http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-01.jpg

Впервые о самом существовании челябинской боевой машины поддержки танков БМПТ «Объект 781» в открытой печати рассказал кадровый работник ГСКБ-2 Э.А. Соболев. Началась эта история во время войны в Афганистане, где обнаружилась недостаточная защищенность легкобронированных БТР и БМП. Хорошо подготовленный и оснащенный противник выбивал их за считанные минуты, оставляя танки без поддержки пехоты. Именно в Афганистане родилась неуставная расшифровка названия БМП и БМД - «братская могила пехоты (десанта)». В то же время опыт боевого применения танков показал, что экипажи испытывают большие затруднения в случае необходимости одновременного обстрела нескольких целей. Особенно эта «ахиллесова пята» танка проявилась в столкновениях с партизанскими формированиями, действовавшими в сложных для техники условиях и умело использующими тактику засад и внезапных ударов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-02.jpg

В ходе боя неожиданно появлялись десятки разбросанных на значительной площади бойцов противника, и гранатомет или ПТУР каждого из них представляли серьезную опасность для боевой машины. Два члена экипажа - командир и наводчик, используя все штатное вооружение, в том числе зенитный пулемет, одновременно могли обстрелять не более двух целей. Остальные противники получали несколько драгоценных секунд для производства прицельного выстрела.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-03.jpg

По рассказам ветеранов УКБТМ, идея создания тяжелого БТР на базе Т-72 выдвигалась В.Н. Ведениктовым и руководством Челябинского тракторного завода (предлагавшим производство такой машины именно на ЧТЗ) еще в 1980-е, но в то время не нашла поддержки. Несколько эскизных проектов тяжелой БМП на базе танка Т-72 были выполнены в 1984 г. на кафедре танков Военной академии бронетанковых войск под руководством начальника кафедры генерал-майора О.Н. Брилева. При танковом уровне защиты и близком к танковому вооружению тяжелые БМП отличались от ОБТ размещением силовой установки и личного состава. Дальнейшего развития эти проекты не получили ввиду сомнений в возможности серийного производства на перегруженных танковых заводах. Одновременно с тяжелой БМП оформилась идея создания специальной сильнозащищенной боевой машины поддержки танков - на танковой же базе, но с многоканальным комплексом вооружения, ориентированным прежде всего на подавление и уничтожение танкоопасной живой силы и легкобронированных носителей ПТРК.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-04.jpg

Проектирование боевой машины поддержки танков началось в середине 1980-х гг. в танковом КБ ЧТЗ при активном участии ученых кафедры танков Военной академии бронетанковых войск. Соисполнителем по комплексу вооружения являлось Тульское конструкторское бюро приборостроения. Юридическим основанием являлся утвержденный постановлением Совета министров СССР от 19 июня 1986 г. «Пятилетний план важнейших опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по вооружению и военной технике на 1986-1990 гг.», где БМПТ значилась в одном из пунктов. БМПТ «Объект 781» изначально предназначалась для действия в составе танковых подразделений для защиты ОБТ от танкоопасных средств противника. Главный конструктор машины В.Л. Вершинский свою задачу видел в следующем: «Сделать боевую машину, защищенную, как танк, и вооружить ее мощным автоматическим оружием. Пустить рядом с танком, а может быть, и впереди. Тогда она уничтожала бы пехоту противника и впереди танка, и на флангах, предоставляя танку возможность уничтожать достойные его цели: противотанковые орудия, ракетные комплексы и танки противника».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-05.jpg

Челябинская БМПТ «Объект 781» имела невиданный по современным танковым меркам экипаж: 7 человек. Из них 6 вели наблюдение за полем боя с помощью современных по тем временам приборов и управляли многочисленным вооружением. Оно было выполнено в двух вариантах: «А» и «Б». По опубликованному М.М. Усовым описанию, в первом случае на машине устанавливались две стабилизированные автоматические 30-мм пушки 2А72 со спаренными с ними 7,62-мм пулеметами ПКТ в независимых друг от друга модулях, 2 ПТРК в бронированном контейнере, пулемет (7,62 или 12,7 мм) с дистанционным управлением на люке командира в кормовом секторе. Второй вариант был ближе к БМП-3: в низкопрофильной башне в единой маске размещалась строенная система: 100-мм пушка - пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72 и автоматический гранатомет. Все это дополнялось автономным пулеметом ПКТ. Кроме всего перечисленного, оба варианта БМПТ «Объект 781» имели дополнительное вооружение в виде двух курсовых дистанционно управляемых автоматических гранатометов, размещенных в бронированных отсеках над гусеницами. Чтобы разместить такой комплекс вооружения и экипаж, конструкторам пришлось увеличить длину корпуса машины и радикально изменить его носовой узел.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-06.jpg

Всего было построено две машины БМПТ «Объект 781» в варианте «А» и одна - в варианте «Б». В мае 1987 г., еще до заводских испытаний, оба варианта были продемонстрированы руководству Советской армии в подмосковном Алабине. После чего они вернулись на Урал и прошли полный цикл испытаний в Чебаркульском учебном центре. По их итогам началась подготовка к производству, но продолжение проект не получил в силу известных «перестроечных» причин. Уже в 1990 г. на ЧТЗ поступил приказ из Москвы о сворачивании всех работ по военной тематике. В 1991 г. имела место попытка возобновить проект на ЧТЗ с новым шифром «Рамка». Было разработано тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию машины и определен следующий состав комплекса вооружения БМПТ:
- основное вооружение - 30-мм пушка 2А42 и 30-мм гранатомет АГ-30, ПТРК «Корнет» в башне;
- дополнительное вооружение - два 30-мм гранатомета АГ-30 на надгусеничных полках в передней части машины;
- вспомогательное вооружение - два 7,62-мм пулемета ПКТ на надгусеничных полках за башней.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-07.jpg

