http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/EWK-APE-01.jpg

В начале 60-х гг. на фирме Eisenwerke Kaiserslautern (EWK) в инициативном порядке был разработан опытный бронеавтомобиль EWK P3 Erprobungswagen. Машина предназначалась для отработки конструкции автомобиля-амфибии с колесной формулой 4x4, значительно превосходящего по проходимости все существующие в то время бронеавтомобили. На бронеавтомобили EWK P3 Erprobungswagen применили колеса с необычно широкими шинами Michelin низкого давления (2100 × 25XL) диаметром 1,744 метра и протектором 0,569 метра, а также центральной системой давления в шинах, которая позволяла водителю регулировать давление на грунт в соответствии с типом пересекаемой местности. P3 имел колесную базу 3,3 метра и низкий центр тяжести из-за общей высоты всего 2,05 метра и был полностью амфибией, двигаясь по воде со скоростью 12 км/ч с помощью одного гребного винта. Для облегчения входа в воду и выхода из нее на берег нос корпуса бронеавтомобиля выполнили конусообразным, а корма почти не имела свеса.

На испытаниях, проходивших в 1965 г., EWK P3 Erprobungswagen продемонстрировал впечатляющую проходимость по бездорожью и превосходные амфибийные качества. Тем не менее вопрос о принятии бронеавтомобиля на вооружение бундесвера не поднимался, поскольку машина была чисто экспериментальной: на ней не предусматривалась установка вооружения, а мощности двигателя в 170 л. с. явно недоставало для 9-тонной бронемашины. В течение нескольких лет после окончания испытаний опытный образец EWK P3 Erprobungswagen возили по международным выставкам военной техники в надежде заинтересовать им какую-нибудь страну. Однако желающих купить бронеавтомобиль EWK P3 Erprobungswagen не нашлось, хотя все отзывы о нем (о его проходимости) были в высшей степени хвалебными. Потратив около миллиона марок на создание и испытания EWK P3 Erprobungswagen, фирма ЭВК не получила никакой денежной прибыли, зато приобрела огромный опыт. И когда бундесверу понадобился четырехосный плавающий бронетранспортер Transportpanzer 2, этот опыт оказался как нельзя кстати.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/EWK-APE-02.jpg

Одним из условий принятия на вооружение Transportpanzer 2 являлось требование максимально возможной унификации с БТР TPz.1 «Fuchs». Работа по созданию TPz.2 началась фирмой Eisenwerke Kaiserslautern в кооперации с фирмой Mercedes-Benz. За основу были взяты корпус БТР TPz.1 «Fuchs» и ходовая часть бронеавтомобиля EWK P3 Erprobungswagen, Корпус БТР увеличили в размерах: длина возросла на 20 см, а высота и ширина - на 10 см. Вместо трех осей и шести колес - две оси и четыре колеса. Руководство фирмы EWK, зная слабые и сильные стороны ходовой части бронеавтомобиля EWK P3 Erprobungswagen, сумело убедить руководство бундесвера не делать еще один транспортпанцер, а разработать специализированную плавающую инженерную разведывательную машину - APE - Amphibische Pionier-Erkundungsfahrzeug). В первую очередь машина предназначалась для оперативной разведки переправ инженерными войсками. Кроме того, у АПЕ были средства для исследования состояния воды и обнаружения мин. Такая машина должна иметь повышенную, по сравнению с другими бронеавтомобилями, проходимость и способность не только преодолевать водные преграды, но и свободно маневрировать на плаву.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/EWK-APE-03.jpg

В начале 1970-х годов EWK с Daimler-Benz в качестве основного субподрядчика начала разработку APE (Amphibisches Pionier-Erkundungsfahrzeug), или инженерно-разведывательной машины-амфибии, для удовлетворения требований армии Германии. EWK также называют машину AMF (Amphibische Mehrzweck-Fahrzeuge) или разведывательной машиной-амфибией. Первый прототип APE был завершен в 1977 году. По сути, эта машина представляет собой немного увеличенную версию машины Transportpanzer 2 (4×4), включающую многие концепции, уже апробированные в более раннем прототипе P3 Erprobungswagen. Основными особенностями EWK APE являются баллонные шины низкого давления, система регулирования давления в шинах, хорошие углы въезда и съезда, гидравлическое втягивание осей при плавании автомобиля, снижение лобового сопротивления до абсолютного минимума, возможность поворота двух гребных винтов. на 360 градусов для повышения маневренности, возможности одновременного привода колес и гребных винтов для облегчения подъема из воды и отличного обзора вперед.

Описание конструкции EWK APE (Amphibisches Pionier-Erkundungsfahrzeug)

Компоновка бронемашины EWK APE полностью соответствует компоновке БТР TPz.1 «Fuchs», на ней установлен такой же дизельный двигатель. Около 90 процентов автомобильных компонентов EWK APE идентичны тем, которые применяются на TPz.1 «Fuchs», но его подвеска совершенно другая, и по этой причине он имеет более высокие амфибийные и проходимые возможности, чем «Fuchs». На колеса бронеавтомобиля EWK АРЕ установлены бескамерные шины фирмы «Michelin» размером 20,5x25 XL с системой централизованного регулирования давления воздуха. Низкое удельное давление на грунт, а также большие углы наклона днища корпуса в передней и кормовой частях позволяют машине без проблем форсировать реки, берега которых имеют уклон менее 80%. Движение на плаву осуществляется при помощи двух гребных винтов, установленных более удачно, чем на БТР «Fuchs». Для сбора данных о водных преградах и их топографической привязке используются специальная аппаратура, с помощью которой измеряются ширина и глубина рек или озер, скорость течения, характер грунта и крутизна берегов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/EWK-APE-04.jpg

