http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/AMX-50-1.jpg

Тяжёлый танк AMX-50 - французский опытный танк разработанный сразу после Второй мировой войны. После Второй мировой войны Французское танкостроение находилось в состоянии серьёзного упадка. Не смотря на это ещё в 1944 году, сразу после освобождения от оккупации, французские танкостроители сумели запустить в серийное производство новый тяжёлый танк ARL-44. Но не смотря на мощное вооружение и бронирование, он имел архаичную конструкцию и малую подвижность. По этому, сразу после окончания войны, во Франции началась разработка новых танков, отвечающих современным требованием.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/AMX-50-2.jpg

Французские инженеры, не имея такого опыта в танкостроении, как их конкуренты из других стран, пошли по пути смелых экспериментов. При этом они широко использовали при проектировании тяжёлого танка доставшиеся им наработки по немецким танкам Е-серий. От них была заимствована подвеска с шахматным расположением катков и 1000-сильный двигатель «Майбах HL295» с трансмиссией. За прототип взяли E-50, который должен был сменить «Пантеру». Но было решено усилить вооружение заменой 88-мм пушки на 100-мм. Осуществить это помогло одно из самых необычных нововведений - разработанная французами «качающаяся» башня, состоявшая из двух частей. Верхняя часть, обеспечивающая вертикальную наводку неподвижно закреплённого в ней орудия, цапфами крепилась к вращающейся нижней части. Башня получилась небольшой по размерам, а ее погон имел малый диаметр, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка. Благодаря этому новый французский танк AMX-50 оказался меньше, легче и быстрее, чем американские и английские тяжёлые танки, не уступая им по вооружению и огневой мощи. Кроме того, качающаяся башня позволила, благодаря автоматизации заряжания, исключить из экипажа заряжающего.

Конфигурация корпуса AMX-50 близка конфигурации немецкого танка «Пантера». Корпус сварной, имеет острый нос, наклонные верхние бортовые листы и вертикальные нижние бортовые листы. В передней части корпуса расположено отделение управления с двумя рабочими местами для водителя и радиста. Боевое отделение размешается под башней, силовая установка и силовая передача находятся в корме. Башня литая, состоит из двух частей - нижней, опирающейся на шариковую опору, и верхней, качающейся в вертикальной плоскости на цапфах. На крыше башни слева установлена командирская башенка, справа крепится спаренная установка двух пулемётов "Reibel" калибра 7,5-мм. Пушка калибра 100-мм закреплена жестко в верхней качающейся части башни со спаренными с ней пулемётом и прицелом. Пушка снабжена дульным тормозом и системой эжекционной продувки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/AMX-50-3.jpg

Двигатель Maybach HL 295, бензиновый с непосредственным впрыском топлива, 12-цилиндровый. Силовая передача механическая, состоит из главного фрикциона трения без смазочного материала, ступенчатой коробки передач, механизма поворота дифференциального типа с ленточными тормозами и однорядных бортовых передач. Гусеничный движитель включает 9 (на сторону) сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра с шахматным перекрытием, поддерживающих катков нет. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами. Гусеница с открытым металлическим шарниром. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме, номинальное напряжение 24 В. Средства связи состоят из двух ультракоротковолновых радиостанций с усилителями мощности и ТПУ.

Первый опытный образец AMX-50, изготовленный в 1949 г., был вооружен 30-мм пушкой, замененной в 1950 г. на 100-мм. На первых образцах предполагалась установка двух двигателей по 500 л.с. В следующей модификации, на которой была установлена 120-мм пушка, изменены корпус и башня. Лобовая деталь корпуса выполнена литой с толщиной до 200 мм. Имелся механизм заряжания на шесть выстрелов. Масса танка возросла до 59 т. Одновременно в 1952 г. на базе танка была создана 120-мм самоходная артиллерийская установка AMX-50. В 1951-1952 гг. было изготовлено несколько опытных образцов AMX-50, которые проходили войсковые испытания. Танк успешно проходил войсковые испытания, но в 1952 году работы над AMX-50 были свёрнуты, так как началась разработка совместно с ФРГ нового танка в рамках программы стандартизации вооружения в НАТО.

Опытный тяжёлый танк AMX-50 оказался, пожалуй, единственным западным танком, который по комплексу данных не уступал лучшим образцам советского танкостроения. Малая ёмкость магазинов в башне не давала ему возможности долго вести бой. Но наличие автомата заряжания с высоким темпом работы превращало AMX-50 в страшного противника при скоротечных столкновениях.

Тактико-технические характеристики AMX-50
Экипаж 5
Вес 57,8 тонн
Длина  7,35 м
Ширина  3,4 м
Высота  3,35 м
Бронирование  80-120 мм
Вооружение:
1 x 100-мм пушка
3 x 7,5-мм пулемёта "Reibel"
Двигатель  Maybach HL 295 12VC, 850 л.с.
Скорость  51 км/ч
Запас хода – 170 км