При этом экипаж машины должен был состоять из 7 человек (командир и наводчик основного вооружения - в башне, механик-водитель и операторы АГ-30 - в отделении управления корпуса, операторы ПКТ - в корпусе за башней). В качестве базового шасси предполагалось использовать перспективное «изделие 187», разработка которого в то время велась в УКБТМ. К 1995 г. ГСКБ-2 подготовило технический проект и рабочую конструкторскую документацию для изготовления опытных образцов БМПТ. Однако ЧТЗ уже был акционирован и ориентировался на совсем другую продукцию. В то же время прекратилась разработка «изделия 187». В общем, ОКР были приостановлены. Толчком к возобновлению работ послужили результаты применения бронетехники в Чечне. В 1998 г. начальник ГАБТУ МО РФ С.А. Маев предложил главному конструктору ОАО «УКБТМ» В.И. Поткину разработать аванпроект БМПТ на базе танка Т-72Б. По результатам выполненной работы С.А. Маев принял решение о возобновлении проекта. В конце 1998 г. было подготовлено ТТЗ на выполнение ОКР (шифр «Рамка-99»), а головным исполнителем было определено ОАО «УКБТМ». Но это уже совсем другая история.

Восстановление БМПТ «Объект 781»

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-08.jpg

После проведения комплекса НИОКР БМПТ «Объект 781» был значительно разукомплектован. БМПТ «Объект 781» был введен в эксплуатацию в декабре 1988 г. На корпусе после проведения испытаний имелись трещины и вмятины на сварных швах и броневых деталях, дефекты неброневых деталей, приваренных к корпусу и башне. На башне выведен из строя механизм поворота, сорвана резьба на винте стопора, поломаны зубья, повреждено электроборудование. Имелись многочисленные повреждения трансмиссии, ходовой части. Обе пушки, ЗИП, двигатель, крыша силового отделения, левая и правая гусеничные ленты отсутствовали. Согласно заключению комиссии, подписавшей акт технического состояния изделия, который был составлен в мае 2014 г., опытный образец БМПТ «Объект 781» отработал свой межремонтный ресурс, технически неисправен, к дальнейшей эксплуатации не пригоден. По заключению челябинской комиссии машина не подлежала восстановлению. Вопреки мнению челябинских коллег на УВЗ было принято решение восстановить боевую машину БМПТ «Объект 781».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-09.jpg

17 марта 2015 г. был выпущен приказ №149 генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» о восстановлении БМПТ «Объект 781» и передаче его в выставочный комплекс корпорации, затем 23 ноября 2015 г. дополнение к нему №662. Приказом предусматривалось создание комиссии из специалистов для проведения осмотра боевой машины, получение от ООО «ЧТЗ-"Уралтрак"» конструкторской документации для изготовления и приобретения необходимых узлов. Специалистам конструкторского бюро механизации и автоматизации производства «Уралвагонзавода» была поручена разработка конструкторской документации на возможные имитирующие элементы, необходимые для восстановления БМПТ «Объект 781», отличные от ранее использовавшихся серийных узлов Т-72Б.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/object-781-10.jpg

В декабре 2014 г. БМПТ «Объект 781» был осмотрен специалистами «Уралвагонзавода» заместителем начальника сдаточного цеха А.Н. Чепелем, представителем УКБТМ А.А. Чигоревым и начальником бюро механосборочного управления В.В. Корпачевым на предмет возможности восстановления внешнего облика уникальной машины. Дополнительно были выявлены многочисленные утраты. В акте было зафиксировано: «Отсутствуют: правая и левая гусеницы, передние грязевые щитки, бортовые экраны, крыша МТО, пять крышек по правому борту, масляный бак, пулеметная установка и весь механизм слева впереди корпуса, осветительные приборы, ящик ЗИП, кормовая пулеметная установка, смотровые приборы в поворотных башенках». В башенке с ракетной установкой было разбито стекло прибора наблюдения. С правого борта были демонтированы ведущее колесо и БКП, которые лежали в отделении МТО. Требовалась частичная замена опорных катков.

ООО «ЧТЗ - "Уралтрак"» передало 150 чертежей. Конструкторами КБ МАП «Уралвагонзавода» была проделана большая работа по созданию дополнительной чертежной документации для изготовления недостающих деталей и узлов. Для укомплектования БМПТ «Объект 781» пушками по просьбе «Уралвагонзавода» глава города Нижний Тагил С.К. Носов обратился в департамент имущественных отношений и к начальнику Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ с просьбой передать орудия городу. Согласно приказу Министра обороны от 14.10.2015 за № 985 из в/ч 55443-51 г. Брянска в ноябре были доставлены одна пушка 73-мм 2А28 «Гром» и две учебные пушки калибра 30 мм 2А72. Орудия перед транспортировкой были демилитаризированы. Полное воссоздание внешнего облика завершено в январе 2017 г. В дальнейшем планируется восстановление ходовых качеств уникальной боевой машины БМПТ «Объект 781».

Технические характеристики БМПТ «Объект 781»
Экипаж, чел. 5
Десант, чел. 2
Бронирование - противоснарядная
Вооружение
Автоматическая пушка 2 х 30-мм 2А72
Боекомплект пушки 1100
Пулемёты - 5 х 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение - 2 х 40-мм АГ «Балкан», 6 х ПТУР