http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/t-44m-1.jpg

Танк Т-44М представлял собой модернизированный танк Т-44 выпуска 1944-1947 гг., разработанный в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора А.А. Морозова в июле 1944 г Машина была принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО №6997 от 23 ноября 1944 г и поставлена на серийное производство на заводе №75 в Харькове (главный конструктор завода М.Н. Щукин). В послевоенный период завод №75 выпустил 1253 танка Т-44. Мероприятия по модернизации машины по заданию ГБТУ были разработаны конструкторским бюро завода №75 в Харькове под руководством главного конструктора А.А. Морозова в 1957-1958 гг При отработке чертежно-технической документации танк имел заводское обозначение «Объект 136М». Модернизация проводилась с 1959 г на ремонтных заводах Министерства обороны СССР при проведении капительного ремонта машин. Почти все ранее выпущенные машины (за исключением списанных в процессе эксплуатации) были модернизированы.

В ходе проведения мероприятий по модернизации на танке Т-44М использовались более надежные агрегаты, системы и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка Т-54. Для обеспечения возможности вождения машины ночью устанавливался прибор ночного видения. Танк Т-44М имел классическую схему компоновки с экипажем из четырех человек и размещением внутреннего оборудования в трех отделениях: управления, боевом и МТО. Отделение управления занимало левую носовую часть корпуса танка. В нем находились: рабочее место механика-водителя, над которым в крыше корпуса имелся входной люк с поворотными основанием и броневой крышкой; органы управления танком; контрольно-измерительные приборы; выключатель батарей; розетки переносной лампы и внешнего пуска двигателя; два воздушных баллона; аппарат ТПУ; реле-регулятор; сигнальные лампы выхода ствола пушки за пределы ширины танка и пулемет ДТМ с частью боекомплекта. Правее сиденья механика-водителя за перегородкой располагались передние топливные баки, основная часть боекомплекта пушки и аккумуляторные батареи. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса находился люк аварийного (запасного) выхода, крышка которого откидывалась на петлях к левому борту корпуса.

Для наблюдения за местностью и вождения танка в боевых условиях механик-водитель использовал три смотровых прибора: призменный прибор, смонтированный в шахте поворотного основания входного люка; стеклоблок, установленный перед смотровой щелью в верхнем лобовом листе; призменный прибор (боковой), расположенный в вырезе левого борта корпуса. Прибор ночного видения ТВН-2, служивший при вождении танка в ночных условиях, монтировался вместо призменного прибора в поворотном основании люка механика-водителя (по-боевому) или на специальном кронштейне перед люком (по-походному). Блок питания прибора крепился к крыше отделения слева сзади люка механика-водителя. При вождении танка по-походному в дневных условиях перед люком механика-водителя мог устанавливаться ветровой щиток, который укладывался в отделении управления на нижнем лобовом листе.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/t-44m-2.jpg

В боевом отделении, располагавшемся в средней части корпуса танка и во внутреннем объеме башни, размещались: основное оружие, прицел, приборы наблюдения, механизмы наводки оружия, радиостанция, три аппарата ТПУ часть боекомплекта, щиток электрооборудования, вентилятор боевого отделения, два огнетушителя и три сиденья для экипажа (слева от пушки - наводчика и командира танка, справа - заряжающего). На крыше башни над рабочим место командира монтировалась командирская башенка кругового обзора с пятью смотровыми щелями со смотровыми призмами многократного отражения и защитными стеклами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В поворотном основании командирского люка устанавливался смотровой прибор ТПКУБ (ТПКУ-2Б) или ТПК-2' с пятикратным увеличением (на Т-44 использовался перископический смотровой прибор МК-4), который обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознавание и определение дальности до целей, а также возможность целеуказания наводчику (с помощью кнопки на левой рукоятке прибора) и корректирования артиллерийского огня. Над рабочими местами наводчика и заряжающего в крыше башни располагались два поворотных перископических смотровых прибора МК-4. Кроме того, над рабочим местом заряжающего в крыше башни имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/t-44m-3.jpg

На днище боевого отделения слева по ходу танка располагались подогреватель (под сиденьем командира танка) и люк запасного выхода (впереди сиденья наводчика). По днищу под полом отделения проходили торсионные валы подвески, а по левому борту корпуса - тяги приводов управления. С 1961 г по 1968 г в отделениях управления и боевом дополнительно были размещены чехол с комплектом ПХЗ (на ящике с инструментом, справа от механика-водителя), противогаз (крепился на воздушных баллонах), ящик для укладки сухого пайка (за сиденьем механика-водителя) и чехол для консервных банок сухого пайка (сверху стеллажной укладки для выстрелов), плащ ОП-1 в чехле (слева от сиденья наводчика), противогазы (в нише башни и на перегородке МТО), ящик с комплектом АДК и чехол с комплектом ПХЗ (на перегородке МТО). МТО занимало кормовую часть корпуса танка и отделялось от боевого отделения перегородкой. В нем размещались двигатель с обслуживавшими его системами и агрегаты трансмиссии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/t-44m-4.jpg

Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр. 1944 г и двух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Спаренная установка пушки и пулемета монтировалась в башне на цапфах и имела общие прицел и приводы наводки. Высота линии огня составляла 1815 мм. Для наводки пушки и спаренного пулемета в цель использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-16, имевший обогрев защитного стекла. Стрельба с закрытых огневых позиций производилась с помощью бокового уровня и башенного угломера (угломерного круга), нанесенного на нижнем погоне башни танка. Подъемный механизм пушки секторного типа обеспечивал углы наводки спаренной установки по вертикали от -5 до +20°. МПБ червячного типа имел ручной и электромоторный приводы. Электродвигатель механизма поворота включался наводчиком с помощью контроллера путем постановки рукоятки МПБ в вертикальное положение в специальном вырезе в кольце ограничителя. Перемещение рукоятки вверх обеспечивало поворот башни от электромотора вправо, вниз - поворот влево. Максимальная скорость поворота башни от электропривода достигала 24 град./с. С такой же скоростью осуществлялся переброс башни при командирском целеуказании.

Выстрел из пушки производился с помощью электрического или механического (ручного) механизмов спуска. Рычаг электроспуска располагался на ручке маховика подъемного механизма, а рычаг ручного спуска - на левом щите ограждения пушки. Предельная дальность прицельной стрельбы из пушки составляла 5200 м, из пулемета - 1500 м. Наибольшая дальность стрельбы из пушки достигала 12200 м, боевая скорострельность - 6-8 выстр./мин. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки и спаренного пулемета составляло 21 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, позволявший закреплять пушку в двух положениях: при угле возвышения 0° или 16°. Стрельбу из спаренного пулемета вел наводчик (заряжание и взведение затвора производил заряжающий), а из курсового пулемета - механик-водитель, осуществляя его наводку на цель поворотом танка (кнопка электроспуска курсового пулемета располагалась в верхней части правого рычага управления поворотом). Высота линии огня для курсового пулемета равнялась 1028 мм.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp3/t-44m-5.jpg

Боекомплект к пушке был увеличен с 58 до 61 выстрела, к пулеметам ДТМ - с 1890 (30 дисков) до 2016 патронов (32 диска). В боекомплект танка входили унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующими (БР-365, БР-365К), подкалиберными бронебойно-трассирующими (БР-365П) и осколочно-фугасными (ОФ-365К и ОФ-365 с полным и уменьшенным зарядом) снарядами. Кроме того, в боевом отделении укладывались один 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов (из них 282 с пулей со стальным сердечником и 18 с трассирующей пулей), 26-мм сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами и 20 ручных гранат Ф-1. в связи с укладкой дополнительного имущества в боевом отделении и отделении управления танка в период с 1961 г по 1968 г боекомплект к пулеметам ДТМ был сокращен до 1890 патронов. Унитарные выстрелы размещались в специальных укладках в корпусе и башне танка. Основная стеллажная укладка на 35 выстрелов находилась в носовой части корпуса. Стеллажная укладка на 16 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки на десять выстрелов располагались на правом борту корпуса (пять выстрелов), на правом борту башни (два выстрела), на левом борту корпуса (три выстрела). Патроны к пулеметам ДТМ снаряжались в 30 магазинов и укладывались в специальных рамках: на правом борту башни - 3 шт, в правом заднем углу боевого отделения -20 шт, под стеллажной укладкой ниши башни -3 шт, на перегородке силового отделения - 2 шт и в носовой части корпуса танка - 2 шт

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Корпус машины сваривался из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 75 и 90 мм. Максимальная толщина лобовой части башни достигала 120 мм. При модернизации конструкция корпуса и башни существенных изменений не претерпела, за исключением упразднения в бортах башни отверстий для стрельбы из личного оружия и некоторых изменений по корпусу, связанных с установкой новых и дополнительных агрегатов и узлов силовой установки и трансмиссии танка. Так, например, для конструктивно измененного входного редуктора трансмиссии в днище машины был сделан вырез, который снаружи закрывался и заваривался специально изготовленным броневым листом. В связи с использованием новой системы отвода отработавших газов в левом борту выполнили вырез, а старые отверстия для прохода выпускных труб заварили с использованием броневых заглушек. В связи с установкой ПМП, масляного бака, форсуночного подогревателя и других узлов и приборов в днище корпуса имелись необходимые лючки и отверстия, закрывавшиеся броневыми крышками и пробками. В качестве противопожарного оборудования использовались два ручных углекислотных огнетушителя ОУ-2 в боевом отделении. Средствами для постановки дымовой завесы машина не оборудовалась.

