http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Vickers-VFM-5-01.jpg

В октябре 1985 года на выставке Ассоциации армии США (AUSA) FMC продемонстрировала Close Combat Vehicle Light (CCV L), разрабатывавшегося FMC для 82-й воздушно-десантной дивизии США. Этот сложный легкий танк с экипажем из трех человек и автоматом заряжания изначально был разработан для удовлетворения ожидаемых потребностей армии США в бронированной артиллерийской системе. В 1985 году Vickers Defense Systems и FMC объединились для создания варианта CCV L, более подходящего для экспортных рынков. В качестве основного потенциального заказчика рассматривалась Малайзия (переговоры о возможных поставках велись в 1988-1990 гг.), островное расположение которой было дополнительным аргументом в пользу закупки танка с возможностью оперативной переброски по воздуху на борту самолётов военно-транспортной авиации.

По итогам переговоров был подписан британско-малайзийский меморандум о взаимопонимании (Memorandum of Understanding) на сумму около $1,6 млрд, - сюда входили также многие другие наименования продукции военного назначения в рамках программы комплексного перевооружения войск страны. Прототип боевого танка Vickers VFM 5 был завершен в мае 1986 года и впервые показан на выставке оборудования британской армии 1986 года. По состоянию на начало 1993 года боевой танк Vickers/FMC VFM 5 (Vickers Mk.5) все еще находился на стадии прототипа и еще не был продемонстрирован за пределами Великобритании. В дальнейшем, в продажу танк так и не поступил.

Танк Vickers VFM 5 (Vickers Mk.5) предназначался для оснащения частей и соединений высокомобильных сухопутных и аэромобильных войск, оперативный манёвр которых обеспечивался частями военно-транспортной авиации: массо-габаритные характеристики Vickers VFM 5 позволяли его переброску на борту военно-транспортных самолётов C-130, C-141 и машин аналогичной грузоподъёмности. Кроме того, немаловажным аспектом при создании танка было соотношение цены и качества серийной модели, её соответствие финансовым возможностям потенциального заказчика.

Описание конструкции танка Vickers VFM 5 (Vickers Mk.5)

Корпус танка Vickers VFM 5 представляет собой сварную алюминиевую броню с накладными листами из высокопрочной стали спереди и по бокам. Танк Vickers VFM 5 защищен на том же уровне, что и многие другие боевые танки первого поколения. Его компоновка традиционна с отделением водителя впереди, боевым отделением в центре и моторным отсеком сзади. Водитель сидит в центре корпуса спереди. Люк с задними петлями имеет пять перископов, обеспечивающих отличный обзор спереди и по бокам. Центральный перископ может быть заменен пассивным перископом для ночного вождения. Водитель имеет регулируемое подпружиненное сиденье со складывающейся спинкой для свободного доступа к башне. По бокам от места механика-водителя предусмотрены укладки на 11 выстрелов основного вооружения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Vickers-VFM-5-02.jpg

Башня Vickers VFM 5 представляет собой сварную алюминиевую броню с накладными листами из высокопрочной стали по всему периметру. Защита аналогична той, которую дает корпус. Башня установлена на высокоточном кольце подшипника с низким коэффициентом трения, которое наклонено вперед на 3º. Такой наклон вперед обеспечивает угол наклона основного вооружения в передней части на 10º, в то же время допуская ограниченное наклонение в задней части и уменьшая высоту башни. Это означает, что Vickers VFM 5 может быть выполнен в соответствии со строгими требованиями к размеру, весу и высоте для маловысотной системы извлечения парашюта (LAPES), если это потребуется.

Основное вооружение представляет собой 105-мм орудие с малой силой отдачи, оснащенное встроенным дульным тормозом для еще большего уменьшения тягового усилия цапфы. Башня рассчитана на установку любого из имеющихся 105-мм орудий производства Royal Ordnance, Rheinmetall или Watervleit Arsenal. 105-мм орудие Vickers VFM 5 оснащено жестким термогильзом Vickers, уменьшающим изгиб ствола орудия и дающим ряд преимуществ по сравнению с гильзами других типов. По утверждению компании Виккерс, их жесткий тепловой рукав устойчив к повреждениям, не боится дождя, обеспечивает равномерное распределение тепла вокруг ствола, снижает тепловую сигнатуру ствола, а также может переноситься на сменный ствол. Боекомплект основного вооружения составляет 41 снаряд, 22 (по 11 с каждой стороны от механика-водителя) размещены в передней части корпуса и 19 в боевом отделении. Весь боезапас уложен под погоном башни.

