http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Jaguar-01.jpg

Середина 1970-х годов ознаменовалась стабилизацией взаимоотношений между Китаем и США. В 1972 году визит в Китай нанес американский президент Р. Никсон. В следующем году страны обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга, в 1979 году президент Дж. Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР. Следствием этого стало стремительное увеличение американо-китайской торговли и сотрудничества. Ряд американских фирм, с одобрения своего правительства, решили передать Китаю некоторые военные технологии, способные подстегнуть развитие китайской промышленности. В области танкостроения результатом стало начало работ по совместному проекту основного боевого танка «Jaguar», который с середины 1980-х годов создавался на базе Type 69 с участием фирм «Textron Marine» и «Land Systems». Поскольку машина предназначалась для экспортных поставок в страны «третьего мира», то ее постарались сделать максимально дешевой.

Шасси предоставила китайская сторона, а американцы взяли на себя монтаж верхней части корпуса, башни и двигателя. В конструкции корпуса длину которого в сравнении с Type 69-I, несколько увеличили, широко использовали комбинированное бронирование. Дополнительную защиту получили моторно-трансмиссионное отделение и топливные баки. Толще стала и бортовая броня. На лоб корпуса также добавили два дополнительных броневых листа. К сожалению, автору не удалось найти информации, разместили ли их непосредственно на «старой» броне корпуса или же установили на определенном расстоянии, заполнив полость каким-либо третьим материалом. В любом случае уровень защищенности танка в лобовой проекции существенно вырос.

В отличие от исходного образца, башня, разработанная компанией «Cadillac Gage» на основе боевого модуля легкого танка Stingray, представляла сварную конструкцию из плоских броневых листов различной толщины, расположенных под рациональными углами наклона. В лобовой части также применили комбинированное бронирование. Боевое отделение оборудовали вращающимся по-ликом. «Американское» происхождение башни привело к тому, что в нарушение сложившихся в Китае традиций, расположение экипажа копировало стандарты НАТО: командир с наводчиком размещались справа, а заряжающий слева от орудия.

В качестве основного вооружения на танк «Jaguar» установили стабилизированное в двух плоскостях 105-мм нарезное орудие M68 (лицензионную копию британской Royal Ordnance L7A3) с коротким откатом. Пушка имела эжекционную продувку ствола и оснащалась термоизолирующим кожухом. Механизмы наводки - электрогидравлические, но в случае выхода их из строя предусматривался переход на ручное наведение. Углы вертикальной наводки находились в диапазоне от -4° до +17°. Боекомплект орудия состоял из 34 унитарных выстрелов. Дополнительное вооружение состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета с боекомплектом в 3500 патронов и 12,7-мм зенитного пулемета Browning M2HB (600 патронов), причем его турель располагалась над люком командира.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Jaguar-02.jpg

Систему управления оружием DFCS практически без изменений позаимствовали с легкого танка Stingray. В ее состав входили интегрированный в прицел наводчика лазерный дальномер, тепло-визионные приборы ночного видения и баллистический вычислитель. Учитывались следующие считываемые с датчиков параметры: угол наклона цапф орудия, температура воздуха и заряда, ветер, тип боеприпаса и угловая скорость цели. Перечисленные мероприятия повлекли увеличение массы машины до 42 т, поэтому для сохранения достойной подвижности пришлось доработать силовую установку. На танк установили дизельный двигатель 8V-92TA V8 американской фирмы «Detroit Diesel» мощностью 750 л.с. Он устанавливался в едином блоке с автоматической трансмиссией Allison XTG-411 (четыре передачи вперед и две - заднего хода) и мог быть заменен в полевых условиях за 50-60 минут. Запас топлива составлял приблизительно 1000 л. Подвеска применительно на один борт включала пять опорных катков большого диаметра, полностью идентичных таковым Type 69, два поддерживающих ролика и ведущее колесо заднего расположения.

Предполагалось, что стоимость одного танка «Jaguar» составит для покупателя примерно 2,4 млн долларов. В 1988 году приступили к сборке первых двух прототипов. Американцы прислали две готовые башни, но вскоре прекратили свое сотрудничество с Китаем. После событий, произошедших в 1989 году на площади Тяньаньмэнь, администрация США наложила запрет на военное сотрудничество с Китаем, который самостоятельно достроил оба прототипа и подверг их испытаниям. Для замены американской башни китайская фирма CMEC попыталась создать боевой модуль собственной конструкции, но потерпела неудачу. Проект закрыли, а военно-техническое сотрудничество Китая и США с тех пор не возобновлялось.

Технические характеристики танка «Jaguar»
Компоновочная схема - классическая
Боевая масса, т 42,0
Экипаж, чел 4
Основные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9600
- длина по корпусу около 6000
- ширина 3270
- высота полная 2630
- клиренс 425
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,98
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 105-мм нарезная пушка M68 - 1 (34)
- 7,62-мм пулемет M240C - 1 (3500)
- 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB - 1 (600)
Углы вертикальной наводки орудия, град -4- +17
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания ручной
Подвижность
- тип и марка двигателя дизельный 8V-92TA V8
- количество цилиндров (их расположение) 8 (V-образное)
- максимальная мощность, л.с 750
- удельная мощность, л.с./т 17,86
- максимальная скорость, км/ч 55
- емкость топливных баков, л около 1000
- запас хода, км 540
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град 35
- крен, град 30
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4