http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/btr-50p-ztpu2.jpg

Зенитная самоходная установка БТР-50П с ЗТПУ-2 была разработана конструкторским бюро ОКБТ ЛКЗ в 1955 г. на базе гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Опытный образец прошел испытания на НИИБТ полигоне ГБТУ (Кубинка) и НИА полигоне ГАУ (ст. Донгузская) со 2 января по 10 мая 1956 г. в объеме 1500 км пробега и 14880 выстрелов. На вооружение самоходная установка не принималась и в серийном производстве не состояла. Экипаж самоходной установки состоял из 5 человек.

Спаренная зенитная турельная пулеметная установка ЗТПУ-2 состояла из двух 14,5-мм пулеметов КПВТ и крепилась к конусообразной тумбе установленной в десантном отделении. Расстояние между осями пулеметов - 180 мм. Тумба состояла из верхнего и нижнего кольцевых поясов, соединенных между собой четырьмя симметрично расположенными стойками. Нижний пояс тумбы болтами крепился к опорам, приваренным к днищу корпуса машины. К верхнему поясу было приварено основание нижнего погона опоры установки. Для увеличения устойчивости тумбы при стрельбе ее передние стойки были соединены с верхним лобовым листом корпуса съемными распорками. Расчет установки состоял из наводчика и двух заряжающих.

Углы наводки спаренной установки составляли от -3'20' до +91. Механизмы наводки установки имели ручные приводы. Угловые скорости наводки по вертикали находились в пределе от 7,5 до 37,5 град./с, по горизонту - от 6°50' до 46°30' в секунду Боекомплект к установке составлял 1280 патронов, причем 320 патронов (4 снаряженных ленты) находились непосредственно на установке в специальных ящиках. Остальные патроны находились в 12 магазинах. Для стрельбы но воздушным целям использовался коллиматорный прицел ВК-4 с подсветкой, no наземным целям - телескопический прицел ОП-1-14. Кнопка электроспуска пулеметов находилась в рукоятке маховика поворотного механизма установки. Кроме того, имелся дублирующий ножной спуск. Установка обеспечивала эффективное ведение огня по воздущным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высотах от 500 до 1000 м. Боевая скорострельность составляла 484 выстр./мин. В комплект установки входило 4 запасных ствола, которые находились в боевом отделении. Замена горячих стволов на холодные производилась в течение 45 с.

Узлы и механизмы зенитной турельной пулеметной установки не претерпели изменений по сравнению с узлами и механизмами серийной ЗТПУ-2. Установка была простой по устройству и эксплуатации, но малая дальность эффективного огня, недостаточные скорости наводки и быстрая утомляемость заряжающих послужили причиной отказа от организации ее серийного производства.

Технические характеристики БТР-50П с ЗТПУ-2
Боевая масса - 13,6 т;
экипаж - 5 чел., десант - 6 чел.;
вооружение: 2 пулемета - 14,5 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 176 кВт (240 л.с.);
максимальная скорость: на суше - 44 км/ч, на плаву - 10 км/ч.