7,62-мм пулемет L8, установленный спаренно с основным вооружением, питается из ящика, содержащего 200 патронов с готовыми боеприпасами; еще 2400 патронов находятся в непосредственной близости от оружия. Пулемет калибра 12,7 мм или 7,62 мм устанавливается снаружи над местом заряжающего. Всего в готовом виде доступно 100 патронов калибра 12,7 мм или 200 патронов калибра 7,62 мм. Если установлен 12,7-мм пулемет, 500 патронов к нему перевозятся внутри. С каждой стороны башни установлено по шесть гранатометов. Командир может запускать дымовые или осколочные гранаты электрически. Для управления вооружением Marconi Radar and Control Systems разработала интегрированную систему Marconi DFCS, включающую стабилизацию орудия и компьютеризированное управление огнем. Система управления пушкой обеспечивает двухосную стабилизацию с полнодуплексным управлением для наводчика и командира. Силовой траверс на 360º и силовой подъем от -10 до +20º. Электромеханическая система исключает риск утечки или возгорания гидравлического масла в бою.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Vickers-VFM-5-03.jpg

Компьютеризированная система управления огнем, связанная с лазерным дальномером, обеспечивает высокую вероятность попадания с первого выстрела на всех дистанциях боя. Основным боевым прицелом наводчика является оптический прицел NANOQUEST×10, жестко закрепленный болтами на роторе пушки. Он включает в себя лазерный дальномер и систему отсчета дульного среза. Эта система отсчета дульного среза позволяет наводчику проверять совмещение орудия и прицела, находясь под защитой брони. Систему можно использовать при всех углах возвышения или депрессии. Для широкоугольного наблюдения перископ NANOQUEST соединен с основным вооружением и установлен перед стрелком. Возможна установка дополнительной тепловизионной системы. Для этого у наводчика справа от прицела GS10 будет монитор, связанный с прицелом командира, что позволит ему поражать цели ночью и в условиях плохой видимости. Командир имеет дневной/ночной прицел Pilkington PE Raven II, пять перископов для кругового обзора и открывающуюся назад цельную крышку люка. Прицел командира имеет увеличения х1 и х8, а также ночной канал усиления изображения. Заряжающий имеет открывающуюся назад цельную крышку люка и единственный перископ ББМ №30 Mk.1 с возможностью вращения на 360º для наблюдения.

Танк Vickers VFM 5 имеет торсионную подвеску и шесть опорных катков с двойными резиновыми шинами с каждой стороны машины. Торсионы обеспечивают ход подвески вверх: 25,4 см при толчке и 10,2 см при отбое. На пяти опорных катках установлены линейные гидравлические амортизаторы, обеспечивающие высокую проходимость и стабильные характеристики огневой платформы. Гусеницы имеют ширину 38 см и представляют собой двухштифтовые гусеницы со съемными накладками большой площади. VFM 5 оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем General Motors Detroit Diesel Model 6V-92 TA мощностью 552 л.с. при 2300 об/мин. Этот двухтактный двигатель оснащен турбонаддувом и доохладителем. Двигатель соединен с автоматической коробкой передач General Electric HMPT-500-3, которая является последней модернизированной моделью, установленной на БМП M2 и CFV M3. Эта гидромеханическая трансмиссия обеспечивает бесступенчатую регулировку передаточных чисел в трех передних и одном заднем диапазонах скоростей. Коробка передач оснащена отзывчивым гидромеханическим рулевым управлением и гидростатическим динамическим торможением. Механический рабочий и стояночный тормоза также встроены в кожух редуктора.

Водяной радиатор и масляный радиатор обеспечивают охлаждение силового агрегата. Воздух всасывается через радиатор в моторный отсек, а затем выбрасывается вентилятором в крыше корпуса. Мощный воздухоочиститель защищает двигатель в пыльной или песчаной среде. Электроэнергию обеспечивает генератор на 300 А. Четыре батареи установлены в правой части моторного отсека и еще две в башне. Доступ к этим батареям для ежедневных проверок осуществляется через люк в корпусе или крыше башни. Задняя аппарель откидывается для доступа в моторный отсек. Экипаж может выдвинуть двигатель на аппарель без специальных инструментов. Предусмотрены крышки доступа, чтобы экипаж мог легко проводить техническое обслуживание. Блок питания защищен от возгорания противопожарным тросом, соединенным с автоматической системой пожаротушения. Для экипажа предусмотрены ручные огнетушители. Танк Vickers VFM 5 (Vickers Mk.5) также может быть оснащен системой пожаротушения боевого отделения.

Технические характеристики танка Vickers VFM 5
Боевая масса, т 19,8
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6200
Длина с пушкой вперёд, мм 8610
Ширина, мм 2690
Высота, мм 2350
Тип брони комбинированная гетерогенная алюминиево-стальная
Калибр и марка пушки 105-мм нарезная малоимпульсная танковая пушка L7
Боекомплект пушки 41 снаряд
Углы ВН, град. −10° … +10°
Пулемёты
1 х 12,7-мм башенный пулемёт M2HB (600 патронов),
1 х 7,62-мм пристрелочный пулемёт (4500 патронов)
Другое вооружение 2 х дымовых гранатомёта (по 6 гранат каждый)
Двигатель Detroit Diesel 6V92 TA
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 28
Удельное давление на грунт, кг/см 0,69
Преодолеваемый подъём, град. 31° (градиент наклона 60%)
Преодолеваемая стенка, м 0,76
Преодолеваемый ров, м 2,1
Преодолеваемый брод, м 1,32