит экипажу использовать элементы танка, такие как электроника и оптика, без включения шумного двигателя, обеспечивая преимущество на поле боя.

Экипаж AbramsX из трех человек расположен бок о бок в передней части корпуса, в том же месте, что и водитель нынешнего Abrams. Это уменьшение состава экипажа и боевого отделения позволило сделать танк легче без снижения защиты. Многие узнают эту компоновку по российскому Т-14 «Армата», экипаж которого находится в бронированной капсуле внутри корпуса. Удивительно, но США не новичок в этой концепции, создав прототип M1 TTB в 1980-х годах для испытаний беспилотной башни. Естественно, у AbramsX есть системы активной защиты, модернизированная электроника и широкие возможности связи на поле боя с другими подразделениями в полевых условиях. Ниже мы рассмотрим некоторые из основных аспектов танка более подробно.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/AbramsX-03.jpg

Основным вооружением танка является 120-мм гладкоствольная пушка XM360. Это легкое орудие, изначально разработанное для XM1202, имеет автомат заряжания. В результате XM360 идеально подходит для использования в облегченном AbramsX. Автомат заряжания баллистически подобен автомату на пушке M256, используемому в нынешних Abrams, но рассчитан на более высокое давление и, следовательно, имеет более высокий потенциал производительности. Орудие оснащено дульным тормозом для уменьшения отдачи. Как и большинство современных танковых орудий, орудие XM360 закрыто тепловым кожухом для поддержания постоянной температуры по всему стволу, но этот кожух также снижает тепловую сигнатуру орудия. Гладкоствольная пушка XM360 также имеет электронный привод, который позволяет дистанционно управлять пушкой, чего не может M256. Вдобавок ко всему, пушка XM360 весит почти на тонну меньше, чем M256. Интересно, что у пушки AbramX нет дымососа, хотя это пустяковая деталь, она подчеркивает нюансы беспилотной башни, потому отпала надобность убирать дым.

Беспилотная башня и система автоматического заряжания радикально отличаются от предыдущих американских танков, но они являются основными факторами снижения веса и безопасности экипажа. В танке AbramsX боеприпасы размещены в задней части башни, и это хорошо, потому что они полностью отдельны от экипажа. Чтобы сделать танк еще более безопасным, в AbramsX используются противовыбросовые панели Abrams над боеприпасами. Это позволяет при детонации боеприпасов выходить взрывной волне и осколкам наружу с минимальным сопротивлением, спасая экипаж, а иногда и остальную часть танка. Так что, по идее, эта система даже безопаснее, чем обычное хранение боеприпасов, и намного безопаснее, чем более старые российские автоматы заряжания.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/AbramsX-04.jpg

В дополнение к основному орудию имеется 30-мм автоматическая пушка M230 в дистанционном боевом модуле Kongsberg XM914 на крыше. Пушка M230 вероятно предназначена для борьбы с дронами и низколетящими самолетами, однако её также можно использовать против слабо бронированный техники и пехоты, чтобы сэкономить боекомплект основного орудия, у которого вероятно меньше боеприпасов, чем у стандартного Abrams из-за появившегося автомата заряжания. Рядом с автоматической пушкой M230 установлен 7,62-мм пулемет M240. В задней части AbramsX находится еще одно новшество для современного поля боя: четыре пусковые установки для боеприпасов Switchblade 300, также известных как дроны-камикадзе, или дроны-самоубийцы. Эти беспилотные воздушные системы управляются экипажем из передней части корпуса. И хотя они в основном служат в качестве высокоточных ракет, Switchblade также функционируют как разведчики на пути к своей цели, отправляя сигнал от своего датчика обратно к экипажу и таким образом, расширяя их видимость вплоть до взрыва.

В задней части танка AbramsX находится новый усовершенствованный боевой двигатель Cummins (ACE), представляющий собой шестицилиндровый (12-поршневой) 20-литровый горизонтально-оппозитный двухтактный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. General Dynamics Land Systems сообщает, что AbramsX весит меньше, чем предыдущие версии Abrams, поэтому при равной мощности он будет обладать улучшенным соотношением мощности к весу. Одним из наиболее обсуждаемых аспектов танка является его гибридная мощность. Хотя подробности еще не известны, это будет параллельный гибридный двигатель, который обеспечивает мощность одновременно с основным двигателем. Такая компоновка дает AbramsX на 50% меньше расхода топлива, чем M1A2. Это также даст AbramsX возможность «бесшумного наблюдения», когда все системы танка работают от электроэнергии только в неподвижном состоянии, что значительно снижает шум и расход топлива во время операций. Однако важно отметить, что стандартный газотурбинный двигатель Abrams уже является одной из самых тихих силовых установок ОБТ, используемых сегодня. Однако часть, которая всех заинтриговала, заключается в том, что гибридная система «обеспечивает некоторую бесшумную мобильность». Подробностей по этому поводу пока нет, но похоже, что AbramsX может ездить на электричестве только в течение короткого времени.

Снаружи танка AbramsX размещены датчики, камеры и оптика, которые служат глазами и ушами. Камеры особенно важны на этой машине, так как у экипажа больше нет собственных "глаз" в обзорной точке башни. Эти системы интегрированы в электронную архитектуру нового поколения GDLS (NGEA), известную как KATALYST. Система KATALYST помогает подключать и управлять многими технологиями, используемыми внутри современных танков, такими как система управления огнем, связь, датчики, дисплеи экипажа, возможности радиоэлектронной борьбы и системы активной защиты. ИИ системы предназначен для обнаружения и распознавания объектов и автоматического определения приоритетов целей, а также помощь в навигации, включая планирование маршрута и уклонение от препятствий. NGEA также предоставляет инструменты ситуационной осведомленности, встроенные в боевые системы следующего поколения, включая F-35 Joint Strike Fighter, такие как «прозрачная броня», достигаемая камерами по периметру, которые предлагают экипажам танков беспрепятственное изображение поля боя. NGEA также даст экипажам возможность управлять БПЛА и роботизированными наземными транспортными средствами изнутри танка, используя имеющиеся у них панели управления.

AbramsX оснащен системой активной защиты (APS) Trophy производства Rafael, которая в настоящее время используется армией США на M1A2 SEP v2, но конструкция является независимой и способна работать с любым АПС, который может выбрать армия. Датчики APS можно увидеть размещенными вокруг машины, особенно в передних углах башни. AbramsX также включает в себя дополнительную защиту от растущей угрозы воздушных дронов. Конструкция включает усиленную систему активной защиты с тремя радарами и пусковыми установками вместо двух, образующих периметр вокруг танка. Таким образом, вместо двух, которые обычно создают купол вокруг машины, есть третий, который создает купол защиты над верхней частью танка (башней) на 360 градусов.

Пока это последняя версия концептуального танка AbramsX. Он безусловно, выглядит как танк будущего, но как мы упоминали в начале, это демонстратор технологий, а не машина серьезно рассматриваемая военными. Демонстраторы технологий, такие как AbramsX, на самом деле появляются довольно регулярно, и по сути являются способом для производителей показать, на что они способны. На самом деле, General Dynamics Land Systems уже создавала демонстратор технологий на базе Abrams раньше, еще в 2013 году. Это предложение было оснащено дизельным двигателем MTU, и вероятно у него может быть тот же корпус, что и у AbramsX. Важно также отметить, что танк M1A2 SEP v3 поступил на вооружение только в конце 2020 года, а армия США планирует представить следующую модификацию M1A2 SEP V4 уже в начале 2025 года. А это отодвигает потребность в AbramsX в 2030-х годах.