В 1956 г. в Беремен-Грон организовали «Школу истребителей танков». В 1958 г. она была переведена в Мюнстер, где в 1959 г вместе с учебным истребительно-противотанковым батальоном составила «Противотанковую школу». Характерно отнесение специальных истребительно-противотанковых подразделений (Panzerjager) к роду оружия «пехота» и насыщение ими бригад и батальонов - базовых самостоятельных тактических единиц. Появилась и должность инспектора пехоты и противотанковой обороны. Главным противотанковым средством Второй мировой войны являлись противотанковые пушки. Резкий рост защищенности танков вызвал скачкообразное укрупнение и утяжеление буксируемых орудий и их боекомплекта. Понятно, что сразу после войны основное внимание уделили самоходным истребительно-противотанковым установкам и самодвижущимся пушкам.
Тем более что ручные гранатометы и безоткатные орудия могли вести борьбу с танками лишь на ближних дистанциях, а противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) первого поколения при ручном наведении обладали низкой скорострельностью и слишком большой минимальной дальностью стрельбы. Выданное в 1957 г руководством бундесвера задание на разработку семейства гусеничных бронемашин для пехоты, естественно, включило самоходные противотанковые установки. К описываемому периоду на вооружении различных армий уже имелись пушечные «истребители танков». По конструкции они представляли собой либо легкие танки, как американский М41 (1951 г) с 76-мм пушкой или французский АМХ-51 (АМХ-13) 1953 г с 75-мм пушкой, либо колесные бронемашины вроде французской EBR-75 (1950 г) с 75-мм пушкой или британского FV-601 «Саладин» (1959 г) с 76-мм пушкой, либо частично бронированные авиадесантируемые САУ - как советская 57-мм АСУ-57 (1950 г) или американская 90-мм М56 «Скорпион» (1957 г).
На первом этапе формирования бундесвер вынужден был использовать зарубежную (в основном, американскую) военную технику По штату «Дивизии 59» мотопехотная бригада получила «истребительно-противотанковую роту» с 13 легкими танками M41. Еще по пять танков М41 включили в истребительно-противотанковый взвод каждого мотопехотного батальона. В разработке собственного самоходного истребительно-противотанкового орудия (ИПТО) германские специалисты пошли по иному пути, опять же опираясь на опыт Второй мировой войны. В ее ходе вермахт вынужден был постепенно переходить от «штурмовых орудий» как средства непосредственной поддержки пехоты к истребителям танков с длинноствольной пушкой. И теперь речь зашла о полностью бронированном ИПТО с высокой подвижностью и низким профилем вроде прежних 75-мм Jgd. Pz.IV или «Хетцер». Собственно, «Хетцер» и рассматривалась в 1955-1956 гг как прототип нового ИПТО. Предполагалось, что ИПТО должно:
- стать средством пехоты для борьбы с танками и бронемашинами в наступлении и обороне;
- служить при необходимости орудием непосредственной поддержки пехоты (то есть тем же «штурмовым орудием»);
- обеспечивать экипажу защиту от пуль, осколков и оружия массового поражения;
- иметь одинаковую скорость движения передним и задним ходом, скорость и маневренность выше, чем у боевого танка.
ИПТО как «средство средней дальности» (до 1500-1600 м) с очень настильной траекторией должно было заполнить нишу между РПГ и самоходным ПТРК. Тем более что в условиях Центральной Европы обнаружение и поражение большинства бронецелей считалось возможным на дальностях не более 1800-2000 м. Выбор для вооружения ИПТО пушки калибра 90 мм был очевиден: благодаря американским танкам М47 и М48, 90-мм выстрелы к танковым пушкам стали стандартными в странах НАТО. Сложнее оказалось с выбором шасси.
Первоначально, в связи с планами принятия на вооружение бронетранспортера HS-30 швейцарской разработки, предполагали выполнить на его базе и «истребители танков» - артиллерийский и ракетный. Испытания установленной на шасси HS-30 бельгийской 90-мм пушки «Мекар» низкой баллистики показали ее недостаточные возможности в борьбе с танками на заданных дальностях до 1500-1600 м. В 1959 г испытали установку на том же шасси более мощной французской 90-мм пушки DEFA (созданной для легкого танка АМХ-13/90 - модификации упомянутого АМХ-13). Кроме орудия в неподвижной рубке машина несла два 7,62-мм пулемета. Испытания этого ИПТО, получившего индекс Jagdpanzer JPz 1-3, проведенные на базе «Противотанковой школы» в Мюнстере, показали, что нагрузка на передние катки шасси слишком велика - при массе машины 13,72 т шасси с трудом выдерживало импульс отдачи пушки. Рубка оказалась слишком тесной: тактико-технические требования предполагали поворот орудия в горизонтальной плоскости (хотя и в ограниченном секторе), но при его повороте либо наводчик, либо заряжающий оказывались зажатыми настолько, что просто не могли работать. С другой стороны, удалось проверить возможность установки орудия такого калибра в низкопрофильной рубке. Но шасси требовалось иное.
В 1960 г заказ на постройку 12 прототипов ИПТО получили ветераны германского танкостроения - фирмы «Рейншталь-Ганомаг», «Хеншель-Верке» и «Руршталь». В 1961 г свои машины представили «Рейншталь-Ганомаг» и «Хеншель». Тщательно отбирались типы двигателя, трансмиссии, подвески. Из различных вариантов подвесок, например, выбрали торсионную, как наиболее отвечающую и тактико-техническим, и экономическим требованиям. На следующий год обе фирмы представили десять экземпляров ИПТО, доработанных по замечаниям заказчика. При одинаковой схеме компоновки (уже проверенной на Jagdpanzer JPz 1-3), орудийной установке, дизельном двигателе «Даймлер-Бенц» без наддува мощностью 500 л.с. (предполагалась возможность установки впоследствии наддувного дизеля) машины имели ряд отличий в конструкции шасси. В частности. ИПТО фирмы «Хеншель» имело ходовую часть с шестью опорными катками на борт, фирмы «Рейншталь-Ганомаг» - с пятью катками.
В 1962 г опытные ИПТО испытывались на новом полигоне Е41 у г Трир. В 1963 гг они прошли войсковые испытания, и в том же году на вооружение приняли вариант фирмы «Рейншталь-Ганомаг». В период испытаний ИПТО именовали «Виддер» («Баран»), но на вооружение оно поступило под простым названием - «Ягдпанцер» (Jagdpanzer - «танк-истребитель», или «истребитель танков», более полно - Kanonenjagdpanzer, «пушечный истребитель танков») и индексом JPz 4-5. «Оснащение пехоты пушечными истребителями танков позволит ей вести борьбу с танками противника на средних дальностях», - писал в августе 1963 г бундесверовский журнал «Зольдат унд Техник».