http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Radkampfwagen-90-01.jpg

В течение долгого времени считалось невозможным создать бронированную колесную машину, огневая мощь которой не уступала бы огневой мощи танка. Расчеты показывали, что боевая масса такого бронеавтомобиля будет в районе 30 т, тогда как масса 20 т представлялась верхним пределом для колесной боевой техники. В середине 80-х гг. экономическая ситуация в Германии, наряду с пересмотром концепции использования бронетехники в условиях Центральной Европы, побудила командование бундесвера перенести акцент в области оснащения войск бронетехникой с гусеничных машин на колесные. Теоретические исследования, проведенные специалистами фирмы Daimler Benz в начале десятилетия, обосновали возможность создания истребителя танков с мощным пушечным вооружением с использованием колесной базы 8x8.

Несмотря на то что масса бронеавтомобиля получалась, по расчетам, в пределах 30-35 т, за счет новых конструкционных решений предполагалось получить проходимость, сравнимую с проходимостью танков. В сентябре 1986 г. демонстрационный образец бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF (Experimental Fahrzeug - экспериментальная машина, также встречается обозначение Radkampfwagen 90) был передан на испытания. Модульная конструкция бронеавтомобиля позволяла при необходимости разработать целую гамму боевых машин, от пушечного бронеавтомобиля до бронетранспортера. Полная боевая масса прототипа превышала 30 тонн, благо разработчикам не нужно было обеспечивать машине плавучесть. Это позволяло также обеспечить машине достаточно мощное бронирование. В лобовой части корпуса толщина брони доходила до 50-60 мм, при этом бронелисты размещались под рациональными углами наклона. Такая броня на средних дистанциях боя могла выдерживать обстрел и 30-мм автоматических пушек, которыми были вооружены советские БМП-2.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Radkampfwagen-90-02.jpg

В варианте истребителя танков моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса. В передней части корпуса было размещено отделение управление с местом механника-водителя, в средней части корпуса располагалось боевое отделение, над которым была установлена вращающаяся башня от основного боевого танка Leopard 1A3. В башне размещалось основное вооружение – нарезная 105-мм танковая пушка L7A3 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3A1, который являлся дальнейшей модернизацией крайне успешного единого пулемета MG42. Шасси боевой машины позволяло без особых проблем устанавливать различные образцы вооружений и другие башни. Существовали варианты создания зенитной версии колесной боевой машины, а также установки различного разведывательного оборудования и средств связи. Экипаж колесного танка состоял из 4-х человек: командира машины, механика-водителя, наводчика и заряжающего.

Двигатель - дизель водяного охлаждения с турбонаддувом Daimler-Benz OM-444 LA мощностью 610 кВт. Этот двигатель был мощнее танкового дизеля В-46, который устанавливался на советские танки Т-72 (780 л.с.), обладавшие еще и большей боевой массой. Установка мощного дизеля обеспечивала колесному танку прекрасные скоростные характеристики. При движении по шоссе машина легко развивала максимальную скорость – 100 км/ч. Специально для колесного танка была разработана мощная гидропневматическая независимая подвеска с изменяемым клиренсом. Это было необходимо, так как машина обладала большой массой, а конструкторы предусмотрели возможность установки других модулей вооружений и военного оборудования.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Radkampfwagen-90-03.jpg

Конструкцией корпуса и ходовой части предусмотрена возможность размещения двигателя в средней или в передней части машины. Все восемь колес бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF - ведущие, управляемые. Отдельно можно выделить и управляемость всех колес, что обеспечивало практически семиметровому колесному танку приемлемый радиус разворота. На машине установлена система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. На корпусе демонстрационной машины была установлена облегченная башня от основного боевого танка «Leopard 2», вооруженная 105~мм нарезной пушкой. Расчеты показывали возможность установки на бронеавтомобиль бронебашни массой 10-14 т, вооруженной 120-мм пушкой.

Бронеавтомобиль EXF (Radkampfwagen 90) фирма Daimler-Benz разрабатывала в частном порядке и рассчитывала принять с ним участие в конкурсе на перспективный истребитель танков для бундесвера «Panther»; EXF (Radkampfwagen 90) в варианте бронетранспортера мог бы заменить гусеничные БТР M113. Бурные политические события в Европе конца 80-х - начала 90-х гг. поставили крест на многих военных программах, программа разработки тяжелого бронеавтомобиля Daimler-Benz EXF - в их числе. Лучшими истребителями армад советских танков оказались не пушки и ПТУРы, а М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе. Бундесвер свернул разработку «Panther», а надежды руководства фирмы Daimler-Benz на экспортные заказы не оправдались, в результате Daimler-Benz EXF так и остался построенным в единственном экземпляре.

Единственный построенный прототип колесного танка Daimler-Benz EXF (Radkampfwagen 90) хранится в настоящее время в коллекции Военно-технического музея в городе Кобленце.

Характеристики Daimler-Benz EXF (Radkampfwagen 90)
Экипаж – 4 человека.
Колесная формула  8x8
Боевая масса, кг 32000-36000
Длина корпуса, м  6,95
Ширина, м  2,99
Высота корпуса, м  1,74
Колесная база, м  1,5/1,5/1,5
Ширина колеи, м 2,59
Силовая установка – 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель Daimler-Benz OM-444 LA мощностью 830 л.с. (610 кВт).
Емкость топливного бака – 300 литров
Максимальная скорость по шоссе, км/ч  110
Вооружение – 105-мм нарезная пушка L7A3 и 7,62-мм пулемет MG3A1