http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-003-01.jpg

Танк «Объект 003» представлял собой танк «Объект 432» с газотурбинным двигателем. ОКР по созданию танка проводилась на основании решения Комиссии Президиума СМ СССР но военно-промышленным вопросам от 6 августа 1964 г. Головным исполнителем по танку «Объект 432» с ГТД-3ТЛ являлся ВНИИ-100. К созданию опытного образца танка были привлечены Омское ОКБ-20 (по двигателю) и Харьковсий завод №75 (по базовой машине). На основании утвержденных 22 сентября 1964 г. начальником ГБТУ МО СССР тактико-технических требований ВНПИ-100 в 1964-1965 гг. был разработан технический проект, который был рассмотрен на заседании НТК ГБТУ 21 ноября 1965 г. Чертежно-конструкторская документация силовой установки танка «Объект 003» была выпушена в июле 1966 г.

24 мая 1965 г. ВНИИ-100 получил с завода №75 танк «Объект 432» №503Е905 под монтаж в него газотурбинного двигателя. Танку был присвоен шифр «Объект 003». Руководителями работ по танку являлись А.П. Крюков (до января 1967 г.) и В.В. Антонов (с января 1967 г.). Во втopoй половине 1966 г.- начале 1967 г. были проведены стендовые испытания танка «Объект 003», а с мая 1967 г. по ноябрь 1968 г. на полигоне ВНИИ-100 и частично на НИНБТ полигоне были проведены его длительные заводские испытания в объеме 3018 км пробега. Анализ и обобщение проведенных исследований и испытаний позволили сделать вывод о том, что на базе принципиальных решений, разработанных при создании танка «Объект 432» с двигателем ГТД-3ТЛ, необходимо продолжить работы по дальнейшему совершенствованию эффективности, габаритно-массовых и энергетических показателей и надежности систем МТО. Кроме того, было решено на серии объектов с ГТД продолжить комплекс исследований по выявлению условий работы ГТД в танке и ТТХ танка с ГТД в различных дорожных, климатических и территориальных условиях.

Опытный танк «Объект 003» отличался от серийного танка «Объект 432» только компоновкой МТО, коренная переделка которого была вызвана отличием ГТД-3ТЛ от поршневого двигателя 5ТДФ по характеристикам, эксплуатационным качествам и размерам. В остальном опытный танк (броневые корпус и башня, комплекс вооружения, ходовая часть, специальные системы, электрооборудование, средства связи) практически ничем не отличался от серийного. Основу силовой установки танка составлял газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ, созданный Омским ОКБ-20 (главный конструктор В.А. Глушенков) на базе серийного вертолетного двигателя ГТД-3ТФ. Двигатель из-за значительной длины (1640 мм) был расположен поперек продольной оси танка. Такое расположение двигателя потребовало установки дополнительного редуктора. В основу конструкции двигателя была положена двухвальная схема с симметричным осецентробежным компрессором, двухступенчатой компрессорной турбиной и двухступенчатой силовой турбиной.

Для исключения кратковременного увеличения частоты вращения силовой турбины в конструкции двигателя был предусмотрен перепуск газа после компрессорной турбины в атмосферу, минуя силовую турбину. Это осуществлялось с помощью заслонок перепуска газа при работе двигателя на режимах малого или малого маневренного газа («холостой ход») и при отпускании педали подачи топлива во время движения. Управление заслонками перепуска газа осуществлялось механиком-водителем с помощью педали подачи топлива («педали газа»). Снижение частоты вращения силовой турбины и передача крутящего момента от нее к трансмиссии танка осуществлялись редуктором двигателя. Масса двигателя с редуктором - 650 кг. Ресурс двигателя составлял 200 моточасов. Номинальная мощность двигателя - 588 кВт (800 л.с.). Удельный расход топлива - 408 г/кВт-ч (300 г/л.с.-ч).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/object-003-02.jpg