В МТО танка вместо дизеля В-44 мощностью 368 кВт (500 л.с.) устанавливался двигатель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин с масляным фильтром «Кимаф». Пуск двигателя (основной) осуществлялся с помощью электростартера СТ-16М или СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л.с.) или сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов. Для обеспечения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха (от -5°С и ниже) применялся форсуночный подогреватель, осуществлявший подогрев охлаждающей жидкости, топлива и масла. В системе воздухоочистки двигателя использовался один воздухоочиститель ВТИ-4 с двумя ступенями очистки и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборников, который имел более высокую степень очистки воздуха. Емкость четырех внутренних топливных баков составляла 500 л, емкость трех наружных топливных баков, включенных в топливную систему двигателя, была увеличена со 150 до 285 л. Запас хода танка по шоссе возрос с 235 до 420-440 км. В период 1961-1968 гг в кормовой части корпуса начали устанавливать две 200-л топливные бочки, не включенные в топливную систему двигателя. В системе охлаждения и системе смазки двигателя использовались водяные и масляные радиаторы, масляный бак с редукционным клапаном и маслозакачивающий насос МЗН-2, заимствованные у танка Т-54.

Трансмиссия - механическая. В ней применялись входной редуктор, главный фрикцион (как с 15, так и с 17 дисками трения), коробка передач и двухступенчатые ПМП с приводами управления, заимствованные у танка Т-54. В коробке передач на повышенных передачах (на II, III, IV и V передачах) использовались инерционные синхронизаторы. Вентилятор системы охлаждения двигателя -дюралевый, с 24 или 18 лопатками, с открытым или закрытым фрикционом. Установка дюралевого вентилятора в сочетании с усиленным приводом от коробки передач исключила случаи разрушения конических шестерен привода вентилятора. Заменить полностью бортовые редукторы не удалось, так как это привело бы к большому объему работ, связанных с заменой их броневых картеров. Ведомая шестерня, картер и крышка бортового редуктора остались без изменения. В бортовых редукторах установили конструктивно новые ведущие и ведомый валы с уплотнениями и другими деталями. Кроме того, в картеры бортовых передач вваривались сапуны, которые обеспечивали сообщение внутренних полостей бортовых редукторов с атмосферой, что позволило исключить случаи подтекания смазки из-за повышенного давления внутри картеров.

В ходовой части машины устанавливались мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления и ведущие колеса, заимствованные у танка Т-54 обр.1947 г Ширина трака гусеницы составляла 500 мм. Направляющие колеса были усилены. Впоследствии вместо прежних опорных катков использовались опорные катки танка Т-54А с дисками коробчатого типа. Индивидуальная торсионная подвеска машины конструктивным улучшениям не подвергалась. В связи с установкой новых агрегатов трансмиссии и ходовой части скорости машины несколько изменились. Поскольку привод к спидометру СП-14 остался прежним, то его показания не соответствовали действительно пройденному пути и фактической скорости машины, поэтому для получения действительных данных необходимо было умножать имевшиеся показания прибора на коэффициент, равный 1,13.

Электрооборудование машины по сравнению с электрооборудованием Т-44 претерпело изменения. Оно было выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24-29 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М (до 1959 г - 6СТЭ-128, общей емкостью 256 А ч), соединенные последовательно-параллельно, общей емкостью 280 А-ч и генератор Г-731 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-30 и фильтром ФГ-57А (до 1959 г - генератор Г-73 аналогичной мощности с реле-регулятором РРТ-24). Для подсветки местности при пользовании прибором ТВН-2 рядом с фарой ФГ-102 со светомаскировочной насадкой, размещенной справа на лобовом листе танка, устанавливалась фара ФГ-100 с инфракрасным фильтром. Кроме того, в состав световой сигнализации были введены передние и задние габаритные фонари, а звуковой сигнал С-57 заменили влагостойким сигналом С-58.

Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция Р-113 (в башне слева от командира танка). Внутренняя телефонная связь между членами экипажа, а также выход на внешнюю связь командира и наводчика через радиостанцию обеспечивались танковым переговорным устройством ТПУ Р-120. Для связи с командиром десанта на башне сзади командирской башенки имелась специальная розетка. Изменения претерпела укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На базе танка Т-44М были созданы командирский танк Т-44МК, гусеничный бронированный тягач БТС-4 и опытные образцы танка Т-44МС со стабилизатором танковой пушки СТП-2 «Циклон».

Тактико-технические характеристики Т-44М («Объект 136М»)
Боевая масса - 32-32,5 т;
экипаж - 4чел.;
вооружкние:
- пушка - 85-мм нарезная,
- 2 пулемета - 7,62-мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость по шоссе - 57 км/ч.