Цельносварной стальной корпус EWK АРЕ обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Корпус имеет ромбовидное поперечное сечение и в некоторых местах имеет разнесенную броню. Экипаж бронемашины состоял из четырех солдат. Водитель сидит в передней части корпуса слева, а командир машины справа. Противопульное ветровое стекло впереди них может быть прикрыто бронированным шторкой. Водитель снабжен круглым люком в крыше, который открывается вперед, а командир имеет аналогичный люк, открывающийся назад. Перископы установлены в крыше машины, перед люками механика-водителя и командира, для использования при закрытии лобового стекла бронированным ставнем. И у водителя, и у командира предусмотрена входная дверь в борту машины со встроенным пуленепробиваемым окном, которое также прикрывается бронированным ставнем в районе боевых действий.

Грузовая площадка находится в задней части корпуса и имеет длину 3,15 метра и высоту 1,25 метра с небольшим смотровым окном, защищенным бронированными шторками с каждой стороны. Над грузовой площадкой имеется три люка в крыше. Первый круглый люк обычно используется для установки основного вооружения, а второй, гораздо меньший круглый люк, находится справа и сзади от первого. Третий люк имеет квадратную форму и находится слева сзади и открывается вперед. Обычный вход через две большие двери в задней части корпуса. Правая дверь имеет смотровое окно, прикрытое бронированной шторкой.

Двигатель Mercedes-Benz OM 402A V-8 дизель жидкостного охлаждения мощностью 320 л.с. при 2500 об/мин, находится за водителем и командиром, а доступ осуществляется через люк в крыше. Между передней частью машины и пассажирским/грузовым отсеком в задней части корпуса с правой стороны имеется небольшой проход. Автомобиль оснащен тем же двигателем, что и Transportpanzer 1 (Mercedes-Benz OM 402A), который может быть заменен дизельным двигателем Daimler-Benz мощностью 265 л.с., что дает машине удельную мощность 18,27 л.с. ч, скорость по воде 11 км/ч. APE имеет центральную систему регулировки давления в шинах, которая позволяет водителю регулировать давление в шинах в соответствии с типом пересекаемой местности, что особенно полезно при подъеме по крутым берегам и преодолению глубокой грязи.

Автомобиль EWK АРЕ является полностью амфибийным и приводится в движение в воде двумя четырехлопастными гребными винтами Schottel под уровнем пола автомобиля в задней части корпуса, которые остаются в воде как можно дольше, когда автомобиль покидает воду. На плаву оси и колеса убираются для уменьшения сопротивления. Перед входом в воду в передней части машины устанавливается дифферентный флюгер, а в стандартную комплектацию входят три трюмных насоса производительностью 80 литров в минуту каждый. EWK АРЕ оснащен системой NBC. Базовая машина вооружена 20-мм автоматической пушкой Rheinmetall, установленной на кольцевой турели Keller and Knappich E-6, и шестью дымовыми пусковыми установками, установленными на левом борту корпуса.

Варианты
EWK предполагала, что машина может использоваться для множества разных целей, включая бронетранспортер, противотанковую машину (с башенной пушкой или ПТРК), машину управления артиллерийским огнем, скорую помощь, командирскую машину, машину связи, машина внутренней безопасности, самоходный миномет, разведывательная машина РХБ, разведывательная машина, ремонтная машина или машина снабжения. Компания также разрабатывала в частном порядке бронеавтомобиль массой от 5000 до 7000 кг, который бы мог включать в себя характеристики EWK АРЕ и новой башней с 35-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом.

EWK построила всего четыре прототипа EWK APE для армии ФРГ, но только один из них впоследствии был выкуплен армией для дальнейшей разработки. Впоследствии он был переименован в Alligator. После обширных испытаний закупка машины не рассматривалась, и в 1979 году от проекта отказались. С тех пор прототип был частью исследовательской коллекции военных технологий Федерального управления по оборудованию, информационным технологиям и использованию вооруженных сил Германии в Кобленце.

Технические характеристики EWK APE (Amphibisches Pionier-Erkundungsfahrzeug)
Экипаж - 4 человека.
Конфигурация 4 х 4
Боевая масса 14 500 кг
Длина 6,93 м
Ширина 3,08 м
Высота (до верха корпуса) 2,4 м
Дорожный просвет 515 мм
Максимальная скорость: 105 км/ч (дорога), 18 км/ч (вода)
Запас хода (по пересеченной местности) 800 км
Машина способна преодолевать подъемы до 35 градусов, вертикальную стену высотой до 50 см, канавы и рвы шириной до 1 м.
Двигатель Mercedes-Benz OM 402A V-8 дизель жидкостного охлаждения мощностью 320 л.с. при 2500 об/мин
Трансмиссия ZF 4 л.с. 500-1 6-ступенчатая автоматическая встроенный гидротрансформатор
Рулевое управление гидравлическое, рециркуляционное
Шины Michelin 20,50 х 25 XL
Тормоза (основные) гидравлические, с пневмоприводом (двухконтурные) (стояночные) механические
Электрическая система 28 В пост. тока
Аккумуляторы 4 х 12 В, 200 Ач
Вооружение
- 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall
- 6 дымовых пусковых установок