В системе воздухоочистки двигателя был применен воздухоочиститель с девятнадцатью прямоточными циклонами, расположенными вертикально, и автоматическим удалением пыли из пылесборника. В топливной системе дополнительно к уже имевшимся в танке «Объект 432» топливным бакам были подключены два бака емкостью 82 л. Дополнительные баки были установлены в МТО у моторной перегородки. Общая емкость топливных баков составляла 1232 л. В забронированном объеме находилось 74% (912 л) возимого запаса реактивного топлива марки ТС-1. Запас хода танка по грунтовым ухабистым дорогам составлял 127 км, по бетонной трассе - 280 км. Особенностью циркуляционной системы смазки двигателя являлось наличие сигнализатора появления стружки. В масляный бак системы заправлялось 34 л масла марки Б-3В. Охлаждение масла осуществлялось в радиаторе, расположенном над двигателем. Отвод тепла от радиатора осуществлялся потоком воздуха, создаваемым центробежным вентилятором. Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартер-генератора СТГ-12ТМО-1000 и пускорегулирующей аппаратуры.

Трансмиссия танка состояла из двух бортовых планетарных коробок передач, двух планетарных бортовых редукторов, системы смазки и системы управления движением танка. Каждая БКП вместе с бортовым редуктором представляла co6oй агрегат трансмиссии, выполненный с использованием элементов конструкции агрегата трансмиссии танка «Объект 432». В БКП имелось три планетарных ряда, три дисковых тормоза, два блокировочных фрикциона и тормоз-синхронизатор. Коробки передач обеспечивали четыре передачи переднего и одну передачу заднего хода, торможение танка, синхронизацию частоты вращения вала двигателя и ведущих колес при переключении передач, На правой БКП был установлен синхронизатор с приводом от ведущего вала и водила бортового редуктора, допускавший включение той или иной передачи в БКП только после соответствующей синхронизации частоты вращения вала двигателя и ведущих колес.

Система смазки трансмиссии была объединена с системой гидросервоуправления. Масляный радиатор системы размещался в блоке системы охлаждения рядом с радиатором системы смазки двигателя. Конструктивно система управления движением танка была такой же, как и на танке «Объект 432». Отличие заключалось лишь в отсутствии привода от педали трансмиссии (сцепления). Ходовая часть танка «Объект 003» по отношению к базовой машине - танку «Объект 432», осталась без изменений. Отличительной особенностью термодымовой аппаратуры многократного действия являлось использование в качестве дымообразующего (аэрозольного) состава масла Б-3В, Подача масла к форсункам ТДА осуществлялась насосом из специального маслобака, располагавшегося на надгусеничной полке. Расход масла составлял 2 л/мин.

Для снижения температуры корпуса танка в местах, непосредственно прилегавших к газовыхлопной трассе ГТД, было применено принудительное дефлектирование и теплоизоляция газохода. С целью снижения температуры крыши над МТО с ее внутренней стороны был установлен теплоизоляционный материал. Выступающий из кормы корпуса танка газовыпускной патрубок, разогревавшийся до высоких температур, был закрыт двойным металлическим экраном. Теплоизлучение МТО у танка «Объект 003» было в 1,5-2 раза меньше, чем теплоизлучение МТО у танка «Объект 432». Для обеспечения обогрева обитаемых отделений танка при длительных маршах и стоянках в засаде, а также поддержания требуемого температурного режима аккумуляторных батарей на танке «Объект 003» (вместо штатного подогревателя) была установлена отопительно-вентиляционная установка ОВ-65.

Танк был оснащен оборудованием для подводного вождения, обеспечивавшим преодоление водных преград шириной до 1500 м и глубиной до 5-7 м. В электрооборудовании танка источником электроэнергии при работающем двигателе являлся стартер-генератор СТГ-12ТМО-1000 (в генераторном режиме), при неработающем ГТД - четыре аккумуляторных батареи 12СТ-70М. Для обеспечения внешней радиосвязи танк был оснащен танковой ультракоротковолновой радиостанцией Р-123, а для внутренней связи - танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124.

Технические характеристики танк «Объект 003»
Боевая масса - 35,6 т;
экипаж - 3 чел.;
оружие: пушка - 115 мм, пулемет - 7,62 мм,
броня - противоснарядная;
мощность ГТД - 588 кВт (800 л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч.